"Эффективные практики педагогической деятельности на уроках истории и обществознания "
учебно-методический материал

Практики педагогической деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные практики педагогической деятельности на уроках

истории и обществознания

Анна Яковлевна Намжилон

учитель истории и обществознания

МБОУ ВСОШ № 3

История и обществознание – это именно те предметы, которые предоставляют широкое поле деятельности для учащихся: для проявления их интеллектуальной, творческой групповой и индивидуальной активности, что, как известно, является важнейшей составляющей ресоциализации личности обучающегося школы пенитенциарной системы.

Их средствами решаются следующие задачи:

• формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

• воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;

• понимание и принятие общечеловеческих моральных ценностей;

• формирование у школьников собственной позиции по тем или иным историческим и политическим событиям, своей гражданской позиции. Эти учебные дисциплины привлекают внимание учащихся к проблемам нравственного выбора, поведения в различных ситуациях.

На уроках истории и обществознания я использую различные современные образовательные технологии или отдельные приёмы технологий. Самые часто используемые мной – это:

- Технология проблемного обучения, используемая для того, чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, каждый урок открытия нового знания построен с использованием технологии проблемного диалога. Она позволяет поддерживать интерес к уроку, обучающиеся самостоятельно формулируют проблему, выдвигают гипотезы, строят планы, открывают новое знание, делают выводы. Моя роль как педагога заключается в организации, координации и корректировке действий учащихся. Самое главное и самое трудное - это создать проблемную ситуацию на уроке. Для себя я выделяю следующие приемы создания проблемной ситуации:

1. Предоставить учащимся два противоречивых факта. Например, различные точки зрения при оценке исторической личности, различные точки зрения при оценке исторических событий.

2. Предложить учащимся для анализа данные сравнительных таблиц.

3. Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты.

4. Проблемную ситуацию можно создать с помощью иллюстраций, сравнивая два памятника архитектуры.

- Информационные (компьютерные) технологии. Разработанные мной уроки-презентации вызывают интерес у учащихся. Особый интерес вызывают такие уроки-презентации, как «Монгольское нашествие на Русь», «Отечественная война 1812 года», «Сталинградская битва», «Духовная культура общества». Благодаря использованию информационных технологий удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время и т.д.

- Исследовательский, проектный метод обучения требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворен, т.к. обычно одновременно решает образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование таких ключевых компетенций учащихся, как умение работать по алгоритму, работа в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить.

- Технология критического мышления ориентирована на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты. На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы технологии развития критического мышления, такие, как метод синквейна.

- Здоровьесберегающие технологии применяю во избежание усталости учащихся, чередуя различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке, они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.

Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый и законопослушный образ жизни.

Сама специфика таких предметов, как история и обществознание, предполагает большую работу по развитию ценностно-смысловой компетенции обучающихся школы пенитенциарной системы. На этих уроках в значительной степени осуществляется формирование и переоценка основных нравственных качеств личности. Уроки истории всегда были призваны помочь учащимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом, и преодолеть то, что было отрицательное в исторических событиях.

Эмоциональное переживание, направленное на судьбу исторической личности или события, происходящие в истории - важный компонент в процессе формирования мировоззрения учащихся. Прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы: «Как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?», «Как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?».

Ярким примером для обучающихся служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Петр I в описании европейских и российских историков. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников.

На уроках истории и особенно обществознания уместны дискуссия и споры.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы, которые даются в начале урока: "Культура I пол. XX века: расцвет или деградация?", "Петр I: кто он - злой гений или отец нации?». Такие задания помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, сопереживать и сострадать – то, что необходимо на уроке.

Уроки истории побуждают ученика мыслить, вызывают желание быть душевно причастными к великим деяниям народа. Так, на уроке истории Бурятии по теме «Декабристы в Бурятии», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Ученики часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России.

Уроки обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся; научить их глубоко и серьезно анализировать, переосмысливать и пересматривать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны.

При изучении темы «Личность и социальная среда» провожу обсуждение тем «Жизнь замечательных людей», «Всем трудностям назло».

Работу над темой «Товар и деньги» завершаю уроком – дискуссией «Деньги - зло или благо». Изучая раздел «Семья», учащиеся охотно обсуждают темы «Традиции моей семьи», «Памятная фотография в семейном альбоме», «Ветераны в моей семье» и др.

Проведение декады МО учителей гуманитарного цикла подводит некий итог работы в данном направлении, обучающиеся проявляют инициативу в самостоятельной творческой деятельности, повышается интерес к изучению учебных дисциплин.

В конечном счёте, все эти формы и методы работают на необходимый обществу результат, и в большинстве случаев обучение в школе пенитенциарной системы дает положительный результат в духовно – нравственном и гражданском становлении личности.

Самое главное на уроке - совместный поиск истины учениками и учителем. Очень важно обучить истории, учить учащихся анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Но гораздо важнее воспитать в них доброту, порядочность, честность, что не всегда удается.

Нашему обществу, как никогда раньше, необходим человек с четкой гражданской позицией, широким историческим и современным кругозором, способный взвешенно, ответственно мыслить, обостренно воспринимать все события в стране, лично отвечать за происходящее.

Литература

Семыкина Е.Н. Интеграция традиционного и инновационного гражданско-нравственного воспитания в условиях современных вызовов времени. Гражданско-нравственное становление и развитие школьников. Традиции и инновации. Материалы научно-практической конференции (Москва, апрель 2010 г.) / Под науч. ред. Е.Н.Семыкиной. – Ярославль, ООО «Аверс плюс» 2010.

Школьное историческое образование в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Учеб.-метод. пособие / Сост. О.М. Хлытина. Новосибирск, 2012.

Алексеева Л.В. История в школе: вопросы теории и методики преподавания: Учеб.-метод. пособие. Нижневартовск, 2010.

Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знания, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Эффективность применения опорных конспектов на уроках истории и обществознания

Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, ...

Эффективные приемы смыслового чтения на уроках истории и обществознания

Представлены образцы заданий для формирования смыслового чтения на уроках истории и общестовознания: денотатный граф, методы сжатия текста....