Работа с одарёнными детьми
методическая разработка по теме

Кривокора Алла Семеновна

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi_detmi.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными детьми                                                          

Оглавление

Введение

Глава 1: Одаренность и ее психологические проявления

        1.1. Понятие и определение одаренности у детей

        1.2. Виды одаренности.

Глава 2: Методы диагностики

        2.1. Неформализованные методы

                а) наблюдение

                б) биографический метод

        2.2. Тестовые методы

Глава 3: Работа с одаренными детьми

        3.1. На уроках

        3.2. Внеурочная деятельность

Заключение

Список литературы

Введение

        Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

        Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Цель исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.

Задачи:

- раскрыть в полном объеме понятие одаренности;

- показать сложности психического развития одаренных детей;

- рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Объект исследования: одаренность

Предмет исследования: особенности учебно-воспитательной работы одаренных детей.

Гипотеза:  Система работы с одаренными детьми – как комплексная работа по выявлению, обучению и развитию одаренных детей.

Глава I. Одаренность. Ее психологические проявления.

1.1. Понятие и определение одаренности.

        Одаренность – это проявление способностей, системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.

        Одаренность – значительная по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

        Существует более 100 определений одаренности. Большинство из них опираются на ранее развитие детей и используют такие психологические понятия, как интеллект и креативность, или же основываются на показателях успеваемости по школьным предметам.

        Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психологических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

        Сегодня психологи признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природы задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В тоже время игнорировать психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

        Судить об одаренном ребенке следует е только по его школьным успехам, но и по внешним данным, а также по выбранным им самим формам деятельности.

        Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех других отношениях. Однако, чаще всего, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических способностей. В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения. Они могут привести к снижению показателей успешности деятельности ребенка, несмотря на потенциально высокий уровень его способностей.

        Одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности как результата более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экологическим статусом может показывать более заметные достижения в определенных видах деятельности в сравнении с тем, для которого не были созданы аналогичные условия.

        Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, то следует учитывать всю сложность рассматриваемой проблемы. Проявление умственной одаренности у ребенка связана с чрезвычайными возможностями детских лет жизни

        Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению -  это внутренние условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. При этом раннее проявление одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

        Самые замечательные способности, проявляемые в детстве, - не всегда прямое и достаточное основание для достижений в будущем; они могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы: например, не стоит использовать термин «одаренный» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда успев уже привыкнуть к своему особому положению, он потом теряет эти позиции. Исходя из этого, лучше применять словосочетание «ребенок с признаками одаренности».

        Признаки одаренности – это те особенности, которые проявляются  в реальной деятельности ребенка и могут быть оценены на уровне наблюдения. Большинству одаренных детей присуще особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

        Одаренных детей, как правило,  отличает высокая любознательность и исследовательская  активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

        Одаренных детей отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они увлекаются построением моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации. Их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленным знанием.

        Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые, по их мнению, должны выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственной способности.

        Одаренных детей так же отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результатов в той сфере, которая им интересна. Однако свойственная многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям.

        Очень важно вовремя рассмотреть, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающие в умственном отношении свой возраст.

        Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые способности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

1.2. Виды одаренности

        Дифференциация видов одаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

        Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение своеобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностям их проявления в тех или иных видах деятельности.

        Анализ количественных характеристик позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

        Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  1. вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
  2. степень сформированности одаренности;
  3. форма ее проявления;
  4. широта проявлений в различных видах деятельности;
  5. особенности возрастного развития.

Рассмотрим их подробнее.

1. По первому критерию классификация типов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом трех психических сфер.

К основным видам деятельности относятся:

- практическая

- теоретическая (познавательная)

- художественно-эстетическая

- коммуникативная

- духовно-ценностная

Среди психики представлены:

- интеллектуальной

- эмоциональной

- мотивационно-волевой

        В рамках каждой сферы могут быть выделены разные уровни психической организации. В рамках интеллектуальной сферы различают:

- сексамоторный уровень

- пространственно-визуальный уровень

- понятийно-логический уровень

        В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания

        Эмоционально-волевая сфера содержит:

- уровень побуждения;

- уровень целеобразования;

- уровень смыслопорождения

        Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:

1. В практической деятельности:

  • Одаренность в ремеслах
  • Спортивная
  • Организационная

2. В познавательной деятельности – интеллектуальное различие видов

3. В художественно-эстетической деятельности:

  • Хореографическая
  • Сценическая
  • Литературно-поэтическая
  • Изобразительная
  • Музыкальная

4. В коммуникативной деятельности:

  • Лидерская
  • Аттрактивная

5. В духовно-ценностной деятельности отличают одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служении людям

        Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности.         

        Классификация по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания природы детской одаренности. Оценка одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления о ней как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку те или иные ее компоненты у разных индивидуумов могут быть выражены в различной степени.

        Одаренность может состояться только в том случае, если резервы способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность свидетельствует о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъективно, вовлекающих его личностную сферу.

        Различных вклад ведущих компонентов в структуру одаренности может давать парадоксальную куртину, когда не совпадают в своем проявлении успешность в овладении деятельностью (успеваемость), ум (сообразительность) и креативность. Факты такого расхождения в проявлении одаренности как в среде увидеть роль и место этих компонентов в структуре одаренности.        

        Деятельность всегда осуществляется личностно. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е ученик готовит уроки только для того, чтобы его не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка нельзя говорить о его одаренности, т.к. отсутствует увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. Одаренность предполагает деятельность, не приостанавливающуюся даже тогда, когда выполнена задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт значительно превышает первоначальный замысел, поэтому можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Если последнее происходят по инициативе самого ребенка, то это и есть творчество.

        В таком контексте понятие «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы, и второе не рассматривается в качестве особого самостоятельного вида одаренности, а характерно для любого вида труда.

2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно разделить на:

1) актуальную;    2) потенциальную.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

        Особую категорию актуально одаренных составляют талантливые дети, которые достигают результатов, отвечающих требованиям объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом.

Глава 2. Методы диагностики

2.1. Неформализованные методы

        Для выявления одаренных детей используются самые разные методы : от простого педагогического (и даже родительского) наблюдения до специально разработанных, стандартизированных тестовых заданий, а так же игровых и тренинговых методов.

        С точки зрения В.И. Панова, в виду особой сложности одаренности как объекта, выявление одаренных детей должна производиться специально подготовленными психологами. Это справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории.

        Но современная практика, требующая личностно ориентированного подхода, заставляет перенести основной груз психодиагностической работы «на плечи учителя».

        Методики диагностики для педагога и родителей качественно отличаются от методик для психологов, но в отечественной пчихолого-педагогической науки они мало разрабатываются. В трудах немецких ученых К.Клюге, К.А. Хеллера представлена мысль о том, что квалифицированный педагог вполне адекватно оценивает детскую одаренность, минуя все сложности традиционной работы. Это вполне подтверждается и простыми наблюдениями.

        Ребенок, значительно превосходит сверстников по уровню интеллекта, креативности, мотивации, виден и без всякого специального тестирования. Это позволяет понять, что сфера действия специальной высокопрофессиональной  диагностики – это «пограничные» случаи проявления одаренности и «потенциальная» одаренность. Одаренность  явная видна невооруженным глазом.

        Значит пока не разработали ничего другого педагогам и родителям. Остается – использовать так называемые неформализованные методы            

        Одним из таких методов является наблюдение. Чтобы судить об одаренности, нужно выявить сочетание психологических свойств ребенка. преимущество наблюдения в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться не мало тонкостей.

        Существует естественный эксперимент, когда на уроке организуется привычная для ребенка обстановка, когда он не знает, что за ним специально наблюдают. Применяют также включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего.

        Систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет, изучение признаков одаренности в развитии от одного возрастного перехода к другому называется локгитюдным.

        Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может и с перерывами.

        Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод. Изучение жизненного пути – эффективный подход к выявлению особенностей испытуемого в данный период, а отчасти и к прогнозу на будущее. Разработка метода связана с применением таких способов получения информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы с ним, а так же опросники для окружающих, изучении продуктов деятельности, дневников, писем и т.д.

        По мнению Попова Л.В. биографический опросник – более надежное, чем традиционные тесты, средство выявлении творческих возможностей и прогноза достижений.

2.2. Тестовые методы

        К числу самых распространенных вариантов организационно-педагогического решения можно отнести разовые обследования. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах «единой оценке» одаренности. Обычно эта оценка интеллекта либо креативности, иногда - сочетание того и другого.

        Примером может служить тест, который предложил С.К. Кожухов для отбора учащихся в класс с углубленным изучением математики.

        Со времен А. Бине и в течении долгого времени «высокий интеллект», определяемый с помощью стандартизированных тестов (IQ), играл роль универсального показателя одаренности. Процесс диагностики предполагал разовые или периодические обследования детей, как правило, с последующей их селекцией.  Одномоментная, даже многомерная  оценка уровня одаренности – крайне не надежное основание для социально-педагогического прогноза.

        При многомерной, комплексной оценки (кода оцениваются кроме интеллекта и креативности еще и личностные особенности) меняются лишь требования к методическому аппарату.

        Это, безусловно, повышает надежность наилучших данных но не делает их настолько надежными, насколько этого требуют социально-педагогические задачи.

        Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать их в данный момент времени в силу их функциональной  недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться из-за неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие  необходимой образовательной среды)        

        Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

Глава 3. Работа с одаренными детьми

3.1. На уроках

Обучение одаренных детей  должно приобретать  развивающий характер. На смену традиционным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний – умений – навыков,  приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и духовно-нравственного.

        Встает вопрос чему учить, как учить и зачем  учить. «Чему учить» - тем знаниям, которые в результате скачка информационных технологий (мультимедиа, Интернет) через пять лет станут никому не нужными,  или же способам освоения новых видов деятельности, умению работать с мощными информационными потоками и т.д.?

«Как учить» - традиционными методами передачи знаний по принципу «делай, как я » или «давай делать вместе в сотрудничестве»?

«Зачем учить» - чтобы вырастить высокопрофессионального, но «узкого» специалиста или же специалиста широкого профиля, способного перестроить свою деятельность при изменении социально-экономических условий и собственных жизненных установок.

        На основе изучения закономерностей развития творческой личности, и анализа теоретических  зарубежных источников А.И. Савенков выделяет следующие принципы  содержания и организации учебной деятельности одаренных детей:

  • Усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала.
  • Паритет заданий дивергентного и конвергентного типов.

Конвергентное – логическое, однонаправленное – проявляется в задачах, имеющих единственно правильный ответ. Дивергентное – творческое, альтернативное, отступающее от формальной логики – находит выражение там, где допускается существование многих правильных ответов.

  • Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью.
  • Осуществление учебной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме.
  • Сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его  практического использования.
  • Максимальное расширение круга интересов.
  • Информационное обогащение среды.

3.2. Вне уроков

        

        Работа с одаренными детьми после уроков, как впрочем и на уроках, по мнению Савенкова должна придерживаться следующих требований:

  • Ориентация на интеллектуальную инициативу.

Интеллектуальная инициатива – это проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных исследовательских задач, стремление найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне либо по-другому подойти к ней. Поддержка и развитие этих способностей должна быть постоянной заботой педагога.

  • Доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний. Еще А.Дистевел говорил о том, что плохой учитель преподносит  истину, хороший – учит ее понимать.

Решающим фактором развития продуктивного мышлений являются не сами знания (их объем, разнообразие и т.д.), а методы их усвоения (А.М. Матюшкин и др.). Этот подход в отечественных психолого-педагогических исследованиях разрабатывается  в рамках идеи проблемного обучения.

  • Неприятие конформизма.
  • Сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с их коллективными формами.
  • Активизация трансформационных  возможностей предметно-пространственной среды. Чтобы предметно-пространственная среда стимулирована творческую активность ребенка, она должна быть способна к самым  разнообразным,  порой неожиданным трансформациям. Поощряется использование различных предметов не по их прямому назначению (пластиковая бутылка – «небоскреб», «многоэтажка»).
  • Гибкость в исследовании внешних средств. Необходимость данного принципа диктуется развитием специфических черт, характерных для одаренных детей. Когда ребенок настроен на длительное, глубокое изучение исследуемой темы, не следует ограничивать его ни в чем, а это требует гибкости в использовании времени и средств.
  • Максимально глубокая проработка изучаемой темы.
  • Высокая степень самостоятельности учебной деятельности. самостоятельность и творчество неотделимы. Развитие способности к самостоятельному поиску знаний, исследованию проблем, созданию разнообразных объектов – важный залог развития творческих  способностей личности.
  • Формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей. Способность к тонкой высокодифференцированной оценке является характерной чертой творчески развитого человека. Однако необходимо учитывать не  только позитивные, но и негативные аспекты развития этого качества. С развитием рефлексии и практичности в оценке собственных идей и продуктов собственной деятельности снижаются показатели по уровню развития нестандартности мышления, т.к. часть оригинальных идей исключается из круга рассмотрения по инициативе «внутреннего критика». Поэтому необходимо диалектическое единство критичности в оценке идей и лояльности по отношению к ним.
  • Ориентация на соревновательность. Склонность к соревновательности, к конкурентным формам взаимодействия – одна из отличительных черт одаренного ребенка. Опыт побед и поражений, приобретаемых в ходе различных состязаний, чрезвычайно важен   для дальнейшей жизни, без него нельзя рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. В процессе соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать и, что особенно важно, - проигрывать, приобретать «опыт разумного авантюризма».
  • Актуализация лидерских возможностей. Стремление к лидерству  тесно связанно с соревновательностью. Развивая ребенка в этом направлении, следует особенно заботиться о создании условий для «бескорыстного лидерства», так как стремление к лидерству часто имеет в основе  своей эгоистические мотивы (самоутверждения, самоопределения и др.).необходимо стимулировать лидерские проявления, базирующиеся на позитивной мотивации (познавательные, общественно ценные).

Заключение

        Вместо заключения вспомним древнюю историю, когда Александр Македонский, будучи юношей, выбрал себе из целого табуна именно Буцефала, которого отец  Александра, Филипп, считал негодным конем из-за гордого нрава. Плутарх пишет по этому поводу «Пример этого коня указывает нам на то, что много отличных природных дарований гибнет по вине наставников,  которые коней обращают в ослов, не умея управлять возвышенными свободными  существами»

 

Список литературы

  1. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика, 1991 г.
  2. Об организации работы по реализации по подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы. // Вестник образования России. – 2004 - №5
  3. Панов В. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие / Педагогика – 2001 №4.
  4. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 г. // Народное образование 2002. №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...