ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
методическая разработка

Исаева Валерия Львовна

Рекомендации ЦПМПК – АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ЗПР; вариант 7.2);
Индивидуальный образовательный маршрут - образовательная программа, адаптированная для обучения учащегося с ЗПР, учитывающая особенности его психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazets_iom_no.docx54.52 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

обучающегося

Фамилия, имя  -_________________

Класс – ____

№ личного дела ___________________________________

Инвалидность / статус ОВЗесть / нет

Вид ИОМ  -Индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ЗПР

Срок действия ИОМ – 202 – 202 уч. год

Специалисты, реализующие программу –  учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог

Дата составления программы - ______

.                                                                                 1. Пояснительная записка

     Рекомендации ЦПМПК – АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ЗПР; вариант 7.2);
Индивидуальный образовательный маршрут - образовательная программа, адаптированная для обучения учащегося с ЗПР, учитывающая особенности его психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Рекомендации ЦПМПК по направлениям коррекционной работы:

Рекомендации

Специалист

Форма организации занятий

Учитель-логопед

 коррекция и развитие всех компонентов речи, помощь в формировании навыков письма и чтения;

групповая

Учитель-дефектолог

Коррекция и развитие дефицитарных функций, коррекция и развитие мыслительных операций, познавательных процессов на основе изучаемого программного материала

групповая

Педагог-психолог

коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекция и развитие пространственно-временных представлений, помощь в адаптации к условиям школьной среды.

групповая

Социальный педагог

координация взаимодействия субъектов образовательного процесса.

 

Особенности учащегося 

Способы помощи 

Речь 

Речь недостаточно соответствует возрастным нормам: затрудняется в построении связного высказывания в устной и письменной форме. Сохраняются отдельные недочеты и в сформированности фонематического слуха и восприятия, словарный запас ограничен интересами, грамматическая сторона речи в устной форме без нарушений, но на письме при построении развернутой фразы испытывает затруднения. Фраза или простая нераспространенная, или расширяется избыточно без соблюдения логических связей и согласований.

Расширять словарный запас за счет разнообразных упражнений и игр. использовать наглядные опорные схемы для построения фразы. Добиваться четкости проговаривания в устных ответах.

Графические навыки 

Графические навыки развиты недостаточно.

Использование прописей, графических упражнений, задание по обводке.

Темп деятельности. 

Работоспособность. Утомляемость 

Ребенок не вполне успевает за темпом деятельности класса 

Увеличение временных рамок для выполнения заданий

Проблемы, связанные с объемом памяти 

Развитие памятисоответствует среднему уровню. 

Продолжить работу по развитию зрительной и слуховой памяти посредством изучения правил, стихотворений. Поддерживать развитие ВПФ с помощью игр и упражнений во время физ-культ.минуток, динамических пауз, во внеурочной деятельности.  

Особенности поведения 

С особым вниманием относится к личному пространству и личным учебным принадлежностям.    Не всегда может соотнести личные интересы  с общепринятыми правилами и нормами.    

Организовать рабочее место ребенка комфортным для него образом, соблюдать личное пространство. Отрабатывать в классе социальные правила, такие как: с уважением относиться к личным вещам, не брать чужие вещи без разрешения владельца.

Оказывать эмоциональную поддержку, повышать самооценку. Отражать и легализовывать эмоции.    

Взаимоотношения с другими детьми 

Дружеские. 

Приобщение к детскому коллективу с помощью учебных и игровых занятий, внеклассных мероприятий. 

Включать в коллективные дела класса, включение в групповую работу класса.  

Организовывать выполнение посильных учебных заданий в парах и малых группах.

Повышать личный рейтинг в коллективе.

Собственные интересы 

Рисование

Способствовать повышению интереса к учебным предметам. 

3. Образовательные потребности учащегося

Наименование

Да

Нет

Примечание

1

Определенное место в классе

 +

2

Нужен ли помощник для учителя

 +

3

Время продуктивной деятельности (кол-во уроков)

2-3 урока

5

Способ предъявления заданий:

- наравне со всеми учениками и по сложности и по времени

+

  - сокращенное задание

+  

- задание в письменной форме

+

- возможность только устного ответа

+

- использование индивидуальных средств обучения

+

 - требуется организующая помощь  педагога на каждом этапе

+

6

Мотивация

+

Направляющая помощь

4. Организация обучения

Обучается по классно-урочной форме обучения - учебники для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся

Учебный предмет

Форма обучения

Уроки во 4 Р классе без сопровождениятьютора

1

Русский язык

4

2

Литературное чтение

4

3

Математика

4

4

Окружающий мир

2

5

ОРЭС

1

6

Английский язык

2

7

Физическая культура

2

8

Ритмика

1

Внеурочная деятельность

1

Коррекционно-

развивающие занятия с учителем-

дефектологом

2

2

Коррекционно-

развивающие занятия с психологом

1

3

Коррекционно-

развивающие занятия с учителем-логопедом

2

5. Планируемые результаты обучения по предметам

Предметные результаты

Предмет

Ближайшие (триместр)

Среднесрочные (на полугодие)

Долгосрочные (год)

Русский язык

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризовать согласный звук (глухой-звонкий, парный-непарный).

Оценивать  правильность данной характеристики.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Использовать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов.

Научится на слух и зрительно находить изученные орфограммы  в слове, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне, непроизносимыми согласными  и правильно записывать такие слова.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Литературное чтение

Соотносить заглавие с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию; выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом; анализировать средства художественной выразительности.

Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.

Анализировать текст по вопросам учителя (учебника); осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план.

Математика

Применять частные случаи деления на основе взаимосвязи умножения и деления; определять фигуру наибольшей площади, периметр большей фигуры; давать общее название геометрическим фигурам. Различать приемы умножения; применять порядок действий в объяснениях; выполнять

устные и письменные приемы умножения и деления; составлять числовой ряд

по правилу; решать

задачи на деление

и умножение.

Применять частные случаи деления на основе взаимосвязи умножения и деления; определять фигуру наибольшей площади, периметр большей фигуры; давать общее название геометрическим фигурам. Различать приемы умножения; применять порядок действий в объяснениях; выполнять

устные и письменные приемы умножения и деления; составлять числовой ряд

по правилу; решать

задачи на деление

и умножение.

Применять латинские буквы в выражениях с переменной; находить значения буквенных выражений, выполнять письменные приемы сложения и вычитания чисел; работать с геометрическими фигурами, вычислять периметр и площадь многоугольников.

Применять латинские буквы в выражениях с переменной; находить значения буквенных выражений, выполнять письменные приемы сложения и вычитания чисел; работать с геометрическими фигурами, вычислять периметр и площадь многоугольников.

Устанавливать математические отношения между объектами; использовать математические знания в расширенной области применения.

Письменно выполнять деление на однозначное число в пределах 1000; выполнять умножение и деление круглых чисел; оценивать приближенно результаты арифметических действий; вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным способом (с помощью свойств арифметических действий, знания разрядного состава чисел, признаков делимости); находить долю числа и число по доле; использовать свойства арифметических действий для выполнения вычислений и решения задач разными способами; сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах; сравнивать массу предметов, выраженную в разных единицах;ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений.

Окружающий мир

Научится выполнять правила безопасного поведения в природе, осознавать ценность природы.

Научится строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6. Индивидуальные вспомогательные средства

Предмет

Индивидуальные средства

1

Русский язык

Для запоминания учебного материала многократные повторения .Индивидуальные инструкции, учебные наглядные таблицы, индивидуальная папка с  основным математическим материалом на учебный год.

2

Литературное чтение

Для запоминания учебного материала многократные повторения, индивидуальная самостоятельная работа, работа с карточками, индивидуальные словесные инструкции, тесты на печатной основе.

3

Математика

 Для запоминания учебного материала многократные повторения. Индивидуальный раздаточный материал, индивидуальная папка с основными математическим  материалом на учебный год, карточки с заданиями, индивидуальные словесные инструкции.

4

Окружающий мир

Для запоминания учебного материала многократные повторения .Тематические картинки, индивидуальные инструкции, тесты на печатной основе.

5

Технология

Индивидуальные инструкции, совместное выполнение определённых этапов работы при затруднении работы.

7. Аттестация учащегося

5 баллов — самостоятельно выполняет задание в заданное время без ошибок

4 балла — самостоятельно выполняет задание за дополнительное время с 1-3 недочетами

3 балла — самостоятельно выполняет задание за дополнительное время с 3-5 недочетами

2 балла — неудовлетворительное выполнение задания.

Использование индивидуальных средств, записанных в ИОМ (см. пункт 6), не приводит к снижению оценки!

2. Оценка степени самостоятельности выполнения работы (доля участия тьютора, применение индивидуальных средств).

Оценивание по этому параметру проводится тьютором или учителем. Оценки заносятся в дневник наблюдения за ребенком.

Контрольные мероприятия по предметампроходят в соответствии с графиком проведения, установленных ОО.

Индивидуальное расписание

коррекционно-развивающих занятий

     ученика 4-р  

День недели

Специалист

Время / форма занятий

понедельник

учитель- дефектолог

учитель-логопед

педагог-психолог

14.30-15.10 групповая

вторник

учитель- дефектолог

учитель-логопед

педагог-психолог

среда

учитель- дефектолог

учитель-логопед

педагог-психолог

четверг

учитель- дефектолог

учитель-логопед

педагог-психолог

14.35-15.20 групповая

пятница

учитель- дефектолог

учитель-логопед

педагог-психолог

8. Рекомендации для родителей

Если Ваш ребенок обучается в общеобразовательном классе по адаптированной программе, то используйте дома следующие рекомендации:

  1. Используйте дома по возможности сокращенные словесные инструкции
  1. Не скупитесь на достаточное поощрение усилий Вашего ребенка
  1. Разрешайте учащимся с ООП использовать при приготовлении домашних заданий вспомогательные (индивидуальные) средства обучения  
  1. Поддерживайте своего ребенка в осуществлении исследовательской и проектной деятельности
  1. Предусматривайте частую смену видов деятельности дома
  1. Соблюдайте четкие границы, привычные стереотипы
  1. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть несколько минут при необходимости

С программой ознакомлен(а) и согласен(на):

Классный руководитель   _______________________        ___________________

(ФИО)               (подпись)

Родитель / законный        _______________________          ___________________

представитель ребенка (ФИО)               (подпись)

Приложение 2.

Коррекционно-развивающая область

Специалисты

Дефициты ребенка

(заключение школьного консилиума)

Задачи развития ребенка

на  учебный год

Специальные условия обучения и воспитания

Учитель-логопед

1.Общие представления

ребенка

-соответствуют возрастной норме.

Речеязыковая компетенция

развита  неравномерно..

Словоизменительные навыки и умения:

- словоизменительные навыки формируются;  трудности усвоения нерегулярных словоизменительных моделей;

Словообразовательная деятельность:

-словообразовательная деятельность сформирована на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию, в речи наблюдаются трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей;

Синтаксические навыки и умения:

-допускаются отдельные недочеты при построение сложносочинённых предложений с причинно-следственной или временной связью, вариативные возможности построения конструкций различного вида на низком уровне;

Понимание текста:

- идентифицирует содержательно–смысловое значение текста;

-понимает основную информацию текста;

- доступно понимание скрытого смысла с помощью взрослого, по дополнительным вопросам.

Продуцирование текста

- может построить собственное высказывание на основе полученной визуальной  информации;

-рассказ  соответствует предложенному сюжету; тема  раскрыта;

- соблюдает временную, логическую последовательность событий;

адекватно формулирует основное содержание сюжета;

Репродуцирование текста:

-может воспроизвести текст, воспринятый на слух;

-пересказ  соответствует оригиналу,  частично пропускает связующие звенья рассказа ;

-при пересказе частично сохраняет лексику оригинала, могут быть случаи поиска слов, их неточное употребление. Высказывание строит короткими малораспространенными предложениями.

5.Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции:

-несколько снижен.

Слоговая структура слова:

-  нарушена

 в словах  сложной слоговой структуры могут быть отдельные перестановки.

6.Сформированность целенаправленных движений (праксис):

- недостаточность выражена в угловатости, почерка, излишней неряшливости.

Письмо:

Сформировано. Ведущая рука - правая.

Чтение:

слоговое, малоинтонированное, без соблюдения пауз между фразами.

Коррекционно-развивающие задачи:

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка:

- уточнение и расширение словарного запаса;

- формирование представлений о семантической структуре слова;

-уточнение и развитие грамматического оформления связной речи при оформлении связного высказывания в устной форме;

- развитие умения:

 составлять предложения с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, практически усваивать правила написания предложения;

-образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования, понимать и правильно использовать логико-грамматические конструкции;

-развитие фонематического восприятия

(способность различать оппозиционные звуки изолированно и в речевом потоке);

-развитие слогового и фонемного синтеза и анализа:

- обучение фонетическому разбору слов  без наглядной опоры.

-развитие способности определять морфемную структуру слова на практическом уровне; выбирать и комбинировать морфемы  в процессе словообразования и словоизменения.

Развитие связной речи:

-формировать умение определять тему рассказа,, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя его основные признаки.

Развивать умение передавать содержание текста, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения.

Совершенствовать различные  приемы мыслительной обработки текста: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана.

Предупреждать искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, повторное возвращение к одному и тому же факту.

Формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждать аграмматизмы согласования и управления.

Воспитательные задачи:

-формирование отношения к правильной устной речи, правильному письму как к показателям общечеловеческой культуры;

-поддержка познавательного интереса к новому материалу, к новым способам познавательных задач;

-воспитание умения соблюдать речевой этикет в разных ситуациях группового общения, адекватно реагировать на замечания взрослого и реплики детей;

- развитие умения вести диалог и слушать собеседника, активно использовать речевые средства для успешного решения задач общения и обучения, строить понятные для других высказывания, задавать вопросы;

- воспитание умения работать в группе, использовать речь для регуляции действий, проводить самопроверку и взаимопроверку в совместной деятельности детей.

КОД:

Занятия с учителем логопедом в рамках коррекционного курса для учащихся 4-ого класса с ЗПР.

Применение здоровьесберегающих технологий:

-отбор и структурирование материала с учетом психофизиологических особенностей детей;

-чередование различных видов деятельности, статистических и динамических заданий и упражнений для предупреждения утомляемости ребенка;

-учет требований к продолжительности непрерывного использования статических изображений (использование картинного материала не должно превышать 10 минут;

используемое оборудование (визуальные опоры): опорные схемы для составления и анализа связных речевых высказываний, предложений, слов, слоговых схем, дидактический материал для выполнения письменных заданий;

-на каждом занятии выполняется 2 двигательных упражнения: на развитие мелкой моторики (сидя) и крупной моторики (стоя)

Учитель-дефектолог

Специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.

― развитие анализаторов

― развитие компенсаторных функций

― реализация коррекционно-развивающего процесса через содержание предметных областей;

― постепенное расширение образовательного пространства;

― постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

― постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

― специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

― постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

― развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

― формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого

КОД:

групповые занятия с учителем-дефектологом в рамках коррекционного курса для учащихся 4класса

Применение здоровьесберегающих технологий:

- отбор и структурирование материала с учетом психофизиологических особенностей детей;

-чередование различных видов деятельности, статистических и динамических заданий и упражнений для предупреждения утомляемости ребенка;

-учет требований к продолжительности непрерывного использования статических изображений (использование картинного материала не должно превышать 10 минут

-используемое оборудование (визуальные опоры): опорные схемы для составления и анализа связных речевых высказываний, предложений, слов, слоговых схем, дидактический материал для выполнения письменных заданий;

-на каждом занятии выполняется 2 двигательных упражнения: на развитие мелкой моторики (сидя) и крупной моторики (стоя)

Педагог-психолог

неустойчивость внимания;

 более низкий уровень развития восприятия;

недостаточная продуктивность произвольной памяти;

своеобразное поведение;

незрелость эмоциональноволевой сферы;

- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки свои и окружающих людей с точки зрения общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

- Подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки взрослого.

- Давать оценку собственной учебной деятельности, ориентируясь на образец «хорошего ученика».

- Объяснять самому себе: что мне нравится в себе, а что – нет (личностные качества); что я делаю  с  удовольствием,  а  что   –   нет (мотивы); что   получается   хорошо,   а   что   – нет (результаты);

- Определять чувства окружающих людей.

КОД: индивидуальные занятия с педагогом-психологом в рамках коррекционного курса для учащихся 4 класса;

-отбор и структурирование материала с учетом психофизиологических особенностей;

- организация «начала урока» - ритуалы и правила

- наглядность, максимальная развернутость задания, с проговариванием каждого шага;

- поэтапность предъявления сложной или длинной инструкции, многократность повторения этапов;

-чередование различных видов деятельности, статистических и динамических заданий и упражнений для предупреждения утомляемости ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)

Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми ....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики

В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Пр...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...