«Организация проектной деятельности в коррекционной школе»
учебно-методический материал
Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
«Специальная коррекционная школа п. Усть-Уда»
«Организация проектной деятельности
в коррекционной школе»
Подготовила Безносова Г. Д.
2025 г.
Главная задача коррекционной щколы состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектами в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы школьников и получить ощутимый результат.
Особенностью проектной деятельности в школьной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в школьной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
В настоящее время проекты классифицируются по следующим признакам:
по продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).
- По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные).
- По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:
- Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
- Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.
По характеру контактов проекты могут быть:
- внутриклассными.
- внутришкольными.
- региональными (в пределах одной страны).
- международными.
Структура проекта
- Тема.
- Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
- Возраст детей.
- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
- Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Этапы реализации.
- Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования. Указать список литературы, выделив методическую литературу и литературу для детей, а так же оборудование, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.
- Основной этап. Описать последовательность организации:
- работа с родителями;
- работа с детьми;
- оснащение предметно-развивающей среды.
11. Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.
12. Ожидаемый результат.
Формы продуктов проектной деятельности:
Выбор формы продукта предметной деятельности – важная организационная задача участников проекта.
От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной, убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:
- WEB-сайт.
- Анализ данных социологического опроса.
- Атлас, карта.
- Видеофильм.
- Выставка.
- Газета, журнал.
- Игра.
- Коллекция.
- Костюм.
- Модель.
- Музыкальное произведение.
- Мультимедийный продукт.
- Оформление кабинета.
- Постановка.
- Праздник.
- Прогноз.
- Система школьного самоуправления.
- Спортивная игра
- Справочник.
- Сравнительно-сопоставительный анализ.
- Сценарий.
- Учебное пособие.
- Экскурсия.
Метод проектов в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации .
Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- практическая осуществимость проекта;
- существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
- возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
– соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
– наличие необходимых материально-технических средств;
– соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
– обеспечение безопасных условий труда;
– использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;
– применение природных материалов и отходов производства;
– рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Ведущую и направляющую роль в деятельности педагога играет:
- постепенное увеличение объема знаний, умений и навыков;
- выполнение проектов в различных областях учебных предметов начинать с учетом тематического принципа и принципа ситуативности (семья, школа, места отдыха, родной край и др.);
- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;
- оказание необходимой помощи школьникам с учетом индивидуального стиля познавательной деятельности и работоспособности;
- получить различные материалы, осмыслить информации о теме и содержании задания;
- обсудить способы преодоления трудностей;
- контролировать различные фазы рабочей процедуры;
- научить кратко записывать результаты деятельности;
- дать краткий анализ проекта;
- составить отчет в виде краткого доклада о выполненной работе;
- подготовить презентацию.
Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при помощи учителя и родителей.
Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результативности и т.д. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в школе; творческие проектные мастерские
Творческие проектные мастерские...

Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии
Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса,...

Организация проектной деятельности в школе по естественно-математическому направлению.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способнос...
Организация проектной деятельности в школе
Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Автор статьи рассматривает проектную деятельность в школе как один из путей развития творческой активности, формирования интереса к исследо...
Индивидуальный план работы при организации проектной деятельности в школе
Индивидуальный учебно-тематический план работы необходим для систематической организации проектной деятельности школьников....

