Развитие внеклассной работы по истории и правоведению
материал на тему

Сулейманова Шефика Джевдетовна

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

 ПО ИСТОРИИ И ПРАВОВЕДЕНИЮ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Автономной Республики Крым

Конкурс «Учитель года»

Номинация «Учитель правоведения»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

 ПО ИСТОРИИ И ПРАВОВЕДЕНИЮ»

                                                                                                    Работу выполнила

                                                                         учитель истории и  правоведения

                                                                        Жемчужинской ОШ I-III cтупеней

                                                                       Сулейманова Шефика Джевдетовна

                                           Нижнегорский, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение _______________________________________________________

1. Внеклассная работа по истории. __________________________________

1.1. Внеклассная работа по предмету как составная часть учебно-воспитательного процесса._________________________________________

     1.2. Как повысить интерес к предмету________________________________

     1.3. Сущность и характер внеклассной работы_________________________

     1.4.Основные направления внеклассной работы________________________

  1. Активные формы внеклассной работы______________________________

  1. Внеклассная работа по правоведению_______________________________

  1. От правовых знаний к гражданской позиции_______________________
  2. Основные направления внеклассной работы_______________________

     Заключение_______________________________________________________

    Список использованной литературы___________________________________

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в педагогической науке остро стоит вопрос о соотношении воспитания и образования. Думается, что внеклассная работа по истории и правоведению соединяет как воспитательный процесс, так и образовательный.

Иногда, под сомнение ставится такой принцип образования, как патриотическая направленность. Воспитание любви к Родине, гордости за прошлое своих предков, интереса к общественной жизни, знание своих корней, формирование образа жизни, достойного человека – это главное направление внеклассных мероприятий по истории и правоведению.

В процессе перестройки патриотическое воспитание утратило былую значимость. У многих учащихся, будущих воинов, негативное отношение к своему Отечеству, они не чувствуют ответственности за судьбу. Важность проблемы воспитания заставляет разнообразить средства исторического образования, в частности использовать внеклассную работу по этим предметам.

Требование современности – воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, компетентных. Думается, что материалов патриотического и правового воспитания достаточно, а эффективность их воздействия на учащихся зависит от методических приемов и личности учителя.

Внеклассная работа предполагает индивидуальный подход к учащимся. Участие в подготовке мероприятия может быть добровольным, но подведение итогов, отчет о нем, как и открытая форма проведения, – все это является достижением гласности.

Внеклассная работа  и учебные уроки решают одни и те же задачи. Но изучение вне уроков ярких, увлекательных фактов расширяет, обогащает знания учащихся, оказывает влияние на взгляды и убеждения в определение достойных способов счастливой жизни.

        Педагогический замысел для учащихся не выявляется явно, им не читают нотаций, морали, им никто не говорит, что их воспитывают.

        Все проводимые мероприятия оказывают влияние и на преподавателя, мы тоже прислушиваемся к открытиям человечества, и тоже раздумываем....

  1. Внеклассная работа по истории.

1.1. Внеклассная работа по предмету как составная часть учебно-воспитательного процесса.

          Обновление учебно-воспитательной работы  школы связано с повышением уровня и результативности организации  внеклассных  занятий школьников по учебным предметам как одной из фаз процесса обучения, повышающих его эффективность. Внеклассная  работа в единстве с учебной  позволяют оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащихся,  стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учётом их индивидуальных интересов и способностей. Добровольный характер внеклассной работы позволяет организовать деятельность школьников по интересам, способствует развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности в познании исторического материала.

           Внеклассная работа имеет значительно больше возможностей по сравнению  с уроком, позволяет учителю выявить психологические и возрастные особенности школьников, создаёт условия для полной реализации их потенциала, для формирования интеллектуальных и практических умений за счёт работы в библиотеках, музеях, архивах.

           Внеклассная работа  различается по характеру деятельности: постоянная, систематическая; по длительности осуществления: в течение учебного года, нескольких лет (кружки, внеклассные чтения, создание школьных музеев); эпизодическая (встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и т.д.).

            Таким образом, в результате внеклассной работы по интересам решаются следующие задачи:

  • обогащение школьников новыми знаниями, усиление интереса к истории;
  • развитие интеллектуальных способностей и практических умений;
  • формирование научного подхода к интеграции фактов;
  • создание возможностей для эмоционального восприятия знаний в неформальной обстановке.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в ходе различных форм внеклассной работы учащиеся ОУ будут овладевать следующими навыками:

  • правильно использовать дополнительную  научную, справочную и историческую литературу;
  • творчески мыслить, находить рациональные пути  решения поставленных задач;
  • приобщиться к исследовательской работе по изучению краеведческого материала.

1.2. Как повысить интерес к предмету

          В последние годы в нашем обществе сам ход событий объективно способствует повышению интереса к истории, традициям, культуре народа и государства. Историческая наука из служанки господствующей в стране более 70-ти лет марксистко-ленинской идеологии превращается в основу единой национальной идеи, способствующей дальнейшим преобразованиям по сути формирования демократического, правового государства и гражданского общества.

           Не стало цензуры, открыты архивы, опубликованы и доступны для широкого круга читателей ранее неизвестные исторические материалы. Во всех формах  школьного, среднего и высшего профессионального образования, вместо истории КПСС углубленно изучается отечественная и мировая история.

           В средствах массовой информации, научно-познавательных программах, популярных телевикторинах всё больше и больше вопросов исторического характера.

           Знания по истории становятся неотъемлемой частью общей культуры, интеллекта современного молодого человека. Их формирование невозможно только в рамках учебных программ, нужно широко использовать возможности внеклассной работы.

1.3.Сущность и характер внеклассной работы

          Содержание внеклассной  работы по истории опирается как на базисный учебный план и содержание образования по истории, так и на творческие самостоятельные программы внеурочной работы (кружков, клубов, творческих объединений учащихся и т.д.). Оно определяется педагогической целью, над которой работает весь педагогический коллектив. Внеурочная деятельность строится системно на основе единства обучения, воспитания и развития школьников.

           Внеклассная  работа по истории даёт возможность расширить диапазон педагогического воздействия, привлечь дополнительный материал, применить новые формы подачи материала. Кроме этого, эмоции, ассоциации, творческие способности учеников зачастую лучше раскрываются в неформальной обстановке экскурсии, исторического вечера, олимпиады, чем на уроке.

          Изучение учащимися истории вне рамок учебного плана и требований школьных программ отличается прежде всего от урока как основной формы организации процесса обучения и главного её элемента – классно-урочной системы. Оно строится на ином историческом материале, проводится в иных, чем урок,  организационных формах, в значительно большей степени основывается на самостоятельной работе учащихся, проходит во внеурочное время.  При этом определённые виды работ, выполняемые учащимися во внеурочное время, должны быть соединены с уроками, стать органичной частью обучения.

          Имея общую цель с урочной системой, внеклассная работа отличается от неё организационными и методическими формами, сущность и характер которой заключается в следующем:

  • осуществляется во внеурочное время;
  • осуществляется благодаря активности и самодеятельности самих учащихся;
  • базируется на добровольном  участии школьников;
  • способствует пропаганде исторических знаний, формированию мировоззрения учеников,  их национальному воспитанию;
  • посвящена актуальным событиям отечественной и всемирной истории;
  • способствует развитию творческих способностей школьников.

1.4.Основные направления внеклассной работы

           Внеклассная работа по истории имеет два основных направления:

1.Расширение и углубление исторических знаний;

2.Изучение краеведческого материала.

           Полученная на уроке  информация, побуждает учащихся к  изучению истории и после звонка, а внеклассные мероприятия позволяют ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания и глубже усвоить школьный материал. Внеклассная работа, включая в себя разнообразные виды занятий, может носить различный характер:

  • массовый (исторический вечер, конференция и т.д.);
  • групповой (работа кружка, лекторской группы, совет школьного музея и т.д.);
  • индивидуальный (помощь ученику при подготовке выступления на конференции,  историческом вечере и т.д.).

            Реализации первого направления внеклассной работы способствует школьные исторические вечера, литературно-музыкальные композиции, интеллектуальные игры, научно-практические и читательские конференции, интеллектуальный марафон и т.д.

            Краеведческий материал помогают освоить экскурсии  в музей, по историческим местам, выпуски школьной «Исторической газеты», поисковая работа и т.д. 

              Организуя работу по историческому краеведению важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет. Прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и большие разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом свете. Необходимы: правда о фактах, событиях, лицах, документально аргументированное изложение событий. Объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

               Внеклассные занятия быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Краеведческий блок во внеклассной работе должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса. Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время можно разделить на три группы:

  • Мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации и другими интересными людьми).
  • Мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ).
  • Мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).

                Но ни одна из форм не может дать полноценные знания по краеведению без участия других. Только грамотно продуманное сочетание всех форм, а также сотрудничество учителей, работников народного образования и учреждений дополнительного образования, педагогических ВУЗов и участников краеведческих обществ позволит получить ребенку наиболее полную картину истории своего региона, как в теоретическом, так и в практическом плане. Но нужно помнить и вот о чем введение краеведческого материала в различные дисциплины и во внеклассную работу должно быть четко спланировано, так как избыточность материала также неразумна и неправильна, как и его нехватка.

               Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.

2.Активные формы внеклассной работы

          В течение многолетней педагогической деятельности мною выработаны наиболее эффективные формы внеклассной работы:

1. Предметные недели;

2. Исследовательская деятельность учащихся;

3. Исторические   викторины, игры, конкурсы;

4. Тематические общешкольные линейки.

1. Предметные недели

           Одна из задач современного школьного исторического образования – научить школьника ориентироваться в огромном потоке информации. Считаю целесообразным проведение ежегодно в ОУ недель истории и правоведения,  которые представляют собой комплекс разнообразных форм внеклассной работы.

           Основные задачи недель:

  • повышение интереса учеников к предметам общественно-гуманитарного цикла;
  • расширение и углубление знаний и умений учащихся по предмету;
  • реализация на практике основных принципов личностно ориентированного  подхода к обучению;
  • создание благоприятных условий  для выявления знаний и умений в нестандартных игровых ситуациях.

Достичь этого невозможно без соответствующего организационно-

методического обеспечения всего комплекса мероприятий предметных недель, без заранее разработанного  плана деятельности недель, подведения их итогов на заседании ШМО.

            Максимальный эффект проведения предметных недель  будет достигнут, если будут выдержаны следующие принципы:

  • массовость;
  • зрелищность;
  • интерактивность;
  • дифференцированный подход.

2. Исследовательская деятельность учащихся;

     В утверждении независимого государства Украины основную роль играет формирование национального самосознания. воспитание подрастающего поколения на культурно-исторических ценностях народа. Краеведческие исследования и историческая наука помогают поддерживать интерес учащихся к истокам своей истории, к изучению родного края, истории городов и сел, осознать изменения, происходящие в стране, всесторонне изучить историческое прошлое, традиции, культуру.

3. Исторические конкурсы, конкурсы, викторины

           Исторические конкурсы являются универсальной формой, которая широко используется в работе с учащимися разных категорий. Атмосфера соревнования позволяет стимулировать  творческую активность, мобилизовать  способности каждого и, что самое главное, привлечь к активной работе всю аудиторию, включая зрителей (болельщиков).

Задачи:

  • чёткая формулировка условий;
  • определение оргкомитета или состава жюри для оценивания конкурсных работ;
  • внимание каждой работе, представленной на конкурс;
  • зашифровка участников конкурса;
  • подведение итогов конкурса.

4. Тематические общешкольные линейки.

          В жизни каждого государства есть особые дни, которые ознаменованы какими-либо памятными событиями. Общешкольные линейки, посвященные этим датам способствуют воспитанию гражданской сознательности, патриотизма. Школьники совместно переживают события тех дней, что способствует сплоченности, осознанию того, что все они являются гражданами одного государства.

3. Внеклассная работа по правоведению

3.1. От правовых знаний к гражданской позиции

     Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

     Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это   значит мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельному и автономному существованию после школы.

     Цель, форма, содержание и планируемые результаты современного правового образования определяются широким кругом факторов, к которым относятся: общее изменение целей образования в условиях информационного  общества: возрастание гуманитарной составляющей образования; содержание социального и государственного заказа на правовое образование и др. Будучи одновременно и областью науки, и областью  практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. Под правовым образованием мы понимаем систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной и правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере. Правовое образование – это условий формирования индивидуальных способностей, получения навыков социального функционирования. Эти элементы правового образования реализуются и приобретают различное значение на каждой ступени образования.

    Правовое обучение включает в себя такие компоненты, как учебно-методическое, информационное и психологическое сопровождение. Вовлечение обучаещегося в научно-познавательную деятельность повышает его познавательный интерес, учит прогнозировать свои действия и поступки. Информационное сопровождение позволяет искать резервы повышения успеваемости, уровня знаний, заставляет пересмотреть свои жизненные позиции. Психологическое сопровождение позволяет диагностировать изменение личностных особенностей обучаещегося, оценивать их эмоциональное состояние, что, безусловно, помогает использованию ситуации успеха своевременно и продуктивно.

     Правовая компетентность человека является комплексной характеристикой  социального действия, в которой проявляются знания, навыки, ценности, личные установки и способы поведения. Развитие базовых коммуникативных компетенций учащихся, умения работать с информацией, умения анализировать ситуацию на основе уже имеющегося жизненного опыта формирует культуру мышления, столь необходимую в повседневной жизни.

  1. Основные направления внеклассной работы.

     В связи с тем, что дети большую часть своего времени проводят в школе, очень важен процесс правового образования. В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди молодежи, оно играет большую роль в борьбе с подростковой преступностью и насилием, создает благоприятные условия для развития личности, направляет энергию подростков в позитивное русло и учит их разрешать конфликты социально-приемлимым образом.

    Правовое обучение не является панацеей от всех сложных проблем, которые во многом зависят от семьи и социальных условий развития ребенка. Поэтому поиск методов, обновление содержания и методик правового просвещения, которое может снизить влияние отрицательных факторов на учащихся, - одна из задач, стоящих перед педагогическим коллективом. Правовое просвещение не подразумевает подготовку будущих юристов, это практическое применение права к реальной жизни, не имеющее отношения к специальному юридическому образованию.

     К сожалению уроки правоведения программой предусмотрены только в 9 классах. Поэтому для того, чтобы реализовывать правовое образование важно развивать внеклассную работу. Внеклассная работа по правоведению должна охватывать все ступени образовательные ступени. Досуговые внеклассные мероприятия способствуют сплочению коллектива, дают возможность общаться друг с другом во внеурочной деятельности, проявить талант и открыть что-то новое в своих одноклассниках. Сегодня перед школой стоит задача – научить ребенка уважать в себе личность, видеть личность в другом и принимать ее такой какая она есть. Дети должны расти в атмосфере уважения к правам человека. И формировать правовое сознание, развивать правовую культуру важно с ранних школьных лет.  С младшими школьниками проводятся различные ролевые игры, занятия-викторины на правовую тематику. Для старших школьников – беседы, правовые турниры, диспуты, деловые игры, тренинги.  Это реализуется в рамках недели правоведения и месячника правовых знаний. Но, кроме того правовое образование не должно ограничиваться только рамками недель – это постоянная работа.

     Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой физического выживания негативно сказывается на воспитании детей. Между тем какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья. Школа должна развивать активную педагогическую позицию родителей в процессе влияния семьи на младших членов, а также нейтрализацию отрицательных моментов. Важно участвовать в проведении родительских собраний и помогать родителям в решении тех вопросов, которые связаны с нарушением прав ребенка; знакомству с действующим законодательством.

     Сформированные такими мероприятиями умения мыслить, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, выработанная четкая гражданская позиция помогут учащимся самостоятельно строить отношения с людьми после окончания школы, в дальнейшей жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внеклассная работа по истории и правоведению, а также и  учебные уроки решают одни и те же задачи. Но изучение вне уроков ярких, увлекательных исторических фактов расширяет, обогащает знания учащихся, оказывает влияние на взгляды и убеждения в определение достойных способов счастливой жизни. Правовая компетентность вырабатывается в социальной практике путем действий в реальной обстановке или смоделированных учебных ситуациях. Право живет в действии, в практике его применения, принцип «выучил и запомнил» не удовлетворяет его сущности. право лежит в принципиально иной плоскости отношений, а значит и обучение праву должно быть особенным. Главное здесь – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а овладение ими определенными способами деятельности.

        Педагогический замысел для учащихся не выявляется явно, им не читают нотаций, морали, им никто не говорит, что их воспитывают.

          Практико-ориентированная внеклассная работа обогащает школьников практическим мыслительным навыкам, учит умению анализировать проблему, аргументировать свою позицию, находить нестандартные решения, рефлексировать собственную интеллектуальную деятельность, формирует готовность отказаться от принятого решения при обнаружении ошибки.

        Все проводимые мероприятия оказывают влияние и на преподавателя, мы тоже прислушиваемся к открытиям человечества, и тоже раздумываем....

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Верба А. И. Сейненский А. Е. Школьный исторический музей в системе учебно-воспитательной работы / А. И. Верба, А. Е. Сейненский // Воспитание школьников. — 1986. — № 2. —  С. 55—56
  2.  Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. —  М.: Просвещение, 1975.
  3. Правовое воспитание в школе 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр/ авт.-сост. В.В.Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е.Ю.Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт.-сост. Н.А.Меньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работу по истории

1. Обоснование проведения внеклассной работы по предмету:а) особенности взаимодействия в школе мира взрослых (рациональный) и мира детей (эмоциональный);б) проблемы, имеющиеся у современного учителя: ...

Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене

В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те ж...

Топонимическая лаборатория как форма внеклассной работы по истории

В статье содержатся практические рекомендации по организации изучения топонимов родного края....

Роль внеклассной работы по истории через проектную и исследовательскую деятельность - путь к становлению самодостаточной личности.

Данный творческий отчёт представлен на педагогическом совете с целью обобщения опыта работы по данному направлению....

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

«Формирование гражданской позиции учащихся во внеклассной работе по истории»

Формирование гражданской позиции учащихся – целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской ответственности и долга....