Межпредметные связи как метод формирования гуманистического мышления.
презентация к уроку по теме

Загородина Зоя Яковлевна

Межпредметные связи как метод формирования гуманистического мышления

Человека создает средняя школа, высшая – дает специальность.        Д.С. Лихачев

Уважаемые коллеги!  Каждый из нас не только школьный учитель, но и гражданин своего государства, в котором живут также наши родители, дети и другие близкие нам люди.  Поэтому вполне естественно наше желание иметь страну с хорошей экологией, сильной экономикой, разумной внутренней и внешней политикой. Любыми государственными и экономическими системами управляют люди, которые учились в наших российских школах. А те, которые будут управлять этими системами, учатся в школах сейчас. Следовательно, именно перед школьным учителем стоит задача сделать так, чтобы выпускник школы был готов ответственно относиться к результатам своей будущей деятельности, не зависимо от того, какую бы профессию в будущем он для себя ни выбрал. 

Ввиду сложности и неоднозначности политических и экономических процессов, происходящих на современном этапе развития нашего общества, необходимо, чтобы выпускник школы был  способен видеть скрытые связи различных явлений. Этому способствует целостное видение мира, которое невозможно в принципе без знания основ общей теории систем.

Системное мышление помогает обнаруживать связи между различными  учебными  дисциплинами. Междисциплинарный подход как способ расширения научного мировоззрения, заключается в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой-либо одной научной дисциплины и базируется на положении о том, что любые системы, какими бы размерами и свойствами они не обладали, создаются и функционируют по одним и тем же основным законам и принципам. Знание указанных принципов способствует формированию у учащихся общечеловеческой, универсальной, культуры, так как дает представление об обществе как организованной целой системе, оптимальное развитие которой  осуществляется по тем же универсальным законам, что и изучаемые ими в школе природные системы.

Ознакомиться с основами общей теории систем в необходимом и достаточном для поставленной задачи объеме и учитель, и ученик могут заглянув на сайт Школы ТРИЗ ttp://triz.natm.ru/sistem/sis_01.htm, в учебник Естествознание для 10 кл. под редакцией И.Ю. Алексашиной (Естествознание: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений

базовый уровень под ред. И. Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 270 с.)  или же, прочитав главы о системном строении мира в любом из учебников для вузов Концепции современного естествознания.

Предлагаемый урок-презентация для учащихся средней школы «Актуальная сказка о маленьком Деревце», делает доступными для понимания школьника основные системные (синергетические – от синергия – сотрудничество) принципы. Доступность достигается методом синтеза знаний из школьного курса биологии и сказочной персонализации одной из природных систем – Деревца. На подобных примерах  ученики легко научатся сами выделять из окружающей среды целостные системы и определять те ключевые системные принципы, по которым эти системы создаются, развиваются и взаимодействуют с другими системами. 

 Литература

  1. Естествознание: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений базовый уровень под ред. И. Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 270 с.
  2. Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 256 с.
  3. Учебники биологии для средней школы
  4. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 287 с.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка о маленьком Деревце и системном мышлении Вы всюду слышите слово система: компьютерная система, Солнечная, система водоснабжения, дорожно-транспортная, сердечнососудистая, система образования и т.д. Люди какие-то системы создают, какие-то лечат, в каких-то работают, какие-то обслуживают. И чтобы было понятно, что есть общего во всех без исключения системах, я расскажу вам сказку. ЗЗЯ

Слайд 2

Жило-было юное красивое деревце Ему светило Солнце, голубело Небо и зеленела Трава. Деревце любовалось Солнцем, Бабочками и собой. Оно хотело все время расти и расти, чтобы достать до Неба и обнять всю Землю!

Слайд 3

Деревце любило свой мир и мечтало о том, как вырастет таким же большим как Земной шар. Ему говорили, что такие большие деревья бывают только в сказках, а наяву это может плохо кончиться . ЗЗЯ

Слайд 4

Оно становилось все толще и выше. Но у дерева было так много сил и желаний, что оно никого не слушало и продолжало расти.

Слайд 5

Все толще и выше Пока Планета не стала для него чем-то вроде цветочного горшка. На Земле уже не было места ни кому: ни другим Деревьям, ни Животным, ни Цветам, ни даже Бабочкам. ЗЗЯ

Слайд 6

Не смотря на то, что Деревце теперь могло кружиться вместе с планетами и звездами, ему было холодно и одиноко в Космосе без друзей!

Слайд 7

По ночам оно буквально впивалось корнями в Землю, чтобы не потеряться в бескрайнем космическом просторе. Ему было страшно!

Слайд 8

И беда действительно случилась! Дерево высосало все соки из Земли, погубив при этом свою планету. И ни одна другая планета не захотела приютить у себя такое глупое и жадное Дерево.

Слайд 9

Но тут деревце открыло глаза и проснулось! Оно увидело, что на Земле росли его друзья Деревья, летали Бабочки, цвели Цветы.

Слайд 10

Деревце обрадовалось: «Как хорошо, что страшный сон кончился!» Оно решило, что не будет никогда жадничать, а будет делиться со своими друзьями всем, что есть на Планете.

Слайд 11

На самом деле Деревце было добрым и умным. Поэтому оно решило, что будет изучать законы, по которым устроен мир. Деревце стало изучать науку о самых разных природных системах и узнало очень много интересного.

Слайд 12

Оно узнало, что мир это большая система, состоящая из самых разных систем. Система – это некоторое количество разных элементов, собранных вместе для достижения определенной цели. Малые системы входят в состав больших.

Слайд 13

Деревце узнало, что попало в беду потому, что закрылось от нужной информации и нарушило принцип обмена с окружающей средой. Не имея нужной информации трудно правильно реагировать на окружающий мир. Закройте глаза, уши и рот и попробуйте прожить так несколько часов! - Получится ли?

Слайд 14

Принцип обмена: - Всякая природная система обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Система, закрытая для обмена, рано или поздно погибает. Дерево – часть Биосферы

Слайд 15

Принцип целеполагания

Слайд 16

Человек – это сложная живая система в составе природных и социальных систем Человек является частью экологической, семейной, социальной, планетарной и космической систем. Следовательно, на него действуют все те же системные законы и принципы.

Слайд 17

Например, на человека действует принцип обратных связей. Обратная связь – это связь выхода с входом. Если мы попытаемся дернуть кошку за хвост, обратной связью будут наши исцарапанные руки. 17

Слайд 18

Чувства голода и жажды создают уравновешивающую обратную связь, поддерживая постоянство химических веществ и влаги в нашем организме. 18

Слайд 19

Вредные привычки и ссоры – это «работа» усиливающей обратной связи. Месть или привычка к списыванию домашних заданий, сигаретам, спиртному – это результат усиливающей обратной связи. Лучше НЕ начинать!

Слайд 20

Мир один, а изучают его разные науки Системное мышление помогает быстрее понять как организован наш мир и каким закономерностям подчиняются самые разные системы.

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи как основа формирования ценностного отношения к физическим знаниям

В статье рассматриваются психологический и педагогический аспекты понятий "ценность"  и "ценностное отношение", а также предлагаются методические решения формирования ценностного отношения учащих...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Межпредметные связи как средство формирования патриотических качеств учащихся

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию....

Межпредметные связи, как средство формирования положительной мотивации у учащихся с ОВЗ

Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы  один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим предметом.Цель  межпредметных  связей  состоит...