Функциональная грамотность в работе классного руководителя
статья (8 класс)
Функциональная грамотность в работе классного руководителя.
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Деятельность классного руководителя многогранна и многообразна, нет работы более сложной и трудной. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.
Именно сегодня классный руководитель играет важную роль в формировании функциональной грамотности учащихся. Хорошему классному руководителю не безразлично какими его воспитанники выйдут в жизнь, как они смогут адаптироваться в обществе.
Цель классного руководства — содействие индивидуальному развитию личности и поддержка в нелегком вхождении школьников в общественную жизнь. Этим объясняется актуальность развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Задача классного руководителя – оказывать помощь и содействие учителям в формировании читательской и других видов функциональной грамотности, вести разъяснительную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) о важности формировании функциональной грамотности для успешного определения ребенка в социуме.
В работе современного классного руководителя важно не заставлять детей заучивать и повторять алгоритм определённых действий, а способствовать осмыслению ситуации самими воспитанниками, формировать потребности в приобретении необходимой информации, овладении определённым способом действий и умении ориентироваться в том, в каких ситуациях он может применить полученные знания и умения.
Основные признаки функционально грамотной личности – человек самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и способностями:
- Способность выбирать и использовать различные технологии.
- Способность видеть проблемы и искать пути их решения.
- Способность учиться на протяжении жизни.
Функционально грамотный человек владеет механизмом быстрой адаптации в современном мире. Формирование Функциональной грамотности классным руководителем направлено на решение, в основном, бытовых проблем и связано с решением стандартных задач. Функциональная грамотность человека обнаруживается в конкретных обстоятельствах определенной ситуации. Результат его деятельности характеризует человека или как грамотного или как функционально неграмотного.
Выпускнику, приехавшему из небольшого города и поступившему в различные учебные заведения страны, очень непросто адаптироваться в социуме, не потеряться в многотысячной толпе.
Понятно, что любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Индикаторы функциональной грамотности:
-общая функциональная грамотность;
-функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях;
-компьютерная грамотность;
-информационная грамотность;
-коммуникативная грамотность;
- функциональная грамотность при решении бытовых проблем.
Все индикаторы находят отражение в работе классного руководителя и реализуются в ходе воспитательных мероприятий. Например, общая функциональная грамотность формируется в ходе таких мероприятий как «Посвящение в лицеисты»- где ребята знакомятся с новым классным руководителем, час доверия), которые требуют умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднения в построении фраз, подборе слов, в написании мини-сочинений (поздравление другу, послание однокласснику).
Функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях формируется в ходе таких традиционных мероприятий школы как День здоровья, Дни безопасности, Эстафеты, «Литературная гостиная», Дружба народов. Ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, обращаться за экстренной помощью к специализированным службам, заботиться о своем здоровье, вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности, умение работать в команде.
Функциональная грамотность при решении бытовых проблем формируется в ходе таких мероприятий как «Трудовой десант» - уборка территории школы, скверов, операция «Уют» - наведение порядка в классе, дежурство по классу, генеральная уборка, эти мероприятия учат школьников планировать свою деятельность, правильно распределять время, выбирать орудия труда. «Час финансовой грамотности» - учит грамотно распределять бюджет и как не попасться на уловки мошенников.
Настоящая кладезь для развития функциональной грамотности - реализация социально значимых проектов. Здесь прослеживаются такие индикаторы как:
-компьютерная;
-информационная;
-коммуникативная грамотность.
В ходе реализации проекта школьники учатся искать информацию в сети Интернет, пользоваться электронной почтой; работать с электронными таблицами; находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, грамотно использовать информацию из СМИ; работать в группе, уметь расположить к себе других людей; владеть своим настроением уметь приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
В итоге мы надеемся, что наши выпускники смогут:
-решать различные учебные и жизненные задачи;
-строить социальные отношения;
-стремиться к дальнейшему образованию.
Системное использование на уроках и во внеурочное время форм и методов обучения, способствующих формированию функциональной грамотности: ролевые игры, деловые игры, работа в группах, парах, метод проектов и др. Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть учащиеся 21 века.
Классные руководители осуществляют работу по формированию Функциональной грамотности на классных часах, мероприятиях, экскурсиях и т.п
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева.
Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящему в школу, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка - классный руководитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности у школьников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 651.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 Функциональная грамотность в работе классного руководителя — это способность педагога эффективно использовать знания, навыки и умения для решения повседневных задач, связанных с воспитанием, обучением и организацией деятельности учащихся. .
Основные аспекты функциональной грамотности классного руководителя Умение выстраивать доверительные отношения с учениками , родителями и коллегами . Способность разрешать конфликты , находить компромиссы и мотивировать учащихся . Навыки эффективного общения в разных форматах ( личное общение , онлайн - коммуникация , публичные выступления ). Коммуникативная грамотность . Организационная грамотность Психолого - педагогическая грамотность Информационная грамотность Планирование и проведение классных часов , внеурочных мероприятий и родительских собраний . Организация учебного процесса и контроль за успеваемостью учащихся . Умение распределять время и ресурсы для достижения поставленных целей . Понимание возрастных особенностей учащихся и их индивидуальных потребностей . Навыки работы с детьми с особыми образовательными потребностями . Умение поддерживать благоприятный психологический климат в классе . Использование современных технологий и цифровых инструментов в образовательном процессе . Поиск , анализ и применение актуальной информации для решения педагогических задач . Обучение учащихся навыкам работы с информацией .
Основные аспекты функциональной грамотности классного руководителя Формирование у учащихся навыков социальной адаптации , толерантности и уважения к другим . Воспитание гражданской ответственности и патриотизма . Поддержка учеников в их социализации и профессиональном самоопределении . Социальная грамотность . Эмоциональная грамотность Правовая грамотность Умение распознавать и управлять своими эмоциями , а также понимать эмоции учащихся . Создание комфортной и поддерживающей атмосферы в классе . Помощь ученикам в развитии эмоционального интеллекта . Знание законодательства в области образования и прав ребенка . Умение защищать интересы учащихся и соблюдать их права . Информирование родителей и учеников об их правах и обязанностях .
Индикаторы функциональной грамотности функциональная грамотность при решении бытовых проблем информационная грамотность функциональня грамотность действий в черезвучайных ситуациях коммуникативная грамотность компьютерная грамотность
Модель формирования и развития функциональной грамотности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Справка по итогам тематической проверки по теме: «Работа классного руководителя по развитию активной родительской позиции в рамках предмета «Чтение» с целью оценки уровня организации работы классного руководителя»
Данный материал разработан с целью выявления читательской активности у школьников с нарушениями речи и их родителей....

Функциональная грамотность в работе классного руководителя
Формирование функциональной грамотности во внеурочное время...