Рабочая программа по учебной практике по специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов».
рабочая программа на тему

Анисимова Ольга Александровна

 

Практика для получения первичных профессиональных навыков является важнейшей составной частью учебного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, привитие им необходимых умений и навыков практической деятельности по специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов».Целью практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной) является закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение первоначального профессионального мастерства по одной из рабочих профессий и подготовка к практике по профилю специальности (технологической).


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1.       Пояснительная записка..................................................................................3
  2.       Распределение бюджета времени практики для получения

  первичных профессиональных навыков (учебной)......................................4

  1.       Базы практики................................................................................................6
  2.      Содержание практика для получения первичных профессиональных

  навыков (учебная...........................................................................................7

4.1.     Учебно-ознакомительная практика..............................................................9

  1.    Учебная практика на рабочем месте.............................................................9
  2.    Освоение рабочей профессии......................................................................12
  3.    Квалификационный экзамен на присвоение рабочей профессии..................

4.4.1. Перечень квалификационных пробных работ...............................................

4.4.2. Квалификационный экзамен...........................................................................

5.     Перечень рекомендуемой литературы..............................................................


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика для получения первичных профессиональных навыков является важнейшей составной частью учебного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, привитие им необходимых умений и навыков практической деятельности по специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов».

Практика студентов организуется в соответствии с ГОС СПО по специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов», «Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования», утвержденным приказом Минобразования РФ от 21.07.99 № 1991, и Рекомендациями по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, письмо Минобразования РФ 16.09.1999г. № 16-51-198/16-15)т 27.08.2003г.

Целью практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной) является закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение первоначального профессионального мастерства по одной из рабочих профессий и подготовка к практике по профилю специальности (технологической).

Характерными особенностями рабочей программы практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной) являются:

-обеспечение целостной подготовки учащихся по всем трудовым функциям, на всех должностях, где используются специалисты со средним специальным образованием;

-постепенное усложнение учебного материала по этапам, переход от простых умений и навыков к более сложным;

-связь практического обучения со знаниями и навыками по дисциплинам, полученным в процессе теоретического обучения студентов.

Планирование каждого этапа практики производится руководством техникума в соответствии с учебным планом, типовой программой, учебно-методическим комплексом, местными условиями учебного заведения, возможностями базовых предприятий.


2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ ПРАКТИКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (УЧЕБНОЙ)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Учебно-ознакомительная практика

36

1.1

Вводный инструктаж.

6

1.1.1

Вводный инструктаж в техникуме.

2

1.1.2

Вводный инструктаж на базовом предприятии по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, личной гигиене и охране окружающей среды. Организация службы охраны труда на предприятии. Оказание первой медицинской помощи.

4

1.2

Ознакомление с базовым предприятием.

24

1.2.1

Общие сведения о предприятии: характеристика предприятия, производственная мощность, структура, сырье и сырьевая зона, ассортимент выпускаемой продукции.

6

1.2.2

Ознакомление с основными и вспомогательными цехами.

18

1.2.2.1

Экскурсия по территории предприятия.

2

1.2.2.2

Характеристики основных и вспомогательных цехов. Ведущее оборудование производственных цехов и отделений и его санитарная обработка

14

1.2.2.3

Экскурсия по производственным цехам и отделениям консервного цеха

2

Промежуточная аттестация

6

2

Учебная практика на рабочем месте

384

2.1

Производство молока и молочных продуктов

96

2.1.1

Заводская лаборатория:

приемная

химическая

бактериологическая

12

2.1.2

Приемно-аппаратное отделение

12

2.1.3

Молокохранильное отделение

6

2.1.4

Отделение пастеризации

6

2.1.5

Отделение сгущения и гомогенизации

12

2.1.6

Отделение сушки

12

2.1.7

Маслоцех

12

2.1.8

Цех цельномолочной продукции (отделение розлива, сметано-творожное отделение)

12

2.2

Производство сыра

6

2.2.1

Участок по выработке мягких и плавленых сыров

6

Промежуточная аттестация

6

2.3

Освоение рабочей профессии

288

2.3.1

Лаборант хим.бак.анализа

2.3.2

Сепараторщик молока и молочного сырья

2.3.3

Оператор молокохранильного отделения

2.3.4

Аппаратчик пастеризации и охлаждения молока

2.3.5

Аппаратчик сгущения

2.3.6

Аппаратчик по производству сухих молочных консервов

2.3.7

Маслодел

2.3.8

Оператор расфасовочно-упаковочного автомата

2.3.9

Изготовитель сметаны и творога

2.3.10

Сыродел

3

Квалификационный экзамен на присвоение рабочей профессии

12

3.1

Квалификационная пробная работа

6

3.2

Квалификационный экзамен

6

Всего:

432


3. БАЗЫ ПРАКТИКИ

По специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов» базами практики для получения первичных профессиональных навыков являются предприятия производящие молоко и молочные продукты, оснащенные современным оборудованием, применяющие прогрессивную технологию, имеющие наиболее современную организацию труда, при наличие квалифицированного персонала и расположенные в зоне деятельности образовательного учреждения.


4.СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

(УЧЕБНОЙ).

Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) по специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов» проводится на базовых предприятиях, в учебных лабораториях, на учебно-опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения.

Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) по специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов» организуется на 2-3 курсах под руководством мастера производственного обучения. Перед отправкой на практику студенты проходят медицинское освидетельствование и получают допуск медицинского учреждения на прохождение практики. На базовом предприятии определяется помещение для проведения теоретических знаний, проводимых руководителем практики, а также для самостоятельной работы студентов, где имеются наглядные пособия (детали машин, паспорта оборудования, схемы технологических процессов, плакаты и фотография оборудования).

Для проведения практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной) готовиться документация: рабочая программа практики, календарно-тематический план, журнал учебных занятий, учебно-методический комплекс, график перемещения на рабочих метах.

В процессе прохождения практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной) студентам предлагается следующий перечень профессий:

  • лаборант хим.бак.анализа;
  • сепараторщик молока и молочного сырья;
  • оператор молокохранильного отделения;
  • аппаратчик пастеризации и охлаждения молока;
  • аппаратчик по производству сухих молочных консервов;
  • маслодел;
  • оператор расфасовочно-упаковочного автомата;
  • изготовитель сметаны и творога;
  • сыродел.

Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) подразделяется на три этапа:

  • учебно-ознакомительная практика;
  • учебная практика на рабочем месте;
  • квалификационный экзамен на присвоение рабочей профессии.

В первый период практики студенты-практиканты знакомятся с базовым предприятием, его внутренним распорядком и культурой поведения практиканта во время прохождения практики, с правилами охраны труда, мероприятиями по охране окружающей среды, санитарии и личной гигиены, основными и вспомогательными цехами базового предприятия.

На втором этапе практики студенты-практиканты знакомятся с производственными цехами и отделениями по графику. Здесь они изучают оборудование, расположенное в цехе или отделении; технологические процессы, осуществляемые в цехе, знакомятся с основными положениями должностных инструкций по выбранной профессии, приобретают первоначальный опыт работы на рабочем месте, закрепляют и углубляют знания, сформированные в процессе теоретического обучения, осваивают рабочую профессию. За период практики студенты должны научиться самостоятельно вести технологический процесс, осуществлять органолептическую оценку качества продукта, осуществлять безопасную эксплуатацию технологического оборудования на рабочем месте под наблюдением мастера производственного обучения и выполнять требования безопасности труда, правила производственной санитарии и личной гигиены.

В период практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной) студенты-практиканты ведут дневник, где фиксируют свои наблюдения, а также краткое содержание консультаций, проводимых мастером. Дневник ежедневно проверяется, оценивается проведенная за день работа, вносятся замечания и ставиться роспись мастера ПО.

Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится в форме:

  • уроков производственного обучения;
  • производственной деятельности по изготовлению студентами учебно-наглядных пособий, товарной продукции, технология изготовления которой отвечает требованиям программы практики;
  • участия студентов уроках-конкурсах (играх).

По результатам первого и второго этапа практики для получения первичных профессиональных навыков студенты-практиканты допускаются на 3 этап практики- квалификационный экзамен на присвоение рабочей профессии. На основе квалификационной пробной работы и экзамена, присваивается рабочая профессия и выдается удостоверение установленного образца.


4.1.УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

4.1.1.Вводный инструктаж.

Вводный инструктаж в учебном заведении.

Студенты должны знать: требования по соблюдению правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены, культуру поведения студента-практиканта во время прохождения практики на базовом предприятии.

Вводный инструктаж на базовом предприятии.

Студенты должны знать: организацию службы охраны труда на предприятии, правила по охране труда и окружающей среды в молочной промышленности, правила поведения на территории комбината, требования электробезопасности, пожарной безопасности на комбинате, виды инструктажей, внутренний трудовой распорядок предприятия.

Студенты должны уметь: правильно оказать первую медицинскую помощь, пользоваться средствами индивидуальной защиты, соответственно реагировать и принимать решение в экстремальных ситуациях.

Студенты должны ознакомиться с правилами расследования несчастных случаев на предприятии.

4.1.2. Ознакомление с базовым предприятием.

Студенты должны знать: общие сведения о предприятии: характеристику предприятия, структуру, сырьевую зону, суточную и годовую мощность, ассортимент вырабатываемой продукции, основные и вспомогательные цеха, назначение ведущего технологического оборудования основных цехов и отделений и его санитарную обработку.

Должны ознакомиться с основными и вспомогательными цехами предприятия в виде экскурсии по территории завода и производственным цехам.

Студент должен уметь: выполнять требования безопасности труда и производственной санитарии.

4.2.УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ.

4.2.1.Производство молока и молочных продуктов

4.2.1.1.Заводская лаборатория.

В консервном цехе ЗАО “ММКК” имеется 3 лаборатории: приемная, химическая и бактериологическая лаборатории.

Приемная лаборатория.

Студенты должны знать: назначение лаборатории, правила техники безопасности в лаборатории, подготовку лабораторной посуды, реактивов, приборов к работе, методики выполнения и подготовку проб к проведению анализов.

Студенты должны уметь: контролировать приемку и определять качественные показатели молока, поступающего на предприятии, отбирать пробы цельного и обезжиренного молока, сливок для проведения анализа, определять плотность, кислотность, массовую долю жира и белка, обслуживать оборудование для количественного учета молока, вести журнал учета поступающего сырья, составлять акт на доставленное поставщиком недоброкачественное молоко.

Химическая лаборатория.

Студент должен знать: назначение лаборатории, изучить подготовку лабораторной посуды, реактивов, приборов к работе, отбор проб молока и молочных продуктов и подготовку их к анализам, методики выполнения анализов; правила техники безопасности в лаборатории и производственной санитарии.

Студенты должны уметь: определять качественные показатели молока и молочных продуктов, поступающих на реализацию, отбирать пробы молока и молочных продуктов для проведения анализа, определять плотность, кислотность, массовую долю жира и белка, обслуживать оборудование для качественной оценки молока и молочных продуктов, вести журналы учета готовой продукции, выписывать удостоверение о качестве продукции.

Бактериологическая лаборатория.

Студенты должны знать: назначение лаборатории, изучить подготовку лабораторной посуды, реактивов, сред, приборов к работе; отбор проб молока и молочных продуктов и подготовку их к анализам, методики выполнения анализов; правила техники безопасности и производственной санитарии.

Студенты должны уметь: пользоваться микроскопом, готовить среды к проведению анализов, готовить лабораторную посуду к стерилизации, разведения для посева.

4.2.1.2. Приемно-аппаратное отделение.

Студенты знакомятся с ведением процессов сепарирования, очистки молока, пастеризации, гомогенизации, охлаждения сливок в соответствии с требованиями технологических инструкций на базовом предприятии.

Студенты должны знать: оборудование, используемое для проведения сепарирования и очистки молока, пастеризации, гомогенизации и охлаждения сливок, технологические процессы и их режимы, правила техники безопасности и производственной санитарии в цехе.

Студент должен уметь: контролировать процессы сепарирования и тепловой обработки молока и сливок, обслуживать сепараторы-молокоочистители и сливкоотделители, гомогенизаторы, вести журналы сепарирования, пастеризации сливок, проводить мойку и дезинфекцию теплообменных аппаратов и сепараторов.

4.2.1.3. Молокохранильное отделение.

Студенты знакомятся с ведением процесса охлаждения, нормализации, временного резервирования и регулирования температурных режимов.

Студенты должны знать: оборудование для охлаждения, хранения и перекачивания молока, режимы охлаждения и хранения, нормализацию, правила техники безопасности и производственной санитарии в цехе, мойку и дезинфекцию оборудования.

Студенты должны уметь: заполнять емкости, контролировать процесс нормализации и охлаждения молока, проводить мойку и дезинфекцию оборудования, вести производственный журнал.

4.2.1.4. Отделение пастеризации.

Студенты знакомятся с ведением процессов пастеризации и охлаждения молока.

Студенты должны знать: назначение и устройство оборудования отделения пастеризации, режимы пастеризации, санитарную обработку оборудования, правила техники безопасности и производственной санитарии в цехе.

Студенты должны уметь: контролировать процесс пастеризации и охлаждения молока, проводить мойку и дезинфекцию оборудования, вести производственный журнал.

4.2.1.5. Отделение сгущения и гомогенизации.

Студенты знакомятся с ведением процессов сгущения и гомогенизации сгущенного молока, приготовлением сахарного сиропа и молочной основы для производства сухого мороженного.

Студенты должны знать: режимы сгущения и гомогенизации, изучить устройство, принцип действия вакуум-выпарной установки, мойку и дезинфекцию оборудования, правила техники безопасности и производственной санитарии в цехе.

Студенты должны уметь: контролировать процесс сгущения и гомогенизации подсгущенного молока, обслуживать вакуум-выпарную установку, гомогенизатор и вести производственный журнал.

4.2.1.6. Отделение сушки.

Студенты знакомятся с ведением процесса сушки и расфасовкой сухих молочных консервов.

Студенты должны знать: устройство сушильной установки, режимы сушки, регулирование температурных режимов, мойку и дезинфекцию оборудования, фасование сухих молочных консервов, правила техники безопасности и производственной санитарии в цехе.

Студенты должны уметь: контролировать процесс сушки молока для производства молочных консервов, обслуживать сушильные установки, подготавливать тару и упаковывать молочные консервы, вести производственный журнал.

4.2.1.7.Маслоцех.

Студенты знакомятся с ведением процесса изготовления масла на маслоизготовителе непрерывного и периодического действия методом сбивания, с технологией производства масла методом непрерывного сбивания.

Студенты должны знать оборудование, используемое при производстве масла, основные технологические операции, подготовку тары, мойку и дезинфекцию оборудования, правила техники безопасности и производственной санитарии в цехе.

Студенты должны уметь: контролировать процесс изготовления масла, подготавливать сливки для изготовления масла, маслоизготовители периодического и непрерывного действия к работе, вырабатывать масло, обслуживать оборудование для производства масла, вести производственный журнал.

4.2.1.8. Отделение розлива.

Студенты знакомятся с технологией производства молока и кисломолочных продуктов и оборудованием, применяемым при производстве молока и кисломолочных продуктов.

Студенты должны знать: оборудование в отделении, технологию производства питьевого молока, особенности технологии производства кисломолочных продуктов термостатным и резервуарным способом, правила техники безопасности и производственной санитарии в цехе.

Студенты должны уметь: контролировать процесс производства молока и жидких кисломолочных продуктов, заполнять емкости пастеризованным молоком, вносить закваску в нормализованную смесь и регулировать температуру и продолжительность сквашивания молока, определять готовность сгустка по органолептическим и физико-химическим показателям, отбирать пробы для определения физико-химических показателей и подавать продукцию на розлив, вести производственный журнал, проводить мойку и дезинфекцию оборудования.

4.2.1.9.Отделение по производству сметаны и творога.

Студенты должны ознакомится с ведением процессов производства сметаны и творога.

Студенты должны знать: технологию производства творога и сметаны, оборудование в отделении, правила техники безопасности и производственной санитарии в цехе.

Студенты должны уметь: контролировать процесс производства сметаны и творога, заполнять емкости обезжиренным и нормализованным молоком, сливками, проводить процесс заквашивания, определять готовность сгустка по органолептическим и физико-химическим показателям, разрезать сгусток при производстве творога и удалять сыворотку, проводить прессование и охлаждение творога, обслуживать оборудование для производства сметаны, творога и творожных изделий, контролировать процесс производства творожных изделий, вести производственный журнал.

  1. Производство сыра.

Студенты знакомятся с технологическими процессами производства мягких и плавленых сыров и оборудованием, применяемым при производстве сыров.

Студенты должны знать: технологию производства мягких и плавленых сыров, правила техники безопасности и производственной санитарии в цехе.

Студенты должны уметь: производить посолку мягкого сыра, упаковку мягкого и расфасовку плавленого сыра.

Промежуточная аттестация (зачет).

Итогом первого периода практики является зачет. Зачет по первому периоду практики для получения первичных профессиональных навыков выставляется мастером ПО, результаты проверки знаний и навыков заносятся в специальную ведомость и отмечаются в зачетной книжке студента.

  1. ОСВОЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ

Инструктаж на рабочем месте.

Перед допуском к работе на конкретном рабочем месте по одной из выбранной профессии мастером производственного обучения проводится первичный инструктаж на рабочем месте.

Привитие навыков по выбранной профессии.

Профессия - Лаборант хим.бак.анализа.

Квалификация - 2-ой разряд.

  • должен знать: основные положения должностной инструкции, правила техники безопасности и производственной санитарии на рабочем месте, требования к лабораторной посуде и лаборатории, методику проведения анализов, приготовление реактивов и сред, знать ГОСТы на молоко и молочные продукты.
  • должен уметь: производить отбор проб, проводить лабораторные анализы, готовить лабораторную посуду и сырье (молоко, готовую продукцию) к проведению анализа, осуществлять безопасную эксплуатацию приборов для качественной оценки молока и молочных продуктов, оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, производить мойку и подготовку лабораторной посуды.

Профессия - Сепараторщик молока и молочного сырья.

Квалификация -  3-ий разряд.

  • должен знать: основные положения должностной инструкции, правила техники безопасности и производственной санитарии на рабочем месте, состав и физико-химические свойства молока, технологическую последовательность обработки сырья, устройство и принцип действия сепараторов, гомогенизатора, пастеризационно-охладительных установок, неполадки и способы их устранения, контрольно-измерительные приборы, их назначение и требования к ним, моющие и дезинфицирующие средства.
  • должен уметь: вести технологические процессы сепарирования, очистки, подогрева цельного молока; охлаждения, пастеризации и гомогенизации сливок под наблюдением опытного сепараторщика молока и молочного сырья, подготовить оборудование к работе, производить сборку и разборку сепараторов-молокоочистителей и сливкоотделителей, регулировать температурные режимы во время подогрева, пастеризации, охлаждения, регулирования жирности сливок во время сепарирования, вести ручную и безразборную мойку технологического оборудования.

При работе помощником аппаратчика присваивается 3-ий разряд.

Профессия - Оператор молокохранильного отделения.

Квалификация - 2-ой разряд.

  • должен знать: основные положения должностной инструкции, правила техники безопасности и производственной санитарии на рабочем месте, состав и физико-химические свойства молока, режимы охлаждения и хранения молока, устройство и принцип действия пластинчатых охладителей, резервуаров и насосов для молока, неполадки и способы их устранения, контрольно-измерительные приборы в цехе, их назначение и требования к ним; режимы, порядок мойки и дезинфекции оборудования.
  • должен уметь регулировать поступление молока в резервуары, контролировать температурные режимы во время охлаждения и хранения, нормализацию молока по расчетным формулам, перемешивать молоко и направлять его на пастеризацию и сепарирование, регулировать температурные режимы во время охлаждения.

Профессия - Аппаратчик пастеризации и охлаждения молока.

Квалификация - 2-ой разряд.

  • должен знать: основные положения должностной инструкции, правила техники безопасности и производственной санитарии на рабочем месте, состав и физико-химического свойства молока, виды пастеризации, устройство, принцип действия и эксплуатацию трубчатых пастеризаторов, пастеризационно-охладительных установок, неполадки и способы их устранения, контрольно-измерительные приборы, их назначение и требования к ним, мойку и дезинфекцию оборудования.
  • должен уметь: вести процесс пастеризации и охлаждения молока, регулировать поступление молока в установку, давление, температуру по контрольно-измерительным приборам с заданным режимом пастеризации и охлаждения, подачу пара, горячей, холодной и ледяной воды в аппараты, уметь направлять пастеризованное и охлажденное молоко по назначению, вести мойку и дезинфекцию оборудования.

Профессия - Аппаратчик сгущения и гомогенизации молока.

Квалификация - 2-ой разряд.

  • должен знать: основные положения должностной инструкции, правила техники безопасности и производственной санитарии на рабочем месте, состав и физико-химические свойства цельного молока и сухих консервов, устройство и эксплуатацию вакуум выпарных установок, неполадки и способы их устранения, контрольно-измерительные приборы, их назначение и требования к ним, требования предъявляемые к сырью и готовой продукции, правила ведения журнала сгущения.
  • должен уметь: вести процесс сгущения молока в вакуум-выпарной установке непрерывного действия, вести подготовку вакуум-выпарной установки к работе, уметь регулировать поступление молока, подачу пара и воды на установку, определять концентрацию сгущенной смеси, направлять сгущенную смесь на гомогенизацию и далее на сушку, выявлять и устранять неисправности оборудования, вести мойку и дезинфекцию оборудования.

Профессия - Аппаратчик по производству сухих молочных консервов.

Квалификация - 2 -ий разряд.

  • должен знать: основные положения должностной инструкции, правила техники безопасности и производственной санитарии на рабочем месте, состав и физико-химические свойства цельного молока и сухих молочных консервов, технологию производства сухих молочных консервов, требования предъявляемые к качеству сырья и готовой продукции, назначение, устройство и принцип действия распылительной сушильной установки, неполадки и способы их устранения, технологический режим и правила регулирования подачи пара, подсгущенного молока во время сушки, контрольно-измерительные приборы, их назначение и требования к ним.
  • должен уметь: вести процесс сушки молока на распылительных дисковых сушильных установках, подготовить сушильную установку к работе, регулировать подачу сгущенной смеси и пара на установку, поддерживать температурные режимы сушки, давления пара, число оборотов распылительного диска по КИП, наблюдать за подачей сухого порошка из сушильной установки, оценивать качество готовой продукции, чистить, мыть и дезинфицировать сушильную установку.

При работе помощником аппаратчика присваивается 2-ой разряд.

Профессия - Маслодел.

Квалификация - 2-ий разряд.

  • должен знать: основные положения должностной инструкции, правила техники безопасности и производственной санитарии на рабочем месте, состав и физико-химические свойства цельного молока, сливок, сливочного масла, требования к ним, технологию производства сливочного масла методом непрерывного и периодического сбивания, возможные пороки масла и методы их предупреждения, устройство и принцип действия маслоизготовителя непрерывного и периодического действия, неполадки и способы их устранения, контрольно-измерительные приборы, их назначение и требования к ним, моющие и дезинфицирующие средства, порядок мойки.
  • должен уметь вести процесс производства сливочного масла, наблюдать за состоянием и работой маслоизготовителя, выявление и устранение неисправностей во время эксплуатации.

Профессия - Оператор расфасовочно-упаковочного автомата.

Квалификация - 2-й разряд.

  • должен знать: основные положения должностной инструкции, правила техники безопасности и производственной санитарии на рабочем месте, состав и физико-химические свойства молока и кисломолочных продуктов, требования предъявляемые к качеству сырья и готовой продукции, технологию производства питьевого молока и кисломолочных продуктов, назначение и устройство оборудования для фасования, неполадки и способы их устранения, подготовку оборудования к работе и его эксплуатацию, контрольно-измерительные приборы и требования к ним, моющие и дезинфицирующие средства.
  • должен уметь: вести процесс фасования, вести контроль за правильностью фасования, своевременно выявлять причины вызывающие ухудшение качества продукции.

При работе на автоматах помощником оператора расфасовочно-упаковочного автомата присваивается 2-ой разряд.

Профессия - Изготовитель сметаны и творога.

Квалификация - 2-ой разряд.

  • должен знать: основные положения должностной инструкции, правила техники безопасности и производственной санитарии на рабочем месте, состав и физико-химические свойства молока и готовой продукции, требования предъявляемые к качеству сырья и готовой продукции, технологии производства сметаны и творога, виды заквасок и их состав, назначение, принцип действия оборудования, неполадки и способы их устранения, моющие и дезинфицирующие средства.
  • должен уметь: вести технологический процесс выработки сметаны и творога, осуществлять безопасно эксплуатацию технологического оборудования на рабочем месте под наблюдением руководителя, выполнять требования безопасности труда и правила производственной санитарии, заполнять резервуары молоком, сливками, доводить до температуры заквашивания, вносить закваску, перемешивать, вести процесс сквашивания, обработки сгустка, фасования готовой продукции.

4.4.КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН НА ПРИСВОЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ.

К аттестации допускаются студенты, которые в процессе производственного обучения получили необходимые знания, умения и навыки, при этом учитываются производственные навыки, посещаемость и т.п.

  1. Квалификационная пробная работа.

Квалификационная пробная работа является первым этапом испытания на получения рабочей профессии, которая помогает студентам-практикантам практические навыки и умения применить в конкретной производственной ситуации. Студент-практикант выступает в качестве дублера аппаратчика, оператора, сепараторщика или лаборанта. При оценке пробной работы учитываются знания теоретического курса, необходимого для выполнения определенного вида работ; степень самостоятельности при выполнении работы, применение рациональных приемов и методов труда, состояние и организация рабочего места, соответствие выполненной работы технологической инструкции, техническим условиям, соблюдение технологических требований и норм времени, соблюдение техники безопасности и производственной санитарии. Определяющий показатель квалификационной пробной работы- качество выполнения задания с учетом затраченного времени. Заключение о выполненной работе заносится в учетную книжку практики для получения первичных профессиональных навыков.

В процессе проведения квалификационной пробной работы студенты-практиканты понимают как важно ответственно относиться к выполнению установленных требований на любом месте. Решение производственно-ситуационных задач требует от студентов умения мыслить, анализировать и принимать решения, кроме того квалификационная пробная работа помогает повысить уровень профессиональной подготовки.

  1. Перечень квалификационных пробных работ.

п/п

Наименование объекта работ

Перечень выполняемых работ

Примечание

1.

1.1.

1.2.

1.3.

Заводская лаборатория

Приемная лаборатория

Химическая лаборатория

Бактериологи-ческая лаборатория

1.Произвести отбор проб.

2.Подготовить лабораторную посуду и приборы к проведению анализов.

3.Провести лабораторные анализы (определить содержание массовой доли жира в молоке и сливках, плотность молока, кислотность, группу чистоты).

4.Оказать первую медицинскую помощь при поражении электрическим током.

5.Составить акт на доставленное поставщиком недоброкачественное молоко.

6.Оформить документацию в лаборатории.

7.Принять молоко.

1.Произвести отбор проб молока и молочных продуктов, направляемых на фасовку и готовой продукции.

2.Подготовить лабораторную посуду и приборы к проведению анализов.

3.Провести лабораторные анализы (определить содержание массовой доли жира в молоке, кефире, ряженки, йогурте, плотность молока, кислотность молока и молочных продуктов, вязкость кефира).

4.Оказать первую медицинскую помощь при получении ожога.

5.Выписать удостоверение о качестве.

6.Оформить документацию в лаборатории.

1.Произвести отбор проб для проведение бактериологического анализа.

2.Подготовить лабораторную посуду и приборы к проведению анализов.

3.Подготовить лабораторную посуду и среды для проведение стерилизации.

4.Подготовить разведение для посева.

5.Оказать первую медицинскую помощь при поражении электрическим током.

6.Приготовить среду Кесслер для проведения анализа.

7.Оформить документацию в лаборатории.

2.

Приемно-аппаратное отделение

1.Подготовить оборудование (насосы, сепараторы, гомогенизатор, трубчатый подогреватель, пластинчатую пастеризационо-охладительную установку)к работе.

2.Подготовить линию для сепарирования.

3.Произвести сборку и разборку сепаратора - сливкоотделителя, молокоочистителя.

4.Провести пуск и остановку сепаратора-сливкоотделителя.

5.Отрегулировать жирность сливок во время сепарирования.

6.Проверить исправность заземления и КИП.

7.Приготовить моющий и дезинфицирующий раствор.

8.Произвести ручную и безразборную мойку оборудования.

9.Заполнить журналы отделения.

10.Оказать первую медицинскую помощь при порезах и ушибах.

3.

Молокохра-нильное отделение

1.Подготовить оборудование (насосы, пластинчатый охладитель) и линии к работе.

2.Произвести пуск и остановку пластинчатого охладителя.

3.Подготовить резервуар для закачивания цельного и обезжиренного молока.

4.Произвести нормализацию молока.

5.Отрегулировать температурные режимы молока во время охлаждения и хранения.

6.Проверить исправность заземления и КИП.

7.Приготовить моющий и дезинфицирующий раствор.

8.Произвести ручную мойку молочного крана и безразборную мойку оборудования.

9.Заполнить журналы отделения.

10.Оказать первую медицинскую помощь при переломах, ушибах, вывихах и растяжениях связок.

4.

Отделение пастеризации

1.Подготовить оборудование (насосы, трубчатый пастеризатор, пластинчатый охладитель) к работе.

2.Подготовить линию пастеризации.

3.Произвести пуск остановку пастеризатора.

4.Отрегулировать температуру, давление по КИП в соответствии с заданными режимами пастеризации и охлаждения.

5.Проверить исправность заземления и КИП.

6.Направить пастеризованное и охлажденное молоко по назначению.

7.Приготовить моющий и дезинфицирующий раствор.

8.Произвести ручную мойку молочного крана и безразборную мойку оборудования.

9.Заполнить журналы отделения.

10.Оказать первую медицинскую помощь при ожогах и при поражении электрическим током.

5.

Отделение сгущения и гомогенизации

1.Подготовить оборудование (вакуум-аппарат, вакуум-насос, конденсаторы, конденсатоотводчики, гомогенизатор) к работе.

2.Отрегулировать подачу пастеризованного молока в вакуум-выпарную установку, подачу пара и воды на установку.

  1. Произвести пуск и остановку вакуум-выпарной установки.
  2. Вести процесс сгущения в вакуум-выпарной установке непрерывного действия циркуляционного типа.
  3. Определить конец сгущения.
  4. Направить подсгущенную смесь на гомогенизацию и на сушку.
  5. Приготовить моющий и дезинфицирующий раствор.
  6. Произвести ручную мойку молочного крана и безразборную мойку оборудования.
  7. Заполнить журналы отделения.
  8. Оказать первую медицинскую помощь при ожогах и кровотечении.

6.

Отделение сушки

1.Подготовить масленую систему к работе.

2.Подготовить пневмотическую линию подачи сухого молока для временного хранения.

3.Подготовить линию для направления молока в емкость через норию.

4.Произвести пуск и остановку сушильной установки.

5.Отрегулировать подачу сгущенного молока на сушку, пара в калориферы и паровую турбину.

6.Проверить исправность заземления и КИП.

7.Оценить качество готового продукта.

  1. Приготовить моющий и дезинфицирующий раствор.
  2. Произвести чистку, мойку и дезинфекцию сушильной установки.
  3. Заполнить журналы в отделении.
  4. Оказать первую медицинскую помощь при ожогах, кровотечении и при поражении электрического током.

7.

Маслоцех

1.Подготовить оборудование (винтовой насос, универсальные емкости, маслоизготовители) к работе.

2.Вести процесс производства сливочного масла на маслоизготовителе периодического и непрерывного действия.

3.Подготовить сливки к созреванию и к сбиванию.

4.Направить сливки на маслоизготовитель.

5.Оценить качество готового продукта.

6.Произвести фасование масла в потребительскую и транспортную тару.

7.Приготовить моющий и дезинфицирующий раствор.

8.Произвести ручную мойку автомата для мелкогабаритной фасовки масла и безразборную мойку оборудования.

8.

Отделение розлива

1.Подготовить оборудование к работе.

2.Произвести пуск и остановку расфасовочно-укупорочных автоматов.

3.Подготовить линию для фасования.

4.Вести процесс производства молока и кисломолочных напитков.

5.Приготовить закваску для кисломолочных напитков.

6.Приготовить моющий и дезинфицирующий раствор.

7.Оказать первую медицинскую помощь при ожогах и при поражении электрическим током.

8.Проверить исправность заземления, исправность КИП.

9.Вести процесс производства топленного молока.

9.

Сметано-творожное отделение

1.Подготовить оборудование (творогоизготовитель, вальцовку, месильную машину, емкости) к работе.

2.Заполнить ванну творогоизготовителя нормализованным молоком, емкость сливками.

3.Расфасовать сметану, творог и творожные изделия.

4.Приготовить моющий и дезинфицирующий раствор.

  1. Произвести ручную и безразборную мойку оборудования.
  2. Оказать первую медицинскую помощь при ушибах и поражении электрическим током.
  3. Проверить исправность заземления и КИП.

4.4.2. Квалификационный экзамен.

После выполнения квалификационной пробной работы проводится квалификационный экзамен. На экзамен квалификационной комиссии представляются: заключение на выполненную квалификационную работу, дневник практики для получения первичных профессиональных навыков, журнал учета теоретических и практических знаний.

Вопросы, которые выносятся на экзамен рассматриваются на цикловой комиссии и утверждаются зам. директора по УПР. Билеты составляются в объеме учебной программы. На экзамене студентам дается 10-15 минут для подготовки билета, во время которой они могут пользоваться наглядными пособиями. Если студент не может ответить на билет ему предоставляется право взять второй билет, но это учитывается при оценке его знаний. После ответа на вопросы экзаменационного билета студенту могут быть предложены дополнительные вопросы, относящиеся главным образом к выполненной им работе. Во время сдачи экзаменов в аудитории может находиться не более четырех экзаменующихся.

Разряд присваивает комиссия, под председательством ведущего специалиста предприятия в лице главного инженера или начальника цеха, в состав комиссии также входят: инженер по ТБ, зам.директора по УПР, мастеров ПО.

По окончании экзамена составляется протокол заседания квалификационной комиссии в двух экземплярах, подписывается всеми членами комиссии, заверяется печатью предприятия на котором проходила практика. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй- храниться в учебном заведении.

Студентам выдается удостоверение о присвоении профессии и разряда, по форме действующей на предприятии. Результаты проверки знаний, умений и навыков на экзамене отмечаются в зачетных книжках студентов.

Учащимся, не сдавшим или не допущенным до сдачи квалификационных испытаний, комиссия устанавливает срок для подготовки к повторным квалификационным испытаниям.


5. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная:

  1. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. М.,1988 г.
  2. Государственный образовательный стандарт среднего образовательного образования Москва, 1997 г.
  3. Крусь Г.Н. Технология молока и молочных продуктов. М.: Агропромиздат,1988 г.
  4. Крусь Г.Н. Технология молока и оборудования предприятий молочной промышленности.  М.: Агропромиздат,1986 г.
  5. Беляев В.Р. Охрана труда. 1982 г.
  6. Гришин  М.А. Соколов Ф.С. Производство молочных консервов. Высшая школа. 1982 г.
  7. Притыко В.П., Лунгрен В.Г. Оборудование предприятий молочной промышленности, 1977 г.
  8. Ростроса Н.К. и др. Производство кисломолочных продуктов. М.: Агропромиздат.
  9. Стандарты. Молоко, молочные продукты и молочные консервы. М.: Агропромиздат, 1989 г.  
  10. Ткаль Т.К. Технохимический контроль на предприятиях молочной промышленности.М.: Агропромиздат, 1990 г.
  11. ГОСТы, технологические инструкции.
  12. Должностные инструкции по рабочим профессиям.

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной),

 выполненную мастером производственного обучения Т.А. Воробьевой.

Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) по специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов» проводится на базовом предприятии ЗАО «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» в рамках учебной программы согласно графика учебного процесса.

Рабочая программа содержит следующие разделы:

1.Пояснительная записка.

2.Распорежение бюджета времени.

3.Базы практики.

4.Содержание практики для получения первичных профессиональных навыков.

4.1.Учебно-ознакомительная практика.

4.2.Учебная практика на рабочем месте

4.2.1.Производство молока и молочных продуктов.

4.2.2.Производство сыра.

4.3.Освоение рабочей профессии.

4.4.Квалификационный экзамен на присвоение рабочей профессии.

4.4.1.Перечень квалификационных пробных работ.

4.4.2.Квалификационный экзамен.

5.Перечень рекомендуемой литературы.

В пояснительной записке указана цель практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной), распределен бюджет времени на проведение практики на базовом предприятии ЗАО «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» согласно требованиям ГОС СПО и типовой программы по специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов».

В содержании практики очень подробно описана структура практики, описываются производственные цеха и поэтапное ознакомление студентов-практикантов с предприятием, основными и вспомогательными цехами, объектами технологической переработки. Ознакомление ведется не только с помощью теоретических уроков, но и применяются экскурсии по территории предприятия и производственным цехам. Студенты-практиканты, приступая ко второму этапу - учебной практики на рабочем месте ознакомлены с основными и вспомогательными цехами, ведущим оборудование, правилами техники безопасности, производственной санитарии и санитарной обработкой технологического оборудования.

На третьем этапе студенты-практиканты осваивают навыки по одной из рабочей профессии: лаборанта хим.бак анализа, оператора молокохранильного отделения и расфасовочно-упаковочного автомата, аппаратчика пастеризации и охлаждения молока, сгущения и гомогенизации молока, аппаратчика по производству сухих молочных консервов.

В разделе квалификационный экзамен описывается организация квалификационных испытаний, которые состоят из двух этапов: квалификационные пробные работы с перечнем примерных работ и квалификационный экзамен.

Данная рабочая программа составлена с учетом специфики базового предприятия и подробно отражает его структуру.

Использование данной программы способствует планомерной организации проведения практики на базовом предприятии, рациональному использованию времени, отведенному на прохождение практики согласно графика учебного процесса..

Данная рабочая программа практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной) может быть рекомендована к применению в учебных заведениях, реализующих подготовку специалистов по специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов».

Начальник

консервного цеха                                                                Н.Ф.Жижакина

ЗАО «Мелеузовский молочно-

консервный комбинат»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Автоматизация технологических процессов" специальность 260303 "Технология молока и молочных продуктов"

Учебная дисциплина «Автоматизация технологических процессов» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной в соответствии с требованиями стандарта. Ее целью является подготовка специали...

Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"...

Рабочая программа производственной (преддипломной) практики по специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"

 Программа производственной (преддипломной) практики составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки по специальности средне...

Рабочая программа УП (учебной практики) и ПП (производственной практики). МОСР.

Рабочая программа УП (учебной практики) и ПП (производственной практики). Профессия Мастер отделочных строительных работ....

Рабочая программа по учебной практике по коммерческой эксплуатации

Учебная практика по коммерческой эксплуатации на специальности  «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте» является продолжением учебного процесса, расширяет и у...

Рабочая программа по учебной практике

Рабочая программапо учебной практике по профессии "Изготовитель художественных изделий из дерева"...

Урок по технологии "Молоко и молочные продукты"

Материалы к уроку по технологии "Молоко и молочные продукты" для учащихся 7 класса....