Содержание естественнонаучных дисциплин, направленное на формирование патриотизма старшеклассников
статья по теме

Чекашкина Ольга Викторовна

Формирование патриотизма старшеклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание естественнонаучных дисциплин, направленное на формирование патриотизма старшеклассников

        Изменения системы образования последних лет предполагают, что общеобразовательная школа должна готовить учащихся к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов, в основе которых  лежит патриотизм.

В связи с этим развитие личности как патриота понимается как преломление нравственных установок в приоритетных для настоящего времени качествах личности, широкая ориентация сознания и поведения на духовные общечеловеческие ценности, подлинную интеллигентность.

        Стратегия выхода из кризиса диктует трансформацию системы воспитания общеобразовательной школы, усиления воспитательных функции всех имеющихся в ней образовательных ресурсов во всех образовательных областях. Усиление воспитательных функций патриотической направленности при изучении предметов естественнонаучного цикла старшеклассников общеобразовательной школы – одна из ведущих социально-педагогических идей современной школы. Формирование у школьников естественнонаучной картины мира сопряжено с овладением ценностным отношением к окружающему миру и целесообразными способами действий.

Анализ развития педагогических знаний о формировании у учащихся старших классов патриотизма при изучении предметов естественнонаучного цикла  показывает: задача научно-методического обеспечения воспитательного процесса (создание учебно-воспитательной модели) в общеобразовательной школе в целом не решена. Исследования, выполненные с середины 1990-х годов, затрагивают различные вопросы патриотического воспитания личности, но процесс формирования патриотизма личности непосредственно при изучении предметов естественнонаучного цикла изучен недостаточно. Данное положение связано с современным периодом развития образования, характеризующимся активизацией исследований по формированию патриотических чувств и одновременно со сменой государственных образовательных стандартов. «…Отличительной особенностью нового стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции». [5]

        Старший школьный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится патриотическое чувство. Необходимо сделать так, чтобы ребенок смог усвоить нормы и нравственные правила на основе личностной структуры ценностей, убеждений и сделать свой выбор.

        Теоретическую модель целостного процесса патриотического воспитания школьников можно представить как последовательность его этапов, продвигающих школьников на более высокий уровень сформированности идей, идеалов, чувств, ценностных отношений, раскрывающихся в единстве их внутренней структуры: цель - содержание -

средство - результат. При отборе содержания патриотического воспитания А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев предлагают выполнить требования:

- соответствия целей и задач интересам обеспечения национальной безопасности России;

- обеспечения соответствия логики развёртывания содержания воспитания, логике развития личности;

- достаточный научный уровень концептуальности программ, моделей;

- учёт реальных возможностей в патриотическом воспитании.

        Знания и опыт, накопленные в естествознании человечеством, представляют собой объективную информацию о мире, способах деятельности, становятся неотъемлемой частью образования и средством формирования личности. В содержании должны быть четко выделены понятия, категории, мировоззрение, идеи, общечеловеческие ценности (любовь к Родине, защита Отечества, верность гражданскому и воинскому долгу и др.), раскрытие значения которых будет способствовать формированию знаний и убеждений в необходимости служения Отечеству, органически связанных с ценностным «полем» личности. Обозначенные установки осуществимы при включении в содержание естественнонаучного образования таких аспектов, как познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный.

        Познавательный аспект реализуется при взаимосвязанном изучении понятий – гносеологических (историко-научных и методологических), естественнонаучных (организация природы, свойства природных систем и естественнонаучная картина мира), экологических. Содержание естественнонаучных дисциплин, включая знания об историческом и культурном наследии России; о  природных богатствах родной страны, достижениях промышленности, науки и сельского хозяйства; о национальных традициях и культурно-исторических ценностях своего народа представляет немалые возможности по формированию патриотических чувств воспитанников.

Знания обуславливают ориентацию личности в окружающей действительности и в системе ценностей, и чем больше объем и систематичность знаний, тем шире кругозор личности, тем больший ареал объективного мира охватывается его представлениями, тем самым расширяется круг объектов, входящих в систему личностных ценностей. Включение в педагогику ценностного аспекта в содержание образования, всегда являлось необходимым условием образовательного процесса.         Проанализировав сущность и основное содержание категории «ценность» Б.Т.Лихачев, разработал проблему воспитательных ценностей, и выявил источники ценностей воспитательной системы:  индивидуально-личностный, природный, социумный и социально-космический. Внесение в содержание естественнонаучных дисциплин категории ценностного отношения к природным объектам, изучение и выполнение практических действий по сохранению природных и социоприродных объектов ближайшего окружения, способствует формированию личности, основанной на нравственных правилах и ценностях. 

        Нормативный аспект в образовательном процессе реализуется в изучении опыта и норм поведения людей, всего человечества. Содержание естественнонаучного образования в данном аспекте ориентирует учащихся на усвоение моральных и правовых принципов, на освоение экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний). Формирование патриотических чувств школьников осуществляется также при знакомстве с нормативными особенностями, культивируемыми в регионе: традициями регионального использования ресурсов и сохранения природных компонентов.

        Деятельностный аспект включает организацию и реализацию различных видов и способов деятельности учащихся по эффективному усвоению содержания естественнонаучных дисциплин, патриотической направленности. Усвоение данных ценностей осуществляется в учебной и внеучебной деятельности старшеклассников при изучении собственной истории, истории «малой родины» и своего Отечества; при знакомстве с природными объектами и правилами их сохранения; при изучении истории науки и культуры; при включении в учебную программу природоохранной и другой полезной деятельности по развитию близлежащей природной зоны.

        Включение обучаемых в совместную работу, обеспечивает их эмоциональный контакт в процессе межличностного общения и общения с живой природой, способствует принятию патриотических ценностей на личностной основе. Формами совместной деятельности могут быть: уроки, конкурсы, игры, концерты, беседы, вечера, экскурсии, проекты и др.

        В процессе формирования содержания образования необходимо учитывать как совокупность всех компонентов, так и каждый компонент в отдельности.

        Если обычно содержание патриотического воспитания в образовании в виде учебного материала передается ученику в целях его усвоения, в нашем случае - для другой цели, а именно для того, чтобы учеником было создано собственное содержание образования в виде его личных интеллектуальных продуктов творчества. Выявление источников формирования, факторов и тенденций развития  патриотической идеи, создание на этой основе конструктивных условий для соответствующей педагогической деятельности способно стать потенциальным источником укрепления и развития патриотизма, сплочения полиэтнического населения России. Назрела серьезная потребность в обобщении и сохранении передового опыта патриотического воспитания учащейся молодежи, в создании таких педагогических методик и технологий,  которые могли бы обеспечить формирование патриотизма в образовательной среде.  

Литература:

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

2. Лернер И.Я. Процесс обучения как фактор конструирования содержания образования /И.Я.Лернер //Теоретические основы содержания общего среднего образования. - М., 1983.

3. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в Х1Х и ХХ веках). – Самара: Издательство СИУ, 1997.

 4.http://www.naukapro.ru/newsod2006.htm Блохина В.А. Аксиологические смыслы естественнонаучного образования.

5. www.mon.gov.ru / Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Среднее (полное) общее образование / Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования./ Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.

Описание опыта работы по формированию экологической компетентности учащихся в поцессе изучения естественно научных дисциплин....

Лекция 1. Содержание внеурочной деятельности (направления и формы организации). Ее роль и место в формировании УУД.

Это первая лекция из 36- часового курса по внеурочной деятельности в средней школе, который читает Овчинникова Алла Веньяминова в АСОУ. Алла Веньяминова любезно предоставила презентацию, чтобы я подел...

Естественнонаучные дисциплины, как основа формирования Здорового Образа Жизни у учащихся средней и старшей школы.

Обзорная статья, раскрывающая перспективы формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учебных заведений через предметы естественнонаучного цикла....

Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса», направленная на формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов

Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает в себя разделы, связанные с такими науками как биология, география и химия. Изучение данного курса способствует не то...

Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...

Учебные задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности

Задания по оцениванию ЕНГ должны быть направлены на проверку компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, ...