Методические рекомендации по содержанию и оформлению характеристики на обучающегося техникума
методическая разработка


Предварительный просмотр:

   

Министерство образования и науки

Республики Бурятия

СК - УМД-МР-2.4.-22

ГБПОУ  «Гусиноозерский энергетический техникум»

лист

листов всего

Методические рекомендации

СОГЛАСОВАНО                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

МО классных руководителей                                                       Заместитель директора по ВР

Протокол  №    _                                                                             от «_____» _________ 2022 г.

от  « __ » _______2022 г.                                                                 __________ Е.А.Гуржапова

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                           подпись                                                                                                                                          

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по содержанию и оформлению характеристики

на обучающегося техникума

Методические рекомендации по содержанию и оформлению  характеристики

на обучающегося в ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

 

Составитель Симонова М. А., преподаватель ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ, с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов среднего звена и подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям, мастерам производственного обучения, другим педагогическим работникам техникума в написании характеристик на обучающихся ГБПОУ «ГЭТ», требуемых в стороннюю организацию: КДН, ПДН, в другие учебные заведения,  органы опеки и т.д.

ЦЕЛИ И ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ

       Охрана здоровья детей и подростков, своевременная помощь и коррекция недостатков психофизического развития, успешная социализация и интеграция их в обществе, требует участия представителей самых различных специальностей.

        Классные руководители,  мастера производственного обучения, социальный педагог, педагог – психолог, зам.директора по ВР являются наиболее объективным источником информации о микросоциальных условиях в семье обучающихся, обо всех изменениях в поведении подростка, особенностях его личности, о замеченных начальных отклонениях в нервно-психической сфере. Именно они помогут своевременно направить подростка для оказания квалифицированной помощи к подростковому врачу-психиатру, на ПМПК и т.д.

        Для осуществления достаточной преемственности между этими звеньями необходимо сопроводить подростка умело составленной характеристикой.

        Психолого-педагогическая характеристика – это документ, в котором изложена адекватная оценка успеваемости и посещаемости обучающегося учебных занятий, отношение его к производственным и общественным поручениям, положение подростка в группе и в другом коллективе, положение в семье, социальных условий проживания, положительных черт личности обучающегося наряду с отрицательными, видна возможность борьбы с негативом и как это воздействует на обучающегося, каковы результаты.

        Обязательной будет психолого-педагогическая характеристика при переводе обучающегося в другое учебное заведение. Также характеристики пишутся по мере запроса: в органы суда, в органы соц. защиты  и т.д.

        Характеристика на обучающегося может быть написана  классным руководителем, мастером п/о, социальным педагогом или педагогом - психологом , другими специалистами.

Требования к    написанию характеристики:

         Сведения об обучающемся должны быть точными, достоверными и объективными.

         Нужно четко знать, куда пишется характеристика, т.е. цели, задачи использования характеристики, и учитывать это при выборе структуры и содержания.

         К написанию характеристики можно приступать только после проведения психолого-педагогического обследования, длительного наблюдения за обучающимся.

         ППХ должна быть краткой, понятной, содержательной и отражать основные психолого-педагогические аспекты состояния обучающегося.

Нужно давать описание как положительных, так и отрицательных черт личности обучающегося;

              Не допускается наличие в характеристике грамматических и орфографических ошибок.

               В конце характеристики должны быть обязательно указаны авторы, их должности и личные подписи.

          ППХ должна иметь угловой штамп УО, зарегистрирована секретарем  с указанием даты регистрации.

  Характеристику на обучающегося пишет классный руководитель, мастер п/о.  При написании психологической характеристики обучающегося может потребоваться помощь социального педагога, педагога -  психолога, результаты тестирования и диагностики.

Минимальный объем характеристики — 800-900 символов, максимальный не ограничен и может содержать отчеты о работе с обучающимся — мини-досье на обучающегося.

Характеристика  пишется на бланке техникума с угловым штампом, формат А4, регистрируется секретарем учебной части.

Редактируется  и проверяется  социальным педагогом  и подписывается лицом, подготовившим ее и заместителем директора по воспитательной работе.

План общей психолого-педагогической характеристики обучающегося

Общие сведения об обучающемся

Фамилия, имя, отчество.

Дата рождения.

Домашний адрес.

Для иногородних адрес проживания по месту учебы.

Успеваемость и посещаемость. Проделанная работа по улучшению успеваемости и посещаемости.

Отношение к учебным предметам.

Мотивы учебной деятельности. Прилежание.

Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и порицанию.

    Особенности овладения трудовыми умениями и навыками. Отношение к учебной и производственной практике.  Самостоятельность.

      Посещаемость: пропуски занятий по уважительной и неуважительной причине.

     Проделанная работа: индивидуальные беседы, беседы с родителями, вызов родителей в техникум, посещение на дому, приглашение обучающегося и родителей на Совет отделения, Совет профилактики, в КДН и т.д.

      Полученный результат: стал лучше учиться и посещать, положительных результатов нет.

Семья обучающегося

Состав семьи. Место работы родителей и должность. Материальные условия жизни семьи. Условия воспитания обучающегося в семье.  Взаимоотношения между членами семьи. Отношение членов семьи к обучающемуся. Контроль родителей за успеваемостью и посещаемостью обучающегося. Участие родителей в жизни обучающегося. Досуг и участие в домашнем труде.

Физический статус

Физическое развитие, соответствие возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.)

Состояние моторики. Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи,  стереотипные и навязчивые движения). Координация движений.

Состояние анализаторов (зрение, слух и т. д.)

Наличие  хронических заболеваний. Инвалидность. Утомляемость.

Особенности познавательной деятельности

Внимание. Объем. Устойчивость. Переключаемость. Особенности произвольного и непроизвольного внимания.

Восприятие. Скорость, объем, полнота, точность, осмысленность. 

Особенности зрительных, слуховых  восприятий.

Память. Быстрота, полнота, прочность запоминания. Особенности запоминания цифрового, фактического и словесного материала.

Наличие и особенности логической (смысловой) памяти.

Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, смешанная)

Индивидуальные особенности памяти.

Особенности речи. Уровень речевого развития. Темп и ритм речи. Дефекты произношения. Особенности голоса. Эмоциональная окраска речи.

Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря.

 Эмоционально-волевая сфера

 Преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости. Наличие аффективных вспышек.

Особенности воли. Подчиняемость. Внушаемость. Проявления негативизма.

Наличие дружеских и родственных чувств.

Наличие патологических влечений.

Общеучебные умения и навыки

Умение слушать, выполнять словесные задания.

 Навыки самоконтроля.

Особенности и трудности усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, применения усвоенных знаний и умений.

Самостоятельность в усвоении и применении знаний.

Наличие и особенности переноса знаний и навыков в новую ситуацию.

Особенности личности

Направленность личности. Характер интересов,  самооценка. Ответственность.

Соблюдение правил поведения в обществе, техникуме, дома. Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. Самостоятельность поведения.

Взаимоотношения с ученическим коллективом и взрослыми. Место и роль в коллективе. Реакция на критику.

Социализация личности. Вредные привычки.

Педагогические выводы и рекомендации

                                                                                                   

 Приложение 1.

Угловой штамп

             ОУ

(Примерная) Характеристика

На    студента  ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»,

код профессии (специальности), название профессии(специальности) Иванова Ивана Ивановича, дата рождения, проживающего по адресу:

_________________________________________________________________

Иванов Иван Иванович обучается  в  ГБПОУ  «Гусиноозерский энергетический техникум»  с «___»_______ 20__ г.  по профессии «название профессии, специальности» в группе №________.

За период обучения  Иван показал себя добросовестным учащимся, занятия посещает исправно, пропусков без уважительных причин не допускает. Учится хорошо, по итогам первого полугодия  задолженностей не имеет, текущие зачеты сдает своевременно, успешно. На уроках работает добросовестно, выполняет задания преподавателя, мастера производственного обучения.

С заданиями учебной (производственной) практики справляется успешно.

Принимает активное участие в общественной жизни группы и техникума. В группе  является   культоргом и др.

По характеру спокойный, добродушный,  общительный, в группе общается со всеми одинаково, ведомый член коллектива.  Может поддаваться чужому влиянию. Склонен к усидчивой и сосредоточенной работе. Спортивно развит.  Критику в свою сторону принимает адекватно. Со старшими вежлив, тактичен.

Семья неполная, благополучная. Мать Ф.И.О., работает (не работает) (указать место работы), отец Ф.И.О. работает (не работает)(место работы).      Отношения в семье хорошие, доверительные. Мать постоянно контролирует сына, поддерживает тесную связь с мастером (ФИО мастера, классного руководителя).

 

             Зам.директора по воспитательной работе _________ ФИО

             Мастер п/о, классный руководитель     ____________ ФИО

                                                                                     

Приложение 2.

Угловой штамп

            ОУ

Примерная  характеристика на обучающегося, стоящего на внутреннем контроле, КДН, ПДН и т.д.

Характеристика

На    студента  ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум», код профессии, название профессии, специальности, Сидорова Ивана Сидоровича, дата рождения, проживающего по адресу:

________________________________________________________________

Сидоров Иван Сидорович обучается  в  ГБПОУ  «Гусиноозерский энергетический техникум»  с «__»________ 20__ г.  по профессии __________________________________ в группе № ______.

За время   обучения, с 01.09.16 г. по 16.02.17 г.  Иван  пропустил занятия  в количестве  368 часов, из них  110 часов по уважительной причине и 258 часов без уважительной причины. Отношение к учебе недобросовестное.   Соответственно  по итогам  первого полугодия не аттестован  по пяти предметам:  материаловедение, слесарное дело, история, физкультура, устройство.   Неоднократные  индивидуальные  беседы с Иваном и его матерью положительных результатов не дали. Иван неоднократно приглашался на Совет отделения,  вызывали мать на беседу в техникум. Иван обещает исправиться, закрыть все задолженности, но никаких усилий для этого не прилагает.

В данное время учащийся  не посещает занятия с 21.03.2017 г. и из беседы с матерью выяснилось, что он не проживает дома, т.е. ушел из дома и не появляется. На звонки матери и мастера (ФИО)  не отвечает, от общения с матерью отказывается. За март месяц Иван допустил 144 часа пропусков без уважительной причины  и решением Совета отделения  информация была подана на всеобуч.      

 Исходя из вышесказанного, просим оказать содействие в розыске несовершеннолетнего Сидорова Ивана Сидоровича и возвращения его на учебу.

             

             Зам. директора по воспитательной работе ___________ ФИО

             Социальный педагог                                    ___________ ФИО

             Мастер п/о, классный руководитель          ____________ ФИО

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине "Экономика отрасли".

В методических рекомендациях приведены структура и содержание курсовой работы по экономике отрасли, тематика курсовых работ и правила их оформления. Данные рекомендации по выполнению и оформлению курс...

Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты занятия в учреждении сферы молодежной политики

Планирование занятий в творческих объединениях и спортивных секциях учреждения сферы молодежной политики - это один из элементов управления процессом организации работы. Правильно спланированное занят...

Методические рекомендации по разработке и оформлению авторской программы дополнительного образования детей

Подробные рекомендации педагогам дополнительного образования по разработке авторской программ ДОД...

Рекомендации по содержанию и оформлению исследовательского проекта учащихся

основные выкладки проектной деятельности учащихся...

Методические рекомендации по написанию и оформлению исследовательской работы

Данные рекомендации разработаны на основе общепринятых норм оформления исследовательских работ. Они помогут учащимся и педагогам подготовить и правильно оформить работу для представления на конкурс....

методические рекомендации по содержанию бесед и занятий классных руководителей с обучающимися

методические рекомендации по содержанию бесед и занятий классных руководителей с обучающимися...