Самопрезентация преподавателя спец. предметов по профессии «Мастер столярного и мебельного производства» О. В. Лособык
материал по теме

Лособык Ольга Васильевна

В статье приведены примеры с элементами проблемного изложения материала, которые преподаватель использует в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_hab.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зашита системы работы

Самопрезентация преподавателя спец. предметов по профессии «Мастер столярного и мебельного производства»   О. В. Лособык

В наше    быстро   меняющееся    время, с которым  связывают явление информационного   бума,   высокими темпами   происходит   увеличение   объема знаний. Поэтому  продуктивность    мыслительной    и    особенно    творческой  деятельности  учащихся   иногда  отстает  от   их   потенциальных   возможностей. Существует много методов для раскрытия творческого потенциала учащихся, том числе через постановку и решения самых разнообразных   задач.

 Рассматривая       вопросы       с    нетрадиционным   решением,  у   учащихся появляется не только интерес  к занятиям, но и к способам  их   приобретения. Используя проблемное обучение и «метод проектов» на  уроках, я  стараюсь повысить  активность тех учащихся, для   которых  в школе  было привычнее отсиживаться на последней парте, которые  боялись в слух высказывать  свои мысли. Но в тоже время я столкнулась с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения, со сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, диалоговых конструкций.

Процесс  взаимного преподавания    и    учения    ориентирован    на формирование научного мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности.

Но учащиеся не могут овладеть методами научного мышления, если они только будут наблюдать, как идет к решению проблемы преподаватель. Этой цели служит постепенное самих учащихся в поисковую и проектировочную деятельность. Учащийся должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого должен сам найти выход.

Проблемное обучение я применяю: на всех этапах урока. Задания носят исследовательский характер. Организуя такой вид самостоятельной работы, я стараюсь, чтобы учащийся не только усваивал предусмотренное программой знания, но и развивали свои творческие возможности, учились самостоятельно добывать знания.

Так при повторении материала по теме «Пороки формы ствола» учащимся предлагаются карточки с задачами, в которых недостаточно данных для решения этих задач им необходимо самостоятельно из известной для них формулы определения сбежестости вывести формулу для определения диаметра ствола в вершинной его части и зарисовать рисунок.

При изучении темы «Основные столярные соединения» им необходимо; рассчитать размеры угловых концевых соединений, в этом случае, наоборот, в карточках имеются избыточные данные. Учащимся необходимо выбрать необходимые данные и рассчитав размеры соединения, правильность своего ответа он должен подтвердить, выполнив проверку расчетов.

Чаще всего проблемные ситуации создаются при изучении нового материала. Так при изучении темы «Изготовление простых столярных изделий» предлагается такая ситуация: при постройке 2-х этажного дачного домика на счету каждый метр площади, поэтому лестница должна занимать минимальное место. Ее размеры определяются высотой и шириной ступенек. Уменьшить их число, сделав выше, нельзя затрудниться подъем и спуск, также нельзя сделать их узкими - на ступеньках должна помещаться нога. При выполнении данной задачи учащиеся сталкиваются с противоречием. Лестница должна быть широкая, чтобы на каждой ступеньке помещалась нога и узкой, чтобы занимала мало места. После анализа способа подъема по лестнице, (поставив на правую часть ступеньки правую ногу, а левую нет, а перешагнул через нее и поставил, на левую часть следующей ступени). Пришли к выводу, что левая часть предыдущей ступени, и правая следующей, можно безболезненно убрать половину каждой ступеньки. Они делаются вдвое выше и располагаются в шахматном порядке, вдвое уменьшая и ширину лестницы.

Еще одна ситуация. На уроках, поставив, проблемный вопрос я не участвую в его обсуждении, даю возможность учащимся самостоятельно подойти к правильному выводу, так при изучении темы «Формы плетеных изделий из стружки»  зная, как выполняется плоское плетение, предлагаю учащимся зарисовать варианты выполнения изогнутого. Со всеми их вариантами я соглашаюсь и прошу зарисовать их на доске. Затем каждый должен «защитить» свой вариант в процессе этой защиты они сами видят все плюсы и минусы своих вариантов. После анализа предложенных проектов выбирается наиболее оптимальный вариант.

При изучении этой же темы был поставлен такой вопрос, чем же можно зафиксировать полученную форму. Ответы были самые неожиданные от природного клея до химического фиксатора «Локон», рассмотрев и проанализировав варианты, мы пришли к выводу, что экономически выгодно, безопасно и легче всего эту операцию выполнять водным раствором клея ПВА.

Домашние и творческие задание также даются с решением проблемных ситуаций и разработкой проектов.

На уроке материаловедения при изучении темы «Плотность древесины» было дано домашнее задание, определить массу резной шкатулки сложной формы изготовленной из липы. Учащимся необходимо было поработать со специальной литературой, разработать эскиз шкатулки, выполнить деталировку, вычислить объем. Оценивая их работу, я сравнивала результаты, полученные ими с действительной массой шкатулки.

Преимущества такого подхода к обучению - это самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.

За время применения этой педагогической технологии повысился уровень знаний учащихся, и как следствие качество обучения.

Мониторинг успеваемости учащихся за пять лет, в течение которых я использую эту технологию, показывает повышение качества обучения на 16 процентов.

На таких уроках учащиеся становятся активными участниками процесса обучения. Они понимают, что знания, полученные на уроке, пригодятся им в конкретных ситуациях - при конструировании и изготовлении изделий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства»

Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине ОДБ.04 История Профессия 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства (I-II курс 157 часов)

Данное поурочно-тематическое планирование ориентировано на изучение интегрированного курса Всеобщей и Российской истории (1-2 курс CПО) на базовом уровне и соответствует федеральному компоненту Госуда...

Интеллектуальная игра «Химия в профессии мастера столярного и мебельного производства»

В данной работе представлена методическая разработка интеллектуальной игры профессиональной направленности с использованием деловых и игровых ситуаций, в рамках декадника профессии «Мастер столя...