«М.В. Ломоносов – наш первый университет»
методическая разработка (7 класс) по теме

Астахова Анна Алексеевна

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова. Разработка занятия построена на межпредметных связях.

Презентация содержит кроссворд, викторину, видео-фрагменты фильма "Михайло Ломоносов" (1986 г.) (Презентация доступна для скачивания по ссылке   http://files.mail.ru/N1IFT9   Размер файла - 13 МБ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Астахова А.А.                                                                   МБОУ «СОШ № 4» г.Энгельса                                                                Энгельс-2011

Методическая разработка учителя истории

МБОУ «СОШ № 4» г. Энгельса Саратовской области

Астаховой А.А.  

(Энгельс-2011)

Внеклассное мероприятие,

посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

«М.В. Ломоносов – наш первый университет»

Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.

Задачи урока:

  1. учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности
    М.В. Ломоносова;
  2. развивающая – способствовать развитию кругозора, умение делать вывод, коммуникативные способности;
  3. воспитательная – способствовать воспитанию в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.

Оборудование: презентация, рисунки учащихся. 

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие. Установление контакта с аудиторией)

Здравствуйте, ребята!

– Прежде чем приступить к нашей работе мне очень хочется узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Те, у кого плохое настроение, топните 2 раза, те, у кого хорошее – хлопните 2 раза.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Об ученом все узнать.

– Ребята, посмотрите на доску. На ней вы видите кроссворд. Заполнив его, мы узнаем, о каком ученом вы узнаете на уроке, и чему вы будете учиться. (Заполняют кроссворд)

Слайд-фрагмент «Кроссворд»

Кроссворд «Наш первый университет»

  1. Это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта; это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в обществе…
  2. Декоративно-прикладное искусство, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  3. Одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате определенных реакций.
  4. Основными объектами изучения этой науки  являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы).
  5. Наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел.
  6. Словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.
  7. На современных географических картах эта сторона света находится сверху.
  8. Первоначальное значение этого слова восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». Эта наука отождествляется с установлением подлинности, истинности событий и фактов.
  9. Исторические события этого века мы будем изучать совсем скоро.

 (Ответ: литература, мозаика, химия, география, астрономия, поэзия, север, история, восемнадцатый)

– Фамилия, какого ученого зашифрована в кроссворде? (Ломоносов)

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».

Слайд-фрагмент «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет»

Рефлексия:

– Как вы думаете, почему так назвал Ломоносова А.С. Пушкин? (Обучающиеся выдвигают свои теории)

– Однако прежде чем окончательно ответить на данный вопрос, мы послушаем, что узнали ребята, которые готовились перед вами выступить. Внимательно послушайте их рассказ, в конце урока мы проведем викторину.

III. Работа по группам.

1-я группа: Детство и юность М.В. Ломоносова

– Наша группа получила задание: изучить детство и юность М.В. Ломоносова. В ХVIII веке в России быстро развивалась наука. Самый знаменитый русский учёный того времени – Михаил Васильевич Ломоносов. Родился Михайло в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии.

Слайд «Родина Ломоносова»

Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый. Первым он построил парусный корабль, прозванный за быстрый ход «чайкой». На этом судне отец с сыном уходили далеко в море, перевозил грузы и людей. Мать Елена Ивановна умерла очень рано. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.

Ещё мальчиком, Миша очень любил смотреть на звезды, читать книги. У него была удивительная тяга к знаниям. Он впитывал их как губка. Мачехе не нравилось, что мальчик постоянно сидит за книгами. И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.

Слайд «Путь в Москву» и карта пути

В декабре 1730 года Михайло тайно ушёл из дома в Москву. Он хотел поступить в Академию. Денег не было. Его земляки-рыбаки везли в Москву рыбу на продажу. Взяли и его с собой. Ломоносова ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели, в начале января 1731 года он прибыл в Москву.

Поступив в Академию, Михаил жил очень бедно. Он тратил три копейки в день – этого хватало только на хлеб, кашу и бумагу для занятий. Его товарищи вначале смеялись над ним: «Такой большой, а только начал учиться!». Но у Михаила было много упорства, старания и способностей. Он быстро догнал и перегнал остальных.

В ноябре 1735 года Ломоносова как лучшего студента послали на учебу в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение за границу, в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела, математике и физике, философии и металлургии. За границей он пробыл 5 лет и стал отличным ученым. Как и Петр Великий, Ломоносов горячо любил свою Родину, был истинным патриотом. Он стремился все свои знания применить на пользу России.

– В ходе рассказа вы услышали слово – патриот, как вы понимаете это слово?

Словарная работа: патриот – человек, любящий свою Родину.

2-я группа: Великий ученый.

– Наша группа получила задание: рассказать об основных научных открытиях Михайла Васильевича Ломоносова.

Слайд «В Петербургской академии»

В Россию вернулся он в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 году адъюнктом физики – это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии.

Слайд «Великий ученый»

Ломоносов знал едва ли не все науки того времени. Он сделал множество замечательных открытий.

Слайд «Ломоносов – филолог»

Открытия в области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
б) выпустил «Риторику», которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы;
в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…

Слайд «Ломоносов – физик»

Открытия в области физики:

а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

Слайд «Ломоносов – химик»

Открытия в области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки «Физической химии».

В своей химической лаборатории Ломоносов провел много опасных опытов, достигнув интересных результатов. Даже дома он делал смелые опыты с электрической машиной. Его друг, профессор Рихман, погиб от электрического разряда, повторяя опыт Ломоносова.

Слайд «Ломоносов – астроном»

Открытия в области астрономии:

а) в 1761 году предположил наличие атмосферы на Венере;
б) построил телескоп.

Слайд «Ломоносов – географ и геолог»

Открытия в области географии:

а) составил «Полярную карту»;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию;
г) вывел теорию возникновения металлов и минералов;
д) «О причине землетрясения».

Слайд «Ломоносов – историк»

Открытия в области истории:

а) закончил 1-й том Российской истории;
б) составил «Краткий летописец с родословием».

Слайд «Ломоносов – художник»

Большой клад в развитие изобразительного искусства внес Ломоносов, как художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин, в том числе «Полтавскую битву»;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств. Им построена целая фабрика по изготовлению цветного стекла – одна из лучших в Европе.

М.В. Ломоносов внес огромный вклад во множество наук и искусство: естествознание, риторику, математику, физику, литературу, астрономию, изобразительное искусство.

3-я группа: Первый университет.

Наша группа получила задание: рассказать о том, как Ломоносов создал первый университет.

– Главное дело в жизни Ломоносова – создание первого русского университета. Он открылся в 1755 году в Москве. Наука благодаря этому стала развиваться в России гораздо быстрее. Теперь не нужно было ездить за границу, чтобы получить знания и стать ученым.

Слайд «Университет»

– Первое здание университета стало на месте нынешнего Исторического музея. Над главным входом возвышалась башня с высоким штилем, на котором сидел орел. В праздники здесь устраивались пышные фейерверки.

В университете тогда работало всего десять профессоров. Было три факультета: юридический, медицинский и философский.

Ломоносов очень любил университет и заботился о нем. Однажды главный университетский куратор Иван Иванович Шувалов, сам много сделавший для открытия университета, поспорил с Ломоносовым и пригрозил ему отставкой. «Ничего не получится, – смело ответил ученый. – Разве что университет от меня отставите, в меня от университета никогда!»

Сегодня Московский государственный университет носит имя своего основателя, гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

– В рассказе вы услышали слово – университет, что означает это слово?

– В каком году был открыт первый русский университет?

Словарная работа: Университет – высшее учебное заведение; 1755 год – открытие Московского университета.

4-я группа: Современники Ломоносову.

– Наша группа получила задание: рассказать как М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы.

– Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учеными подводному горному хребты в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны;

Слайд «Кратер на Луне носит имя Ломоносова»

экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем Русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов. Центральная городская библиотека носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.Современные художники в своих картинах также запечатлели образ Ломоносова и в январе 2005 года – ровно 250 лет со дня основания М.В. Ломоносовым Московского государственного университета, университету был подарен мозаичный портрет М.В.Ломоносова.

Слайд «Мозаичный портрет Ломоносова»

– Панно выполнено в уникальной технике – "Эмалевая мозаика Андрея Манджоса". При создании произведения было использовано 13.650 медных пластинок, покрытых многоцветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие. Сюжет мозаики символичен. Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник-мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором учёный и художник изображён на фоне его знаменитой мозаики – "Полтавская баталия". Ценность материалов, необычная светоцветовая игра микрообъёмов отдельных капелек горячей эмали, многотрудный кропотливый ручной мозаичный набор и сама авторская технология исполнения данного произведения делают его уникальным и неповторимым.

– Литераторы посвящали жизни и творчеству М.В. Ломоносова свои стихи. Так пишет о Ломоносове в своем сонете С.И. Стромилов:

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сияньем озарен.

Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошел умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Законник языка! ты стоишь поздней славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,
Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

– Как вы думаете, каким человеком был Ломоносов?

Вывод: не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы.

Слайд-видеофрагмент «Слова Ломоносова»

IV. Закрепление. Работа в парах.

Ребята, наш урок назывался «М.В. Ломоносов – наш первый университет». Как вы считаете, можно ли согласиться с таким сравнением? (Ответы)

Конечно, потому что в сферу интересов ученого, входили практически все, известные тогда науки! Такие люди заслуживают самой достойной награды – памяти потомков!

Ровно через месяц, 19 ноября весь просвещенный мир будет отмечать 300 лет со дня рождения великого русского ученого – Михаила Васильевича Ломоносова. Этому событию было посвящено и наше сегодняшнее занятие.

А сейчас я предлагаю вам проверить себя – насколько хорошо в вашей памяти осталось то, что вы сегодня узнали об этом великом человеке.

(Викторина.)

В этом году также проходят всероссийские конкурсы, олимпиады, викторины, посвященные
М.В. Ломоносову. Тем, кто желает поучаствовать в них, я расскажу об условиях участия после занятия.

V. Заключение

Я благодарю всех участников и гостей нашего мероприятия! Желаю вам успехов в учении и труде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Наш первый университет"

Цель урока: 1)      Познакомить учащихся с биографией М.В.Ломоносова (периоды жизни и творчества, касающиеся физики и химии особенно);2)      Познаком...

Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов "Он сам был первым нашим университетом", посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

 Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной...

Урок по истории России "Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств" 8 класс коррекционной школы 8 вида

Урок по истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида по теме: "Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств". Урок содержит технологическую карту и ра...

Первые университеты

Презентация "Первые университеты"...