Инновации в профильном обучении
статья по теме

Кирпач Лариса Евдокимовна

В статье определены цели, задачи профильного обучения. Реализация эксперимента и результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_v_profilnom_obuchenii.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновации в профильном обучении»

Актуальность:

       В концепции модернизации российского образования определены задачи профильного обучения. Наряду с традиционными задачами индивидуализации и дифференциации обучения профильное обучение направлено на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Профильный уровень ориентирован на подготовку к последующему профессиональному образованию исходя из возможностей  и образовательных запросов обучающихся и их родителей.

Цель профильного обучения: повышение качества образовательной системы, решение одной из жизненно важных проблем-обоснованного выбора будущего профессионального образования, самореализация выпускника в его профессиональной деятельности..

Задачи профильного обучения:

  1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов.
  2. Создать условия для обоснованного выбора старшеклассниками профиля.
  3. Помочь в построении индивидуальных образовательных программ, тем самым способствовать качественной подготовке к поступлению в вузы.
  4. Ввести систему психолого-педагогического  мониторинга, ориентированного на систематическую диагностику и оценку конечных результатов  учащихся в процессе образовательной  деятельности как условие управления качеством.

Инновационные задачи профильного обучения:

  1. Учет реальных потребностей рынка труда;
  2. Кооперация старшей ступени с учреждениями начального среднего и высшего профессионального образования;
  3. Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов.

        Важно отметить, что профильное обучение направлено самореализацию обучающихся, их саморазвитию, адаптации, самовоспитанию, подготовке к решению жизненно важных проблем.

Составлена программа экспериментальной деятельности, которая   получила положительные отзывы родителей и общественности.  Разработаны рабочие программы и календарные планы работы. Программа прошла апробацию при Бурейской СОШ №4.

К числу инноваций в профильном обучении следует отнести обеспечение гибкости профиля. Это означает, что, первоначальный выбор профиля не может быть окончательным, а может подвергаться корректировке, изменениям  и дополнениям.

Обучающиеся нашей школы выбирают социально-экономический профиль с 2009  года.  С 10 класса вводится изучение  дополнительных предметов:  право, экономика и география с железнодорожным уклоном.      Что это значит? В рабочие программы по экономике, обществознанию, праву и географии введены темы по изучению  экономики предприятий железнодорожного транспорта, изучение трудового законодательства, изучение истории железнодорожного транспорта на уроках истории. В нашей школе давно применяются метапредметные связи, когда учителя разных предметов вводят решение задач по железнодорожной тематике на уроках математики, физики и экономики.

На уроках русского языка и литературы изучаются произведения о железных дорогах русских классиков. Во внеклассной работе: организация кружков и факультативов железнодорожной направленности, проведение мероприятий и встреч с работниками железнодорожного транспорта, экскурсии на предприятия, организация исследовательской и проектной деятельности в данном направлении.  

Наша школа 1940 года рождения. До 2004 года она была железнодорожной, затем ее передали в муниципальную собственность. Но так как поселок у нас железнодорожный и станция Бурея является градообразующей, поэтому очень востребованы железнодорожные профессии. Кружок «Юный железнодорожник» я веду с 2008 года.  Заинтересовалась этой темой,  я изучила историю железных дорог России, составила программу факультатива, адаптировала программу кружка «Юный железнодорожник» Свободненской ДЖД для нашей школы, предложила своему 8А классу стать железнодорожным. Идею подхватили  родители, написали заявление, сшили железнодорожную форму на Райчихинской швейной фабрике, заключили договор с Детской железной дорогой  для прохождения летней практики на ДЖД. Нашлись последователи из числа других классных руководителей и  открыли сразу три железнодорожных класса: 5А, 8А и 10А.  Мои восьмиклассники уже окончили школу в 2012 году. Но дело наше живет. В 2012-2013 учебном году появилось еще два железнодорожных класса, 5А класс, в котором я являюсь классным руководителем, и 6А класс, классный руководитель-Березина Инга Сергеевна, мой последователь.

       Анализ результативности проведённого эксперимента позволяет выделить уровень сформированности личности выпускников профильного класса. На данном этапе он является выше среднего. Он определяется результатами сдачи ЕГЭ и поступлением в средние и высшие учебные заведения по данному профилю.

Учебный год

Железнодорожныйкласс

Количество

выпускников

Количество

поступивших в учебные заведения железнодорожного профиля

2014-2015

11А

4(в техникум)

2 (в техникум)

3 (в ВУЗ)

2015-2016

10А

-

2016-2017

11 А

6 (в ВУЗ)

3 (в техникум)

Формы внедрения результатов в
массовую практику

- Заочное участие в  конкурсе методических материалов. Отправлены следующие материалы: программа эксперимента, программа кружка «Юный железнодорожник», программа  курса «Моя железная дорога», рассчитанная на четыре года обучения (с 5 по 8 класс). Отмечена благодарностью и грамотами   начальника Свободненской Детской железной дороги.

     - Публикации в средствах массовой информации, в том числе и на Всероссийских интернет-порталах материалов по инновационным преобразованиям в МОБУ Бурейской СОШ. (Сертификаты публикаций в электронных СМИ)

    - Отчёт о профильной работе в школе на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе.

    - Создание авторских и адаптированных рабочих  программ для профильных классов, для факультативов и кружков. Презентация результатов работы на уровне района, области.

- Создание проектов по практическому внедрению полученных знаний.

Участие в областном конкурсе проектов профильных смен. Получены гранты на проведение профильной смены.

Использование информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем современной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация познавательной и умственной деятельности школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного школьника. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность обучающихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для  самообразования.

Для реализации этих целей возникает потребность создания единого информационного пространства школы.

Информатизацию образовательного пространства школы я рассматриваю как:

  • Использование ИКТ для решения психолого-педагогических целей образования;
  • Оснащение кабинета истории и профильного обучения современной техникой;
  • Проведение интегрированных уроков информатики, истории и обществознания;
  • Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях разных уровней.
  • Ведение проектно – исследовательской работы с применением информационных технологий.

Я обозначила основную цель моей педагогической работы: создание условий для активизации познавательной учебной деятельности обучающихся посредством использования ИКТ в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

  • Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;
  • Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;
  • Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;
  • Совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;
  • Повышение уровня обученности и качества знаний учащихся.

Использование ИКТ на различных уроках  позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, карт, таблиц и аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Это решение тестовых  заданий в режиме он-лайн, поиск необходимой информации по изучаемому предмету. Использование ИКТ на различных уроках  позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  • уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии;
  • согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации;

Информатизация  проходит по следующим   направлениям:

• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);

• проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ
на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Методы и приемы при проведении уроков с использованием информационных технологий.

 I. Методика использования программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебным программам по предметам                                                                                                                            

 II. Методика организации компьютерного практикума на уроках истории, обществознания, права и экономики (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм). 

 III. Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций, видеофильмов, буклетов и т. д.).

 IV. Методика использования обучающе-контролирующих программ в профильном обучении (Тестирование; компьютерные игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие “Моя железная дорога”, “В мире дорог ”, обучающие игры “Правила безопасности на железных дорогах”, “В мире профессий” и др.)

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

Я применяю программы для работы как в классах, в которых я работаю учителем, так и во внеклассной работе на кружках, которые посещают школьники из других школ района.

 V.  Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый мною метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Методика работы над проектом:

  • Подготовка обучающихся к работе над проектом
  • Выбор проблемы
  • Сбор информации
  • Разработка собственного варианта решения проблем
  • Реализация плана действий
  • Подготовка к защите проекта
  • Презентация проекта
  • Рефлексия.

 

Формы организации занятий с использованием ИКТ:

Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, и т. д.

Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности  школьников на уроках,  использую письменные, устные формы контроля,  тестовые задания, разноуровневые работы, зачетную форму, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:

1. На организационном этапе  для формулировки темы и перечня вопросов для изучения.

2. На этапе актуализации знаний Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм.

3.  Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. 

5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.

Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлено в игровой форме. В – третьих, при неправильном ответе ученик еще раз может вернуться, повторить и пройти тест заново. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.

       Во внеурочной деятельности также использую ИКТ.  Интернет-викторины, олимпиады, конкурсы стали неотъемлемой частью образовательного процесса, участие в которых позволяет включить в контекст школьного образования внешкольную информацию, обучает работе с информационными потоками, умению извлекать смысл из полученной информации, проводить их осмысление и критический анализ. Применение ИКТ  во внеурочное время позволяет интенсифицировать процесс обучения и развития, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого темпе.

Измерители оценки качества образования младшего школьника:

  • требования ФГОС к выпускнику  школы;
  • диагностика обучаемости;
  • диагностика обученности.

Качество конечного результата – это цена достижения результата учениками.

Положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся: Степень обученности учащихся составляет 100%, качество знаний возросло с 83% в 2014 году до 93% в 2017 году.

        Происходит  увеличение  числа участников, победителей  и призеров олимпиад, проводимых на школьном,  районном и региональном  уровнях.

Отслеживание результатов, используя ИКТ технологии, помогает мне управлять качеством образования  школьников:

1. Прежде всего, на основе мониторинга выстраиваю стратегию и тактику учебной деятельности (от целей до результата), создаю комфортные условия обучения для активизации учебной деятельности  школьников;

2. Применяемые диагностики позволяют мне управлять процессом обучения с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

3. Диагностика дает мне информацию и о качестве процесса обучения через применяемые технологии, методы и приемы организации учебного занятия;

4. Мониторинг позволяет:
– отслеживать результаты,
– сравнивать их,
– устанавливать динамику,
– находить причины повышения или снижения качества знаний, вновь ставить цель и идти к результату.

Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Обучающиеся  моего класса всегда активны на уроках и во внеурочной деятельности,  целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.

Положительная динамика удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (Методика Е. Н. Степанова “Удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения”): коэффициент от 3,1 в 2009–2010 уч. г. до 3,5 в 2011–2012 уч. г. – высокий показатель.

Перспективы:

  • Развитие личностного потенциала школьников: интеллектуального, творческого, познавательного;
  • Формирование информационной компетентности личности обучающихся.
  • Содействие самореализации школьника через участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах, проектно-исследовательской работе.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Инновации в процессе обучения и воспитания".

Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозмо...

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Инновации в методике обучения вокально-эстрадной технике пения детей

Работа с голосом на звуках, способствующих наиболее быстрому и точному формированию и запоминанию ощущений и навыков, связанных с нужным  звукоизвлечением....

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Инновации в профильном обучении по русскому языку

Инновационные методы преподавания русского языка и литературы Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей общества. Концепция современного образования определила цель професси...