Семинар МО
рабочая программа по теме

Куулар Шивит Казак-оолович

Инновационные технологии на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_innovaciya.doc112 КБ

Предварительный просмотр:


Семинар по теме:


«
Инновационные технологии в преподавании физики как ресурс формирования познавательных  интересов учащихся»








ДОКЛАД

«
Инновационные технологии в преподавании физики»


                                                       
















                                                                                       Подготовил:

                                                                                        Куулар Ш. К.,
 

                                                                                           учитель физики,
 

                                                                                                 II квалификационная
 

                                                                                    категория
 

Протокол заседания МО математиков №____ от _______200__ г.

Руководитель МО _______________ /Монгуш Л.Д./



Содержание:


Введение…………………………………………………………………………………….3 стр.

1. Об учебных проектах……………………………………………………………………………4 стр.

1.1 Приемы организации учебных проектов……………………………………………5 стр.

1.2 Типология учебных проектов……………………………………………………………..6 стр.

1.3 Основные требования к разработке проекта……………………………………..9 стр.

1.4 Процессуальные характеристики проектной технологии……………….10 стр.

1.5 Оценка в обучении на основе проектов…………………………………………….10 стр.

1.5 Передовые методики в проектах………………………………………………………..12 стр.

1.6 Преимущества и трудности обучения на основе проектов………………...13 стр.

Заключение……………………………………………………………………………….14 стр.

Информационные ресурсы………………………………………………………………………...16 стр.
















Введение

Инновация в педагогическом процессе означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых. 

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно ориентированный подход; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Все это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс.

Среди них особое место занимает проектная деятельность в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

В основу метода проекта была положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности на результат.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. 

Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего,

развитие у учащихся самообразовательной активности;

они учатся проводить исследования (это могут быть несложные наблюдения или серьезные логико-теоретические исследования).

Действуя за компьютером, они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, анализировать текстовую, цифровую и графическую информацию и выдвигать новые идеи.

Проектная деятельность это выполнение долговременных, трудоемких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для такой деятельности.

Над проектом работает один человек или группа, конечным результатом проекта является отчет о работе, компьютерная презентация, создание тематического сайта в сети Интернет или мультимедийный диск.








Об учебных проектах


Учебный проект с точки зрения обучающегося – это 


  1. возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;

  2. деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;

  3. работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы _ носит практический характер, имеет прикладное значение и интересен и значим для самих


^ Учебный проект с точки зрения учителя- это


  1. интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно:

  1. проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

  2. целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

  3. представлению результатов своей деятельности и хода работы;

  4. презентация в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, видео, аудио и др.)

  5. поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;

  6. практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  7. выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.


При таком подходе изменяется и роль самого учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя информации, сообщающего ученикам то, что они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Потребуется изменить и взаимоотношения учителя и учеников, учителю перейти от авторитарного дистанцированного стиля общения к общению сотрудничества, ученику придется взять на себя ответственность и самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения.
Учителю придется сдерживать себя в желании первым высказать свое мнение (это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях: прежде чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что знают об этом ученики.

Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
 

Приемы организации учебных проектов


 Урок, реализованный методом проектов. Может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Проектное обучение предусматривает три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

^ Первый вид – проектный урок – включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Он предусматривает осуществление учебного проекта в урочной, урочно-внеурочной формах. Выбор проведения зависит от вида проекта. 

Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид – урок на котором ставится триединая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся.

Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.

Третий вид – урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно, с одной стороны, и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету, с другой. 


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, таких как:

  1. выявление и постановка проблемы исследования;
  2. формулирование гипотезы;
  3. планирование и разработка исследовательских действий
  4. сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
  5. сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
  6. подготовка и написание (оформление) сообщения;
  7. выступление с подготовленным сообщением;
  8. переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
  9. построение выводов, заключений.



ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам учеников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект.

Это может быть


  1. совместная газета;

  2. сочинение;

  3. видеофильм;

  4. драматическая постановка;

  5. праздник;

  6. статья;

  7. альманах;

  8. альбом и пр.





ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ) ПРОЕКТЫ

Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

^ СТРУКТУРА ПРОЕКТА:


  1. цель проекта; его актуальность;

  2. источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, и проч.);

  3. методы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);

  4. результаты (сообщения, рефераты, обобщающие таблицы, доклад, видео и проч.));

  5. презентация проекта (обсуждение на конференции, публикация и т.п.).



^ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ) ПРОЕКТЫ

Такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Это, например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; наглядное пособие и т. п.

Прикладной проект требует:


  1. тщательно продуманной структуры;

  2. определение функций каждого из участников;

  3. оформления результатов проектной деятельности;

  4. «конечного продукта»;

  5. презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику;

  6. внешней оценки проекта (рецензирования).



                                         




















                                               Основные требования к разработке проекта


КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТА


Длительность проекта


Описание приблизительного времени (в часах), необходимого для выполнения проекта


Стандарты


Государственный образовательный стандарт общего образования


Задачи проектов


Развивать умения анализировать , обобщать информацию из различных источников; учиться изготавливать презентацию


Задачи для учеников


Найти интересную информацию о звуковых волнах; магнитах; обобщить материал и изготовить презентацию.


Инструкции для обучения и достижения результата


Конкретные пошаговые инструкции по обучению работе с ресурсами, выбранными для реализации проекта и его презентации


Детали проекта


Общая информация о проекте и подробная информация о необходимой подготовке для достижения успешного результата


Требования к технологическим умениям учеников


Список обязательных умений и навыков для выполнения данного проекта


Материалы для учителя


Материалы, которые необходимы для реализации проекта, в том числе и обучающие инструкции. Примерное планирование проекта.


Классная работа


Описание хода работы над проектами. Рекомендации по объединению учеников в группы. Предполагаемое описание конечного продукта, который должны получить ученики.


Советы по оценке


Описание методов оценки


Стратегия работы


Подсказки, а также предложения дополнительных альтернативных задач для групп. Здесь могут находиться рекомендации по дифференциации заданий к уровню компетенции учащихся


Дополнительные справочные материалы и ресурсы


Список учебников. Журналов, справочников. Список ресурсов.



    Основой данной технологии являются следующие этапы работы над проектом:


  1. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся
     цели и задачи работы.

  2. Формируются группы и работа в группах.

  3. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или же сформулированы учителем. Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно.

  4. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы. Анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.

  5. Полученные в ходе исследования результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма и т д. Вид отчета оговаривается до начала выполнения работы.

  6. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения, презентации.

  7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.


дискретность – непрерывность;

фрагментарность – системность;

единичность – множественность;

количественность – качественность;

жесткость – гибкость;

искусственность – естественность;

оценка – самооценка.
 






Принципиальное отличие нового видения системы оценки от его традиционного понимания представлено в сравнительной таблице:



^ Традиционная система оценки


Новое видение системы оценки


Оценка как процесс субъект-объективного взаимодействия


Оценка как процесс субъект-субъективного сотрудничества


Оценивается конечный результат


Оценивается процесс движения к результату


Оценка осуществляется дискретно


Оценка осуществляется непрерывно


Оценка количественная


Результат оценивания – количественно- качественная
 

многомерная характеристика учебных достижений


Оценка сфокусирована на отдельном предмете и теме


Оценка системна и межпредметна


Оценивается фрагментарное знание и специальное умение


Оценивается широта и глубина прикладных (жизненных) знаний и умений


Учитель выступает в роли судьи и контролера


Учитель выступает в роли адвоката и консультанта


Взаимодействие учителя и учащегося при оценивании заключается в процессе оценки (контрольной или итоговой работы)


Взаимодействие учителя и учащегося не прерывается, более того, поощряется в процессе оценки


Оценка преимущественно осуществляется учителем


Всячески поощряется самооценка и взаимооценка учащихся


Основной акцент делается на объективности оценки


Основной акцент переносится на гибкое сочетание оценки и самооценки


Оценка жестко структурирована внешними факторами


Оценка гибко структурирована и представляет собой открытую систему


Акцентируется внимание на том, что учащийся не знает и не умеет


Акцентируется внимание на том, что учащийся знает и умеет



Существует два вида оценки: формальная оценка, предназначенная для помощи ученикам в учебе, и суммарная оценка, предназначенная для оценки достижений. Все эти компоненты оценки могут использоваться для формальной и суммарной оценки процессов обучения на основе проектов.

Образовательные стандарты на уровне страны, региона или города описывают, что ученики должны знать и уметь делать. Формальные и суммарные оценки служат для того, чтобы оценить, получили ли ученики необходимые знания и навыки, описанные в этих стандартах. В планировании уроков очень важно определить знания и навыки, которые получат ученики в результате обучения на основе проектов, и внедрить соответствующую оценку в план.


преимущества и трудности обучения на основе проектов


Обучение на основе проектов

повышает мотивацию к обучению;

способствует возрастанию ценности обучения в глазах ученика;

способствует приобретению знаний, выходящих за рамки программы обучения;

способствует овладению ценными исследовательскими навыками и умениями;

способствует лучшему усвоению материала;

способствует развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза;

способствует приобретению навыков переноса знаний в другой контекст;

способствует развитию умений искать и анализировать информацию;

способствует формированию самостоятельного решения заданий;

способствует формированию навыков межличностного общения;

способствует освоению процессом мышления.

Трудности обучения:

требуется больше времени на подготовку;
 

трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учеников;

трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учителей.





Заключение


В программе основного общего образования по физике, разработанной на основе Стандарта основного общего образования сказано, что «
Изучение физики в 9классе направлено на достижение следующих целей:


  1. ^ Освоение знаний о механических, электромагнитных, квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  2. воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира. В необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; 

  3. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.


Одним из умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе образования по физике в 9 классе, является:

  1. проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;
    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Метод проектов поможет достичь целей, указанных в Стандарте, он также ориентирован на выработку определенных умений работы с информацией.
     

    Путь, которым идут учащиеся к решению поставленных в проекте задач, может оказаться чрезвычайно извилистым. Но, как говорится «не ошибается тот, кто ничего не делает» и в результате деятельности они приобретут опыт – это следствие анализа совершенных ошибок и одержанных побед.


    По окончании проекта необходимо подвести итоги, в которых показать ученикам, как они работали, как могли бы работать лучше.

    Для того чтобы представить себе место и значение метода проектов для российских школьников, посмотрим на результаты исследований школьников по международной программе PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).

    В тестах программы был раздел, посвященный изучению компетентности детей в решении проблем. Предполагалось, что это готовность детей к жизни в XXI веке. Тесты этой группы были разделены на три уровня по сложности проблем. Решение тестов 3-го уровня говорилось о хорошем умении, тестов 2-гоуровня–об удовлетворительном умении. То есть предполагалось, что учащиеся, которые справились с задачами 2-го и 3-го уровней, владеют умениями, которые отвечают требованиям XXI века.

    Соответственно, те, кто справился только с задачами 1-го уровня или не справился с ними вообще, это дети, которые будут испытывать трудности в адаптации к взрослой жизни.

    Результаты приведены в таблице:


Страны


Уровни умений





3-й


2-й


1-й


Ниже 1-го




^ Республика Корея


32%


41%


22%


5%




Финляндия


30%


43%


22%


5%




Гонконг


35%


36%


21%


8%




Япония


36%


34%


20%


10%




США


12%


30%


34%


24%




Россия


12%


31%


34%


23%






В России свыше 55% детей не готово к «решению проблем современного общества».





                                                 Информационные ресурсы:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений.- М.; Дрофа, 2007.

  2. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. //Internet: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
  3. Физика. Полный школьный курс.- М.; АСТ - Пресс, 2000.
  4. Учебные проекты с использованием Microsoft®Office:

    ПРОЕКТ - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся задачи, завершающихся созданием продукта.

    ^ МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология организации образовательных ситуаций, в которой учащийся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

    МЕТОД ПРОЕКТОВ (педагогическая технология) – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

    ПРОЕКТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это систематический учебный метод, вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

















Методички

Документы

Понятия

опубликовать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Городской семинар учителей русского языка и литературы

Тема семинара: "Формирование базовых компетенций учащихся на уроках  русского языка и литературы" Представлена теоретическая основа семинара и памятка по компетенциям....

Внутришкольный семинар " Неуспевающие учащиеся. Как им помочь"

Выступление завуча с элементами практического задания для педагогов+памятки для работы с "неуспевающими"...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.

 «Создание воспитательной модели   на основе внедрения комплекса  технологий деятельностного типа  в условиях реализации ФГОС»...