Массовая работа с детьми и подростками в библиотеке
статья

Хорава Рима Бондоевна

Массовая работа с детьми и подростками в библиотеке

Массовая работа – один из сложных и неоднозначных видов деятельности библиотеки. Как никакая другая, эта деятельность может создать имидж библиотеки или уронить её престиж, так как работа ведется с организованными группами читателей, где легче и быстрее формируется общественное мнение. И если массовая работа создает благоприятные условия для библиотеки в целом, значит, нужна она и библиотеке, и читателям.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Как пробудить у ребенка интерес к чтению? Этот вопрос волнует родителей, учителей и, конечно, библиотекаря. Чтобы дать ответ на этот вопрос я, как библиотекарь, большое внимание уделяю активизации читательской деятельности лицеистов, поскольку книга играет особую роль в становлении и развитии человека. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, поэтому я его применяю в единстве с различными формами массовой работы.

Имея определенный опыт работы, могу заметить, что отношение человека к книге формируется еще в дошкольном, и продолжает своё становление в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает, поэтому развитие читательского интереса необходимо активно прививать с начальных классов.

В лицее совместная работа библиотекаря, учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы направлена на решение следующих задач:

· развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
  • стимулирование творчества детей.

Исходя из этого, показателями читательского интереса лицеистов являются:

       · положительное отношение к самой читательской деятельности;

  • заинтересованность конкретными книгами;
  • увлечение самим процессом чтения;
  • стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой.

В своей работе при планировании обязательно учитываю, соответствуют ли выбранные формы массовой работы целевому и читательскому назначению.

Методика подготовки и проведения библиотечных мероприятий, несмотря на их разнообразие, в своей основе общая практически для всех.

Существуют три этапа для организации и проведения массовой работы:

Первый этап – подготовительный: определение темы мероприятия, его названия, возрастного, читательского и целевого назначения, далее, второй этап – основной: написание сценария массового мероприятия, оформление книжной выставки, написание положения, где будет указаны все правила проведения. В конце – заключительный этап: анализ деятельности участников, оценка эффективности массового мероприятия – награждение.

При подготовке и проведении мероприятий я не забываю о том, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

  1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т. е. должно создавать цельность настроения, вызывать положительные переживания.
  2. Стремлюсь к вовлечению в действие широкого круга учащихся, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования.
  3. Стараюсь, чтобы мероприятие не было перегружено и затянуто.
  4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень знаний учащихся. Мы все знаем, что слишком просто – неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота или сложность ведут к потере внимания.
  5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Чем ярче и красочнее материал, тем сильнее будет его влияние. Именно поэтому я использую не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстрированный материал, музыку, видеоматериалы.
  6. Учитываю возрастные и психологические особенности школьников. Например, для младших школьников я использую игровые моменты, для старших подбираю больше темы для самовыражения, а для учащихся центра дистанционного образования подбираю материал с учетом возрастных и иных особенностей аудитории.
  7. Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения читательской деятельности. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало и в какой форме оно ни проходило, подразумевает, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения.

Такова специфика проведения массовой работы в лицейской библиотеке. А сейчас познакомлю вас с теми мероприятиями, которые были проведены мною совместно с читательским клубом «Кругозор», который действует с 2001 года. Это конкурсы, викторины, библиотечные уроки, беседы и т. д.:

  1. «В сказочной стране Лукоморье» - к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, русского писателя, поэта, драматурга (для учащихся 4-х классов).
  2. Библио-кафе» «Читать подано!» (для учащихся 4-х классов).
  3. «Сказ о древних книгах и библиотеках» (для учащихся 1-х классов).
  4. «Листайте нас, читайте нас, и мы всему научим вас» -к Международному дню детской книги (для учащихся 3-х классов и ЦДО).
  5. «В стране сказочных чудес» (для учащихся вторых классов).
  6. «Люблю тебя – мой край, Ямал» (для учащихся 5-х классов).
  7. «Покоритель космических широт» (для учащихся…)
  8. «Песни из твоих любимых мультфильмов» (для учащихся 1-х классов).
  9. Интеллектуальная игра «Самый умный» (для учащихся 6-х классов).
  10. «Я – Личность!» (для учащихся 7-х классов).
  11. «Мы о войне стихами говорим» - конкурс чтецов среди лицеистов 1-4 классов.

         При проведении массовой работы я стремлюсь показать лицеистам, что чтение может доставить эстетическое наслаждение, что общение с книгой раскрывает перед человеком множество путей для познания мира, обогащает личность, развивает представления о культуре, духовном наследии, активно расширяет лексический запас, что книга является источником знаний и информации, другом и советчиком.

Таким образом, будем помнить, что библиотека – это огромный мир социальных коммуникаций, место, где встречаются друг с другом авторы и читатели, прошлое и будущее, где ищут ответы на самые насущные вопросы жизни. Здесь собираются люди, объединенные поиском знаний и сохранением культуры, формируются глубокие духовные привязанности. Настоящее будущее есть у тех библиотек, которые объединяют традиционную культуру общения с книгой с новыми информационными технологиями. И это будущее зависит от нас с вами, библиотекарей 21 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Меня зовут Рима Бондоевна. Я заведующий информационно-библиотечного центра «Арктического лицея». Тема моего выступления:

Массовая работа с детьми и подростками в библиотеке

Массовая работа – один из сложных и неоднозначных видов деятельности библиотеки. Как никакая другая, эта деятельность может создать имидж библиотеки или уронить её престиж, так как работа ведется с организованными группами читателей, где легче и быстрее формируется общественное мнение. И если массовая работа создает благоприятные условия для библиотеки в целом, значит, нужна она и библиотеке, и читателям.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Как пробудить у ребенка интерес к чтению? Этот вопрос волнует родителей, учителей и, конечно, библиотекаря. Чтобы дать ответ на этот вопрос я, как библиотекарь, большое внимание уделяю активизации читательской деятельности лицеистов, поскольку книга играет особую роль в становлении и развитии человека. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, поэтому я его применяю в единстве с различными формами массовой работы.

Имея определенный опыт работы, могу заметить, что отношение человека к книге формируется еще в дошкольном, и продолжает своё становление в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает, поэтому развитие читательского интереса необходимо активно прививать с начальных классов.

В лицее совместная работа библиотекаря, учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы направлена на решение следующих задач:

 развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
  • стимулирование творчества детей.

Исходя из этого, показателями читательского интереса лицеистов являются:

        положительное отношение к самой читательской деятельности;

  • заинтересованность конкретными книгами;
  • увлечение самим процессом чтения;
  • стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой.

В своей работе при планировании обязательно учитываю, соответствуют ли выбранные формы массовой работы целевому и читательскому назначению.

Методика подготовки и проведения библиотечных мероприятий, несмотря на их разнообразие, в своей основе общая практически для всех.

Существуют три этапа для организации и проведения массовой работы:

Первый этап – подготовительный: определение темы мероприятия, его названия, возрастного, читательского и целевого назначения, далее, второй этап – основной: написание сценария массового мероприятия, оформление книжной выставки, написание положения, где будет указаны все правила проведения. В конце – заключительный этап: анализ деятельности участников, оценка эффективности массового мероприятия – награждение.

При подготовке и проведении мероприятий я не забываю о том, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

  1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т. е. должно создавать цельность настроения, вызывать положительные переживания.
  2. Стремлюсь к вовлечению в действие широкого круга учащихся, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования.
  3. Стараюсь, чтобы мероприятие не было перегружено и затянуто.
  4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень знаний учащихся. Мы все знаем, что слишком просто – неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота или сложность ведут к потере внимания.
  5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Чем ярче и красочнее материал, тем сильнее будет его влияние. Именно поэтому я использую не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстрированный материал, музыку, видеоматериалы.
  6. Учитываю возрастные и психологические особенности школьников. Например, для младших школьников я использую игровые моменты, для старших подбираю больше темы для самовыражения, а для учащихся центра дистанционного образования подбираю материал с учетом возрастных и иных особенностей аудитории.
  7. Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения читательской деятельности. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало и в какой форме оно ни проходило, подразумевает, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения.

Такова специфика проведения массовой работы в лицейской библиотеке. А сейчас познакомлю вас с теми мероприятиями, которые были проведены мною совместно с читательским клубом «Кругозор», который действует с 2001 года. Это конкурсы, викторины, библиотечные уроки, беседы и т. д.:

  1. «В сказочной стране Лукоморье» - к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, русского писателя, поэта, драматурга (для учащихся 4-х классов).
  2. Библио-кафе» «Читать подано!» (для учащихся 4-х классов).
  3. «Сказ о древних книгах и библиотеках» (для учащихся 1-х классов).
  4. «Листайте нас, читайте нас, и мы всему научим вас» -к Международному дню детской книги (для учащихся 3-х классов и ЦДО).
  5. «В стране сказочных чудес» (для учащихся вторых классов).
  6. «Люблю тебя – мой край, Ямал» (для учащихся 5-х классов).
  7. «Покоритель космических широт» (для учащихся…)
  8. «Песни из твоих любимых мультфильмов» (для учащихся 1-х классов).
  9. Интеллектуальная игра «Самый умный» (для учащихся 6-х классов).
  10. «Я – Личность!» (для учащихся 7-х классов).
  11. «Мы о войне стихами говорим» - конкурс чтецов среди лицеистов 1-4 классов.

        При проведении массовой работы я стремлюсь показать лицеистам, что чтение может доставить эстетическое наслаждение, что общение с книгой раскрывает перед человеком множество путей для познания мира, обогащает личность, развивает представления о культуре, духовном наследии, активно расширяет лексический запас, что книга является источником знаний и информации, другом и советчиком.

Таким образом, будем помнить, что библиотека – это огромный мир социальных коммуникаций, место, где встречаются друг с другом авторы и читатели, прошлое и будущее, где ищут ответы на самые насущные вопросы жизни. Здесь собираются люди, объединенные поиском знаний и сохранением культуры, формируются глубокие духовные привязанности. Настоящее будущее есть у тех библиотек, которые объединяют традиционную культуру общения с книгой с новыми информационными технологиями. И это будущее зависит от нас с вами, библиотекарей 21 века.

Страница ВКонтакте: Аптека для души

 https://vk.com/club218084494   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

принципы работы с детьми и подростками с девиантным поведением

материал о том, как общаться с трудными детьми...

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...

Музейная педагогика – одно из направлений работы с детьми и подростками с умеренной умственной отсталостью.

Все школьники ходят в музей, впитывая чистую ауру искусства. Но для  детей с умеренной умственной отсталостью это очень сложно и в старшем школьном возрасте. В тоже время, значимой задачей с...

Консультация для родителей по работе с детьми и подростками с риском суицида

Консультация помогает родителям избежать ошибок в общении с суицидальными подростками...

«Организация и проведение спортивно-массовой работы с детьми школьного возраста»

Накопленный в системе дополнительного образования потенциал, позволяет педагогическому коллективу школы создать практику, соответствующую природе детства и имеющую в основе признание ребёнка выс...

Использование техники рисования на прозрачном мольберте в коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками (в том числе с детьми с ОВЗ)

В последнее время появляется всё больше детей с особыми возможностями здоровья. Таким детям свойственна сниженная познавательная активность, вялость умственных усилий, низкая способность к регуляции с...