Главные вкладки

    Статья по теме:
    Развитие внимания учащихся во внеурочной деятельности

    Дюкарева Анна Станиславовна

    В работ дано краткое описание внеурочной деятельности и ее видов, и предложены несколько универсальных упражнений на развитие внимания у учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneurochnaya-deyatelnost.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие внимания учащихся во внеурочной деятельности

    Дюкарева Анна Станиславовна,

    заместитель директора по УВР

     государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга

    (e-mail: dukareva79@mail.ru)

    В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Главная стратегическая цель Петербургской Школы выражена в следующем: обеспечение равенства в доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей, подростков, граждан Санкт-Петербурга и интеграции в российское и международное образовательное пространство при сохранении лидирующей позиции в России. Следовательно, всем учащимся должны быть предоставлены возможности для полноценного интеллектуального развития в условиях качественного школьного образования. Сегодня в деятельности образовательных учреждений предлагают выйти за рамки традиционной классно-урочной системы, уделить больше внимания внеурочной работе, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения требует от учителя обратить особое внимание на организацию образовательной деятельности школьников за рамками уроков. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования.

    Внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью работы любого образовательного учреждения, термин «внеурочная деятельность», понятие не новое, но в наши дни трактуется иначе. Сегодня данное понятие, рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. ФГОС определены следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

    В процессе урочной и внеурочной  деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательной деятельности, которая заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов как мышление, внимание, память. В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся именно к данному виду деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю.

    Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни как внимание. Многие проблемы неуспеваемости учащихся связаны с физиолого-психологическими особенностями развития учащихся.

    Для развития внимания во внеурочных мероприятиях можно использовать разнообразные задания и упражнения. На сегодняшний день разработано большое количество упражнений направленных на тренировку и развитие внимания, но нет алгоритма выполнения данных упражнений, поэтому задача учителя не только предложить ученикам интересные и увлекательные задания для развития внимания, но, что самое главное дать алгоритм решения подобных задач. Можно предложить лишь несколько наиболее популярных и универсальных упражнений, которые могут быть проведены на различных предметных играх, конкурсах и викторинах.

    1. Упражнение «Снежный ком» (развитие внимания).

    Суть игры запоминать слова в заданном порядке, данную игру можно проводить вдвоем, втроем и даже вчетвером. Слова подбираются на определенную тему, например, названия городов, названия растений или животных, термины по учебному предмету, литературные персонажи, фамилии поэтов и писателей, химические символы и др. Допустим, что тема игры - названия животных. Участники состязания садятся в кружок.

    - Медведь, — говорит один.

    Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:

    - Медведь, лиса.

    - Медведь, лиса, заяц - говорит третий.

    Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например.

    - Медведь, лиса, заяц, кот

    Так, каждый раз прибавляя по одному названию животного, играющие в свой очередной ход должны повторять всех названных раньше животных, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного. Допустивший ошибку выбывает из игры. Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.

     2. Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

    Правила игры, например, нужно в перечне слов при упоминании персонажа из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»  вставать. В игре могут принимать участие несколько игроков. Называйте участникам игры различные слова: стол, стул, мешок, Тартила, бревно, доска и т.д.  Участники игры внимательно слушает и встают в нужный момент. Если участник сбивается, он выбывает из игры, оставшиеся участники, продолжают игру.

    3. Упражнения по методике Мюнстерберга (и ее модификации)

    В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

    А. В этой таблице спрятано 10 названий животных (названия животных могут располагаться вертикально и горизонтально).

    А

    К

    Л

    Р

    О

    К

    Ж

    Д

    Н

    Е

    К

    Т

    И

    Г

    Р

    Й

    Ц

    У

    К

    О

    С

    У

    Л

    Я

    Е

    Н

    Г

    Ш

    З

    З

    Ф

    М

    Ы

    В

    А

    П

    Р

    О

    Л

    З

    А

    Я

    Ц

    Д

    Ж

    Я

    Ы

    М

    И

    Т

    Б

    Е

    Л

    К

    А

    Н

    О

    О

    Л

    Ф

    А

    Ш

    С

    У

    Н

    А

    Ш

    С

    У

    М

    Д

    Л

    Ы

    В

    П

    П

    Ь

    Т

    Б

    Е

    Р

    Я

    Ц

    Д

    Е

    Л

    Д

    О

    Л

    Е

    Д

    Я

    Ц

    Д

    П

    С

    Ц

    У

    К

    Д

    Н

    Г

    К

    О

    С

    Д

    О

    Л

    Е

    В

    У

    П

    С

    У

    В

    А

    Я

    В

    А

    П

    К

    А

    В

    О

    Л

    К

    К

    Е

    Н

    Е

    Р

    О

    Я

    Ц

    Д

    А

    Н

    О

    О

    Л

    Ф

    О

    Л

    Г

    Д

    О

    Л

    Е

    Н

    Ь

    О

    Ж

    Э

    П

    Р

    З

    Р

    Ы

    С

    Ь

    Л

    Р

    О

    К

    Ж

    Б. Участникам игры даются бланк с напечатанными на нем 5 строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв участники должны отыскать 10 слов (в каждой строчке по 2 слова) и подчеркнуть их. В качестве зашифрованных слов, могут быть термины по предмету, литературные персонажи, фамилии поэтов и писателей и многое другое. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Победителем считается то игрок, который выполнил задание первым. Показателем успешности может служить число правильно найденных букв и скорость выполнения задания.

    Пример задания:

    ЯФОМОРЕУФСНКПХЬАБЦРИГЪЗАЛИВЫГШЯЧ

    НГРОНЛГГАОКЕАНШГНЕЛООАВВПРОЛИВЗЩГ  

    ФРШУГИДРОСФЕРАСЯИУМАЕЕНЦВОДАЩМОЖ

    БРПТЯРЕКАЭЦБУРАНСГЛКЮГОЗЕРООФСПТУЧ

    ОСОПОРОГУЖЫЪЕЛБУСИИСТОКТОХПСДЯЗВЖ

    Литература.

    1. Инновационная образовательная программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга «Воспитание интеллекта», СПб, 2011 г.
    2. Дюкарева А.С. Развитие внимания и памяти учащихся на уроках географии, http://pedsovet.org
    3. Введение в психологию/Под ред. А.В. Петровского. М., 1995. Гл. 6.
    4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.М., 2004. Гл. 6 и 8.
    5. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/Под Ред. Ю.М. Забродина. М., I980.
    6. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
    7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
    8. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.,: «Просвещение», 1987.
    9. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М. ,: «Первое сентября», 2004.
    10. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. М. :Рольф, 2000.
    11. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

    В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

    Интерактивное развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по английскому языку

    Творческий подход при решении различных вопросов и ежедневно возникающих задач – вот основное требование современной жизни к человеку в любой её сфере.  Чтобы максимально подготовить подраст...

    Статья на тему "РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ."

    Статья на тему "Развитие проектно-исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности по математике"...

    «Развитие социокультурной компетенции учащихся во внеурочной деятельности».

    Обобщение опыта педагога. Выступление на  заседании городской группы профессионального общения учителей английского языка....

    «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся во внеурочной деятельности.»

    laquo;Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихсяво внеурочной деятельности.»...

    Тема ВАР: Система работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей, личностных качеств одаренных учащихся во внеурочной деятельности

    Данный материал будет полезен для учителей, которые работают с талантливыми детьми и  готовы развивать среду для повышения интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качес...