Проект "Система работы по культуре речи"
проект (5 класс) на тему

Настоящий проект посвящен организации системной работы по культуре речи на уроках русского языка в 5 классе. Обучение культуре речи приобретает особую значимость в связи с современным состоянием русского языка. Происходящие в нашей стране преобразования вызывают процесс деформации русского языка, расшатывание его норм. Снижается уровень языковой культуры в средствах массовой информации, художественной литературе, повседневном общении носителей языка. 

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы проекта: «Система работы по культуре речи на уроках русского языка в 5 классе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_kulture_rechi.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности современного развития русского языка и основные направления работы по культуре речи на уроках русского языка в школе.

Глава 2. Система работы по культуре речи на уроках русского языка в 5 классе.

2.1. Вводные уроки.

2.2. Орфография.

2.3. Синтаксис и пунктуация.

2.4. Фонетика.

2.5. Лексика.

2.6. Морфология. Имя существительное.

2.7. Повторение и обобщение материала по культуре речи.

Заключение

Литература

Приложение

Стр.

3-4

5-8

9-32

9-12

12-13

13-15

16-19

19-29

29-31

31-32

33

35


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий проект посвящен организации системной работы по культуре речи на уроках русского языка в 5 классе. Обучение культуре речи приобретает особую значимость в связи с современным состоянием русского языка. Происходящие в нашей стране преобразования вызывают процесс деформации русского языка, расшатывание его норм. Снижается уровень языковой культуры в средствах массовой информации, художественной литературе, повседневном общении носителей языка.

Нет необходимости доказывать, как велика роль школы в повышении речевой культуры учащихся, в усвоении норм литературного языка. Но проблема заключается в том, что занятия по культуре речи проводятся эпизодически и практически не связаны в единую систему. Кроме того, они проводятся в большинстве своем обособленно, вне связи с изучаемым материалом.

Учебное пособие под редакцией В.В. Бабайцевой, по которому я работаю, нуждается в корректировке с целью усиления коммуникативной и культурологической направленности. Следует отметить особую важность формирования коммуникативной компетенции сегодня. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Правительством Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность,  способность к сотрудничеству. Школа призвана развивать способности школьника реализовывать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы проекта: «Система работы по культуре речи на уроках русского языка в 5 классе».

Основная цель работы – описание последовательного поэтапного изучения вопросов культуры речи на уроках русского языка в 5 классе.

Задачи:

  • сформулировать основные взгляды ученых-лингвистов, методистов по проблеме обучения культуре речи в школе;
  • выявить основные этапы в организации работы по культуре речи в соответствии с программным материалом по русскому языку;
  • разработать серию уроков, направленных на системное изучение вопросов культуры речи в 5 классе и совершенствование языковой компетенции, включающей овладение богатством самого языка, владение всеми нормами языка, включая орфографические и пунктуационные задачи.

Работа выполнена на основе анализа практической деятельности автора. Привлекались материалы и разработки других авторов.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ  СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

В наши дни русский язык и русская культура переживают очень сложный период. Ломка прежнего экономического уклада и политического строя в России,  становление новых хозяйственных и   политических структур – все это в огромной степени оказало влияние на изменения языковой ситуации в стране. Современная языковая ситуация характеризуется общим падением языковой культуры населения, несоблюдением норм литературного употребления, неоправданно широким использованием просторечий, жаргонизмов, проникновением подобных элементов в средства массовой информации.

Как отмечают современные ученые-лингвисты (см. об этом : Загоровская О.В., 1997), существенные изменения происходят в настоящее время в лексическом составе русского языка и характере его использования. К основным динамическим процессам относятся:

  • массовое вхождение в русский язык иноязычных слов и пополнение лексического состава иноязычными заимствованиями, а также особенная активность иноязычной лексики в современной речи;
  • резкое увеличение пласта общеупотребительной лексики за счет лексики ограниченного употребления (просторечий, жаргонизмов), а также перегруппировка лексики по стилям;
  • перераспределение в составе активного и пассивного запасов русского языка;
  • появление в словарном составе русского языка значительного количества новообразований, неологизмов;
  • разрушение сложившейся стилистической системы русского литературного языка.

Отмеченные явления резко снижают речевую культуру общества, что является, несомненно, одной из наиболее негативных сторон современной языковой ситуации в России. По мнению Стернина И.А., в сознании людей происходит либерализация  понятия «норма культуры речи», расширяется психологическая готовность позволить себе  «речевые вольности», участилось использование даже образованными слоями общества сниженной, вульгарной, жаргонной лексики. Уровень культуры речи снизился во всех возрастных группах (см. об этом: Стернин И.А., 2003).

Все это имеет прямое отношение к преподаванию русского языка в школе. В настоящее время многими лингвистами и методистами высказывается совершенно справедливая мысль о том, что современный школьный учебник должен строиться не на основе описательно-классификационной грамматики с ее дробными многоуровневыми классификациями и ориентацией, прежде всего, на нормы правописания, но на основе функциональной и коммуникативной грамматик. Это одна из важнейших    задач    отечественного   языкознания (см.  об  этом: Загоровская О.В., 2004).

Другой задачей лингвистики является выяснение сущностных характеристик русского литературного языка начала XXI века. Определение того, что представляет собой русский литературный язык новейшего периода, каковы типологические особенности его функциональных разновидностей, принципиально важно для формирования не только языковой, но и коммуникативной компетенции современных школьников и овладения ими прочными навыками культуры русской речи, в том числе навыками нормативного использования языковых норм.

Владение нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, стилистическими, грамматическими, нормами правописания) является показателем культуры личности.

Таким образом, в целях повышения речевой культуры учащихся необходимо организовать и спланировать свою работу по данной проблеме так, чтобы изучение литературных норм на уроках русского языка проводилось в системе, по мере усложнения практического материала, а также использование эффективных форм и методов для положительного эмоционального настроя учащихся на уроке. Деятельность учителя должна быть направлена на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию. Эффективность любой методики обучения определяется конечным результатом.


ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

2.1. ВВОДНЫЕ УРОКИ

Начинаю работу в 5 классе с определения уровня навыков культуры речи учащихся. На первом уроке («Урок знакомства») провожу имитационную игру «Вступительный экзамен». На доске – красочные высказывания о русском языке:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Паустовский).

«Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас» (В. Капинос).

Мой верный друг,

мой друг коварный,

мой царь,

мой раб –

родной язык!

В. Брюсов

В торжественной обстановке вручаю пятиклассникам экзаменационные билеты с вопросами за курс начальной школы (Поставить ударения, Правильно произнести слова, Объяснить значение слов и т.д.).

Результаты «вступительного экзамена» записываю в таблицу, сообщаю учащимся,

Таблица

Уровень  навыков культуры речи учащихся 5-го класса

на начало и конец учебного года.

Ф.И.О.

Начало

Рейтинг

Конец

Рейтинг

Динамика

1

2

3

Рейтинговая система оценки знаний вызывает у учащихся большой интерес, дух соперничества, соревнования, желание повысить свой уровень речевой культуры.

Продолжаю работу на втором уроке, тема которого «Роль языка в жизни общества». Целью вводного занятия является выработка навыков выразительного чтения с соблюдением интонационных норм. В практической части учебника (стр. 5-6) достаточно упражнений для достижения обозначенной цели.

Что значит говорить выразительно?

Исходя из толкования слов, выразительность предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое важное, главное в своем высказывании. Выразительно говорить – говорить образно, ярко, заразительно, привлекая внимание слушателей. Следует помнить, что выразительно в речи то, что задевает за живое, будит внимание, вызывает интерес.

Выполняя упражнения, вы должны научиться выделять паузами и голосом наиболее значимую информацию.

На доске висит плакат с условными обозначениями.

Затем проводится конкурс «Кто лучше?». Чтецы демонстрируют свое умение выразительно читать высказывания о русском языке, а класс определяет лучших, распределяет призовые места.

Уроки развития речи «Речь. Для чего нужна людям речь? Как различают формы речи?» (§ 1,2) проводятся по учебному пособию Е.И. Никитиной «Русская речь». Считаю целесообразным включить в урок материал о расширении функций устной речи на данном этапе, и поможет в этом статья И.А. Стернина «Социальные процессы в России и изменения в русском языке» («Известия Воронежского педуниверситета», 1997).

2.2. ОРФОГРАФИЯ

Раздел «Орфография» состоит из 6 тем и представляет сложный материал изучения орфограмм в соответствии с орфографическими нормами или нормами правописания. Надо сказать, что даже самый трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка, совершенствованию речевой культуры. Занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на учащихся, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Поэтому предлагаю уроки орфографии провести в форме игры-сказки «Теремок».  Ребята готовят наглядность, «выстраивают» из картонного материала красочный терем-теремок, распределяют между собой роли.

Мышка-норушка знакомит класс с орфографическими нормами § 1. Лягушка-квакушка и  Зайчик-побегайчик дают задания классу на правильное произношение гласных:

Возить, водить, тащить,

Делить, пилить, тяжелый.

Лисичка-сестричка готовит скороговорки с шипящими согласными:

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Жутко жуку жить на суку.

Это задание направлено на преодоление дикционных трудностей.

Ребята с удовольствием участвуют в игре и выявляют лучшего «скороговорщика».

Волк-зубами щёлк предлагает загадки ребятам, в ответах которых находятся звонкие, глухие или непроизносимые согласные. Ответы записываются в тетрадь, а потом правильно произносятся в соответствии с нормами произношения.

2.3. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

При изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» (§ 13) важной задачей является воспитание языкового вкуса, чувства меры в употреблении рассматриваемой конструкции, ответственность за правильно, полно, удачно выраженную мысль, за отбор языковых средств соответственно задаче высказывания, услышать интонации говорящего. Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, построение предложений с однородными членами, связь частей сложного предложения.

С первых же шагов фиксируется внимание учащихся на расстановке знаков препинания, пунктуационных нормах.

Ребятам можно предложить веселое стихотворение Б. Заходера «Где поставить запятую?»

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый день

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как прыгнет,

Улетая;

Вот что значит

Запятая!

Необходимо в ходе чтения правильно расставить запятые, чтобы в результате были восстановлены реальные события, описанные поэтом.

Интересный занимательный материал по синтаксису и пунктуации можно найти в популярном  пособии Л.Г. Антоновой «Уроки риторики» и книге Д.Э. Розенталя и И.Г. Голуб «Секреты стилистики».

Основной курс начинается со знакомства  с  разделами науки  о  языке (§ 29). В § 30 «Понятие о литературном языке» рассматриваются нормы литературного языка, вводится понятие «культура речи». Можно дополнить теоретический материал следующими положениями:

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений.

Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Такая речь будет считаться образцовой.

2.4. ФОНЕТИКА

При изучении раздела «Фонетика» большое внимание уделяю орфоэпическим упражнениям, соблюдению орфоэпических норм.

Формирование орфоэпических умений и навыков – процесс длительный и трудный. В.В. Львов в своей книге «Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 – 9 классы» сформулировал и предложил учителям умения и навыки, формирование которых способно сделать речь школьников орфоэпически корректной:

  1. умение фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова и производить фонетический разбор;
  2. анализировать свою речь с позиций правильности - неправильности и оценки дикции;
  3. формирование у школьников потребность давать аргументированную оценку речи другого человека;
  4. учить читать и говорить правильно, подражая звучащему образцу;
  5. внятно и отчетливо произносить слова и звуки, соблюдать нормальный темп произнесения;
  6. читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой;
  7. обучать правильному и рациональному пользованию орфоэпическими словарями, словарями-справочниками…

Эти правила помогают правильно построить работу над фонетической стороной русской речи.

Раздел «Фонетика» изучаем с ребятами в форме телеигры  «Я ведущий программы «Доброе утро». Каждый урок русского языка начинается с утренней орфоэпической разминки, которую проводит с имитируемого телеэкрана ученик-ведущий программы «Доброе утро». Учащиеся проявляют творчество, мастерство, актерские способности. Каждый урок ребята ждут с нетерпением и с удовольствием принимают участие в телеигре.

Вот примерный текст ведущего:

Доброе утро, ребята!

Сегодня вторник, … сентября, с вами на I канале телеведущий программы «Доброе утро» Володин Максим. Предлагаю вам материал для разминки из рубрики «Произношение заимствованных слов»: академия, тезис, тест, рейтинг, сессия, фонетика, шоссе, майонез, крем, музей». (Слова написаны на карточках.)

Запомните: соблюдение орфоэпических норм – показатель высокой культуры. Желаю успеха!

Эффективным приемом выработки навыков культуры речи учащихся является работа в парах.


Следует отметить целесообразность продолжения работы по орфоэпии на уроках литературы. На уроках русского языка проводится обучение по нормам орфоэпии, а на уроках литературы полученные умения и навыки закрепляются и совершенствуются. Поэтому важно решить следующие задачи:

  1. Проводить орфоэпические комментарии до и после чтения художественных произведений.
  2. Обращать внимание школьников на произносительные особенности в речи персонажей как средство их речевой характеристики.
  3. Использовать ТСО для сознательного усвоения звучащего образца.
  4. Проводить орфоэпическую разметку текста при подготовке к выразительному чтению.

Во время знакомства с баснями И.А. Крылова мы говорим о необычном для современного языка произношении слов добычу («Волк и ягненок»), нейдет («Квартет»). Для    предупреждения       ошибки       в   произношении     рифмующихся слов одинок[ъ]й – далекой («Парус» М. Лермонтова) мы обращаем внимание на то, что прилагательное должно звучать с твердым [к], хотя такое произношение сейчас встречается редко.

Орфоэпическая разметка текста «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница») помогла учащимся при чтении наизусть не допустить ошибок в речи. Большой эффект дает прослушивание грамзаписей как средство обучения школьников образцам выразительной и правильной речи. (М. Пришвин «Кладовая солнца»)

Предлагаемая работа развивает речевой слух, языковой вкус школьников, повышает их произносительную культуру, воспитывает чутких, подготовленных читателей, способных воспринять и оценить особенности языка художественного произведения.

2.5. ЛЕКСИКА

В связи с существенными изменениями в лексическом составе русского языка серьезное внимание уделяю изучению раздела «Лексика». Уроки представляют собой творческую лабораторию: каждый ученик отвечает  за определенную тему, работает над материалом, проводит исследования, делает выводы, обобщения.

На первом уроке «Словарное богатство русского языка» (§ 55) в ходе беседы-лекции ребята в доступной форме узнают об общественных процессах и развитии современного русского языка. Считаю, что пятиклассники должны знать о тех изменениях, которые происходят в лексическом составе русского языка. Основную тревогу вызывают сегодня в российском обществе две проблемы: снижение уровня культуры речи и резкое увеличение числа заимствований в русском языке. На решение первой проблемы направлена федеральная программа «Русский язык», принятая Правительством  РФ в 1996 году. В рамках программы предусматривается система мер поддержки русского языка, работа по повышению уровня владения русским языком всех слоев населения.

Большое впечатление производят на ребят примеры, факты, статистические данные, изложенные в брошюре И.А. Стернина «Общественные процессы и развитие современного русского языка». Автор анализирует социальные причины, лежащие в основе многочисленных изменений, происходящих в современном русском языке, прослеживает конкретное влияние тех или иных социальных факторов на изменения в языке и общении. Существенным дополнением к уроку может стать материал из сборника научных трудов «Известия Воронежского педуниверситета», т. 246, 1997. Лекционный материал, насыщенный научной информацией в свете современных требований и изложенный в доступной форме, настраивает ребят на серьезную работу по повышению грамотности, речевой культуры и культуры общения.

При изучении тем «Омонимы» (§ 59), «Синонимы» (§ 60), «Антонимы» (§ 61), «Фразеологизмы» (§ 66) происходит знакомство учащихся со словарями, умением работать со словарной статьей. Необходимо показать пятиклассникам важность этой работы, пробудить у них интерес к изучению «мира слов», потребность обращения к словарю постоянно.

Работая над синонимами, антонимами, можно предложить ребятам конкурс, кто больше найдет стихотворений на эту тему. Например:

И. Токмакова

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару,

Дайте осинке

Пальто и ботинки,

Надо согреться

Бедной осинке.

Следует обратить внимание на выявление роли синонимов в речи, их стилистическую принадлежность. Ребятам нужно дать совет:

«Чтобы развивать в себе чувство языка, связанное с умением вслушиваться, вдумываться в слова, надо быть очень внимательным при чтении, чаще обращаться к словарям, научиться «читать словарь».

Например, научиться читать словарь синонимов – это значит уметь видеть, чем отличаются слова, входящие в один синонимический ряд (зябнет, дрожит, стынет, мерзнет), какую имеют стилистическую окраску.

Продолжая работать со словарями на каждом уроке, советую провести обобщающий урок по теме «Лексика» как театрализованное представление «Урок-словарь». Целью такого урока является повторение и закрепление знаний учащихся по лексике; совершенствование навыков работы со словарями; воспитание интереса к книге, к слову. В роли «словарей» выступают  ученики. Они готовят костюмы, подбирают эпиграф к уроку («Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» А. Франс), представляют интересный, занимательный материал о каждом словаре, рекламируют современные толковые словари («Большой словарь русского языка» под редакцией С.Д. Леденева, И.В. Ледовских и др. авторов). После практических заданий звучит вывод о том, что умение работать со справочной литературой, со словарем – одно из средств повышения языковой культуры учащихся.

Элементы интегрирования присутствуют на уроке «Заимствованные слова» (§ 56). С учителем английского языка задаем ребятам вопросы:

  • Почему слова из одного языка проникают в другой? Какими путями?
  • Что происходит со словами – «иностранцами» в русском языке?
  • Каково отношение общества к заимствованиям?

Эпиграфом к уроку могут стать слова В.Г. Белинского «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга». На конкретных примерах учитель английского языка показывает процесс заимствования и «приживания» иностранного слова в русском языке.

Итак, слово осваивается

  1. графически;
  2. фонетически;
  3. грамматически;
  4. лексически.

КОВБОЙ, КЕКС, КОМБАЙН и т.д.

В конце урока важно сделать вывод, что, благодаря заимствованиям, русский язык становится богаче, интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты. Но важно их правильное, умеренное использование в речи.

 В качестве домашнего задания можно предложить ребятам следующий вид работы: выписать из газет 4 предложения с заимствованными словами, подготовить выступления об этих словах.

Знакомство с темой «Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении» (§ 62) требует особой подготовки учителя к уроку. Наблюдая за разговорной речью учащихся на переменах, во внеурочное время, с сожалением замечаешь, что нарушение норм литературного языка приобретает массовый характер. Речь учащихся насыщена жаргонной лексикой, бранными словами. Иногда на уроке ребята не могут выразить мысль точно и ясно, прибегают к просторечным выражениям. В письменной речи учащихся также встречается ненормативное использование слов: «Но, чтобы  знакомые случайно не увидели, как она шляется во время рабочего дня по городу, Нина украдкой прошла в рощу» (Из  изложения ученика). Следует сказать, что в учебнике по русскому языку явно недостаточно упражнений на выявление и исправление ошибок в предложениях с ненормативными элементами. Уместны на уроке сценки «На перемене», «На футбольном поле», «В буфете», воспроизводящие реальные ситуации общения учащихся вне уроков, вне контроля за своей речью. Грубые, бранные слова «режут слух», мешают восприятию, вызывают чувство неприятия и отчуждения.

В ходе беседы ребята убеждаются в том, что необходимо овладеть нормами  литературного языка, что соблюдение языковых норм является свидетельством речевой и общей культуры, что правильная речь важна для каждого человека: она облегчает общение, дает возможность говорить ярко, точно, убедительно. Можно привести пример высказывания Д.С. Лихачева, патриарха русской культуры, который считает, что каждому человеку необходимо «работать над своей речью, контролировать себя – не просто высказываться, как Бог на душу положит, а постоянно думать о том, чтобы речь была внятной, четкой, лаконичной и избавленной от мусорных слов, которые произносятся для заполнения пространства».

Знакомство с диалектными словами (§ 62)  происходит на уроке-экспедиции. За несколько недель участники экспедиции получают задания: понаблюдать за речью своих товарищей и взрослых, найти ошибки в произношении слов, подобрать упражнения, способствующие выработке навыков правильного произношения звуков. Много пришлось потрудиться и художникам: они готовили карту с маршрутами, плакаты, лозунги для оформления кабинета.

Участники экспедиции познакомили ребят с диалектными словами. Они пояснили, почему один и тот же предмет зовется по-разному. Люди в старину ездили мало; часто человек за всю жизнь ни на один день не покидал  города или деревни, где родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие – понятные всякому человеку на Руси, а были местные – их знали и понимали жители одного города.

В Вологодской губернии (показывают на карте) пчелу называли медуница, кнут – витень, зеркальце – глядильце.

В Архангельской губернии (показывают) облака называли «небесья». Темная синева на горизонте перед восходом или заходом солнца – «бусова». Темь от нависших туч – «бухмарь». Когда небо заволакивает облаками, оно «бухмарится». Серебристые и округлые тучки перед грозой зовутся «быками».

Диалектные различия проявляются и в звуках речи. Самой распространенной диалектной фонетической ошибкой является произношение [г] как фрикативного. Жители Белгородской области произносят вместо звука [в] гласный [у]: [у]нук, [у]зял. Звук [ф] заменяется в диалекте на [хв], [к], [х]: [к]у[хв]айка, ту[х]ли. В говоре в некоторых словах можно услышать лишние звуки: [у]весь, пропуск звуков – спортился.

Сопоставив литературное произношение с местным, учащиеся обнаружили, что диалектное произношение во многих случаях не соответствует литературным нормам. Участники экспедиции предлагают классу практические задания, и ребята выполняют их с большим желанием и интересом.

Урок заканчивается выступлением одного из участников экспедиции, он обращается ко всем с речью: «Каждый из нас должен овладеть нормами русского литературного языка. Эти нормы едины, обязательны для всех людей, говорящих по-русски. Норма – это та граница, которую не должен переступать грамотный человек». Остальные участники выходят с лозунгами:

«Внимательно относитесь к собственной речи!»

«Вовремя поправляйте товарищей!»

«Постоянно сопоставляйте диалектное произношение с литературным!»

К следующему уроку учащиеся готовят сообщения о В.И. Дале, ученом, посвятившем свою жизнь изучению диалектов и составившем «Толковый словарь живого великорусского языка».

На уроке докладчики сообщили ребятам много полезного об этом удивительном человеке. Вот некоторые сообщения:

№  1.

В.И. Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. «Толковый словарь» - дело всей его жизни. Даль не был филологом, языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке – всюду записывал слова. Трудно поверить, что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек.

(Энциклопедический словарь юного филолога)


№ 2.

Золотой верблюд.

Очень много записал слов Даль во время русско-турецкой войны. Он служил военным врачом и жил среди солдат. Солдаты были вчерашние крестьяне со всех концов России. Они принесли с собой в армию свои слова. Тетрадки Даля быстро заполнялись…

Тетрадок и записных книжек в походе набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан. Даль запаковал слова в тюки и навьючил ими верблюда.

Однажды во время схватки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: годы его жизни и труда пропали вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней казаки отбили верблюда у врага и возвратили его хозяину.

На тетрадки противник не позарился – не велика ценность! А для Даля его записи были дороже золота.

В. Порудолинский

Творческую направленность имеют уроки по теме  «Фразеологизмы» (§ 66). Выступления с докладами о происхождении фразеологизмов (исторические справки), чтение наизусть басен И.А. Крылова, юмористические иллюстрации, рекламные объявления делают уроки яркими и насыщенными. Проявляют активность ребята при проведении игр «Аукцион» (в этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологизм), «Подбери синонимы» (Кот наплакал - мало), «Закончи фразеологизм» (Дрожит… как осиновый лист; катается… как сыр в масле) и т.д.

Высокий уровень культуры речи и соблюдение лексических норм требуют от говорящих точности не только в использовании отдельных слов, но и цельных устойчивых словосочетаний – фразеологизмов.

Обобщающее упражнение № 724 по разделу «Лексика» вызывает интерес у учащихся (Решение кроссворда развивает мыслительную деятельность, применение знаний на практике, смекалку).

2.6. МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Следующий раздел русского языка – «Грамматика. Морфология». При изучении темы «Имя существительное» (§ 70-72) усложняю материал по культуре речи, ввожу тестирование как метод проверки знаний. Практическую ценность для меня представляют новые учебные  пособия О.В. Загоровской и др. авторов: «Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка»; «Пособие-практикум для подготовки к ЕГЭ». Теоретический материал, упражнения, тесты по культуре речи могут быть использованы учителем на уроках русского языка.


Например:

  1. Отметьте существительные, относящиеся к мужскому роду:

А) пианино                        Б) мышь

В) тюль                        Г) мозоль.

Советую при закреплении темы «Нарицательные и собственные имена существительные» (§ 70-72) провести урок ономастики «Что в имени тебе моем?» Ономастические сведения учащихся о происхождении своего имени, о стилистических нормах в речи имени собственного вызывают у пятиклассников живой интерес и желание продолжить исследование по этой теме.

Например:

Светлана – русск.; от основы светлая.

Ум. ф.: Светланочка, Светланка, Света, Светка, Лана, Ланочка.

Это удивительное по красоте имя еще ждет своих исследователей. В святцах его не было. С любопытством вникают ребята в тайну имени, интересуются загадочным словом «святцы». Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке – сформировались как отдельная книга не ранее XV века. Содержали около 9 тыс. имен, большинство из которых теперь накрепко забыты. О процессе наречения по святцам наглядно повествует стихотворение Ю. Ливеровского:

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То-хошь – не хошь – Иероним!

Необходимо напомнить ребятам о культурном обращении друг к другу, о соблюдении правил речевого этикета.

Изучая имя существительное, ребята испытывают затруднения при образовании формы родительного падежа множественного числа. Например, грабли – нет граблей или грабель? Правильный ответ заносим в таблицу «Запомни!». Грабли – нет граблей.

2.7. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Целью уроков по систематизации и обобщению изученного по культуре речи является повторение материала о речевой культуре человека; орфоэпической правильности речи; лексической норме; морфологической норме; фразеологизмах и употреблении их в речи, словарях.

Проведение сдвоенного урока русского языка в форме КВНа по культуре речи за курс 5 класса не оставляет равнодушным никого.

Наш КВН начался с чтения стихотворений о русском языке. Затем команды обменялись приветствиями. Стихи и тексты песен ребята сочинили сами. После взаимных приветствий команды приступили к разминке. Были и творческие командировки, и литературный конкурс, и решение кроссвордов, и конкурс капитанов. Всё ребята выполняли с удовольствием!

Такие занятия активизируют творческие силы учащихся, развивают их способности, о которых порой они сами и не подозревают. Это всегда радостно учителю, потому что начинаешь замечать, как ребята тянутся к книге, учатся любить и чувствовать красоту русского языка, русской речи.

Учебный год завершается «Итоговым экзаменом по культуре речи». В вопросах содержится материал за курс пятого класса. Сравниваю результаты на начало и конец учебного года, вручаю призы учащимся с высоким рейтингом, определяю задачи на новый учебный год.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исходя из опыта работы, можно утверждать, что школьный курс русского языка может служить основой для систематического обучения учащихся правилам культуры речи. Последовательное поэтапное изучение вопросов речевой культуры, соответствие теоретического и практического материала возрастным особенностям учащихся, применение эффективных методов и приемов на уроке, использование современных педагогических технологий приводят к положительным результатам по данной проблеме.

Особая роль отводится применению игровых технологий на уроках. Игра, по мнению психологов, является источником радости для человека, потому что она реализует духовную потребность, природный интерес. Человек во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психологического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, произвольное     внимание    и  запоминание,  усвоение (см.  об  этом: Васильев В.В., 2003).

Так, на вводном и заключительном уроках были использованы имитационные игры («Вступительный экзамен» и «Итоговый экзамен»). При изучении раздела «Фонетика» большой интерес вызвала телеигра «Я ведущий программы "Доброе утро"»; игра-сказка «Теремок» (раздел «Орфография»).

Нестандартные уроки по теме «Лексика» (урок-словарь, урок-экспедиция, урок ономастики в разделе «Орфография») способствовали стимулированию познавательной деятельности учащихся, раскрытию творческих способностей учащихся, формированию нестандартных умений и навыков в усвоении лексического материала. Следует отметить и воспитательную значимость этих уроков для учащихся.

Тестирование необходимо как метод проверки знаний в системе работы по культуре речи.

Рейтинговая система оценки знаний на заключительном этапе работы позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, увидеть рост уровня речевой культуры каждого ученика и класса в целом.

Основываясь на результатах данной работы по культуре речи на уроках русского языка в 5 классе можно приступать к планированию программного материала на следующий год, используя при этом накопленный опыт, обновляя и усложняя содержание уроков в соответствии с современными требованиями, учитывая методические рекомендации ведущих специалистов.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонова Л.Г. Уроки риторики. / Л.Г. Антонова. Ярославль. 1977.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. / В.В. Бабайцева. М. 1993.
  3. Васильев В.В. Игровые технологии. / В.В. Васильев. Современные педагогические технологии. Воронеж. 2003. С. 36-41.
  4. Введенская Л.А. Русское слово. / Л.А. Введенская. М. 1983.
  5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. / Б.Н. Головин. М. 1980.
  6. Горбачевич Н.С. Нормы     современного   литературного языка. /      Н.С. Горбачевич. М. 1981.
  7. Загоровская О.В. Русский язык и культура речи. Нормы литературного языка. / О.В. Загоровская. Воронеж. 2003.
  8. Загоровская О.В. Русский язык. Пособие-практикум для подготовки к ЕГЭ.  / О.В. Загоровская. Воронеж. 2004.
  9. Загоровская О.В. Модернизация  школьного  образования  в области родного    русского    языка   и     задачи    лингвистической  науки. / О.В. Загоровская. Известия Научно-координационного центра по профилю «филология». Выпуск 2. Воронеж. 2004. С. 59-63.
  10. Загоровская О.В. Состояние русского языка на исходе XX века. / О.В. Загоровская. Известия Воронежского педуниверситета.  Воронеж. 1997. С. 5-10.
  11.  Леденев С.Д. Большой словарь русского языка. / С.Д. Леденев. М. 2003.
  12. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 – 9 классы. / В.В. Львов. М. 1989.
  13. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. / Д.Э. Розенталь. М. 1999.
  14. Русский язык в школе. 1991. № 2. С. 46-47.
  15. Русский язык в школе. 1991. № 6. С. 33-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по культуре речи

Предложены различные задания...

Самостоятельная работа по Культуре речи

Самостоятельная работа по Культуре речи...

Методическая разработка на тему "Система работы по культуре речи и стилистике в среднем звене общеобразовательной школы"

Перед современной школой стоит множество задач, одна из которых – формирование речевой культуры, являющейся показателем общей и коммуникативной культуры личности.Средний школьный возраст &ndash...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Работа над культурой речи в общеобразовательной школе на уроках русского языка

Работала одновременно по авторским программам Ладыженской и Репкина (классы РО и ТО), поэтому была возможность сравнить программы, найти плюсы каждой программы....

Презентация "Работа по культуре речи на уроках русского языка"

Лекционный материал на тему6 "Работа по культуре речи на уроках русского языка"...