Главные вкладки

    Интегрированный урок русского и английского языка по теме "Сослагательное наклонение в языках агглютинативных и флективных".
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Урок с применением презентации, позволяющий учащимся не только запоминать материал по теме, но и сопоставлять особенности неродственных языков из разных языковых семей

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Интегрированный урок по русскому и английскому языку «Сослагательное наклонение» Учитель английского языка Чалых О.В. Учитель русского языка Гордеева Э.В.

    Слайд 2

    ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ От чтения к нам знания идут и голова становится светилом . (Г.Ф. Александров) Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. ( Ф.М. Достоевский) Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все. ( Франсуа Фенелон)

    Слайд 3

    Тема урока: «Употребление наклонений глагола в речи»

    Слайд 4

    Творческая лаборатория Задания: Теоретическое Лингвистическое Грамматическое Литературное Культура речи Проба пера Театральное Творческое

    Слайд 5

    Теоретическое задание Изъявительное наклонение – действие как реальный факт. Условное наклонение – действие как возможное или желательное. Повелительное наклонение – выражение побуждения к действию.

    Слайд 6

    Сослагательное наклонение В отличие от изъявительного наклонения, которое выражает реальное действие, а значит, имеет фактор времени (настоящее, прошедшее, будущее), сослагательное наклонение выражает предполагаемое, возможное, желаемое действие, а значит, не имеет показателей времени. Для начала следует вспомнить, что в русском языке сослагательное наклонение выражается глаголом в прошедшем времени, после которого ставится частица бы (сделал бы, сходил бы, послушал бы).

    Слайд 7

    А в английском языке? Сослагательное наклонение в английском языке образуется при помощи вспомогательных глаголов и инфинитива смыслового глагола без частицы to : Would Could Might Should + инфинитив смыслового глагола (в любой форме) без частицы to Сначала следует разобраться, почему используется четыре вспомогательных глагола: should - форма прошедшего времени от глагола shall , который используется для 1 лица ед. и мн. числа; would - форма прошедшего времени от глагола will , который используется для 2 и 3 лица (а также для 1 лица); could - форма прошедшего времени от модального глагола can , который передает физическую возможность совершения действия (смог бы, сумел бы); might - форма прошедшего времени от модального глагола may , который передает возможность совершения действия, связанного с обстоятельствами.

    Слайд 8

    При переводе сказуемого в сослагательном наклонении, образованном с помощью глаголов should и would , к глаголу русского предложения прибавляется частица бы , например: We should (would) do the work. - Мы сделали бы эту работу. They would do the work. - Они сделали бы эту работу. I should (would) like to go to London. - Мне хотелось бы поехать в Лондон. При переводе сказуемого в сослагательном наклонении, образованном с помощью вспомогательных (модальных) глаголов could и might следует сохранять их лексическое значение мог бы , например: We could do the work. - Мы могли бы сделать эту работу. We might do the work. - Мы могли бы сделать эту работу (есть небольшая возможность).

    Слайд 9

    Особое внимание следует обратить на различие сослагательного наклонения в двух языках, которое заключается в том, что в русском языке существует только один способ передачи предполагаемого или возможного действия, а именно глагол в прошедшем времени с частицей бы . В английском же языке есть два вида сослагательного наклонения: с использованием инфинитива в форме Indefinite и в форме Рerfect.

    Слайд 10

    Сослагательное наклонение в форме Indefinite В формуле образования сослагательного наклонения указано, что после (четырех) вспомогательных глаголов используется инфинитив смыслового глагола в любой форме. Это значит, что он может иметь форму Active и Passive, Indefinite, Perfect или Continuous. Поэтому надо помнить, что если после вспомогательного глагола стоит инфинитив в форме Indefinite (indefinite - неопределенный), то это значит, что предполагаемое действие еще может (или не может) произойти в настоящем или будущем, например: It would be worthwhile taking а critical look at the concept itself. - Имело бы смысл бросить критический взгляд на саму концепцию (вероятно, это будет сделано). The approach might be useful in some cases. - В некоторых случаях этот метод мог бы быть полезным.

    Слайд 11

    Сослагательное наклонение в форме Perfect Если после вспомогательных глаголов (should, would, could, might) используется инфинитив в форме Perfect (a perfect - это законченный, совершенный), то это значит, что время этого предполагаемого действия уже прошло, а само действие не произошло (осталось предполагаемым). И так как в русском языке существует только один способ выражения сослагательного наклонения, то при переводе английского глагола в сослагательном наклонении (в перфектной форме) иногда следует (если непонятно из контекста) вводить соответствующие пояснительные слова, например: The countries could have signed the treaty. - Эти страны могли бы подписать договор (но не подписали). It would have been risky to answer these questions by a simple "yes" or "no". - Было бы рискованно отвечать на эти вопросы просто "да" или "нет" (поэтому, видимо, были даны развернутые ответы). They should have chosen the head of the project - Они должны были бы выбрать главу проекта (но выбрали другого)

    Слайд 12

    Иногда в самом английском предложении, в котором используется сказуемое в сослагательном наклонении в перфектной форме, дается информация, подтверждающая, что данное предполагаемое действие так и не произошло, например: These activities might have complemented each other, but it was not the case. - Эти действия могли бы дополнить друг друга, но этого не произошло. Обратите внимание! Следует иметь в виду, что не всегда глагольная форма, выраженная модальным глаголом в прошедшем времени в сочетании с инфинитивом в перфектной форме, дает сослагательное наклонение. Такая форма может выражать предположение относительно того, что какое-то действие уже произошло, например: They might have misunderstood the task. - Возможно, они неправильно поняли задание.

    Слайд 13

    Если сказуемое, имеющее перфектную форму сослагательного наклонения, является отрицательным, это значит, что предполагаемое действие, выраженное отрицательной формой глагола, не произошло, а имело место противоположное, т. е. положительное, например: Otherwise, the treaty would.not have been signed. - В противном случае договор не был бы подписан (но он был подписан). It might not have happened. - Этого могло бы не произойти (но это случилось).

    Слайд 14

    Следует помнить, что эта сложная (аналитическая) форма сослагательного наклонения (возникшая в сравнительно поздний период истории развития английского языка) как в форме Indefinite, так и в форме Perfect, употребляется в простых, главных и придаточных (после главного в изъявительном наклонении) предложениях, например: It would have necessitated restoration of the building. - Это сделало бы необходимым реставрацию здания (этого не произошло). If there were no clouds, we should not enjoy the sun.- Если бы не было облаков, мы не радовались бы солнцу. Не suggested that these parts should be tested under very severe conditions. - Он предложил, чтобы эти детали были испытаны в очень жестком режиме. It was of great importance that we should obtain fresh data for the confirmation of our idea - Было очень важно, чтобы мы получили новые данные для подтверждения нашей идеи.

    Слайд 15

    Старая форма сослагательного наклонения. Сохранились и "старые" (простые) формы сослагательного наклонения, которые образуются без вспомогательных глаголов should, would, could, might и которые употребляются только в придаточных предложениях: 1) Infinitive без to (только в форме Indefinite) , например: It is important that your translation be good.. - Важно, чтобы ваш перевод был хорошим. It is necessary that the system have reliable performance. - Необходимо, чтобы система имела надежные характеристики. В этих примерах глаголы be и have (форма которых совпадает с инфинитивом) передают сослагательное наклонение, поэтому при переводе используется частица бы. Обратите внимание! При переводе частица бы (оформляющая сослагательное наклонение в русском предложении) переносится на союзы, присоединяющие придаточное предложение: если бы, чтобы .

    Слайд 16

    Сослагательное наклонение, совпадающее по форме с Past Perfect , например: They would have responded to the request if they had received it. - Они откликнулись бы на запрос, если бы получили его. The work would have been done long ago if they had been prepared for it properly. - Работа уже давно была бы сделана, если бы они подготовились (к ней) должным образом. Perfect означает, что предполагаемое действие не произошло. В этих примерах сказуемые придаточных предложений ( had received и had been prepared ) имеют форму сослагательного наклонения ( получили бы , подготовились бы , предполагаемое и нереализованное действие), что определяется сослагательным наклонением сказуемых главного предложения ( would have responded, would have been done ). В противном случае их следовало бы переводить глаголами в прошедшем времени: (уже) получили и (уже) были подготовлены (реальное действие).

    Слайд 17

    Грамматическое задание Одна книга тысячи людей уч..т . 2. Слово выпуст..ш.., так и вилами (не) втащ..ш.. . 3. Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь - не сотрешь, отруб..шь – (не) пристав..шь. Книга помож..т (в) труде, выруч..т (в) беде. Хорошая книга ярче звёздоч(?)ки сия…т. 5. Толкаеш(?)ся, отреж(?)те, спряч(?)ся, встав(?)те, береч(?), увелич(?).

    Слайд 18

    Литературное задание Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. К.Г. Паустовский Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. И.С. Тургенев А речка эта по лугам и склонам Летит, журчит, смеётся, как ребёнок, Звенит, лопочет, скачет по камням. Р. Гамзатов

    Слайд 19

    Культура речи Одень ? Надень 2. вылазь вылезай ездию езжу хочем хотим ляжу лягу ляжьте лягте

    Слайд 20

    Правила хорошего тона Уважай собеседника, учись внимательно его слушать. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом возражай, если не согласен. Не унижай его своим пренебрежительным или насмешливым тоном. Будь в словах так же вежлив, как в поступках.

    Слайд 21

    Проба пера Из-под камня … родник. Он превращается в ручеёк, который весело … на восток. Ручей брызжет, …, … и потом стремительно … вниз. По склону горы он … дальше. Несколько таких ручейков … в один большой ручей, и он спокойно … по равнине. А вот он с шумом … в пропасть. К.Г. Паустовский … свежий ветерок, … прохладой в лицо, … по листьям, … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур. И.А.Гончаров

    Слайд 22

    Ручей. Из-под камня течёт родник. Он превращается в ручеёк, который весело бежит на восток. Ручей брызжет , звенит, журчит и потом стремительно скатывается вниз. По склону горы он льётся дальше. Несколько таких ручейков сливаются в один большой ручей, и он спокойно течет по равнине. А вот он с шумом низвергается в пропасть. К.Г. Паустовский

    Слайд 23

    Ветер. Пронёсся свежий ветерок, подул прохладой в лицо, прошумел по листьям, затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур.

    Слайд 24

    Театральное задание Повеление с различными оттенками: возьмите, возьмите-ка, взяли бы, быстро взяли! взять немедленно!

    Слайд 25

    Творческое задание Составить 5-8 предложений на одну из тем: «Как не потерять друга», «Советы книголюба», «Мой фирменный рецепт».

    Слайд 26

    «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». А.Н. Толстой

    Слайд 27

    Спасибо за урок! Д/з: написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интегрированный урок русского и английского языков "Англицизмы в современном русском языке"

    Интегрированный урок с применением современных образовательных технологий....

    Интегрированный урок русского и английского языков

    Урок был проведен в 4 классе. Тема "Словообразование"....

    Презентация для интерактивной доски к интегрированному уроку русского и английского языков по теме "Словообразование"

    Презентация включает в себя  иллюстративный материал по теме "Способы словообразования и пополнения языка в русском и английском языках" Данная презентация предназначена для работы с итерактивной...

    Интегрированный урок русского и английского языков в 11-м классе по теме: "Средства выразительности в английских и русских текстах по теме: «Изобретение и изобретатели»."

    Интегрированный урок русского и английского языков в 11-м классе по теме: "Средства выразительности в английских и русских текстах по теме: «Изобретение и изобретатели»."...

    Интегрированный урок: русский и английский языки. Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс.

    Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...

    Интегрированный урок русского и английского языка в 7 классе. Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках.

    Урок русского языка и английского языка, направленный на изучение имени прилагательного, сравнение этого грамматического явления в родном языке и в иностранном языке....