Технология фрактального обучения при обучении взрослых
статья

Листопадова Олеся Александровна

В статье представлен анализ альтернативной образовательной технологии «Школа-парк» М.А. Балабана. Представлены технологии и теории, которые повлияли на автора. Охарактеризованы основные принципы построения образовательного пространства школы.

Ключевые слова: Демократическое образование, Школа-парк, фрактальное обучение, модель знания-органа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obrazovanie_ne_dlya_vseh.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Листопадова Олеся Александровна

Педагог-психолог

ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Никаких оценок, домашних заданий,

разделения на классы, расписаний

и даже конкуренции –

каждый равняется только на себя!

В статье представлен анализ альтернативной образовательной технологии «Школа-парк» М.А. Балабана. Представлены технологии и теории, которые повлияли на автора. Охарактеризованы основные принципы построения образовательного пространства школы.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ключевые слова: Демократическое образование, Школа-парк, фрактальное обучение, модель знания-органа.

Постановка проблемы:

На данном этапе развития современного общества, на первый план выдвигаются требования к людям нового поколения, или людей будущего. Это люди, умеющие работать в команде, обладающие нетривиальными взглядами и креативным мышлением, это творческие люди, склонные к самообразованию и самоорганизации. К сожалению, современная школа не справляется с воспитанием таких граждан, и традиционная система образования считается устаревшей. В следствии этого возникают новые образовательные теории и технологии, которые ставят перед собой задачу – воспитание людей для будущего. Авторы новых теорий находятся в поисках новых иных путей развития, воспитания и образования, которые бы отвечали требованиям современного общества. В конце прошлого века таковой стала образовательная теория М. Балабана «Школа-парк»

Милослав Балабан теоретически описал технологию «парк-школы» в конце 80-начале 90-х гг, это время поиска индивидуального, т.к. все устали быть одинаковыми. И поиск индивидуальности, развитие своей картины мира стало приоритетным.

Балабан Милослав Александрович - доцент МГУ, пропагандист и координатор международной программы EPOS (educational park of open studios) [8].

Демократическое образование — это «форма гуманистического образования, в котором во главе угла ставятся демократические ценности. В демократических школах ребенку помогают осознать себя как независимую личность и узнать о правах человека на практике. С первых лет учёбы в средней школе (после завершения начальной) у ученика есть право ответственного выбора, что и как учить, и равенство между взрослыми и детьми» [3]. Управление школы не исходит в полной степени только от детей, происходит конструктивное СО-УПРАВЛЕНИЕ детей и взрослых.

Образовательные учреждения, которые работают по принципам демократического образования известны нам и существуют давно. Так если обращаться к новой истории первая демократически работающая школа возникла еще в начале XX века, и называлась Саммерхилл. Школа Саммерхилл была основана в 1921 году А. Ниллом в Англии. Эта школа является старейшей демократической школой и всецело управлялась детьми.

Не менее интересной школой стала школа «Садберри Вэлли», которая появилась несколько позже лишь в 1968 году и была основана в США.

На современном этапе развития демократического образования существует более трех десятков школ с демократической системой, которые расположены во всем мире. В России школой-представителем этого направления является «школа-парк» Милослава Балабана, нашего современника, которая по-другому называется «Образовательный парк детских студий».

На создание и реализацию такой формы получения знаний автора видимо сподвигли открытые студии древних ученых и мыслителей Древней Греции -  Сократа, Платона и Аристотеля. На этих студиях мастера беседовали со своими студентами, обсуждая те проблемы, которые были интересны их ученикам из разных сфер жизни и устройства мира.

Из более современных технологий, работа «школы-парка» похожа на систему С. Френе, Йена-план, коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко), воспитательную методику И. П. Иванова [3].

По инициативе М. Балабана и О.М. Леонтьевой в подмосковном Нахабино, в г. Москва - НПО «Школа самоопределения» под руководством А.Н. Тубельского, в СОШ № 95 г. Екатеринбург открыты опытно-экспериментальные площадки.

Предназначением данной образовательной технологии является предоставление возможности каждому ученику делать свой выбор в пользу тех предметов (парк-студий), которые ему интересны, а также (что созвучно с мнением Э. Тофлера) с подготовкой его к будущему. На данном этапе школа «вещает» опыт прошлых лет, но не готовит к будущему. Традиционная система образования, придуманная и успешно реализованная Яном Коменским, ориентирована на «среднего» ученика, жестко регламентирована. В такой системе трудно учитывать индивидуальные и личностные потребности и возможности учащихся. И из этого исходит то, что более успешным ученикам скучно на уроках, а менее успевающие ученики, могут не усвоить материал.

 «Парк-школа» является школой полного дня. Ученики посещают занятия 5 или 6 дней в неделю. Занятия делятся на несколько блоков в день, длительность которых составляет 2-3 академических часа.

Учебный план представляет собой временной бюджет на неделю. Этот бюджет обеспечивается как финансово и распределяется между студиями.

Традиционного учебного плана работы школы нет.  Есть лишь недельное распределение времени и недельный график работы студий.

Класс в классическом представлении отсутствует. Учащиеся «парк-школы» самостоятельно выбирают студию и «коллектив», в котором будут постигать знания. Обучение проходит в открытых студиях, где объединяются дети разных возрастов и разных уровней знаний.

При этом учитель не ориентирован на сильных учеников, его задача заинтересовать каждого присутствующего на своей студии – будь то член или гость.

Каждый ученик выбирает для себя студию, где он может быть членом студии – в идеале это одна студия, в работе которой он активно принимает участие. Также он может стать гостем любой из студий, но уже занимать лишь роль наблюдателя, - эту студию он может посетить или покинуть в любой момент. Важным является то, что функционируют студии в открытом и закрытом режимах.

«Каждая студия в течение недели или дня работает в двух режимах: в закрытом, только со своими постоянными членами, и в открытом, для клиентов и гостей. Разница между клиентом и гостем состоит в том, что клиент активно участвует в работе студии, в то время как гость лишь наблюдает за её работой. Кроме того, у каждого учителя существуют «выращенные им» из постоянных членов студии подмастерья — ученики, активно помогающие ему в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик «парк-школы» может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии — из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону» [2].

Каждый ребенок получает на руки график работы студий, и сам решает, как и когда он их будет посещать. Обязательными являются закрытые занятия студии для ее членов.

Модель «школы-парк» уникальна в своем роде. И если говорить о том без чего она не может существовать, то легче сказать совместно, с чем она не может существовать – с учебным планом и срезами знаний. Если мы привнесем в студию план и оценки - потеряется весь смысл «писка таланта» ребенка, а появится всем нам привычная погоня за выполнением задания.

Основными видами образовательной деятельности на студиях «парк-школы» являются «активное молчание, направляемое чтение, антиципационное чтение, неспецифическое чтение, неспецифическая классификация, модальная классификация, лабораторные туры, обзорное чтение, обращенное чтение, обращенный пересказ, метод проектов» [5].

«Парк-школа» основана на принципе открытости, и в связи с этим можно выделить такие параметры образовательного процесса:

  1. Дети, которые приходят на студии не являются постоянными ее членами (зачастую), они меняются и нет четких возрастных ограничений.
  2. При посещении студии можно включатся в ее работу в любое время, и также в любое время покидать ее.
  3. Нет перспективного планирования, есть анализ пройденного материала.

В парк-школе концептуально новый взгляд на отношения между учеником и учителем. Над ребенком нет давящего гнета авторитета учителя. В данной системе учитель не ключевая фигура в контексте учебно-воспитательных взаимоотношений, ключевой фигурой является ученик. Он может самостоятельно выбирать студии и учителей, и общество, в котором он хочет получать знания и комуницировать, а также самостоятельно определять «уровень усвоения знаний» - может быть и гостем, и членом, и подмастерьем.

Цели обучения в «парк-школе» являются принципиальными и имеют важное значение не только для данной теории, но и для всей системы образования – это расширение мировосприятия ребенка, а не простое и примитивное заучивание знаний, предложенных программой и учителем, дают возможность ребенку создать свои представления о интересующей его проблеме, а не следовать за мнениями других.

В процессе обучения происходит усложнение картины мира каждого ребенка, за счет целостного восприятия происходящих процессов, и это приводит к развитию личного знания ученика.

Такое обучение называется «фрактальным», этот термин предложила дочь М. Балабана, и последовательница дела отца О. М. Леонтьева. Фрактальное обучение – процесс обучения при, котором увеличивается дробность или иными словами личностной картины мира ребенка.

Содержание образования в «парк-школе» представляет собой определенную систему способов взаимодействий в деятельности учащихся и педагогов, которые направлены на развитие знания-органа, при котором увеличивается фрактальность мировосприятия ребенка, а также ее усложнение[2].

Достигаются эти результаты посредством общения. Как выразился М. Балабан «Если признать целью образования не возвышение ученика над другими, а расширение и укрепление контактов с миром, то необходимо перестроить весь образовательный процесс таким образом, чтобы максимально увеличить интенсивность общения детей между собой» [6].

Учитель же в этой системе, как слепой котенок. Идя утром на работу, он не знает, чем он будет сегодня заниматься с детьми. Он не может быть готов, как учитель в традиционной школе. Учитель «парк-школы» учится вместе с детьми. В идеале, учитель «парк-школы» не предметник, а скорее всего мастер своего дела и работа его студии основана на предметном принципе деятельности – ребенок получает те знания, которые можно использовать в реальной жизни. Естественно в реальности это осуществить очень сложно, и на экспериментальных площадках все-таки были учителя-предметники, преподающие основные предметы.

Учитель СО-вместно с учениками ставит цель занятия. О. Леонтьева по этому поводу говорила, что учителю достаточно сложно занимать лидерскую манипуляции детей и стать ведомым.

Роль учителя в данной системе уникальна. Учитель должен быть настолько всесторонне развит, чтобы заинтересовать ребенка, а также уметь учится вместе с ребенком.

В традиционной школе мы привыкли ставить ученикам оценки и сравнивать их, но при фрактальной системе это бессмысленно. Учитель не оценивает ребенка, учитель фиксирует результат активности учащегося. Альтернативой аттестата выступает резюме, которое выписывается учителем и выдается учащемуся. В резюме отражаются личные достижения ученика на студиях, и оно не носит оценочный характер.

Единственным существенным сходством с традиционной системой обучения является итоговая аттестация, которая проводится традиционно и соответствует законодательной базе РФ.

Если обобщить результаты, полученные в ходе апробации данной системы за 1993—2003 годы в школе №95 г. Екатеринбурга можно сделать такие выводы:

  1. В сравнении с учащимися простой школы, учащиеся «парк-школы2 показывают более высокие результаты в рамках креативности, лабильности интеллектуальной, у них выше уровень познавательной активности и самоорганизации в процессе обучения.
  2. Учащиеся «парк-школы» и контрольной группы получили практически одинаковые результаты по итоговой аттестации.
  3. Благодаря специальному подходу к каждому учащемуся, у детей из «парк-школы» менее проявляется плохое самочувствие, усталость и уровень психоэмоционального состояния на высоком положительном уровне.

К сожалению, в 2007 году педагогический эксперимент был свернут. В Киеве (18 учеников) и Санкт-Петербурге функционируют школы, чей образовательный процесс основан на постулатах М. Балабана. Возрождению их содействует О. Леонтьева, которая продолжает дело отца и всячески пропагандирует принципы его педагогики.

Идеология данных школ противоречит строго регламентированной и админитсрированной системе образования современности. Образовательные цели парк-школы не соответствуют постулатам ФГОС. Результаты обучения в альтернативных школах, не только в «парк-школе», сложно измерить количественно, это в основе своей качественные метапредметные результаты.

Для функционирования таких школ необходимы сознательные действующие субъекты – родители и учителя. А ребенок должен быть превыше всего – для него мы учим. И в будущем можно взрастить таких же сознательных граждан.

Вероятнее всего можно возродить похожие школы на базе лагерей и детских центров.

Возможно, эти школы хороши, как частные – для творческих, одаренных детей, которые вероятнее всего не станут физиками и математиками, а будут великими поэтами и танцорами. Я бы хотела, чтобы мой ребенок учился в такой школе, т.к. читая отзывы родителей, чьи дети приняли участие в апробации теории М. Балабана – они стали счастливее, спокойнее и увереннее.


Список использованных источников:

  1. http://freeedu.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=332
  2. http://pandia.ru/text/80/140/16168-6.php
  3. http://школа-парк.рф/page/2/
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Демократическое_образование
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Парк-школа
  6. https://vk.com/shkola_park
  7. Балабан М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков. – М.: Первое сентября, 2001.
  8. Гольдин А. М. Опыт организации «парк-школы» // Педагогика. — 1998. — № 8. — С. 112–114.
  9. Леонтьева О. М. Фрактальное обучение: вместо «прохождения» программ — членораздельность восприятия окружающего мира // Школьные технологии. — 1998. — № 1. — С. 137–141.
  10. Селевко Г. К. Школа-парк (М. А. Балабан) // Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — С. 234–236.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Технология творческих мастерских при обучении взрослого населения с использованием современной материально-технической базы РЦ»

«Технология творческих мастерских при обучении взрослого населения с использованием современной материально-технической базы РЦ»  Руководитель ресурсного центра  Я.В. Боталова...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...