Мастер-класс "Искусственный интеллект в преподавании математики: новые возможности и вызовы"
материал

Романчукова Елена Ивановна

Сценарий мастер-класса  "Искусственный интеллект в преподавании математики: новые возможности и вызовы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мастер-класса

Тема: «Искусственный интеллект в преподавании математики: новые возможности и вызовы»

Целевая аудитория: учителя математики.

Цель: познакомить участников с возможностями ИИ в преподавании математики, обсудить преимущества и риски, предложить практические инструменты.

Формат: интерактивный мастер-класс (15-20 минут).


Структура мастер-класса

  1. Введение (2 мин)

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы вместе погрузимся в увлекательную тему «Искусственный интеллект в преподавании математики: новые возможности и вызовы». Мы рассмотрим ключевые моменты, поделимся полезными советами и, конечно же выполним практические задания. Буду рада взаимодействию с вами, обмену мнениями и вдохновению новыми идеями! Итак, приступим…

  1. Теоретический блок: ИИ в образовании (3 мин)

Скажите, кто-то из вас уже использовал какие-то ИИ-инструметы?

(Участники поднимают руки, отвечают на вопрос)

Рассмотрим с вами, что такое ИИ и как он работает…

Искусственный интеллект (ИИ, AI, от Artificial Intelligence) — это направление науки, которое занимается разработкой компьютерных систем, способных выполнять задачи, свойственные человеческому интеллекту. 

Искусственный интеллект (ИИ) работает на основе алгоритмов и данных, позволяя машинам выполнять задачи, которые требуют человеческого интеллекта: распознавать речь, анализировать изображения, писать тексты, принимать решения. Простыми словами, ИИ — это компьютерная программа, которая принимает и анализирует данные, а затем делает выводы на основе полученных результатов

3.Примеры применения нейросетей (5 мин)

Демонстрация в реальном времени:

Генерация задач

Запрос в GigaChat: Придумай 3 задачи на тему «Теорема Пифагора» разного уровня сложности.

Разбор ответа: как можно адаптировать под класс.

Объяснение сложных тем

Запрос в GigaChat: Объясни, как решать квадратные уравнения, как будто я ученик 8 класса.

Проверка решений

Фото задачи → загрузка в приложение Photomath.

Разбор ошибок ИИ (важно проверять!).

4.Практическое задание (5 мин)

Задание для участников:

Задание 1:

  • Открыть GigaChat на телефоне.
  • Написать запрос: Подбор задач по теме «Квадратные уравнения» разного уровня сложности.

 Задание 2:

  • Открыть GigaChat на телефоне.
  • Написать запрос: Дай нестандартную задачу на проценты для 6 класса.

Задание 3:

  • Открыть GigaChat на телефоне.
  • Написать запрос: Создай конспект урока алгебры по теме: «Свойства логарифмов»

Дискуссия с участниками мастер-класса.

Вопросы для дискуссии:

-Использовали бы вы такой инструмент как ИИ при подготовке к урокам?

-Можно ли доверять результатам вычислений, полученных с помощью искусственного интеллекта? Какие риски существуют?

5. Заключение (3 мин)

Подведем итог. Какие возможности и вызовы готовит ИИ в преподавании математики?

Возможности:

Индивидуализация обучения

ИИ способен анализировать успехи каждого ученика, адаптируя программу и сложность заданий индивидуально. Это особенно полезно в математике, где важно постепенно наращивать знания и навыки. 

Самостоятельное изучение материала

Платформы с искусственным интеллектом предлагают автоматизированные уроки и интерактивные упражнения. Ученики могут изучать материал самостоятельно, проходя через объяснения и практические задачи, повторяя теорию столько раз, сколько потребуется. 

Быстрое выявление ошибок и проблем

Алгоритмы способны мгновенно определить, где ученик допускает ошибку, и подсказать правильный путь решения. Это снижает вероятность закрепления неправильных подходов и экономит время учителя, освобождая его для анализа более глубоких вопросов.

Обучение решению нестандартных задач

Современные системы на основе ИИ умеют предлагать интересные и нестандартные задачи, способные развивать креативность и критическое мышление. Они также помогают осваивать продвинутые методы и подходы в решении задач, что повышает качество подготовки будущих специалистов.

Поддержка слабых учеников

Благодаря индивидуальному подходу и постоянным отзывам, ученики, испытывающие трудности с изучением математики, получают поддержку, позволяющую догнать сверстников и укрепить уверенность в себе.

Вызовы:

Потеря роли педагога

Один из главных рисков заключается в том, что чрезмерная зависимость от ИИ-технологий может привести к снижению значимости личного контакта с учителем. Живое общение, мотивация и эмоциональная поддержка остаются важнейшими элементами успешного обучения.

Риск формализации оценки

Использование автоматизированных оценочных систем может приводить к сужению критериев успешности. Если оценка зависит исключительно от правильности выполнения конкретных действий, творческие способности и оригинальность решений могут остаться незамеченными.

Проблема цифровизации неравенства

Доступ к современным технологиям и качественным образовательным платформам остается неравномерным. Школы в отдаленных регионах или менее обеспеченные семьи могут оказаться в невыгодном положении относительно тех, кто имеет постоянный доступ к высокотехнологичным инструментам.

Необходимость переобучения педагогов

Учителя должны освоить новые инструменты и технологии, чтобы эффективно интегрировать их в учебный процесс. Без должной поддержки и профессиональной переподготовки этот переход может стать трудным и вызвать сопротивление среди педагогического состава.

Плагиат и самостоятельность учеников

Чрезмерная зависимость от ИИ может помешать развитию собственных творческих способностей и навыков написания оригинальных материалов.

Ошибки ИИ и необходимость проверки

Искусственный интеллект, несмотря на свою высокую эффективность и способность решать широкий спектр задач, подвержен ошибкам. Эти ошибки могут возникать по разным причинам, включая ограниченность данных, сложность интерпретации текста и отсутствие полного понимание человеческого языка.

Уважаемые коллеги! Ответим на вопрос: «Сможет ли искусственный интеллект заменить учителей?» (Слушаем ответы) Я убеждена, что это невозможно, и вот почему.

Во-первых, учитель – это не просто источник знаний, это наставник, вдохновляющий учеников двигаться вперед. Учитель способен увидеть потенциал каждого ребенка, поддержать его уверенность в себе, пробудить интерес к предмету и научить думать творчески. Искусственный интеллект же пока не обладает такими качествами. Он лишь инструмент, способный помогать нам проверять задания, предлагать индивидуальные траектории обучения, однако он не способен эмоционально поддерживать ученика, давать мотивацию и создавать атмосферу доверия.

Во-вторых, математика — это дисциплина, развивающая мышление, умение рассуждать и анализировать. Именно благодаря живым дискуссиям, обсуждению ошибок и совместному поиску решений формируются важные интеллектуальные качества. Искусственный интеллект может подсказывать правильный ответ, но он не даст понимание важности пути к этому ответу, которое приходит именно через общение с преподавателем.

Кроме того, важно помнить, что любые инструменты, даже самые современные, требуют правильного подхода. Их задача — облегчить труд учителя, повысить эффективность учебного процесса, а не стать заменой живого контакта.

Поэтому я считаю, что роль искусственного интеллекта должна оставаться вспомогательной, помогающей учителю выявлять проблемы, формировать индивидуализированные планы занятий и развивать способности учеников.

Давайте вместе научим наших детей грамотно применять новые технологии, сохраняя при этом ценности традиционного образования, формирующие личность. Только так наши дети смогут успешно интегрироваться в будущее, сохранив лучшие человеческие качества и умения.

Благодарю всех за внимание! (Раздать листовку со списком нейросетей для учителя математики).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Язык и математика: о возможностях интегрированного преподавания этих предметов.

Проблема взаимосвязи изучаемых гуманитарных предметов давно уже перешла из проблем обсуждаемых в разряд – решаемых. Кого сейчас удивишь тем, что на уроках, скажем языка, обучающиеся знакомятся с...

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии.

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей.  Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии....

Статья "Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии".

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей.Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии....

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. (Усольцева М.Н., Мялик Л.В.)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ.  ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. (Усольцева М.Н., Мялик Л.В.)...

Специфика преподавания математики детям с ограниченными возможностями здоровья

Особенности восприятия детьми с ОВЗ математического материала...

Особенности преподавания математики для детей с ограниченными возможностями здоровья

 В современном обществе одним из основных национальных приоритетов России является создание и обеспечение благополучного и защищенного детства. Одним из основных направлений является обесп...