Приёмы логопедической работы по развитию лексики у детей с ОВЗ.
методическая разработка
Материал полезен для учителей-логопедов и учителей начальных классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы логопедической работы по развитию лексики у детей с ОВЗ.
У учащихся с ОВЗ выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.
Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в развитии. С учётом этих факторов развитие лексики проводится по следующим направлениям:
- расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.),
- уточнение значения слов,
-формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального),
-организация семантических полей, лексической системы,
-активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Дидактические игры и задания:
1. Развитие ассоциаций. Логопед даёт детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припоминаете (или какое придёт в голову)». Слова называются по одному, например:
-стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет;
-стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать;
-жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
2. Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы (критерии классификации не называются) .Можно предложить серии картинок ,включающие две группы. Например: овощи и фрукты, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, посуда и мебель, одежда и обувь, птицы и насекомые.
3. Игра «Найди лишний предмет». Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка не подходит к тематической группе. Дети должны показать «лишнюю» и объяснить свой выбор.
4. Игра «Назови лишнее слово» или «Четвёртый лишний». Логопед называет слова и предлагает детям найти «лишнее» слово и объяснить свой выбор. Например: кукла, песок, юла, ведёрко, мяч; стол, шкаф, ковёр, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
5. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок). Например: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и тыква; тарелка и миска; кофта и свитер т.д.
6. Назовите, одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается подобрать и другие предметы из этой же группы.
7. Игра «Пара к паре». (подобрать слова по аналогии). Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить свой выбор. Например: огурец-овощ, томат; помидор-огород, яблоко; машина-мотор, лодка и т.д.
8. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых нужно выбрать.
Например: Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами. Он на севере живёт, вместо сена мох жуёт.
9. Игра «Назови лишнее слово». Прослушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных: лиса, волк, собака, заяц; лошадь, телёнок, лось, медведь; белка, кошка, петух; осёл, косуля, рысь, тигр и т.д.
10. Игра «Антонимы» . Выбрать их трёх слов два лова «неприятеля»: друг, печаль, враг; высокий, большой, низкий; ночь, сутки, день; длинный, большой, короткий; радость, радостный, печаль; большой, низкий, маленький и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Статья посвящена проблеме изучения условий развития диалогической речи у детей 6 – 8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Диалогическая речь детей улучшается посредством специ...
План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».
План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи по теме «Семья»...

Курсовая работа.Логопедическая работа по развитию общей и мелкой моторики детей с ОНР.
Логопедическая работа по развитию общей и мелкой моторики у дошкольников с ОНР....

Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)
Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в усло...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"
Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...

«Использование сенсомоторных приёмов при работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями»
Описание кейса методической разработки....