Требования к уроку. Методические материалы.
методическая разработка

Адигашау Заира Хаджимурзовна

Алгоритм действия преподавателя при подготовке к уроку, соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока остаются и сегодня актуальной проблемой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ  ФОРМЕ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

(методические рекомендации)

Триединая задача урока

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать к учащимся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении, развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции. Развивать познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Основные компоненты современного урока:

  1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
  3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.
  4. Коммуникативный – уровень общения преподавателя с классом.
  5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
  6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
  7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
  8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Подготовка преподавателя к уроку

Алгоритм действий преподавателей при подготовке к уроку:

  1. Учет особенностей учащихся класса:

● уровень класса;

● отношение учащихся к предмету;

● темп работы класса;

● форсированность ЗУН;

● отношение к разным видам учебной деятельности;

● отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;

● общая дисциплина.

  1. Учет индивидуальных особенностей:

● тип нервной системы;

● коммуникативность;

● эмоциональность;

● управление восприятием нового материала учащихся;

● умение преодолеть плохое настроение;

● уверенность в своих знаниях, умениях;

● умение импровизировать;

● умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

  1. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимся, осознана ими.

6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.

7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирование новых ЗУН.

9. Подумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные:

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают преподавателя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9. Темп урока поддерживать интенсивный, но посильный для большинства.

10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

Этапы планирования урока  и подготовки к нему преподавателя

  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
  3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
  4. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
  5. Формулирование учебных задач урока.
  6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения.
  7. Определение меж предметных связей и методов их использования на уроке.
  8. Планирование всех действий преподавателя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
  9. Подбор дидактических средств урока (М/М презентация ,к/ф, картин, таблиц, технологических карточек, схем и т.п.).

10. Проверка оборудования и СО.

11. Планирование записей и зарисовок на доске преподавателем и выполнение аналогичной работы учащимся на доске и в тетрадях.

12. Определение оптимального объема и форм  самостоятельной работы  учащихся на уроке.

13. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14.  Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объема и форм домашнего задания.

15.  Продумывание форм подведения итогов урока.

16.  Запись плана урока в соответствии с требованиями.

Примерное содержание разделов (плана)  технологической карты урока

  1. Тема урока:

● дидактическая цель и задачи урока;

● тип, структура урока;

● общие методы, приема работы учеников;

● средства наглядности, источники информации, ТСО, мультимедиа.

  1.   Повторение опорных знаний:

● определение понятий, законов, которые надо активизировать в создании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

● самостоятельная работа учащихся (ее объемы, формы);

● способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;

● формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

  1. Усвоение новых знаний:

● новые понятия, законы и способы их усвоения;

● определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);

● самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение);

● проблемные и информационные вопросы;

● варианты решения проблемы;

● варианты закрепления изученного материала.

  1. Формирование умений и навыков:

  ● конкретные умения и навыки для отработки;

● виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

  ● способы «обратной» связи с учащимися;

● фамилии учащихся, которые будут опрошены.

  1. Домашнее задание:

● что повторить и приготовить к уроку;

● творческая самостоятельная работа;

● объем и время выполнения домашнего задания.

5. Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

● мысленное воспроизведение основных этапов урока;

● воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учебников;

● стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

6. Способствуют успеху урока:

● хорошее знание материала;

● бодрое самочувствие;

● продуманный план урока;

● чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;

● правильный выбор методов обучения;

● разнообразие методов обучения;

● занимательность изложения;

● ярко выраженное эмоциональное отношение преподавателя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция преподавателя;

● выраженная заинтересованность преподавателя в успехе ученика.

7. Затрудняют проведение урока:

● неуверенность в своих знаниях и «преподавательских силах»;

● безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

● рыхлая композиция урока;

● скованность движений;

● неумение учащихся работать предложенными методами обучения;

● однообразие методов обучения;

● бесстрастный рассказ преподавателя;

● монотонность и сухость при изложении нового материала;

● отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

  1. Алгоритм самоанализа проведенного урока

  1. Какими требованиями руководствовался?
  2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
  3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
  4. Как определил триединую задачу урока?
  5. Как спланирована деятельность учащихся?
  6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
  7. Оправдали ли себя приемы и методы преподавателя и учащихся, если нет, то почему?
  8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и сродства обучения, если нет, то почему?
  9. Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?

10.Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?

11.Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?

12.Как был предвиден и как оправдан ход урока?

13.Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.

14.Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?

15.Оценка результативности урока.

16.Самооценка урока преподавателем.

17.Пути совершенствования урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и литературе для 8 класса "Однородные члены предложения" в аспекте требований ФГОС ОО (на материале цитат из Библии и басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева)

интегрированный урок по русскому языку и литературе  для 8 класса. Православие и региональный компонент на уроке "Однородные члены предложения"....

Методическая презентация "Требования к контрольно-измерительным материалам согласно требованиям ФГОС и в свете Федерального компонента".

Презентация объясняет, какие требования предъявляет ФГОС при составлении учителем контрольных материалов в своей работе, для проверки знаний и умений на уроках географии.  Сравнивает их...

Методический семинар "Новые требования к уроку. Как подготовить современный урок"

Данную презентацию можно использовать для проведения засединия МО Общеобразовательный цикл в рамках повышения квалификации преподавателей....

Требования к учебно-методическим материалам

Презентация представляет собой тезисы для выступления на малом педагогическом совете. Преподаватели должны представить учебно-методические материалы для контроля. Материалы необходимо оформить в соотв...

Мотивация как этап современного урока. (Методические материалы)

Как сделать начало урока не просто интересным, а заставляющим задуматься о важности получаемых знаний, показать необходимость или пользу изучения материала, причем не в догматической форме, а так, что...

Методический материал к уроку "Плавление материалов и отливка изделий.Пайка металлов. Закалка материалов."

Данная методическая разработка поможет в подготовке и проведению урока Технологии в 8 классе по теме "Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Закалка материалов"....