Бинарный урок-десант "Систематизация и обобщение знаний по теме "Причастие".
план-конспект урока (7 класс) на тему

Давнный урок помогает систематизировать и проверить знания учащихся по теме "Причастие", а также помогает задуматься об отношении к окружающей среде. (экологизация учебного процесса)

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Тема «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие».

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Форма урока: интегрированный урок — десант.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке: Фронтальный, групповой, индивидуальный (устный и письменный).

Цели урока:

Обучающие: 

  • обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;
  • совершенствование навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.

Развивающие: 

  • развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие словарного запаса учащихся.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к изучению русского языка;
  • воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку;
  • воспитание экологической культуры школьников.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, тест, графический диктант, карточки, шаблоны – памятки, технологическая карта.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые гости, ребята!

Ребята, сегодня у нас последний урок по изучению причастия. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (ответы учащихся)

1 слайд (тема урока)

2 слайд (фото парка)

 (Крылова Кристина. Игорь Северянин «Что шепчет парк».

О каждом новом свежем пне,

о ветви, сломанной бесцельно,

тоскую я душой смертельно,

и так трагично — больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

редеют елОвые кущи...

он был когда-то леса гуще,

и в зеркале осенних луж

он отражался исполином...

Но вот пришли на двух ногах

животные — и по долинам

топор  разнёс свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гулу,

убийственного топора,

парк шепчет:

«Вскоре я не буду...

Но я ведь жил — была пора...»

(3слайд, текст стихотворения)

Ребята, ответьте на вопрос, который скрывается в названии этого стихотворения.

Работа по вопросам. (вопросы на 4 слайде)

  1. Какова идея стихотворения?
  2. Что, на ваш взгляд, роднит человека и природу? (ответы уч-ся: и у природы, и у человека есть душа, человек и природа  - единое целое, Человек - биосоциодуховное существо.)
  3. Почему люди должны защищать и охранять всё живое?
  4. Объясните значение слова «экология».

Итак, подведите итог всему сказанному: Для чего мы должны охранять природу? (ответы уч-ся)

Как мы можем помочь природе? (ответы уч-ся, 5 слайд субботники, «Чистый берег» и т.д.)

Сегодня мы проведём виртуальный экологический десант, постараемся очистить парк, берег реки и родник от мусора. Чтобы вам захотелось поработать, представители Комитета по охране природы (руководитель – Харитонова М.В., учитель химии и биологии) расскажут нам об этих любимых местах отдыха горожан.

(5,6,7 слайд — парк, река, родник)

(Выступление уч-ся с информационной справкой об этих объектах.)

парк – Окский парк (или парк им. В.И. Ленина) — один из самых старинных парков России. Он создан в месте с большим перепадом высот, что обусловило его необычность и оригинальный ландшафтный дизайн. Современный парк распложен на месте, которое в древности называлось Воеводова или Кремлевская гора.

На вершине Воеводской горы над Окой стоял величественный каменный Богородице-Рождественский собор — главный православный храм города Мурома. Его архитектура имела следы XII века. Здесь многие века хранились мощи святых Петра и Февронии.

Сегодня на территории парка в летнее время можно увидеть многочисленные карусели и скамеечки, цветущие клумбы и величественные деревья. Одним из любимых аттракционов парка у горожан и гостей города является «Колесо обозрения», на высоте которого открывается прекрасный вид на город и реку.

Парк над Окой остается историческим наследием, жемчужиной Мурома.

река РЕКА ОКА

Река Ока́ – одна из самых больших рек  в Европейской части России (шестая по величине в Европе), крупнейший из правых притоков реки Волга. Ее длинна – 1498 км, площадь бассейна 245 тыс. км². Исток реки Ока находится в селе Александровка  Орловской области.

   Величаво и плавно несет свои воды Ока, течение ее ровное, спокойное. Для навигации река открыта в продолжение 220 (двухсот двадцати) дней, т.к. свободна ото льда в среднем от 210 (двухсот десяти) до 235 (двухсот тридцати пяти) дней в году.

 В бассейне реки расположено 11 густонаселенных областей, 4 областных центра – Орел, Калуга, Рязань, Нижний Новгород.  К северу от Мурома находится боброво-выхухолевый государственный охотничий заказник Муромский, к югу – береговой ботанический заказник.

Первый пароход причалил у города в 1845 г. Сейчас в муромский порт заходят корабли с туристическими группами.

Слова Максима Горького "Кто не видел Мурома с Оки, тот не видел русской красоты" отнюдь не пустые. Когда пароход по Оке идет мимо Мурома, пассажиры обычно сходятся на верхней палубе, любуются красотой древнейшего города. И действительно - красота!

родник –

 Давным-давно на грани были-небыли,
В начале мира и самой земли,
По воле мудрой доброго Всевышнего
На свете появились родники.
Бегут к ним тропы, тропки - нитки пыльные.
Спешит народ хлебнуть живой воды.
Студёная прохлада благодатная,
Излечит душу от любой беды.

         Родник, ключ, источник… Родник – созвучно Родине, чему-то родному. Ключ -  открывает замок, дверь,  тайные недра Земли. Источник – исток, начало всему: реке, воде, самой жизни.

Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний.

    Родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы, это показатель экологического состояния места, в котором они находятся.

    Родник — место особое, заповедное, окутанное тайной и святостью.

отношение к нему должно быть соответствующее, с почтением и благодарностью.

      На муромской земле около 30 родников. К роднику, который называется Никольский ключ, вы отправитесь сегодня в экологический десант.

МУСОР -

Часто во время прогулки в лесу или в парке мы с горечью наблюдаем кучи мусора. Смотрим на них, расстраиваемся и оставляем лежать дальше в том же месте, думая, что этот мусор размоет дождиком, разложится или  уберет дворник, в общем, куда-то денется. Поверьте – это заблуждение! Чтобы вы знали реальные данные, внимание на доску. Сколько лет распадается и разлагается мусор?

(8 слайд, Виды мусора…)

Виды мусора и сроки его разложения:

1. Продуктовые отходы

Пищевые отходы – от 10 дней до 1 месяца

Банановая кожура – 3-4 недели
Огрызок от яблока – 2 месяца

Апельсиновая кожура – 6 месяцев

  1. Промышленные отходы

Бумажное полотенце – 2-3 недели
Бумажный пакет – 1 месяц
Газетная бумага – от 1 месяца до 1 сезона
Офисная бумага -  2 года
Веревка – 1-1,5 года
Изделия из натуральных тканей – 2-3 года
Шерстяной носок – 1-5 лет
Коробка из-под молока – 5 лет
Доски деревянные – до 10 лет
Окурок – 10-12 лет
Синтетическая ткань, кожаная обувь – до 40 лет
Пенопластовый стакан – 50 лет
Жестяная банка – до 90 лет
Фольга – до 100 лет
Обломки кирпича, бетона – до 100 лет
Авто аккумуляторы – до 100 лет
Металлические изделия – 100 лет и более
Электрические батарейки – до 110 лет
Резиновые покрышки – 120 -140  лет
Пластиковые бутылки – около  180 - 200 лет
Полиэтиленовая пленка – 200 лет
Одноразовый подгузник – 500 лет
Алюминиевые банки – 500 лет
Стекло – более 1000 лет

9 слайд(фото загрязненных парка, реки, родника)

Мы видим, как загрязнены наши любимые уголки природы. Поможем очистить природные объекты от мусора? (Да.)

Для качественной уборки нам нужен инвентарь, поэтому сегодня мы вооружимся знаниями о причастии и отправимся в экологический десант. Нашу работу будет принимать Комитет по охране природы.

3. Работа в группах.

Вы разделены на три группы. Каждая группа отвечает за свой объект. Получите задание в Комитете.

(по 1 представителю от группы получают конверты с заданием)

(ноутбук) ПАРК — инсценировка сказки про причастие — составляют опорную схему о причастии.

Сказка.

Жили-были на свете одинокие суффиксы - ущ-, -ющ-, - ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-т-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на свое одиночество. Рассказали ему о своем житье-бытье.

Говорит им Глагол: "Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу".

- Спасибо! - ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам, получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Понравилось им такая веселая жизнь, захотелось им быть беззаботными, свободными.

Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистами - надо думать и о других. Возмутились части речи и решили наказать ни к чему не причастных бездельников.

Глагол сказал:

- Называться вы теперь будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего! Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный.

- А я наказываю вас тем, что будете вы вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало прилагательное.

Погрустили причастия, погрустили, да делать нечего - надо трудиться. С тех пор ничего плохого за ними не замечали.

(Понравилась ли вам сказка? Раскрывает ли данная сказка суть темы "Причастие, как часть речи"? Анализ составленной схемы) — учащиеся заполняют заготовки — памятки для себя.

РОДНИК — Орфография — задание: начертить алгоритм орфограммы «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

Слитное и раздельное написание  НЕ с причастиями.  

                                 НЕ

    раздельно                     слитно

крат.прич.                         не употр.

прич. +З.С.                          нет З.С.

>, а <                                    нет >, а <

Графический диктант (взаимопроверка)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

р

р

р

р

р

р

с

с

с

с

р

с

1.Еще не остывшие от работы (З.С)

2.Родник не вычищен (крат.причаст.)

3.Не летящая, а лишь сидящая птица (>, а <)

4.Не видимый на темном фоне парка (З.С.)

5.Задание не выполнено (крат.прич.)

6. Не замеченный одноклассником (З.С.)

7.Неоконченный путь (нет З.С.)

8.Незакончившийся субботник (нет З.С., против)

9.Неподписанное письмо (нет З.С., < , а < )

10.Недоумевающий взгляд (не употр.)

11 не замерзающий зимой родник (З.С.)

12 нетронутый снег (нет З.С.)

РЕКА — Пунктуация при причастном обороте.

Что такое причастный оборот? (Ученики дают развёрнутый ответ с примерами.)Схемы составляют на доске.

 Задание: От указанных в скобках глаголов образуйте причастия, согласуйте их с определяемыми словами и дополните предложения причастными оборотами, составленными самостоятельно. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

1) Хорошо утоптанная тропинка привела к живописной реке… (являться).

2) Девушка вдруг остановила взгляд на ежевичнике…(расти).

3) Колеблющийся полёт бабочек над полянкой…(зеленеть) - одно из прелестнейших зрелищ.

4) Кто из нас не любовался облаками… (плыть).

5) Мы свернули с дороги на росистую траву… (заглушать).

Пока группы работают, Комитет по охране природы разрабатывает «Правила поведения в природе». (НОУТБУК — набирают текст)

(5 — 7 мин.)

4. (звучит музыка) встаём на комплекс упражнений на свежем воздухе!

(физкультминутка)

5. Отчёт групп о проделанной работе.

(10 слайд – опорная схема по причастию)

ПАРК — озвучивают задание, схема на презентации, показывают сказку.

(после сказки анализируем схему, заполняем шаблоны-памятки)

РОДНИК — озвучивают задание, проверяем работу,

(11 слайд -  алгоритм правила)- заносим в технологическую карту.

 

РЕКА — озвучивают задание, проверяем (12 слайд),

графическое обозначение пунктограммы (схемы рисуют на доске) заносим в технологическую карту.

Слово Комитету по охране природы. (М.В.: Ребята хорошо потрудились, справились с поставленными задачами, расчистили свои объекты. Мы думаем, что нам всем теперь приятно будет прогуляться по чистому берегу, прохладному парку, с удовольствием испить ключевой водицы.)

И.Е.: Ребята, чтобы я убедилась в прочности ваших знаний, предлагаю выполнить тест, гости могут присоединиться.

(10 — 14 слайды)

Проверка (ключ на слайде) — выставление оценок через ключ к тесту.

6. М.В.: Ребята, а как нам до населения донести информацию о необходимости помогать природе? (прежде всего самим следить за чистотой, можно проводить акции, раздавать памятки)

Слово Комитету по охране природы.

  • Мы разработали Памятки «Правила поведения в природе».

(читают, обсуждаем)

- Мы предлагаем раздать гостям памятки, чтобы в других школах нашего города тоже ещё раз вспомнили о необходимости беречь и охранять природу, а 14 марта, в Международный день рек,  приглашаем всех поучаствовать в акции «Чистый берег»!

7. Домашнее задание (на выбор).

 - Составить словарный диктант «По следам причастия» (на изученные орфограммы причастия на экологическом материале);

- Творческое задание – Написать сочинение – репортаж с сегодняшнего экологического десанта, используя причастия.

8. Рефлексия.

Использование приёма «Закончи предложение».

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

для меня было открытием то, что…

могу похвалить себя за...

могу похвалить одноклассников за...

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня работали. Надеюсь, что ваш багаж знаний пополнился, а памятки о поведении в природе, будут вашим эталоном поведения в природе. Ваше отношение к природе будет примером для окружающих.

Урок закончен. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"

Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний....

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...

Конспект бинарного урока по теме: "В поисках сокровищ.Обобщение знаний о числах и цифрах в пределах 5 и о геометрических фигурах"

Разработка бинарного урока по предметам "Математические представления" и "Речь и альтернативная коммуникация" АООП (II вариант) для обучающихся по СИПР....