Моя педагогическая концепция
материал по теме

Суть моего подхода к  образованию и воспитанию, созданию уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Павлова Ирина Михайловна

Моя педагогическая концепция.

Познакомившись с концепцией современного образования в Российской Федерации, основными принципами которого провозглашаются гуманизация и гуманитаризация, учитель должен не только увидеть изменение приоритетов в образовании, не только понять, что ученик- главная фигура в школе, но и средствами своего предмета формировать в ребенке научное мировоззрение, закладывать основы практических знаний и умений, которые помогут ему жить в природе и обществе, найти свое место в жизни. Это весьма сложная задача, и без учета индивидуальных особенностей обучаемого решить ее невозможно. Именно на этом и строится моя педагогическая концепция, опирающаяся на психофизиологические особенности развития учащегося.

К сожалению, в практической работе педагогов школ довольно редко используются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, по которым можно не только определить особенности протекания ряда психических процессов, но и учесть их при подготовке целой системы уроков, отдельного урока или даже одного его этапа. Опираясь на основы нейролингвистического программирования-нового прогрессивного направления в психологии, на данные гемисферологии - науки об асимметрии полушарий головного мозга, я пытаюсь изучить каждого ученика, его психофизиологические особенности. Для этого, прежде всего, выясняю, какое из полушарий головного мозга у него доминирует: правое или левое. Если правое, это позволяет сделать такой вывод о ребенке: у него нетрадиционное - образное мышление , он способен к восприятию музыки, особенно классической, к выразительности звуков, тембра, интонации; у него лучше развита образная память, а значит, есть способность долго сохранять впечатления от увиденного; им легко решаются зрительные задачи; у него прекрасная ориентация в пространстве. Подводя итог, можно предположить, что этот учащийся способен на решение творческих заданий. Если у ученика доминирует левое полушарие, он обладает способностью к научной, аналитической деятельности, так как у него развито конкретно- логическое мышление, познавательные процессы носят словесно- логический характер. Такой ребенок свободно оперирует цифрами, математическими формулами, ранее усвоенными; он легко запоминает длинные стихотворения, иностранные слова, решает задачи в уме; его речь быстра, иногда с нарушением ритма, с неправильными ударениями. Делаю о таком ученике вывод, что от него можно ждать “научного открытия” скорее, чем творчества. Если же отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, значит, это “равнополушарный” человек.

Узнав об этих особенностях своих учеников, начинаю составлять “психологический портрет” класса, где рядом с фамилией ребенка указываю: п (правополушарный), л (левополушарный), п-л (равнополушарный). Выясняю, каких учащихся больше: это поможет осуществлять дифференцированное обучение, которое предполагает тщательное исследование когнитивного стиля ученика, разработку педагогических приемов и методов в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями.

С точки зрения нейропедагогики, весь учебный процесс предстает в виде последовательной цепи:

  1. обеспечение деятельности ученика с учетом выше указанных особенностей (создание условий для успешного решения проблемы);
  2. сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда);
  3. организация ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно (мотивационный этап – операционный - результативный) .

 

Согласно этой структуре, мы на каждом этапе должны так учитывать особенности “правополушарных” и “левополушарных” детей:

1 этап (мотивационный)

“правополушарные” дети

“левополушарные” дети

Пространственная организация (часть доски)

левая

правая

Цветовая организация(цвет доски и мела)

светлая доска и темный мел

темная доска и белый мел

Условия для успешной деятельности

образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм

технология, детали, абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке

Формирование мотивации

завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социальная значимость деятельности

Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая потребность в умственной деятельности, в образовании

2 этап (операционный)

 

 

Восприятие материала

целостное, зрительное, интонация речи

дискретное (по частям), смысл речи

Переработка

быстрая, мгновенная

медленная, последовательная

Интеллект

несловесный, интуитивный

словесный, логический

Деятельность

практическая

теоретическая

Эмоции

экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость

интравертированность, радость, чувство наслаждения

Память

непроизвольная, наглядно-образная

произвольная, знаковая

Мышление

наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное

абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное

3 этап (результативный)

 

 

Самоконтроль

не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация

высокий самоконтроль речи, изложения материала

Характерные ошибки

ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы

безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания

Методы проверки

устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ)

письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Перечисленные виды деятельности облегчают обучение детей с одним учебным стилем и затрудняют обучение детей с противоположным учебным стилем или дают учителю верное представление об их знаниях и способностях, поэтому нужно применять методы дифференцированного подхода в обучении. Приведу пример заданий при изучении словесности.

“правополушарные” дети

“левополушарные” дети

Сочинение

Анализ рассказа

Составление слов и предложений из частей

Разбор слов и предложений по составу

Чтение-пересказ

Прослушивание текстов

Чтение по ролям

Обучение чтению других

Задания на правописание

Задания на поиск ошибок

Нахождение взаимосвязи

Применение изученного правила

Нахождение отрывков в тексте

Сопоставление текстов

Осуществляя дифференцированный подход в обучении “правополушарных” и “левополушарных” детей, необходимо понять, что нужно не только ориентироваться на индивидуальные психофизиологические особенности, но и развивать их. Поэтому я постоянно собираю в свою методическую “копилку” те упражнения, которые развивают внимание; логическое, аналитическое мышление; учат сопоставлять, выделять главное; настраивают на дальнейшую конкретную деятельность, то есть развивают левое полушарие головного мозга. Это такие упражнения, как: “Найди логическую ошибку”, “Следи за логическим рассуждением”, “Расширь свой взгляд на мир”; игры-бои: орфоэпический, орфографический, морфологический и т. п.; тесты Г. Айзенка, тест “Корректурная проба”, задания типа “Выбери четвертое лишнее”, “Составь алгоритм” и другие.

Активизировать образную память, развивать творческое воображение, умение видеть внутренние образы, эмоционально излагать материал, то есть воздействовать на правое полушарие мозга позволяют, на мой взгляд, обучающие игры: “Конкурс сказочников”, “Древо мудрости”, “Волшебный карандаш”, “Ученый совет”. Они помогают овладевать абстракциями, обобщениями, приводят в “боевую” готовность восприятие, внимание, память, дают возможность быстро и оптимально понять учебный материал. Словарная работа по методу Цицерона, “Матрешки”, использование “Стратегии орфографии” (из НЛП) ; упражнения по визуализации образов, развивающие умение видеть внутренние образы, типа “Составь портрет словосочетания”, “Сочини грамматическую сказку”, чтение по ролям, тоже способствуют этому.

К сожалению, в последние годы повысился уровень абстрактности в изложении материала, усилилась алгоритмизация при изложении гуманитарных дисциплин, снизилась эмоциональность учебного материала, иными словами, ослабилось вовлечение правого полушария в обучении, а ведь нельзя забывать и о наличии в классах левшей, число которых заметно увеличилось, у них доминирует правое полушарие. В наш бурный век применения новых информационных технологий больше востребованы “левополушарные” люди, способные к научной, аналитической деятельности, поэтому именно изучению личности ученика с точки зрения гемисферологии следует уделять большое внимание.

Еще один аспект, который, по моему мнению, необходимо отразить в “психологическом портрете” класса,- это особенности восприятия учащимися информации. Как известно, у каждого человека есть своя, предпочитаемая, система восприятия окружающей действительности: аудиалы воспринимают лучше мир с помощью слуха, визуалы-с помощью зрения, кинестетики - в ощущениях. Эти особенности нужно учитывать при подготовке к урокам. Ученые отмечают, что в начальных классах преобладают кинестетики, в среднем звене - аудиалы, в старших классах - визуалы. С помощью “ключей глазного доступа” определяю в своем классе особенности восприятия учеников: взгляд вверх, вправо и влево - визуал, горизонтально вправо и влево - аудиал, вниз влево, вправо – кинестетик.

Достаточно задать учащемуся сложный вопрос и посмотреть на мгновенную реакцию – движение глазных яблок и уже можно предположить, каким образом человек получает доступ к информации. К тому же существует ряд более сложных тестов, позволяющих это уточнить. Считаю, что данная информация просто необходима учителю при подготовке к уроку. Предположим, что в классе преобладают аудиалы, следовательно, таблица, опора, алгоритм при объяснении нового материала будут неуместны, т.к. большинство детей на данном этапе развития лучше воспринимают информацию на слух. Следовательно, более эффективным будет чтение, проговаривание, повторение правила вслух, а для тех нескольких учеников, которые уже визуалы, им можно предложить индивидуально разобрать материал по опорному конспекту и т.п. Если же в классе преобладают кинестетики (1 – начало 5 класса), то им необходимо потрогать руками, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, попробовать на вкус тот материал, который затем станет источником знаний.

Конечно же, необходимо развивать все виды памяти, для этого я тоже подбираю специальные упражнения. Например, развивать аудиальную память помогают такие задания: 1) учитель тихо произносит правило, громче выделяя ключевые понятия, затем просит повторить правило, соблюдая ту же интонацию, и подумать, почему именно на эти падает логическое ударение; 2)предлагается запомнить 10 прозвучавших слов, послушать их еще раз, при этом учитель меняет некоторые из них местами, нужно найти ошибку и воспроизвести слова правильно. Лучше, если слова будут зарифмованы в стихотворные правила.

В работе с опорами Меженко развивается визуальная память: 1) учитель предлагает внимательно посмотреть на опору, запомнить ее блоки, затем один блок закрывается – его нужно воспроизвести по памяти; 2) при изучении частей речи, например, имени существительного, учитель показывает 5-10 предметов, расположение которых нужно запомнить, затем учащиеся закрывают глаза, предметы переставляются, необходимо вернуть их на свое место.

Кинестетическую память можно развивать, проводя немой диктант в движении (учитель присел – ученики тоже, потом притронулся, прислушался, прислонился.). Далее ученики все повторяют в той же последовательности и определяют значение приставки “при”. Можно предложить задание “ Кто понятней “оживит” картинку” или “Станцуй, иллюстрируя правило”.

Конечно, очень трудно подготовить урок для всего класса, где есть и аудиалы, и визуалы, и кинестетики. Можно предложить такой вариант заданий к уроку – заочной экскурсии по городу.

Аудиалам: прослушайте аудиокассету, радиопередачу о городе, спросите у его жителей о впечатлениях и поделитесь информацией с классом.

Визуалам: познакомьтесь с картами, схемами, туристическими проспектами, прочитайте книги о достопримечательностях города и составьте рассказ о нем, используя иллюстративный материал.

Кинестетикам: сходите в любимые вами места города. Какие запахи вас там радуют, какое у вас возникает настроение? Можете взять у кого-либо интервью. Поделитесь своими и чужими ощущениями.

Познакомившись с применением практической психологии в образовании, в частности, с нейролингвистическим программированием (НЛП), я пришла к выводу, что любая цель, задача урока должна быть заявлена в “позитиве”, поэтому и начинаться урок должен с положительного раздражителя (“якоря” в НЛП), настраивающего на оптимальное восприятие информации, позволяющего “включить” внутренние реакции организма, условный стимул. Так, аудиальным раздражителем может быть релаксационная музыка, содержащая звуки льющейся воды, шума волн или ветра, пения птиц, что позволяет слиться с природой, почувствовать гармонию и совершенство не только в ней, но и в себе самом. Визуальным раздражителем, настраивающим на восприятие зрительной информации, станет картина, в которую учитель предложит войти, оглянуться, посмотреть по сторонам, что-то убрать в ней или добавить. Кинестетический “якорь” - засушенная трава, листья, пряности - помогает при описании чего-либо на уроке развития речи, литературы. Простое рукопожатие, поглаживание по голове - тоже “якорь”!

Создание мотивации на обучение тоже является эффективным фактором для проведения качественного урока. Привести ребенка в проблемное состояние, когда он заинтересован в решении поставленной задачи, помогает так называемая “метафора”- своеобразная притча, поучительная история, даже анекдот, афоризм - которую мы не расшифровываем, не объясняем смысла. Но, рассказав ее в начале урока, мы воздействуем на оба полушария головного мозга, переводя ученика из проблемного состояния в желаемое. Приведу в пример одну из любимых историй Н. Песешкиана:

Небольшая разница.

Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: “ Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких!” Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, произнес: “ Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных!” Властелин щедро наградил предсказателя. Придворные удивились: “Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник!” “Все зависит от того, как сказать то, что сказано”.

Вот такие приемы я нередко использую на уроках, обучая учащихся грамотности. Возможность учить каждого ребенка с учетом его психофизиологических особенностей, развивать его личность помогает постоянный мониторинг за динамикой умственного развития учащегося и своевременная корректировка на основе его результатов, так как с 5-го по11-ый класс у ребенка происходят изменения и памяти, и внимания, и темперамента, меняется тип восприятия информации, развиваются полушария головного мозга.

Не учитывать этого нельзя, если мы действительно хотим превратить ученика в субъект обучения.

Психологический портрет 7 “А” класса (фрагмент).

1. Анисков Э. холерик визуал правое

2. Борисенкова О. сангвиник аудиал левое

3. Бурда Н. сангвиник аудиал левое

4. Веденкина А. холерик визуал левое

5. Воронько А. холерик визуал левое

6. Горланова С. сангвиник визуал левое

7. Данильчук Н. холерик аудиал правое-левое

8. Дерябин А. флегматик визуал правое-левое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...