Требования к современному уроку физики как основа эффективного и качественного образования.
статья

Филатова Ольга Николаевна

Урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов:

 

  1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники.
  2. Реалии современной жизни.

3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы района поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_uroku_mo.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку физики как основа эффективного и качественного образования.

«Я ничему не учу своих учеников,

я лишь создаю условия,

в которых они сами научатся»

                                                                                         Альберт Эйнштейн

Урок — основная форма проведения учебных занятий в школе его обсуждают в учительских кабинетах, на педсоветах, о нем написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии, проводятся конференции.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке.

Урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов:

  1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники.
  2. Реалии современной жизни.

3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы района поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

4. Организация Единого государственного экзамена предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить развиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной гигиены. Речь идет о рациональной организации занятий, правильном чередовании труда и отдыха и применении различных педагогических методов на уроке. Современный урок отличается от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой и темпом.

Как же сделать урок физики современным?

Современный урок физики сегодня уже нельзя представить без использования на уроке компьютера, который не дает учителю забывать о том, что физика-наука экспериментальная и изучение физики трудно представить без лабораторных работ.

На помощь учителю приходит компьютер, который позволяет проводить более сложные лабораторные работы.

Ни для кого не секрет, что предмет физика как учебный предмет имеет свои особенности, это:

– экспериментальная основа;

 – опора на теоретическое мышление;

– специфика терминологического аппарата.

Основные предметные умения, которые должны быть сформированы у «ученика-физика» в основной школе приобретаются при выполнении экспериментальных и исследовательских работ, при решении физических задач, при использовании терминологического аппарата предмета физика. Приобретению универсальных учебных действий на уроках физики способствует решение комплексных задач, которые не содержат чётко сформулированных условий и целей, которые являются объектом деятельности обучающегося с динамически изменяющейся средой, содержащей большое число компонентов с неочевидными связями. В процессе решения комплексной задачи развивается познавательная деятельность детей, направленная на преодоление препятствий, заранее неизвестных, выявление причинно-следственных связей, анализ и интеграция получаемой информации.

Основными направлениями обучения решению комплексных задач являются:

 – формирование системного типа ориентировки в изучаемой области;

 – организация самостоятельного исследовательского обучения;

 – использование комбинированных методов обучения.

В формировании УДД можно также использовать ситуационные задачи, которые носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, для решения которой необходимы конкретные предметные знания. Нередко для решения ситуационных задач обучающемуся требуется знание нескольких учебных предметов. Обязательным элементом ситуационной задачи является проблемный вопрос, связанный с реальной жизнью и на который ученику захотелось бы найти ответ.

Ситуационные задачи выглядят следующим образом:

 – название задания (не традиционный номер задачи); – личностно значимый познавательный вопрос;

– представленная в разнообразном виде информация по данному вопросу;

– какие действия нужно выполнить с представленной информацией;

– выводы и заключения по решению задачи.

Ситуационные задачи схожи с проблемными задачами и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационных задач у учителя и ученика разные цели:

– учащийся — найти решение поставленной задачи;

 – учитель — создать условия для освоения учащимися способа деятельности и осознания его сущности.

Таким образом, когда мы говорим о новых подходах и новых целях обучения, которые стоят перед учителем на современном этапе, мы должны использовать:

 – включение в содержание учебных предметов ситуационных задач, позволяющих изменить подход к определению тем занятий;

– некоторые темы могут быть сформулированы в виде вопросов, содержащихся в ситуационной задаче;

 – целью урока в этом случае становится усвоение метода исследования. А понятия, факты, научные закономерности будут усвоены обучающимся в том случае, если они понадобятся ему для понимания сущности метода. Таким образом использование ситуационных задач в образовательном процессе даёт возможность:

– мотивировать обучающихся к познанию окружающего мира; – актуализировать предметные знания для решения задач;

– формировать предметные и метапредметные образовательные результаты;

 – вырабатывать партнёрские отношения между обучающимися и преподавателями;

 – наполнить портфолио обучающегося и учителя, соответственно развивая ученика и повышая уровень профессиональной компетенции учителя.

При изучении физики нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала, так как это приведёт лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность на уроке, то интерес к изучаемому материалу у них быстро пропадёт, вызовет лишь частичный интерес, который не будет постоянным. Поэтому при проведении уроков нужно чаще прибегать к эффективному педагогическому средству, как игровая деятельность. С переходом на личностно-ориентированное обучение такой приём позволяет более осмысленного, активного участия обучающихся в познавательной деятельности.

Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить. Стандартный комбинированный урок для них скучен, неинтересен. Поэтому основная задача современного педагога правильно преподнести учебную информацию.

Итак: современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:

1. Главной целью урока - развитие  личности ребенка

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.

4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5. Организация урока динамична и вариативна.

6. На уроке используются современные педагогические технологии.

7. Кабинеты школы полностью оснащены современным оборудованием 

     Поэтому, когда педагог приходит на урок, то он должен  вспомнить слова Л.Д.Ландау: «Главное, делайте всё с увлечением!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»...

Современный урок - основа эффективного и качественного образования

Современный урок - основа эффективного и качественного образования...

Современный урок - основа эффективного и качественного образования

Современный урок - основа эффективного и качественного образования...

Статья «Современный урок как основа эффективного и качественного образования».

Основной формой работы учителя является  урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педаго...

Педсовет “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»

Педсовет“Современный урок- как основа эффективного и   качественного образования» План проведения педсовета1.     Предисловие- фильм « Новый взгляд на систему о...

"Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Сравнение традиционного урока и урок современного типа, определение критериев эффективности современного урока....

Программа лектория-практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» для членов Клуба молодого учителя

Программа лектория-практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» для членов Клуба молодого учителя имеет цель помочь  молодым учителям и  малоопытным...