Роль деепричастных оборотов в ткани рассказов А.П.Чехова. Урок-исследование.
план-конспект урока (7 класс) по теме

Масякина Нина Петровна

Изучение языка произведений художественной литературы-настоятельная потребность профильного преподавания русского языка и литературы в современной школе. Цель таких уроков - проследить, как "живут" изучаемые в курсе школьной программы явления языка в ткани художественного произведения, какими языковыми средствами создается художественный образ, а в конечном итоге попытаться постичь загадку творчества.

Так, в ходе проведения урока "Роль деепричастных оборотов в ткани рассказов Чехова" решалась задача исследования стилистической функции определенной синтаксической конструкции предложений в создании динамики повествования, проводился сопоставительный языковой анализ текста рассказов "Хирургия" и "Хамелеон".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Язык произведений художественной литературы.

Роль деепричастных оборотов в ткани рассказов А.П.Чехова.

Урок-исследование.

Оформление и оснащение урока:

Портрет А.П.Чехова, высказывания о творчестве писателя, записанные на доске; раздаточный материал; рабочие таблицы, заполняемые учащимися частично дома, частично в классе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2.  Вступительное слово учителя:

Однажды М.Горький написал Чехову: «Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, дивный рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как бурав в землю».

Восхищенный же К.Станиславский восклицал: «В рассказах Чехова столько энергии, жизни, движения, что иному автору хватило бы на целый роман».

Эти высказывания и будут служить эпиграфом к нашему уроку. (Записываем в тетради.)

Многие рассказы Чехова занимают не больше нескольких страниц (2-3 страницы), и наш Читательский опыт это подтверждает. Нужно обладать особыми, совершеннейшими приемами, чтобы уметь так кратко и просто, изображая мелочи жизни, передать глубокое содержание и правдиво нарисовать характер людей.

В чем же секрет Чеховского гения?

Вряд ли мы ответим исчерпывающе на этот вопрос, попробуем, однако, на этом уроке приоткрыть дверцу в творческую лабораторию Чехова, проследить, что же позволяет писателю наполнить короткую форму рассказа энергетикой содержания.

Обратимся к рассказам «Хирургия» и «Хамелеон».

  1. Беседа с классам, включающая проверку домашней работы.

Каковы эти рассказы с точки зрения их формы, сюжета, его развития? (Небольшие, короткие, сюжет основан на случае, энергичен)

Как вы думаете, с помощью каких частей речи можно нарисовать движение, усилить динамику рассказа? (глагола и деепричастия) Почему? Аргументируйте свой ответ, основываясь на характеристике их как частей речи? (основное грамматическое значение глагола – действие, деепричастие же обозначает добавочное действие)

Обратимся к результатам вашего домашнего задания, вашей самостоятельной работе с текстом рассказа «Хирургия». Что лежит в основе сюжета рассказа? (Визит дьячка к фельдшеру с целью вырвать зуб, основан на действиях этих двух персонажей) Перечислите глаголы, с помощью которых Чехов передает эти движения.

Учащиеся зачитывают первую часть таблицы, заполненной дома.

Сколько их? Разнообразен ли глагольный ряд? Подтвердите ответы наблюдениями за текстом. Приведите примеры синонимических параллелей глагольного ряда.

Какие глаголы повторяются? Как вы думаете, почему?

Есть ли деепричастия или деепричастные обороты? Приведите примеры.

Когда появляются они в повествовании? (Усиливается смех, комический эффект).

Учитель: Итак, глагольный ряд образует художественную канву рассказа, в нем заложена движущая сила, энергетика развития сюжета.

  1. Физкультминутка (упражнения для глаз и поддержания правильной осанки).
  2. Работа с текстом рассказа «Хамелеон».

Заполним вторую часть таблицы, выписав глаголы и глаголы с деепричастным оборотом. (Работа проводится в парах.)

Постепенное чтение учащимися рассказа и заполнение таблицы, попутное закрепление правил расстановки знаков препинания при деепричастном обороте. Обобщаем наблюдения по тому же плану, что и дома: количество использованных глаголов, деепричастных оборотов, их разнообразие, повторы, когда и какие? Сопровождаются  ли эти глаголы деепричастными оборотами?

  1. Сопоставление полученных результатов наблюдения за текстом рассказов.

Что преобладает, глаголы или глаголы и деепричастия, в каждом из рассказов? (в «Хирургии» - глаголы, в «Хамелеоне» - глаголы и деепричастия) Чем это обусловлено? (в первом рассказе только два персонажа, которые выполняют действия, связанные с процессом вырывания зуба; во втором – большее количество действующих лиц, каждое из которых выполняет свое действие или то же, но по-своему, разнообразие в оттенках чувств, быстрая смена настроений, подчеркнутая названием «Хамелеон»)

Описание действий кого из персонажей сопряжено с использованием большого количества деепричастных оборотов? (Очумелов) Почему? (Постоянно меняет свое мнение, интонацию голоса)

На основании ваших высказываний сформулируйте и запишите в виде тезиса ответ на вопрос: какова роль деепричастных оборотов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»? (Зачитываются ответы нескольких учащихся)

  1. Заключительное слово учителя.

Итак, в рассказах А.П.Чехова, динамичных, живых, большую роль играет умелое, мастерское использование стилистических возможностей глаголов и деепричастных оборотов, которые придают гибкость, энергию повествованию. Чехов в совершенстве владеет искусством слова, язык его рассказов – образец выразительности и вместе с тем лаконичности и отточенности.

  1. Итоги урока. Домашнее задание (по выбору): написать сочинение-миниатюру с максимальным использованием глаголов и деепричастных оборотов (тему определяет учащийся) или рассказ, основанный на действии с максимальным использованием глаголов и деепричастных оборотов.

Таблица результатов исследования рассказов А.П.Чехова

«Хирургия»

«Хамелеон»

принимает

входит, ищет глазами (икону) и ,не найдя таковой, крестится…

зевает

садится и раскрывает рот

хмурится, глядит, усматривает

скромничает, подходя к шкафу, роясь в инструментах

берет, смотрит, кладет, берет

говорит, подходя с щипчиками к дьячку

поднимает, шевелит, выпучивает, дышит

сопит, топчется и тянет

вскакивает, лезет. нащупывает, говорит

сердится

сидит (ошеломлен), глядит

бормочет

ищет, находит, выговаривает

бормочет, кладя щипцы в шкаф

берет и , придерживая щеку рукой, уходит

идет

прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит (собака)

бежит и, подавшись вперед, падает и хватает

словно из земли выросши, собирается толпа

стоит и, подняв вверх правую руку, показывает…

растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит

спрашивает, врезаясь в толпу; начинает, кашляя в кулак; говорит, кашляя и шевеля бровями

говорит кто-то

замечает глубокомысленно

думает вслух

говорит (голос из толпы)

говорит

продолжает

спрашивает, заливаясь улыбкой

зовет и идет

хохочет

грозит и, запахиваясь в шинель, продолжает

35 глаголов – разнообразные

5 деепричастных оборотов

Повторы: «берет»-3, «бормочет»-2, «глядит»-2, «сидит» -2.

10 одиночных глаголов, из которых повторяется только «говорит»

10 глаголов с деепричастным оборотом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Урок в 6 классе с использованием мнемотехнических приемов....

Стилистическая роль деепричастного оборота

Презентация к уроку "Стилистическая роль деепричастного оборота" по программе С.И.Львовой, 6 класс....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".

Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...