Материалы к обучению взрослых
учебно-методический материал по теме

Понятовская Елена Владимировна

Если человек не хочет учиться, даже самые лучшие занятия не принесет ему пользы.   Как заинтересовать сотрудников в получении новых знаний? Методическте материалы используются при повышении квалификации взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_materialy_novye.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

Методические материалы

  1. Сбор ожиданий

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Считаете ли вы себя организованным человеком? Дайте самооценку собственной организованности.

Утверждение 1.

Пятибалльная  шкала

Утверждение 2.

1. продумывание дня заранее помогает избежать лишней траты времени, строить свой день рационально.

5  4  3  2  1

Только отнимает время, все равно выходит иначе, все решаю на ходу.

2. Стараюсь заранее планировать свое свободное время.

5  4  3  2  1

Далеко вперед не заглядываю, живу сегодняшним днем.

3. Всегда принимаю участие в планировании семейных дел.

5  4  3  2  1

Особо не интересуюсь, и без меня все решат.

Подсчитайте баллы и сделайте вывод.

3. «Оценка способности к саморазвитию, к самообразованию»

1. За что вас ценят ваши друзья:

а) преданный и верный руг;

б) сильный и готов в трудную минуту постоять за них;

в) эрудированный, интересный собеседник

2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам больше всего подходит:

а) целеустремленный;

б) трудолюбивый;

в) отзывчивый

3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:

а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;

б) я пытался это делать, но нерегулярно;

в) положительно, так как давно это делаю.

4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться:

а) недостаточно времени;

б) нет подходящей литературы;

в) не всегда хватает силы воли и настойчивости.

5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов:

а) невнимательный;

б) переоцениваю свои способности;

в) точно не знаю.

6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам больше всего подходит:

а) настойчивый;

б) усидчивый

в) доброжелательный.

7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам больше всего подходит:

а) решительный;

б) любознательный;

в) справедливый.

8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам больше всего подходит:

а) генератор идей;

б) критик;

в) организатор.

9. . На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:

а) сила воли

б) память

в) обязательность.

10. Что чаще всего вы делаете, когда появляется свободное время:

а) занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;

б) читаю художественную литературу

в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.

11. Какая  из ниже приведенных сфер в последнее время представляет для вас познавательный интерес:

а) научная фантастика

б) религия

в) педагогика и психология

12. Кем бы вы могли себя максимально реализовать:

а) спортсменом

б) ученым

в) художником

13. Каким чаще всего считают или считали учителя:

а) трудолюбивым;

б) сообразительным;

в) дисциплинированным

14. Какой их трех принципов вам ближе всего, и вы придерживаетесь его чаще всего:

а) «живи и наслаждайся жизнью»;

б) «жить, чтобы больше знать и уметь»;

в) «жизнь прожить – не поле перейти»

15. Кто ближе всего к вашему идеалу:

а) человек здоровый, сильным духом;

б) человек много знающий и умеющий;

в) человек независимый и уверенный в себе.

16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем мечтаете в профессиональном и личном плане:

а) думаю, что да;

б) скорее всего, да;

в) как повезет

17. Какие фильмы вам больше всего нравятся:а) приключенческо – романтические;б) комедийно- развлекательные;

в) философские.

18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить:

а) путешествовал бы и посмотрел мир;

б) поехал бы учиться за границу или вложил бы деньги в любимое дело;

в) купил бы коттедж с бассейном, шикарную машину, жил бы в свое удовольствие.

Обработка результатов проводится в соответствии со следующей таблицей:

Вопрос

 Оценочные

баллы ответов

Вопрос

Оценочные

баллы ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а)2   б) 1   в)3

а)3   б) 2   в)1

а)1   б) 2   в)3

а)3   б) 2   в)1

а)2   б) 3   в)1

а)3   б) 2   в)1

а)2   б) 3   в)1

а)3   б) 2   в)1

а)2   б) 3   в)1

10

11

12

13

14

15

16

17

18

а)2     б) 3    в)1

а)1     б) 2    в)3

а)1     б) 3    в)2

а)3     б) 2    в)1

а)1     б) 3    в)2

а)1      б) 3   в)2

а)3      б) 2    в)1

а)2      б) 3    в)1

а)2       б) 3    в)1

По результатам тестирования можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию.  

18-25 – очень низкий

26-28 - низкий

29-31 – ниже среднего

32-34 – чуть ниже среднего

35-36 – средний

38-40 чуть выше среднего

41-43  - выше среднего

44-46 – высокий

47-54– очень высокий 

К каким выводам Вы пришли?________________


  1. Тест-опросник самовосприятия командных ролей

Инструкция. Заполните анкету, руководствуясь изложенными ниже правилами. Отдельно из каждой секции выберите 1-3 утверждения, которые вам больше всего подходят.После этого между выбранными утверждениями разделите 10 баллов. Отметьте количество  баллов слева от утверждения (В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению.)Постарайтесь отвечать искренне и не затрачивайте много времени на раздумье.

Проверьте, чтобы сумма всех очков по каждому блоку не превышала 10 баллов.

СЕКЦИЯ А. Когда я работаю вместе с другими людьми

  1. люди поддаются моему влиянию, хотя я ни на кого не оказываю давления;
  2. благодаря своей бдительности, не допускаю ошибок по невнимательности;
  3.  я всегда стараюсь как можно быстрее перейти к реальной работе, чтобы избежать пустой траты времени;
  4.  я всегда готов предложить что-нибудь оригинальное;
  5.  я всегда готов поддержать стоящее предложение;
  6.  я внимательно слежу за самыми свежими идеями и новыми разработками;
  7.  я уверен, что мои рассудительность и здравый смысл всегда помогут мне принять правильное решение;
  8.  на меня можно положиться в том, что касается организации выполнения работы.

СЕКЦИЯ Б. Я получаю удовлетворение от работы

  1. мне нравится иметь влияние на принятие решений;
  2. прекрасно чувствую себя, когда работа требует высокой сосредоточенности;
  3. помогаю коллегам решать их проблемы;
  4. нравится критически отбирать альтернативы;
  5. склонен (склонна) к творческому решению проблем;
  6. мне нравится согласовывать разные точки зрения
  7. больше интересуюсь практичностью идей, чем их новизной
  8. особенно мне нравится исследовать разные точки зрения и способы.

СЕКЦИЯ В. Когда группа пытается решить особенно сложную задачу

  1. внимательно слежу за теми областями работы, в которых могут возникнуть трудности
  2. рассматриваю идеи, которые могут быть использованы за пределами решения конкретной проблемы.
  3. прежде чем выбрать, люблю тщательно рассмотреть и оценить все предложения
  4. могу координировать и продуктивно использовать способности других людей
  5. какое бы давление не было, я настаиваю на системном подходе к работе.
  6. Я часто предлагаю новые подходы для решения устаревших проблем
  7. Если это необходимо, готов(а) даже навязать свое мнение.
  8. Когда только могу, готов(а) помочь другим.

СЕКЦИЯ Г. В ежедневной работе

  1. особенно внимательно слежу, чтобы не осталось никаких неясностей по поводу моих задач и целей
  2. охотно стараюсь подчеркнуть свое мнение во время собраний
  3. могу работать с разными людьми, способными использовать свои ценные качества
  4. стараюсь руководствоваться интересными идеями и/или людьми
  5. обычно нахожу аргументы отказаться от необоснованных утверждений
  6. склонен (склонна) видеть связи там, где другие видят отдельные вещи
  7. испытываю настоящее наслаждение, будучи занят
  8. мне интересно лучше познавать людей

СЕКЦИЯ Д. Если неожиданно получаю сложную задачу, которую нужно

выполнить в ограниченные сроки, работая с незнакомыми людьми:

  1. работа в группе часто сковывает мою изобретательность
  2. мои способности особенно годятся в достижении соглашения
  3. чувства редко влияют на мое мнение
  4. стараюсь создать эффективную структуру
  5. могу работать с очень разными людьми, имеющими различные взгляды
  6. чувствую, что иногда стоит временно стать непопулярным, если это поможет в чем-то убедить группу
  7. обычно знаю человека, специфические знания которого очень кстати
  8. развиваю свое умение работать быстро

СЕКЦИЯ Е. Когда просят присоединиться к новому проекту

  1. Выискиваю возможности применения новых идей
  2. Прежде, чем начать дело, стараюсь тщательно закончить нынешнее
  3. Проблему анализирую тщательно, со всех сторон
  4. Если надо, могу вовлечь в дело других людей
  5. Могу по-новому и беспристрастно взглянуть на большинство ситуаций
  6. Я счастлив(а) взять на себя руководящую роль, когда это нужно
  7. Могу сотрудничать с коллегами и позитивно реагировать на инициативы, исходящие от них
  8. Мне трудно включиться в работу, если цели недостаточно четко определены

СЕКЦИЯ Ж. Мой вклад в работу группы

  1. Думаю, что имею определенный талант выделять конкретные шаги, к которым нужно приступать после обработки информации
  2. Довольно долго рассуждаю, но зато мои рассуждения обычно бывают меткими
  3. Думаю, что имею способность привлекать широкие персональные контакты
  4. Точно замечаю все подробности
  5. Стараюсь высказывать свои замечания во время собрания группы
  6. Вижу, как идеи и методы могут быть использованы в сфере взаимоотношений
  7. Всесторонне смотрю на проблему и предлагаю решения, которые приемлемы для всех
  8. Хорошо лажу с другими и много работаю для общего результата группы.

секция

Номера вопросов для каждой секции

3

7

4

6

5

1

8

2

1

6

5

8

4

7

3

2

7

4

6

2

3

5

8

1

2

3

6

4

5

1

8

7

6

5

1

7

3

4

2

8

6

4

5

1

3

8

7

2

Ж.

5

7

6

3

2

1

8

4

сумма

ф

Ко

ги

ир

н

п

рк

з


Орфоэпический мини словарь

Завсегдатай, алкоголь, задолго, диспансер,  закупорить, баловать, добыча, звонит (звонишь),  баржа, договор,  досуг,  избаловать, вероисповедание, втридорога, жалюзи, газопровод, завидно, искра, исчерпать, каталог, феномен,  положить,  премировать,  красивее, ходатайствовать, приданое,  кулинария, хозяева,  принудить, кухонный, христианин, принять, простыня, цемент, центнер, медикаменты,  намерение, сироты, начать, некролог,  черпать, сосредоточение,  средства, столяр, тефтели, облегчить,  щавель, творог, эксперт,  углубить

Мини-словарь иностранных слов

Авантюра – рискованное предприятие, рассчитанное на случайный успех; приключение

Абсурд – бессмыслица, нелепость

Альтернатива – необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений

Альянс – союз, объединение

Амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие, необоснованные претензии на что-либо

Аналог  – соответствие другому предмету,  явлению или понятию

Анклав – часть территории чужого государства, окруженная территорией своего государства

Аннулировать – отменять, объявлять недействительным

Антагонизм – непримиримое противоречие

Апелляция – 1) обжалование решения суда в более высокую судебную инстанцию с целью пересмотра дела; 2) обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь.

Апокалипсис – одна из книг «Нового завета», содержащая рассказы о судьбах мира и человека, пророчества о «конце света».

Аудит  – независимая экспертиза финансовой отчетности предприятий,   проводимая   квалифицированными специалистами (аудиторами)

Баллотироваться – выступать в качестве претендента на какую-либо выборную должность

Беспрецедентный  – не имевший прецедента (случая) в прошлом

Бестселлер  – 1) книга повышенного спроса, издаваемая огромным тиражом; 2) о фильме, песне, пластинке и т.п., признанных наиболее популярными в какой-либо период времени.

Брифинг – информационная беседа для журналистов

Вердикт  –   1)   решение   присяжных   заседателей   о виновности или невиновности обвиняемого (приговор); 2) решение судей в спортивных состязаниях; 3) решение по какому-либо вопросу, мнение о чем-либо.

Вернисаж  –   торжественное   открытие   художественной выставки

Виртуальный – 1) способный к действию, возможный; 2) несуществующий   непосредственно сам по себе, но способный возникнуть при наличии известных условий

Грант – форма дополнительного финансирования научных исследований в  виде  определенных  дотаций,   субсидий, стипендий, предоставляемых на конкурсной основе

Гротеск – в искусстве: изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде

Дайджест  –   1)   краткое   изложение   чего-либо;   2) периодическое   издание,   перепечатывающее   в сокращенном виде материалы других изданий

Депортация  – принудительное выселение (лица, группы лиц или народа) за пределы государства или какого-либо региона

Диссидент –1) человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания; 2) инакомыслящий человек.

Дифирамб – преувеличенная, восторженная похвала, «петь дифирамбы» – восхвалять сверх меры

Идентичный – тождественный, полностью одинаковый

Иждивение –  полное содержание,   обеспечивающее средствами к существованию

Имидж–целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета)

Индифферентный – равнодушный, безразличный

Инновация – нововведение

Интерпретация  –   разъяснение   смысла   чего-либо, истолкование

Инфантилизм – отсталость развития

Инцидент – происшествие, недоразумение, столкновение

Каламбур – остроумное выражение, шутка, основанные на использовании   сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова; игра слов

Компрометировать – выставлять в неблаговидном свете, порочить

Консалтинг – консультации по юридическим, правовым, экономическим вопросам

Конгресc –1) съезд, совещание международного характера; 2) законодательный орган - парламент; 3) название политических партий и организаций (в некоторых организациях)

Корифей – выдающийся деятель на каком-либо поприще

Консенсус  –   принятие   решений   на   основе   общей договоренности

Корпорация  – 1) объединенная группа, круг лиц одной профессии,   одного   сословия;   2)   одна   из   форм монополистического объединения

Кредо – мировоззрение, чьи-либо убеждения

Легитимный – законный

Лизинг – форма долгосрочной аренды имущества (машин, оборудования, и т.п.) на условиях постепенного погашения задолженности

Лояльный  –   держащийся   формально   в   пределах законности,   в   пределах   нейтрально-благожелательного отношения к кому-либо, чему-либо

Маркетинг  –   философия   современного   бизнеса, определяющая  стратегию и тактику фирмы в условиях конкуренции

Мезальянс  –   брак   с   лицом   низшего   социального положения; неравный брак

Менеджер  –   служащий   коммерческого   предприятия, компании или банка, профессионально осуществляющий функцию управления

Менталитет – склад ума; мироощущение, мировосприятие Меркантильный – мелочно-расчетливый, преследующий личную материальную выгоду

Мониторинг – непрерывное наблюдение за какими-либо процессами

Мораторий  – приостановка каких-либо действий, запрет на осуществление каких-либо акций

Оккультизм – общее название мистических учений

Олигархия – власть небольшой группы лиц, а также сама такая группа

Остракизм – изгнание, гонение

Перманентный – постоянный, непрерывный

Пиетет  - глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо

Плагиат – присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения, открытия за свое

Плеяда  –  группа  выдающихся деятелей на каком-либо поприще,   связанных   общностью   взглядов,   задач, направления и относящихся к одной эпохе

Презентация – 1) предъявление переводного векселя лицу, обязанному совершить платеж;   2)   общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося

Прерогатива  –  исключительное   право,  принадлежащее какому-либо должностному лицу или  государственному органу

Претензия –1) притязание, заявление права на обладание чем-либо; 2) жалоба на кого-либо, что-либо

Прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев

Привилегия – 1) исключительное право, предоставляемое кому-либо в отличие от других; 2) преимущество, льгота

Приоритет – преимущество

Рекламация – 1) жалоба, протест, возражение; 2) претензия к качеству продукции, проданному товару, выполненной работе

Респондент – тот, кто отвечает на вопросы анкеты

Ретроград – противник прогресса

Рецидив – повторное проявление чего-нибудь

Суверенитет – полная независимость государства

Толерантность  –   терпимость   к   чужим   мнениям   и  верованиям

Триумф – блестящий успех, победа, торжество

Фантасмагория – 1) нечто, существующее лишь в воображении; 2) причудливое стечение обстоятельств

Фетиш – 1) у первобытных племен: обожествляемая вещь, предмет   поклонения; 2) то,   что   является   предметом безусловного признания, слепого поклонения

Фиаско – поражение, крушение, крах

Фимиам – благовонное вещество для курения; ладан

Харизма  –наделенность авторитетом, основанным  на исключительных интеллектуальных, духовных или каких-либо иных качествах личности

Экзальтированный  –   находящийся   в   восторженно-возбужденном состоянии

Эпатаж – скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила

Экзотический  – причудливый,  диковинный,  необычный для данной местности

Экстравагантный  –   выходящий   за   пределы общепринятых норм, необычный

Эфемерный – призрачный, нереальный

Методическая разработка учебной лекции

I. Тема лекции. Обоснование выбора темы.

1. Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).

2. Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам).

II. Формы организации лекции.

1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

2. Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая все предметное содержание).

3. Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач (информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные); в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.

4. Организационная форма лекции: а) монологическое высказывание; б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства; в) монолог с элементами эвристической беседы; г) эвристическая беседа; д) диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).

III. Содержание лекций.

1. План и конспект содержания лекции.

2. Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).

IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.

1. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).

2. Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

3. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика – интонация, громкость, темп, ритм, паузы).

Алгоритм работы над публичным выступлением

  1. 1. Разработка выступления начинается с уяснения темы, цели и названия выступления, определения состава слушателей и обстановки, где будет проходить защита.
  2. 2.Составление рабочего плана выступления.
  3. 3.Подбор теоретического и практического материала. Материала заготавливается, больше чем требуется для выступления.
  4. 4.Написание полного текста речи либо развернутого плана , тезисов (зависит от сложности материала, ответственности и важности материала , собственного опыта.).
  • Пишите так как вы говорите.
  • Составляйте текст абзацами из 3-5 предложении, чтобы не потерять место , на котором остановились.
  • Количество слов в предложении не должно превышать 20.
  • При написании используйте чаще глаголы в активной форме, 1и2 лица. (’’Вы знаете, мы думаем’’).
  • Текст должен быть аккуратно и ясно написан через два интервала.
  • Слова и фразы , имеющий особый смысл, подчеркивается или выделяется, поле для пометок должно быть оставлено.
  1.  5. Репетиция выступления. Необходима, чтобы произносить речь при минимальном использовании написанного текста ;
  • Чтобы уточнить время звучания, ориентируясь на тему публичного высказывания (100-200 слов в минуту.).
  • Чтобы обратить внимание на технику произношения, дикцию, темп, громкость голоса.
  • Чтобы научиться слушать и слышать себя, при необходимости  корректировать свою речь.
  • Чтобы научиться следить за паузами, жестами, мимикой.
  1. Произнесение речи.

В зависимости от рода и вида существуют 3 способа выступления :

  • Чтение.
  • Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов,
  • Свободная импровизация.

Каким бы способом не пользовался выступающий, необходимо общаться с аудиторией, отвечать на вопросы, принимать участие в дискуссии.

7.Анализ выступления.

Найти, выделить и учесть недостатки, основные и положительные моменты

Композиция выступления

Композиция - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления,речи.

Начало речи

Речь начинается с этикетных форм:

  1.  Обращение

                «Уважаемые коллеги»

                «Дамы и господа»

                «Дорогие друзья»

  1.  Приветствие

                «Здравствуйте»

                «Я рад вас приветствовать»

  1.  Приветствие

                 «Разрешите представить»

  • Изъявление радости

                « Я рад счастливой возможности выступить перед вами».

Необходимо привлечь слушателей ‘’зацепить’’ их (что-нибудь из жизни, что-нибудь необычное, парадокс, неожиданный вопрос, интересная цитата, факты, главное – говорить  свободно, естественно, непринужденно.

                Вступление Сообщается тема выступления, перечисляются проблемы,  закрепляется контакт со слушателем,  усиливается внимание, интерес.

                Главная часть (содержание) Излагается основной материал, формулируется основная мысль. Для этого используется логические приемы(анализ, синтез, сравнение, обобщение, анализ). Используется наглядный материал.

                Окончание выступления Его цель -  подвести итог сказанному, обобщить мысль.

 Специфика  деловой устной речи:  

Для  бесед,  встреч,  переговоров,  выступлений  на собраниях характерны:

-   короткие, емкие фразы:

–  прямые и риторические (не подразумевающие прямого ответа) вопросы к слушателям;

–  непосредственное обращение к слушателям;

–  нейтральная лексика;

–  строгий отбор слов при выделении мыслей.

Самые распространенные художественные средства для украшения речи  

–  сравнение;

–  эпитет;

–  метафора;

–  гипербола;

–  преуменьшение;

    – риторические восклицания;

–  риторический вопрос;

– повтор;

–  цитирование;

–  противопоставление;

–  намек;

–  пословицы, поговорки и др.

Почему одних выступающих слушают внимательно, иногда затаив дыхание, а других вполуха?

Ораторское искусство имеет свои правила и законы. Люди, умеющие удерживать внимание слушателей, не –  родились ораторами. Они овладели этим умение .

 Речевые барьеры при  общении. Для того, чтобы оценить насколько актуальны для вас речевые  барьеры  общения,  насколько  вы  умеете “подать информацию”,  предлагаем  ответить  на  вопросы, составленные американским психологом В. Маклини.

1.  Когда вы сами говорите, внимательно ли вы следите за тем, чтобы слушатели правильно вас поняли?

2.  Подбираете  ли  вы  слова,  соответствующие  уровню подготовки слушателей?

3.  Обдумываете  ли  вы  указания,  прежде  чем  их высказать?

4.  Отдаете  ли  вы  распоряжения  в  достаточно  краткой форме?

5.  Если подчиненный не задает вопросов после того, как вы высказали новую мысль, считаете ли вы, что он ее понял?

6.  Ясно ли вы выражаетесь?

7.  Увязываете  ли  вы  свои  мысли,  прежде  чем  их высказать, чтобы не говорить бессвязно?

8.  Поощряете ли вы вопросы?

9. Предполагаете ли вы, что знаете мысли окружающих, или задаете вопросы, чтобы выяснить их?

10. Различаете ли вы факты и мнения?

11. Усиливаете  ли  вы  конфронтацию,  противореча аргументам собеседника?

12. Стараетесь  ли  вы,  чтобы  ваши  подчиненные  во  всем соглашались с вами?

13. Используете  ли  вы  профессиональный  жаргон, непонятный слушателям?

14. Говорите ли вы ясно, точно и вежливо?

15. Следите ли вы за тем, какое впечатления производят ваши слова на слушателя, внимателен ли он?

16. Делаете ли вы преднамеренные паузы в своей речи для того, чтобы собраться с мыслями, обратить внимание на слушателей?

Если  вы  не  задумываясь  ответили “да”  на  все  вопросы, кроме 5, 9 и 13-го,  то можно  считать,  что  вам  присуще умение ясно и кратко излагать свои мысли.

Что необходимо делать перед  выступлением? Когда нужно выступить на собрании или совещании, перед  малой  или  большой  аудиторией,  по  радио  или телевидению.

Во-первых, надо прийти туда заранее.

Во-вторых,  не  забудьте  взять  с  собой  материалы, которые нужно вручить слушателям.

  В-третьих, имейте текст, или набросок, или конспект, или тезисы для выступления.

  В-четвертых, узнайте, сколько времени вам отведено.

  В-пятых,  разогрейте  голосовые  связки,  поговорите  с кем-нибудь.

Как преодолеть  страх перед публичным выступлением? Обратите внимание!!! Скованность и даже страх перед публичным выступлением возникает тогда, когда вы слишком сильно переживаете. Мысль о будущей речи вытесняется мыслью о предстоящем для вас испытании, причем вы скептически оцениваете свои способности.

Диагноз.  Чрезмерное  погружение  в  собственные переживания.

Рецепт. Думайте о деле, сконцентрируйте внимание на содержании речи: представляемая вами проблема важнее вашей особы.

Диагноз. Недооценка собственных возможностей.

Рецепт.  Заставьте  себя  поверить,  что  вы  хорошо подготовились  к  выступлению  и  можете  сообщить   слушателям нечто важное и полезное.

           Диагноз. Недостаток опыта.

          Рецепт.  Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова. Участвуйте  в  различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на планерках,  собраниях, совещаниях  и  просто  во всяком “трепе”.  

          Диагноз. Ошибочная оценка слушателей.

          Рецепт.  Постарайтесь  увидеть  в  слушателях  не цензоров, которые ищут, что вы сказали не так, как надо, а понимающих  партнеров,  доброжелательно  к  вам настроенных.

         Диагноз. Воспоминание о провале.

          Рецепт.  Одно  из  выступлений  может  действительно оказаться неудачным и не будет принято слушателями так, как вы этого хотели. Это бывает с любым, самым опытным оратором.  Реагируйте  на  неудачу  спокойно, “философски”: “Ну и что из этого? Зато уж в следующий раз я наверняка выступлю лучше!”  

Советы и рекомендации как лучше себя вести, находясь на трибуне, за столом, у микрофона

1.  Не прячьтесь за трибуну . Не  начинайте  свою  речь  сразу,  как  только  вам  дали слово.  Немного  подождите.  Дайте  слушателям  на  вас  посмотреть.  Ну,  секунд 15-20. Вытащите  из  кармана  или  папки тезисы речи, взгляните на них. А потом посмотрите на людей, ожидающих вашего слова и улыбнитесь, сделайте приветствующий жест ли скажите “здравствуйте”.  

 2.Читать текст или нет? Дело не в том, читает ли выступающий свой текст или только пользуется короткими пометками (тезисами), дело в свободе общения с аудиторией, в диалогичности твоей речи, в ее разговорности. Диалог-разговор может быть с одним человеком и с тысячью тоже. Трудно  говорить  по  тезисам  потому,  что  в  первую  же  минуту  надо  правильно построить свою речь, формулируя ее “набело”, без поправок и изменений. Но и читать заранее написанный текст можно так, словно вы говорите с собеседником. Если  вы  хотите  говорить “без  бумажки”,  все  равно  время  от  времени  зачитывай короткие  пометки,  справки,  цифры,  хотя  вы  и  помните  их.  Это  снимает  сомнения слушателей в достоверности вашей информации.

  3. Встаньте в полупрофиль Зачем? Во-первых, такой позой вы благодарите того, кто тебя представил аудитории и дал  слово.  Во-вторых,  если  такого  человека  нет,  вам  удобнее  сделать  небольшую задумчивую паузу, одновременно и глядя, и не глядя на слушателей. И больше никаких суетливых движений, они отвлекают людей от сути выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая, не “гуляйте” около трибуны или стола президиума, потому что слушатели начнут разглядывать вас, а не слушать. Для них это проще, чем вникать в то, что вы говорите. Помните, что главный психологический фактор, активно влияющий на внимание слушателей, - вы сами. Они хоть и цензоры, но оценивают: как вы одеты, как держите себя, как говорите и знаете ли то, о чем говори.

4  Микрофон – не помощник Иногда  микрофону  приписывают “чудесную”  способность  исправления  дефектов произношения.  Это – ошибочное  впечатление.  Микрофон  хорошо  выявляет индивидуальные  особенности  голоса  и  подчеркивает  дефекты  речи,  которые  мы  не замечаем у человека, говорящего без микрофона.  Если  человек “проглатывает”  согласные  или “съедает”  окончания  слов,  текст становится неразборчивым, а голос – “лающим”. Иногда мы громко произносим одни слова, а другие “глотаем”. А что слышат люди? Отдельные фразы, шумное  дыхание,  когда  вплотную приближаешь  лицо к микрофону, щелканье и причмокивание. Все это раздражает слушающих. Еще хуже, если вы запутались в своих записях и судорожно подбираете нужные слова, заполняя  вынужденную паузу словами-паразитами “значит…так  сказать”. И микрофон усиливает то, что почти не замечается в обыденных разговорах.

5  Смотрите на аудиторию . Не останавливайте взгляд на отдельных лицах, помня, какое неприятное чувство может вызывать долгий пристальный взгляд. Надо  скользить взглядом по отдельным  группам слушателей,  по-разному  вас  слушающих.  Это  привлечет  их  внимание  и  вызовет расположение. Правда, один из отечественных ораторов действовал наоборот: он выбирал а аудитории самое тупое лицо и пытался говорить так, чтобы на этом лице появился проблеск мысли и понимания того, о чем идет речь.

6  Говорите выразительно. Выразительная  речь  способна  передать  огромную  массу  оттенков  мысли.  Можно сказать 50 раз “да” и 50 раз “нет”, говорил Б. Шоу, и все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно.

7  Применяй весь запас слов. Ребенок  пользуется 3600 словами,  подросток  в 14 лет – 9000, средний  взрослый употребляет 11700, а человек “повышенной интеллигенции” – до 13500 слов. Словарный запас А. С. Пушкина был 21200 слов.

Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы,  бюрократизмы, “дежурные”  фразы: “Охватить  мероприятием  уделять  должное  внимание  в переживаемый момент”. Очень опасное слово, которое надо забыть в вашей речи, - слово “вопрос”. Его “ставят, снимают, заостряют, регулируют,  касаются,  тормозят,  затрагивают, поднимают, притупляют,  регулируют, утрясают, проваливают, утрамбовывают…”. Недопустимы также выражения, которые стереотипны в письменной речи.

8  Возбудите внимание слушающих.Ожидание пробуждает интерес и эмоции сильнее, чем что-то неожиданное. В начале речи намекните,  что  главное  будет  в  конце, и несколько  раз напомните. Надо уметь  с первых же слов посадить слушателя на “крючок” интереса, на ожидание “сюрприза”. И тогда ваши слушатели “мысленно не покинут зал”.  

9  Научитесь держать паузу. Психологическая пауза – простой и проверенный способ сосредоточить внимание на какой-то  мысли,  подчеркнуть  неожиданность  выводов,  обобщить  изложенное, недосказать. Физическая пауза  еще более  сложна. Мастерство оратора, как и  актера, проверяется паузой, но и 5-6 секунд могут быть слишком долгими.

10  Соединяйте слова с жестом Жест в публичной речи несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки “по швам”, забыв о жесте, и сразу же люди  услышат “деревянную”  сухость  голоса, скованность мысли. Выразительный жест понятен и без слов.

11  Меняйте темп речи.  Для восприятия и понимания известных слов надо не более одной секунды. Если слова неизвестны,  времени  требуется  больше.  Человек  схватывает  звуковую  и  смысловую информацию обыденной речи со скоростью 60-70 слов в минуту. Но в публичной речи держать такую скорость опасно, лучше если она будет меньше, и еще лучше, когда темп речи меняется в зависимости от содержания. Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, мешая слушателю заснуть. Неизменная скорость, ровное шоссе убаюкивают водителей автомашин.

12  Не будьте “педантично – систематично - поучительным”  

Вокруг нас очень много наставительной, пропитанной духом поучения информации, исходящей  даже  от  случайных  попутчиков  в  общественном  транспорте.  Не  добавляй своей. Даже небольшие дозы “вы должны”, “вы обязаны” сначала настораживают, затем надоедают, а иногда и обижают.

13  Имейте в запасе юморные истории. Хорошо если слушатели посмеются, но не над ситуацией, где вы были действующим лицом,  положительным  или  отрицательным.  Были  и  есть  ораторы,  которые  могут  с юмором реагировать на реплики слушателей, импровизировать.

В британском парламенте шли дебаты. Речь держал Черчилль, лидер консерваторов, и едко “щипал”  своих оппонентов-лейбористов. Наконец, не выдержав, вскочила  с места пожилая и некрасивая лейбористка и крикнула на весь зал: “Мистер Черчилль! Если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!” Раздался смешок. Черчилль выдержал паузу и, окинув взглядом разгневанную леди, промолвил: “Если бы вы были моей женой, то я бы  выпил этот яд с наслаждением”. Взрыв хохота означал победу, одержанную импровизированной шуткой. Любой профессиональный оратор имеет запас шуток, баек, анекдотов  и  постоянно пополняет его.

14  У вас всего 15 минут. Многочисленные исследования показали, что активно слушать даже очень интересное выступление  человек может  в  среднем 15 минут. Потом необходима пауза, небольшое отступление, какой-нибудь любопытный факт, анекдот.

15  Не развивайте подробно второстепенные мысли,  т. к. не хватит времени для главных.

16. Меньше говорите о себе –  это раздражает и знакомых людей, желающих, чтобы говорили прежде всего о них.

17.  Будьте осторожны с цифрами. Цифры в публичной речи – подспорье словам, нужна строгая мера в их использовании. Если такой меры не имеете, тогда развесьте таблицы, покажите диапозитивы, если вам что-то нужно доказать “с цифрами в руках”. При этом в одной руке лучше держать указку: и  слушателю-математику все же не очень хочется искать и “считать” чужие цифры.

Основные этапы успешной публичной речи

  -   подготовка к выступлению;

-  начало выступления;

  -  завоевание и удержание внимания аудитории;

-  завершение выступления.

.

Что необходимо сделать, готовясь к  выступлению?

1.  Выбирая тему выступления, важно уяснить:

-  насколько  вы  осведомлены  в  вопросе  лучше,  чем слушатели;

-  вызовет ли интерес то, о чем вы собираетесь говорить;

-  актуально ли ваше сообщение для слушателей.

2.  Заблаговременно собрать материал для выступления:

-  освоить его;

-  уяснить, что должны усвоить слушатели.

3.  Составить план выступления:

-  продумать последовательность и логику изложения;

-  подготовить тезисы или конспект выступления.

4.  Узнать состав аудитории:

-  нужно  знать,  насколько  осведомлены  слушатели  о данном вопросе;

-  чем вы можете их заинтересовать;

 -  как  это  соотносится  с  насущными  проблемами будущих слушателей.

Начало  выступления

1.  Уверенной  походкой  выйди  к  месту  выступления, следует сделать небольшую паузу:

-  слушатели должны оценить как вы одеты;

-  как держитесь на трибуне;

-  как вы выглядите и т. д.

2.  Первая фраза – всегда содержит приветствие, которое не должно быть формальным:

-  это или слова приветствия;

-  или взгляд, которым оратор окинет собравшихся;

-  или улыбка и т. д.

“Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину” (Гораций).

3.  Вторая,  третья  фразы  должны  привлечь  внимание, заинтересовать слушателей. Это может быть:

-  яркий эпизод;

-   цитата;

-  афоризм;

-  парадокс и т. Д

Как завоевать и удержать внимание аудитории

1.  Многое  зависит  от  оптимального  выбора  нужного   оратору образа:

-  либо роль лидера;

  -  либо трибуна;

-  либо в роли человека, советующегося с аудиторией;

-  либо в роли информатора;

-  либо в роли комментатора событий и т. п.

2.  Попытаться  привлечь  внимание  аудитории  чем-то необычным, неожиданным, интересным для слушателя.

3.  Правильно выбрать форму обращения к слушателям:

-  учитывать состав слушателей:

•  дорогие сослуживцы;

 •  уважаемые друзья;

•  дорогие коллеги;

-  простым, без прикрас, деловым;

-  доверительным;

-  почтительным, но не раболепным.

4. Помнить, что слушателям всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

5. Положительно влияет на аудиторию неизвестная информация или оригинальная  интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

6.  Хорошо  действует  на  слушателей  непринужденная манера изложения.

7.  Манера  изложения  проявляется  в  позе, жестикуляции, выражении  лица,  звучании  голоса.  Лучше  спокойная поза,  а  жесты  свободные  и  естественные,  а  не небрежные и вызывающие.

8.  Очень важны убежденность и эмоциональность оратора.

9.  Необходим  умеренный  темп  речи,  такой,  чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.

10. В речи необходима пауза.

11. Помнить, что человек активно может слушать в среднем 15  минут.  Затем  необходима  пауза,  или  небольшое отступление и т. п.

12. Иногда  полезно  прибегнуть  к  провокации:  заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (привлекает ее  внимание),  а  затем  вместе  с  ней  приходит  к конструктивным выводам.

13. Благодаря  юмору  снимается  эмоциональная напряженность  и  создается  естественная  пауза  для отдыха интеллекта, однако чувство юмора – природный дар.

14. Постоянный  зрительный  контакт  позволяет  следить  за реакцией слушателей и управлять их вниманием.

Как завершить  выступление

1.  Плохо,  когда  лектор  затягивает  выступление  даже  в рамках регламента.

2.  Реплика в конце “У меня все” – звучит банально.

3.  Желательно, чтобы заключение было связано с главной идеей  выступления,  было  мажорным,  оптимистичным по духу.

4. Хорошо воспринимаются  выступления,  конец  которых перекликается  с  началом.  Они  вызывают положительные эмоции, поднимают настроение.

5. Часто после  выступления  задают  вопросы.  Ответы на них могут исправит или испортить впечатление  от выступления.  Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным. 

6. Никогда не  уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен обязательно, только нужно сохранить выдержку и чувство юмора.

Практические советы

1.  Собираясь  публично  выступать,  не  поддавайтесь    эмоциям, подумайте: нужно ли, стоит ли, можно ли и т.д.  об  этом  сказать  аудитории,  а  не  превратиться  в банальность.

2.  Надо  быть  автором  своего  выступления.  Вещание публичного  чужого  материала – видно  и  слышно  всем.  Чужой материал  необходимо  усвоить  самому,  чтобы  он  стал вашим. Чтобы этого добиться, попробуйте самому себе рассказать (а не прочитать!) то, что желали бы сказать аудитории.

3. Будьте объективны и беспристрастны в изложении своих мыслей. Помните, что аудитория  больше  всего верит тому, у кого слово не расходится с делом, кто сам выполняет то, к чему призывает других.

4. Не унижайтесь перед аудиторией, не заискивайте – это вызовет недоверие, неуважение.

5.  Овладеть  вниманием  аудитории  можно,  только  зная, чем она живет в настоящий момент.

6.  Помните  о  начале  выступления:  оно  мобилизует внимание  аудитории,  создает  настроение,  намечает перспективу.

7. Время от времени разряжайте сугубо серьезную атмосферу (расскажите к  месту  о  каком-нибудь интересном случае, приведите яркий пример, вызовите аудиторию на реплику и тут же отреагируйте).

8. Следите во время выступления за настроением и поведением аудитории и в соответствии с этим сокращайте  или  дополняйте  содержание, перестраивайте план, меняйте общий тон.

9.  Начинайте  всегда  со  знакомого  и  конкретного  и постепенно переходите к незнакомому и отвлеченному. Располагайте  свой  материал  кругами,  это  даст возможность одно и то же повторить несколько раз и, следовательно, лучше внедрить в сознание аудитории.

В первом круге дайте план, общую наметку, во втором – раскройте  свой  план,  разверните  наметку, детализируйте  отдельные  моменты,  дайте  примеры, подтверждайте  фактами,  в  третьем  круге  вкратце повторите  все  то,  что  вы  дали  в  первых  двух, подытожьте  основные  мысли,  сделайте  конкретные выводы из всего сказанного.

10. Чтобы “открыть” аудитории уста и вызвать прения уже в  процессе  доклада,  необходимо  применить  ряд  мер: подразделить выступление на части – это облегчит его восприятие;  выделите  ряд  спорных  вопросов; нарочно подчеркните, что в каком-то вопросе сомневаетесь.

11. Помните: “длинен  и  труден  путь  через  наставления, короток и легок через примеры”.

12. Выступающему важно использовать все органы чувств своих  слушателей.  Если  к  тому  же  вспомнить,  что наглядность дает нам гораздо больше результатов, чем слово,  для  нас  станет  ясным,  какую  роль  играют иллюстрации в наших выступлениях.

13. Цифровой  материал  лучше  всего  проводить сравнительного характера, выражая его по возможности графически.  Если  это  невозможно,  не  засоряйте  речь цифрами, процентами. Помните,  что  в  лучшем  случае воспринимаются на  слух  выражения: “на одну  треть”, “четвертая часть”, “каждый десятый” и т. д.

14. Выбирайте форму изложения своих мыслей, принимая в расчет количество слушателей, уровень их подготовки, настроения, усталости и т. п.

15. На  конец  своего  выступления  оставляйте  наиболее убедительные  факты,  яркие  примеры.  Само заключительное  слово  постройте  так:  вкратце повторите  основные  мысли  своего  сообщения, подчеркните главную идею и исподволь наметьте пути размышления своих слушателей.

16. Начинайте речь с сильным и упорным стремлением достичь цели. Создайте в себе подъем. Помните, что от силы вашего стремления к  цели  будет  зависеть быстрота достижения ваших успехов.

17. Ваш страх перед выступлением является следствием неуверенности. Неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а незнание – результат недостаточного опыта. Поэтому создавайте себе багаж успешного опыта и ваши страхи исчезнут. Практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели.

18. Перед  выступлением  соберите  значительно  больше материала, чем вы можете использовать в выступлении, тем самым вы создадите резервные знания, которые вам могут  пригодиться  при  ответах  на  вопросы,  в заключении и т. п.

19. Вкладывайте  душу  в  свое  выступление.  одлинная эмоциональная  искренность  поможет  больше,  чем всевозможные правила.

20. Одевайтесь  опрятно и изящно. Сознание  того,  что  вы хорошо  одеты,  повышает  самоуважение,  укрепляет уверенность в себе.

21. Улыбайтесь.  Выходите  перед  слушателями  с  таким выражением  лица,  которое  должно  говорить,  что  вы рады  находиться  перед  ними.  Есть  все  основания считать, что своим поведением мы стремимся вызвать положительную реакцию.

22. Если  вы  выступаете  перед  небольшой  группой слушателей,  то  собирайтесь  в  небольшом  помещении. Не стойте на возвышении, а спуститесь на один уровень с  ними.  Сделайте  ваше  выступление  неформальным, превратите его в беседу.

23. Максимально  осветите  помещение. Стойте  так,  чтобы свет  падал  прямо  в  лицо  и  чтобы  слушатели  могли видеть все его черты.

24. Не начинайте ваше выступление  слишком формально. Не  показывайте,  что  вы  слишком  тщательно  его готовили,  оно  должно  выглядеть  свободным, непреднамеренным, естественным.

25. Тщательно подготовьте  концовку  вашей  речи  заранее. Знайте  почти  слово  в  слово,  как  вы  собираетесь закончить  свое  выступление.  Не  оставляйте  речь незавершенной и “разбитой”.

26. Больше  времени  тратьте  на  подготовку  возможного выступления.  Лучше  затратить  месяц  на  подготовку, чем после одной бессонной ночи с треском провалить свое выступление. Чувство вашей неудовлетворенности неудавшимся  выступлением  еще  месяцами  будет напоминать вам во время ваших сновидений. А самое главное – восстановить свой пошатнувшийся авторитет, увы, будет вам не так уж просто.

27. Ни  в  коем  случае  не  начинайте  с  общих  слов  или извинений.  Для  начала  не  подходит  и  поучительный, недовольный тон.

28. В  выступлении  отдавайте  предпочтение  коротким предложениям. Помните о правиле: каждая новая мысль требует нового предложения.

29. Следите,  чтобы  ваша  речь  была  непрерывной.  Если необходимо, чаще используйте паузы для обдумывания, но не злоупотребляйте ими.

30. Всегда  помните  о  том,  что  половина  успеха выступления заключается в умении настроить себя. Не бросайтесь с места в галоп, “почувствуйте” аудиторию.  

Приложение 1

Стандартные маркеры (обороты)

Введение

1. Актуальность

Одной из актуальных проблем … в настоящее время является…

Огромную важность приобретают вопросы…

Огромное значение приобретает вопрос…

Социальная значимость темы определяется…

Среди проблем, связанных с …

Пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос…

В связи …большое значение    приобрела…

Интерес к проблеме…обусловил

2. Интересный вариант решения

Известно, что…

Известные способы…

Широкое применение получила

Проблеме…посвящено значительное количество публикаций (1-15)

Вопросу … отводится большое место в работах (5-9)

В последние годы данной проблеме уделялось большое внимание в таких работах (4-8)

Освящение проблемы…..нашло отражение в монографиях (9-11), в ряде статей (12-18), диссертациях (19-22)

3. Достоинства известного варианта решений

Предложенный метод выгодно отличается от…, позволило повысить…, улучшить, …устранить….

К числу достоинств описанного в монографии подхода следует отнести…

Преимуществом предложенного В.П. Дубровиным способа является…

Концепция…., сформулированная коллективом авторов монографии(3) позволяет…, открывает возможности

4. Недостатки известного варианта решения

Недостатком известного способа является…

Использование….связано с серьезными трудностями

Высокая трудоемкость не позволяет…., не дает возможности…

Однако, несмотря…существуют препятствия….

Наряду с достоинствами, предложенный авторами вариант обладает следующими недостатками

Тем не менее предлагаемое в решении не позволяет…., не дает возможность…

Однако подход к решению вопроса о…, описанный в (11) не дает ответа на…, неоправданно сужает возможности…

Предлагаемый способ….ограничивает …, отрицательно сказывается на…

5. Целевая установка

Цель настоящей статьи…

Целью настоящей публикации является…

Цель данной работы состоит в …

В задачу данной публикации входит…

Настоящая работа имеет цель…

К числу основных задач исследования относятся…

Основная задача монографии..

Основная часть

6. Описание предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения

Предлагаемая …форма…базируется…

Предлагается такой метод…, при  котором…

Ниже предлагается один из методов…

Предлагаемый подход… основан на..

7. Особенность(новизна) предлагаемого варианта решения

Особенность предлагаемого способа….состоит в …

Особенность…является…

Отличительная особенность….состоит в…

Отличительная черта предлагаемого нами метода…состоит в …

Характерным признаком, отличающий наш способ…, является…

Новизна предлагаемого подхода состоит в…

Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в …

8. Назначение предмета

…используется для

…предназначен для…

…служит для…

…может быть использован в качестве…

…возможность его использования

9. Место использования

В МГУ разработан…

Сотрудниками….предложен…

В НИИ ведется исследование..

На базе (школы) проведен

10. Технические средства, оборудование

Система реализована на базе…

В ходе исследования использованы следующие…

Технической базой системы…

Для…применялось оборудование, включавшее..

С целью….был использован…

11. Метод исследования

В данной работе использовался метод…

Исследование предполагало использование методов, как

Применение методов, обеспечивших проведение данной НИР,

Применение методов…

…Метод основан на…

12. Экспериментальная проверка

Эксперимент показал, что…

Эксперимент проводился в…

Цель эксперимента…

Наши эксперименты доказали, что..

Опытным путем показано, что

Опыты проводились…

Серия испытаний позволила установить.

13. Примеры

Например, …

Рассмотрим на примере…

Приведем пример…

Обратимся к примеру…

Этот пример подтверждает, что

Данный пример дает основание говорить о…

14. Математический аппарат

Воспользуемся формулой ( наличие математической символики)…

Расчеты показывают, что…

Исходя из формулы…

15. Наглядное представление информации

См. рис….

См. табл. (графическую схему)

На рис.1 наглядно видно…

Данные, приведенные в табл. 6, позволяют утверждать, что..

График демонстрирует зависимость…

На схеме наглядно отражена…

Заключение

16. Результаты показали следующее

Результаты… оказали следующее…

Из полученных результатов видно…

Основные результаты исследования заключены в следующем…

Главным результатом проведенного анализа следует считать…

Полученные результаты….позволяют утверждать, что…

17. Выводы

Так, можно сделать вывод, что…

Проведенное исследование позволяет сделать вывод…

Итог, подводя итоги, можно констатировать следующее…

В заключении отметим, что…

Резюмируя, можно сказать…

Подводя итоги нашего анализа, следует отметить…

Из всего сказанного, следует сделать вывод о…

Т.о. , можно сделать вывод…

Следовательно, мы приходим к выводу…

18. Преимущества предложенного варианта решения.

Этот способ имеет то преимущество, что..

Следовательно, преимущество состоит в ..

Анализ оказал преимущества метода.

Предлагаемый способ позволяет…повысить….ускорить…, снизить

19. Рекомендации

Система может быть рекомендована для…

Как…, так и..могло быть рекомендовано для….

….можно найти применение для….

Приложение 2.

Лексические средства по языково-стилистическому оформлению выступлений и докладов

 (Кузин Ф.А.)

Речевая

функция

Лексические средства

Причина и следствие, условие и следствие

(и) поэтому, потому, так как

поскольку

отсюда

откуда

} следует

вследствие

в результате

в силу

ввиду

} этого

в зависимости от

в связи с этим, согласно этому

в таком

в этом

} случае

в этих

при таких

} условиях

(а) если (же)…, то…

что

свидетельствует

указывает

говорит

соответствует

дает возможность

позволяет

способствует

имеет значение и т.д.

Временная соотнесенность и порядок изложения

сначала, прежде всего, в первую очередь

первым

последующим

предшествующим

} шагом

одновременно, в то же время, здесь же

наряду с этим

предварительно, ранее, выше

еще раз, вновь, снова

затем, далее, потом, ниже

в дальнейшем, в последующем, впоследствии

во-первых, во-вторых и т.д.

в настоящее время, до настоящего времени

в последние годы, за последние годы

на конец, в заключение

Сопоставление и противо-поставление

однако, но, а, же

как…, так и…; так же, как и…

не только, но и…

по сравнению; если…, то…

в отличие, в противоположность, наоборот

аналогично, также, таким же образом

с одной стороны, с другой стороны

в то время как, между тем, вместе с тем

тем не менее

Дополнение или уточнение

также и, причем, при этом, вместе с тем

кроме

сверх

более

} того

главным образом, особенно

Ссылка на предыдущее или последующее высказывание

тем более что…

в том числе, в случае, то есть, а именно

как было

сказано

показано

упомянуто

отмечено

установлено

получено

обнаружено

найдено

как   {

говорилось

указывалось

отмечалось

подчеркивалось

}   выше

согласно

сообразно

соответственно

} того

в соответствии с этим, в связи с этим

в связи с вышеизложенным

данный, названный, рассматриваемый и т.д.

такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа

следующий, последующий, некоторый

многие из них, один из них, некоторые из них

большая часть, большинство

Обобщение, вывод

таким образом, итак, следовательно

в результате, в итоге, в конечном счете

отсюда

из этого

{

следует

вытекает

понятно

ясно

это

{

позволяет сделать вывод

сводится к следующему

свидетельствует

наконец, в заключение

Иллюстрация сказанного

например, так, в качестве примера

примером может служить

такой как (например)

в случае, для случая

о чем можно судить, что очевидно

Введение новой информации

Рассмотрим следующие случаи

Остановимся подробно на…

Приведем несколько примеров

Основные преимущества этого метода…

Некоторые дополнительные замечания…

Несколько слов о перспективах исследования

Определения оценочного характера, сочетающихся с основными научными понятиями

Проблема

- научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая

Вопрос

- актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный

Цель

- важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная

Задача

- первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, коренная, узловая, особая, конкретная, определенная

Направление

- ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее

Изучение

- объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное, длительное, постоянное, систематическое, дальнейшее, углубленное, интенсивное, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное

Исследование

- научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, актуальное, серьезное, сложное, ценное

Путь (изучения)

- простой, сложный, неправильный, верный, рациональный, оптимальный, опытным путем, путем тщательного анализа, длительного изучения, всестороннего наблюдения

Наблюдения

- научные, объективные, специальные, визуальные, точные, тщательные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проведенные

Эксперимент

- аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, блестящий, убедительный, уникальный, успешный, намеченный задуманный, проведенный

Анализ

- научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий

Материал

- научный, экспериментальный, справочный, статистический, фактический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, использованный, большой, богатый, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный, неподходящий

Данные

- опытные, косвенные, конкретные, расчетные, цифровые, современные, последние, прежние, точные, проверочные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надежные, убедительные

Факт

- реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный

Информация

- точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, существенная. важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая

Литература

  1. Герасимова Т.С. Психолого-педагогический минимум для внештатных преподавателей / “Методист”. - 2007 год - №2 .. - С.38-43
  2. Змеев С.И.Технология обучения взрослых: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  3. Основы андрагогики/ под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2003.
  4. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – Москва. ФОРУМ:ИНФА-М, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения взрослых - выступление на конференции

Сообщение  по теме «Особенности обучения взрослых» на Всероссийской научно-методической конференции преподавателей «Образование как основа устойчивого развития экономики» (2010 г.) при Сыкт...

Статья «Технология творческих мастерских при обучении взрослого населения с использованием современной материально-технической базы РЦ»

«Технология творческих мастерских при обучении взрослого населения с использованием современной материально-технической базы РЦ»  Руководитель ресурсного центра  Я.В. Боталова...

Пакет дидактических материалов по обучению грамматике в среднем звене обучения

Данные  приемы можно успешно использовать:а) как источник для организации речевой зарядки;б) в качестве релаксации или как дополнительный материал (в конце урока, если осталось несколько минут до...

Дидактические материалы для обучения английскому языку школьников с нарушениями речи (первая ступень обучения)

В данной публикации приведены конкретные упражнения для учащихся с нарушениями речи, разработанные на языковом материале, который используется в УМК "Millennium Enhlish", и направленные на развитие то...

Технология фрактального обучения при обучении взрослых

В статье представлен анализ альтернативной образовательной технологии «Школа-парк» М.А. Балабана. Представлены технологии и теории, которые повлияли на автора. Охарактеризованы основные пр...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых"

В статье обоснована актуальность проведения исследований развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых, являющегося составляющей (социальной и эмоциональной) компетентности сотрудника, неотъе...