Методическая разработка "Слоговые таблицы по автоматизации звуков"
методическая разработка
Методическая разработка "Слоговые таблицы" разработана к конкурсу "Методический калейдоскоп - 2020"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.82 КБ |







Предварительный просмотр:
Методическая разработка - учебно-наглядное пособие
«Слоговые таблицы по автоматизации звуков»
Введение
Психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с нарушением речи предусматривает проведение учителем-логопедом индивидуальных занятий по произношению и(или) развитию звуковой культуры речи. Восприятие детьми речевого материала и овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза зависит от эффективности применения логопедом методов и игровых приемов позволяющие поддерживать интерес детей при выполнении заданий. Необходимо также учитывать несформированность мотивационной сферы в работе с детьми с ОВЗ.
Содержание
Методическая разработка – учебно-наглядное пособие «Слоговые таблицы по автоматизации звуков» используются мною на этапе работы по постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов. А также автоматизации звуков в чистоговорках. В применении таблиц придерживаюсь следующего плана использования таблиц и заданий на индивидуальном занятии:
- различение на слух звуков и слогов с опорой на таблицу.
Например: Игра «Учимся различать звуки».
Вариант 1.
Повтори за мной слоги: СА – СО – СУ – СЫ и т.д. Какой звук повторяется в слогах ? Какие гласные звуки ты произносил(а) ? …А теперь чтобы ты не путалась(ся) посмотри на таблицу и картинки гласных звуков – кружочки (А, О, У, И, Ы, Э).
Вариант 2 (облегченный).
Повтори за мной слоги: ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ и т.д. Слушай внимательно … Повтори снова… Чтобы лучше запомнить посмотри пожалуйста на таблицу. Найди гласные и согласные звуки. Гласные звуки что делают ? (поются) Произнеси гласные звуки и посмотри(те) на картинки – кружочки.
- первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов.
Например: Игра «Придумай чистоговорку».
Вариант 1.
Л____А, Л____А, Л____А – ЛА-ЛА-ЛА … пиЛА, мыЛА, дуЛА, одеЛА, носиЛА, писаЛА, читаЛА и т.д.
Вариант 2 (с использованием предметных картинок – Приложение 6).
Посмотри(те) на картинки. Назови(те) картинки правильно проговаривая звук [Л]. Подбери(те) слово к слогу АЛ. (ребенок выбирает и называет понравившееся слово, например «пенал»). Теперь у тебя получилась чистоговорка:
А____Л, А____Л, А____Л – АЛ-АЛ-АЛ … зАЛ, пенаАЛ, упАЛ, сломАЛ и т.д.
О____Л, О____Л, О____Л – ОЛ-ОЛ-ОЛ … пОЛ, гОЛ, футбОЛ, стОЛ и т.д.
Вариант 3 (с использованием вопросов):
ЛА – ЛА – ЛА – (чья пила) пила ? – ЛА – ЛА – ЛА – моя пила. ЛА – ЛА – ЛА – твоя пила. ЛА – ЛА – ЛА – наша пила.
ЛА – ЛА – ЛА – (где пчела ?) – ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела.
- проговаривание чистоговорок с использованием слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами.
Например: Игра «Повтори чистоговорку». Ребенок смотрит на таблицу и проговаривает чистоговорки по заданию логопеда. Можно также применять и в работе воспитателей по заданию логопеда на логопедических группах.
- АЧ – АЧ – АЧ – калач, мяч.
- АЧ – АЧ – АЧ – испекли калач.
- АЧ – АЧ – АЧ – покупаем мяч.
- РО – РО – РО – роза, розовый, перо.
- РО –РО –РО – у Розы старое перо.
- РО – РО – РО – в городе метро.
Актуальность
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры.
Чистоговорки – являются весьма эффективным средством автоматизации звуков в слогах и словах. Чистоговорка как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям.
Цель
Методическая разработка – учебно-наглядное пособие «Слоговые таблицы по автоматизации звуков» формирует правильное произношение звуков, закрепляют представления звукового и слогового анализа и синтеза предусмотренной программами по коррекции речи. Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности.
Задачи
1.Формирование правильного произношения.
2.Развитие фонематического слуха.
3.Автоматизация звуков на уровне слогов, слов, чистоговорок.
4.Работа над слоговой структурой слов.
5.Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
6. Развитие словотворчества и рифмы.
Категория участников
Учебно-наглядное пособие используется мною на индивидуальных занятиях с детьми 4 – 5 лет с нарушением речи (ФФНР, ОНР, ЗПРР, ЗПР) посещающими логопункт МАДОУ д/с №132. Слоговые таблицы могут также применять воспитатели логопедических групп, которые ежедневно проводят индивидуальную работу с детьми по заданию учителей-логопедов. Используют родители для выполнения домашних рекомендаций по заданию логопеда.
Итоги реализации (результат)
Процесс автоматизации звуков в слогах, словах, чистоговорках с использованием слоговых таблиц вызывает интерес у детей к индивидуальным логопедическим занятиям. Новые задания и приемы работы положительно влияют на достижение максимального результата восприятия речевого материала и овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза, закрепляют цветовое обозначение гласных и согласных звуков.
Список использованной литературы
1.Т.В.Александрова. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2005.
2.Л.Е.Кыласова. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы. – 2-е изд. – Волгоград:Учитель. 2014.
3.Т.С.Перегудова, Г.А.Османова. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков [С], [З], [Ц]; [Ш], [Ж]; [Ч], [Щ]; [Л], [ЛЬ]; [Р], [РЬ]:Логопедам – практикам и заботливым родителям. В 5-ти книгах СПБ.:КАРО.2012.
4.В.Э.Темникова. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5 – 7 лет с речевыми нарушениями. – М.:Издательство ГНОМ и Д. 2008.
6.Картотека картинного материала по группам звуков позднего онтогенеза [С], [СЬ], [З], [ЗЬ], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]. Личный фонд.
9. Приложения
1.Приложение 1. Слоговая таблица по автоматизации твердых согласных звуков в прямых слогах.
2.Приложение 2. Слоговая таблица по автоматизации твердых согласных звуков в обратных слогах.
3.Приложение 3. Слоговая таблица по автоматизации мягких согласных звуков в прямых слогах.
4.Приложение 4. Слоговые таблицы по автоматизации твердых и мягких согласных звуков в прямых и обратных слогах.
5.Приложение 5. Слоговые таблицы по автоматизации твердых согласных в слоговых рядах.
6.Приложение 6. Игра «Придумай чистоговорку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к авторскому речевому тренингу по автоматизации звука [Ш], созданному в пространстве Mimio
Это описание авторской методической разработки, которая предтавляет из себя речевой тренинг индивидуального плана, ориентированный на старших дошкольников (5 – 6 лет) с диагнозом ОНР, ФФНР, НПОЗ. Трен...

Методическая разработка. "Автоматизация звука "Р" в словах и в предложениях, объединённых темой "В мире птиц".
В занятии дети участвуют в телепередаче" В мире птиц". Телезрители задают вопросы,а дети отвечают,...

Методические рекомендации по автоматизации звуков
Данное практическое пособие поможет логопедам, воспитателям и родителям в работе по исправлению дефектов звукопроизношения в качестве домашних заданий на автоматизацию и дифференциацию корректиру...

Таблицы для автоматизации свистящих звуков. Звук З.
Представлен материал для автоматизации свистящмх звуков в слогах и в словах. Ребенок под руководством логопеда, родитетей или других членов семьи, заинтересованных в успехах ребенка, не только сформи...
Методическая разработка для логопедов Автоматизации звука Р. Игры и упражнения.
Методическая разработка для логопедов Автоматизации звука Р. Игры и упражнения....

Учебно - методическое пособие "Дифференциация и автоматизация звуков"
Дидактическая логопедическая игра может применяться на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков. Коррекция нарушения чтения и письма....

