«Организация проектной деятельности в коррекционной школе»
учебно-методический материал

Галина Дмитриевна Безносова

       Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми.       Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

 «Специальная коррекционная школа  п. Усть-Уда»

«Организация проектной деятельности

в коррекционной школе»

Подготовила Безносова Г. Д.

2025 г.

Главная задача коррекционной щколы состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. 
 Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Такую возможность дает
метод проектов  (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.  

  В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектами  в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы школьников и получить ощутимый результат.

   Особенностью проектной деятельности в школьной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе  проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в школьной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

     В настоящее время проекты  классифицируются по следующим признакам:

по продолжительности проекты бывают  краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).

- По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные).

- По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
  • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
  • Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.

По характеру контактов проекты могут быть:

  • внутриклассными.
  • внутришкольными.
  • региональными (в пределах одной страны).
  • международными.

Структура проекта

  1. Тема.
  2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
  3. Возраст детей.
  4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
  5. Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
  6. Цель проекта.
  7. Задачи проекта.
  8. Этапы реализации.
  9. Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования. Указать список литературы, выделив методическую литературу и литературу для детей, а так же оборудование, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.
  10.  Основной этап. Описать последовательность организации:

- работа с родителями;

- работа с детьми;

- оснащение предметно-развивающей среды.

      11.  Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.

      12.  Ожидаемый результат.

                          Формы продуктов проектной деятельности:

  Выбор формы продукта предметной деятельности – важная организационная задача участников проекта.

От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной, убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще    всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:

  • WEB-сайт.
  • Анализ данных социологического опроса.
  • Атлас, карта.
  • Видеофильм.
  • Выставка.
  • Газета, журнал.
  • Игра.
  • Коллекция.
  • Костюм.
  • Модель.
  • Музыкальное произведение.
  • Мультимедийный продукт.
  • Оформление кабинета.
  • Постановка.
  • Праздник.
  • Прогноз.
  • Система школьного самоуправления.
  • Спортивная  игра
  • Справочник.
  • Сравнительно-сопоставительный анализ.
  • Сценарий.
  • Учебное пособие.
  • Экскурсия.

Метод проектов в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации .

 Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • практическая осуществимость проекта;
  • существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
  • возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
    – соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
    – наличие необходимых материально-технических средств;
    – соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
    – обеспечение безопасных условий труда;
    – использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;
    – применение природных материалов и отходов производства;
    – рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Ведущую и направляющую роль в деятельности педагога играет:

- постепенное увеличение объема знаний, умений и навыков;

- выполнение проектов в различных областях учебных предметов начинать с учетом тематического принципа и принципа ситуативности (семья, школа, места отдыха, родной край и др.);

- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;

- оказание необходимой помощи школьникам с учетом индивидуального стиля познавательной деятельности и работоспособности;

- получить различные материалы, осмыслить информации о теме и содержании задания;

- обсудить способы преодоления трудностей;

- контролировать различные фазы рабочей процедуры;

- научить кратко записывать результаты деятельности;

- дать краткий анализ проекта;

- составить отчет в виде краткого доклада о выполненной работе;

- подготовить презентацию.

       Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми.       Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при  помощи учителя и родителей.

Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результативности и т.д. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии

Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса,...

Организация проектной деятельности в школе по естественно-математическому направлению.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способнос...

Организация проектной деятельности в школе

Творческие проектные мастерские...

Организация проектной деятельности в школе

Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Автор статьи рассматривает проектную деятельность в школе как один из путей развития творческой активности, формирования интереса к исследо...

Индивидуальный план работы при организации проектной деятельности в школе

Индивидуальный учебно-тематический план работы необходим для систематической организации проектной деятельности школьников....