Методическая разработка на тему "Система работы по культуре речи и стилистике в среднем звене общеобразовательной школы"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс) по теме

Загирова Галия Фариховна

Перед современной школой стоит множество задач, одна из которых – формирование речевой культуры, являющейся показателем общей и коммуникативной культуры личности.

Средний школьный возраст – это период интенсивного развития речи, культуры общения и коммуникативных качеств личности. На данном этапе обучения важно развивать в детях умение грамотно излагать свои мысли, повышать уровень русской речевой культуры учащихся, вооружать их необходимыми теоретическими знаниями по культуре речи и стилистике, организовать наблюдение за образцами хорошей речи, формировать у учащихся бережное и уважительное отношение к русскому языку как феномену человеческой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Загирова Галия Фариховна

Ермекеевский район РБ, МОБУ СОШ с. Ермекеево

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ И СТИЛИСТИКЕ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Перед современной школой стоит множество задач, одна из которых – формирование речевой культуры, являющейся показателем общей и коммуникативной культуры личности.

Средний школьный возраст – это период интенсивного развития речи, культуры общения и коммуникативных качеств личности. На данном этапе обучения важно развивать в детях умение грамотно излагать свои мысли, повышать уровень русской речевой культуры учащихся, вооружать их необходимыми теоретическими знаниями по культуре речи и стилистике, организовать наблюдение за образцами хорошей речи, формировать у учащихся бережное и уважительное отношение к русскому языку как феномену человеческой культуры.

Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое:

1) овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью;

2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

3) формирование умений и навыков связного изложения мыслей [3].

Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что выпускники средней школы должны быть готовы свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности. Добиваться планируемых программой результатов обучения удаётся лишь в том случае, если работа по развитию речи пронизывает весь процесс обучения, если знания о языке и речи, которые учащиеся получают, изучая строй языка, используются для формирования речевых умений.

Работу с текстом на уроках русского языка принято считать одним из важных условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи [2;27]. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Знания о тексте накапливаются у учащихся постепенно, начиная с 5-го класса, поэтому при отборе текстового материала и формулировании заданий для его анализа необходимо учитывать особенности восприятия текста учащимися каждого класса и строго придерживаться учебных программ по русскому языку. Очень ценным в работе над текстом является система заданий по обучению редактированию написанного. Уже в 5-м классе учащиеся знакомятся с основными требованиями к содержанию текста и основными типами логических, фактических, речевых и грамматических ошибок. Сначала дети учатся видеть и исправлять ошибки в отдельных предложениях. Затем отрабатывается умение устранять логические ошибки в построении текста: учащиеся перестраивают текст, собирают его заново. Далее работа продолжается над коррекцией речевых ошибок и недочетов. В книге Н.Е. Богуславской «Методика развития речи на уроках русского языка» предлагаются варианты работы над предупреждением и исправлением таких ошибок [1].

Например, значение непонятного слова предложить растолковать с помощью понятных (знакомых) слов, используя синонимы. Целесообразно при этом использовать толковые словари русского языка, школьный словарь синонимов русского языка.

Велика роль анализа проверенных изложений и сочинений в предупреждении и исправлении речевых ошибок. На таких уроках зачитываются сочинения и изложения учащихся, разбираются недочеты в содержании и правописании, исправляются орфографические ошибки.

Такие уроки позволяют сосредоточить внимание учащихся на конкретном виде ошибок, что является успешной подготовкой при проверке и редактировании самостоятельно составленных текстов.

В качестве примера приведём материал одного из таких уроков в 7-ом  классе.

– Перед вами, ребята, работа вашего одноклассника Саши Федорова. Мы дали ему задание написать сочинение о том, как он получил двойку. Вот что у него получилось.

Сочинение

Как я получил двойку на уроке русского языка?

Почему я получил двойку на уроке русского языка? Я напишу, как всё произошло, почему произошло, докажу, что это случайная двойка.

Вообще-то я учусь хорошо и всегда выполняю все домашние задания. Но вчера в классе было очень шумно: мы пришли на урок после физкультуры, где играли в очень интересную и смешную игру. Все были так возбуждённые, что они не могли успокоиться. Учительница никак не могла начать урок и стала сердиться. Наконец, она стала вызывать учеников по фамилии. Но я не услышал, как она несколько раз повторила мою фамилию. Тогда Зинаида Павловна, она поставила мне двойку в журнал.

Я считаю, что это несправедливая и случайная двойка.

– Воспользовавшись знаниями по редактированию текста, попробуйте исправить текст Саши. Запишите получившееся сочинение. Через несколько минут мы проверим, как вам удалось его отредактировать.

Отрывок редактированного текста самим Сашей

– Читая уже написанный текст, я заметил, что очень часто употребляю одни и те же слова: очень шумно – очень интересная игра, не могли успокоиться – не мог начать урок, стал сердиться – стал вызывать.

Прежде всего, мне удалось ликвидировать повтор в последних словосочетаниях: я заменил слово стала словом начала: начала вызывать учеников по фамилии. Затем я подумал: нужно изменить предложение Учительница никак не могла начать урок… на другое: Учительнице никак не удавалось начать урок…

В процессе выполнения таких заданий учащиеся «открывают для себя» закономерности употребления языковых единиц разных уровней в устной и письменной речи.

В сохранении норм речевой культуры учащихся неоценимую роль оказывают словари современного русского языка, систематическое использование которых на уроках способствует развитию у школьников лингвистического мышления, позволяет им более глубоко проникать в природу языковых единиц разных уровней, развивает потребность постоянного обращения к справочной литературе.

Важное место по предупреждению и устранению речевых ошибок занимает использование специальных упражнений на уроках русского языка, на основе которых учащиеся учатся исправлять ошибки, аргументируя свою позицию и исходя из норм современного русского языка.

Таким образом, систематическая работа над развитием речевой культуры учащихся на уроках русского языка создаёт условия для воспитания личности, реализующей свои способности на интеллектуальном, речевом и духовно-нравственном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславская Н.Е. и др. Методика развития речи на уроках русского языка: пособие для учителей / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова / Под редакцией Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.

2. Киверина Н.А. Работа с текстом на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся // Русский язык и литература. Всё для учителя. – 2012. – № 11. – С. 27.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка проектной технологии при обучении информатике в среднем звене общеобразовательной школы

Курсовая работа по теме "Разработка проектной технологии при обучении информатике в среднем звене общеобразовательной школы"...

Программа родительского всеобуча в среднем звене общеобразовательной школы по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности

Создание условий для взаимного сотрудничества родителей и педагогов по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности....

Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ

В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...

Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ

В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...

Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы

Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня, когда в стране идет внедрение ФГОС  второго поколения, школ...

Статья "Коммуникативная методика на урокх английского языка в среднем звене общеобразовательной школы"

Статья посвящена аспектам преподавания английского языка в среднем звене, то есть в 5 -7 классах общеобразовательной школы. В этой статье рассматриваются осно...