Практикум "Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики и речи у дошкольников с речевыми нарушениями"
методическая разработка

Кузнецова Татьяна Владимировна

Для педагогов представлены игры на развитие мелкой моторики рук и речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Практикум

 «Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук и речи дошкольников с речевыми нарушениями»

Подготовила и провела: Т.В. Кузнецова –

учитель-дефектолог

г. Гусев

          Цель: обучение воспитателей применению специальных пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие речи и мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

         Задачи:

  1. Повышать компетентность и знания педагогов о речевом развитии детей дошкольного возраста;
  2. Формировать навыки и умения проведения пальчиковых игр с детьми в режимных моментах;
  3. Совершенствовать формы педагогического взаимодействия в процессе проведения специальных игр для развития лексико-грамматических категорий.

Оборудование и материалы: несколько столов, расставленных полукругом, интерактивная доска, презентация к мастер-классу, буклеты «Пальчиковые игры для детей», выставка методической литературы и дидактические игры; природный материал (каштаны – по количеству педагогов), карандаши для выполнения массажа, песочный стол, предметы домашнего обихода (прищепки), Су-Джок мячики.

Подготовительная работа:

  • Подобрать для педагогов педагогическую литературу по теме практикума;
  • Подготовить игры и пособия по развитию речи через пальчиковые игры;
  • Разработать буклеты по числу педагогов и раздать их в конце встречи.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

        Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас практикум на тему: «Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук и речи у дошкольников с речевыми нарушениями» который для вас приготовила и проведу я, учитель-дефектолог нашего детского сада, Кузнецова Т.В. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи через пальчиковые игры.

        Что же такое, на Ваш взгляд, пальчиковые игры? (ответы педагогов)

        Пальчиковые игры – это лучший способ развития речи и мелкой моторики рук у дошкольников

  Что такое мелкая моторика рук? Какие существуют способы ее развития у дошкольников? Что такое пальчиковые игры и как в них играть с детьми? На все эти вопросы вы найдете ответы в ходе  нашего практикума.

      Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.   Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.

И так. начнем наш практикум с разминки

1. Разминка

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому: указательный и средний,

безымянный и последний – сам мизинчик-малышок

постучался о порог.

Вместе пальчики – друзья

Друг без друга им нельзя

А сейчас самомассаж

2. Самомассаж

«Братцы»

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо-удальцы!

«Каштан»

Каштан в ладошке я крепко держу

Каштан в ладошке кручу и кружу

Я ловко катаю каштан по ладошке

А он убегает, как мышка от кошки.

«Карандаш»

Карандаш в руках катаю

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Дети очень любят играть с песком. И следующие игры – с песком

3. ИГРЫ С ПЕСКОМ (с морской солью)

“Солим суп”

Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.

Мы сегодня повара,

Суп солить давно пора.

“Моем ручки”

Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.

Моем руки чисто-чисто,

Моем руки быстро-быстро.

“Пересыпь соль”

Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.

Песок, пересыпайся,

Да не просыпайся.

“Кулачки”

Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.

Мы песок в кулак зажали,

И крепко подержали.

“Горка”

Описание: сгребать соль ладонью в горку.

Ладонью строим горку,

Красиво, быстр, ловко.

“Цыплята”

Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о песочную поверхность.

Дружно зернышки мы клюем,

Червячка сейчас найдем.

“Гуси”

Описание: пальцы щипают песок.

Щиплют гуси травку дружно,

Торопиться им не нужно.

«Лошадка»

Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)

По зеленой травке, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)

Цок-цок-цок. Цок-цок-цок. (ЯЗЫКОМ)
Скачет резвый табунок.
(Звукоподражание)

Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.

4. ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

«Тучка»

Дождик, капай веселей,

Не жалей водички.

Кап, кап, кап, кап

«Солнышко»

Солнышко утром рано встает

Лучики тянет – тепло нам дает

«Ежик»

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки потерял.

Ты беги скорей к нам ежик

Мы сейчас тебе поможем

5. Пальчиковые игры

Кто в деревне живет?

Лежебока – рыжий кот.

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Да собачка у крылечка!

Раз, два, три, четыре, пять

Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет?

Под корягой старый крот.

За горой  волчонок,

в ельнике – лосенок.

Под кустом зайчонок,

А в норе лисенок

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальцы загибать!

 «Дятел»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

6. Игры с Су-Джок мячиками

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 6 - 7 лет имеющих нарушения звукопроизношения.

Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук для предупреждения нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

Из опыта работы по развитию мелкой моторики рук для предупреждения нарушений письма у детей дошкольного возраста.  О необходимости специальной работы по развитию мелкой моторики для пр...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»....

Способы развития мелкой моторики с 1,5 года.

Способы развития мелкой моторики с 1,5 года....

Консультация для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Формирование мотивационного отношения родителей к значению развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ....