Приёмы логопедической работы по развитию лексики у детей с ОВЗ.
методическая разработка

Материал полезен для учителей-логопедов и учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_leksiki_u_detey.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы логопедической работы по развитию лексики  у детей с ОВЗ.

У учащихся с ОВЗ выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в развитии. С учётом этих  факторов развитие  лексики проводится по следующим направлениям:

- расширение объёма словаря параллельно  с расширением представлений об окружающей действительности, формированием  познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.),

- уточнение значения слов,

-формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального),

-организация семантических полей, лексической системы,

-активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических  значений, закрепление связей между словами.

                                                  Дидактические игры и задания:

1. Развитие ассоциаций.                                                                                                                                   Логопед даёт детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова,  а вы в ответ назовите первое слово, какое припоминаете  (или какое придёт в голову)».                                                                           Слова называются по одному, например:

-стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет;

-стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать;

-жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий,  деревянный.

2. Классификация предметов по картинкам.                                                                                                   Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы (критерии классификации не называются) .Можно предложить серии картинок ,включающие две группы. Например: овощи и фрукты, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, посуда и мебель, одежда и обувь, птицы и насекомые.

3. Игра «Найди лишний предмет».                                                                                                                    Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка не подходит к тематической группе. Дети должны показать «лишнюю» и объяснить свой выбор.

4. Игра «Назови лишнее слово» или «Четвёртый лишний».                                                                      Логопед называет слова и предлагает детям найти «лишнее» слово и объяснить свой выбор. Например: кукла, песок, юла, ведёрко, мяч;  стол,  шкаф, ковёр, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

5. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).                                          Например: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и тыква; тарелка и миска; кофта и свитер т.д.                

6. Назовите, одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается подобрать и другие предметы из этой же группы.

7. Игра «Пара к паре». (подобрать слова по аналогии). Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить свой выбор. Например: огурец-овощ, томат; помидор-огород, яблоко; машина-мотор, лодка и т.д.

8. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых нужно выбрать.

Например:  Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами. Он на севере живёт, вместо сена мох жуёт.

9. Игра «Назови лишнее слово». Прослушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных: лиса, волк, собака, заяц; лошадь, телёнок, лось, медведь; белка, кошка, петух; осёл, косуля, рысь, тигр и т.д.

10. Игра «Антонимы» .  Выбрать их трёх слов два лова «неприятеля»: друг, печаль, враг; высокий, большой, низкий; ночь, сутки, день; длинный, большой, короткий; радость, радостный, печаль; большой, низкий, маленький и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Статья посвящена проблеме изучения условий развития диалогической речи  у детей 6 – 8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Диалогическая речь детей улучшается посредством специ...

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»...

Курсовая работа.Логопедическая работа по развитию общей и мелкой моторики детей с ОНР.

Логопедическая работа по развитию общей и мелкой моторики у дошкольников с ОНР....

Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в усло...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"

Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...