Выступление
статья по теме

Духовно -  нравственное  воспитание  как  условие  грамотного  развития  учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на Благовещенском  педагогическом  форуме , март, 2014 г.

Слайд 1

Здравствуйте,  уважаемые  педагоги  и гости  форума!

Духовно -  нравственное  воспитание  как  условие  грамотного  развития  учащихся

Слайд 2

Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения.

Патриарх Кирилл

  Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая  система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.

         Более чем за двадцать постперестроечного  времени выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов,  агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.

         Кто придет завтра на производство, в  научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.

     Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить  наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание.

Изучение ОРКСЭ  многое предлагает растущей личности не только со стороны пополнения знаний, но и со стороны развития личных дарований и способностей, формирования целостной картины мира, самостоятельной ориентации в духовных вопросах.

Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

         Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

Слайд 4- 5

         По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

         Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;          2) церковный.

         В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо  духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.

         Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.

Поэтому    работа  наша  должна  опираться  на общечеловеческие  ценности:

Любовь к матери

Патриотизм. Любовь к Родине

Свобода воли

Добро и зло

Самовоспитание

Добродетель

Совесть

Надежда

Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. 

Слайд 6

В.А. Сухомлинский, отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит... 

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!

Приди на помощь   моему   неверью!..»

Слайд 7

2014 год посвящен дате, празднование которой совершается в нашей стране совместно с Церковью и государством: 700-летие со дня рождения великого подвижника преподобного Сергия Радонежского. Празднование юбилея Игумена Земли Русской призвано раскрыть перед подрастающим поколением все богатство духовного наследия святого. Воспитательное значение его примера исключительно велико. Житие этого святого удивительным образом сочетает в себе лучшие качества русской души и является замечательным наглядным примером для подражания для тех, кто только еще вступает в самостоятельную жизнь. Празднование 700-летия преподобного Сергия Радонежского призвано способствовать духовному и нравственному укреплению подрастающего поколения, росту стремления детей трудиться на благо ближнего.

Слайды 8- 17

Мы  с  Вами  выросли  в  другой  стране, имя  которой – СССР, и  были  воспитаны на  чувстве  патриотизма  и  любви  к  Родине. И «Отечество», «Родина» для меня не пустые слова. Своим личным примером доброжелательного отношения ко всем учащимся, их родителям, своим коллегам я стараюсь воспитать у детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу.

Я всегда провожу с ними беседы на этические и нравственные темы, особенно темы добра и зла. Современные дети уже с раннего возраста проявляют себя как жестокие агрессивные взрослые люди. За последнее время очень часто во время перемен или во время игр наблюдаешь такую картину, как  небольшой конфликт между младшими школьниками  постепенно перерастает в жестокое  избиение и ногами, и руками под всеобщее улюлюканье одноклассников. Дети, вместо того, чтобы успокоить дерущихся, наоборот, обостряют конфликт. И такое неприятное зрелище многим детям приносит удовольствие! Это настораживает - все это вредное влияние интернета, просмотр фильмов – боевиков или агрессивных и безнравственных компьютерных игр. Многие родители, не понимая всей пагубной роли всего этого для своего ребенка, сами предлагают ему полюбить этот жестокий агрессивный мир.

 Я провела  внеклассное мероприятие «Дарите людям доброту!» среди учащихся  4-х классов, на вопрос: «Вспомните, с чем за последнее время вы чаще встречались со злом или добротой?» больше половины   вспомнили сразу о злых действиях по отношению к ним. Добрые  воспоминания были у семерых учащихся из 22 учеников. Поэтому, необходимость таких бесед на духовно-нравственные темы с младшими школьниками еще раз доказывает приведенный пример.

С детьми необходимо, как можно чаще разговаривать обо всем, чтобы выявить затаенную обиду, месть, зависть, т.е. все то, что «отравляет» светлую детскую душу.

 Общаясь  каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось,  изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения  между людьми, отношения гражданина России с Государством и обществом. И мы, учителя, меняемся, много переосмыслили, особенно свою роль в воспитании молодежи.

Совсем недавно я провела с учениками 10-11 классов дискуссию                               «Патриотизм: знак вопроса», одна из целей которой была формирование гражданской позиции учащихся воспитание духовной, нравственной личности. Мои дети открыто делились тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое отечество, какое отношение у них к службе в армии. С удовлетворением слушала я их выступления, в которых звучали слова «Честь», «Совесть», «Долг», «Родина», «Отечество», «Патриотизм».

Дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни.

Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, они трогают мою душу и успокаивают: «На правильном пути стоят мои дети».

 Вот выдержки из сочинения: «Совесть?.. Что она для человека?

- Совесть – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил его, превращается в жестокое и алчное существо, не имеющее ни чувств, ни мыслей».

 И на  уроке в 4 классе  по  теме  «Совесть  и  раскаяние»  мы  с ребятами,  анализируя   рассказ  А.Гайдара «Совесть», вырабатываем  главные  нравственные  качества  человека.

Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире.

Поэтому  свою  работу  я  строю  на  проведении  тематических  бесед: «Церковь в защиту жизни»; «Русский крест»; «Осторожно - цивилизация!» - о вреде табака, курения, употребления наркотиков; пьянства; блуда и абортов; игры в  карты, казино; гадания, колдовство; сквернословие,  классных  часов  и  уроков  мужества. Чтобы  повысить  интерес  к  изучению  достопримечательностей  родного  края,  его  обычаям  и традициям  мы  проводим  заочные  экскурсии по святым местам Кубани
(просмотр презентации). Очень  интересно  проходят  и   библиотечные  уроки « В начале было  слово…», « По  страницам  Евангелия». С интересом  проходят  круглые столы  для  старшеклассников.

В  нашей  школе проводится  родительский  лекторий, так  как нам,  педагогам, очень  важно  знать,  как  относятся  родители  к  изучению  предмета  ОРКСЭ. Важно  их  сотрудничество, соработничество   с нами. Родители - первые помощники учителя. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у   ребенка, играет положительную роль  для самого ребенка.

Слайд 18

Хочу рассказать вам одну притчу:

Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».

Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, отдать детям. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны …это зависит от нас.

Слайд 19-20

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

Своё  выступление  хочу  закончить  строками  из своего стихотворения:

Я – учитель! Вера  мне  дана  от  Бога!

Без  неё  ни  дня  не  проживу!

В  храм  души  зовёт  меня  дорога.

И  детей  по  ней  я  за  собой  веду.

Притчи  о святых  им  души  оживляют,

Лик  икон  добром  манит  всегда.

То  смеёмся  мы,  а  то  переживаем,

Слёзы  проливаем  иногда.

Русь, родная! Родина, смотри!

В  душах  растопились  ледники!

Родники  Божественной  любви

В  детях  открываю…Русь, смотри!

На  уроках  русские восстают из тьмы

Русские  святые  и  монастыри.

Это  возрожденье видим  мы

В храмах, что  опять  людьми  полны!

Русь,  родная! Родина, смотри!

Твои  дети  верою  сильны.

В их сердцах  зажгутся  огоньки

От  огня  учительской  любви.

И   теплей становится  вокруг,

Когда  ты  ребёнку -  лучший  друг!

Дай  мне, Господи, сил! Ни  о чём  другом  не  прошу я!

Дай  мне, Господи, сил -  открывать  в  детских  душах  добро!

Дай  мне, Господи, сил! Жить на  этой  земле  для  кого - то,

Отдавая  до капли любовь и  души  своей  чистой  тепло!

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...