Работа над культурой речи в общеобразовательной школе на уроках русского языка
статья по русскому языку (7 класс)

Лютова Татьяна Эдуардовна

Работала одновременно по авторским программам Ладыженской и Репкина (классы РО и ТО), поэтому была возможность сравнить программы, найти плюсы каждой программы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над культурой речи в общеобразовательной школе на уроках русского языка.

Система работы педагога по формированию речевой культуры школьника на уроке состоит из следующих компонентов:

1. Диагностика степени сформированности речевой культуры

школьника с целью выявления общего отношения к изучению данного

предмета и для разработки программы коррекции при планировании

дальнейшей работы на основе полученных данных.

2. Перспективное планирование развития положительной учебной

мотивации каждого ученика с учетом следующих факторов:

- опора на достижения учащегося и зону развития его учебной

мотивации: что знает ученик (знания), как он умеет учиться

(учебная деятельность), как может учиться (обучаемость), как

умеет ставить и реализовывать цели;

- оптимистическая позиция учителя состоит в том, что у

каждого ученика есть определенный уровень положительной

мотивации, на который можно опереться, и перспективы,

резервы его развития.

3. Организация активной речевой деятельности учения, исходя из

4-х фаз порождения высказывания, выделенных психологами

( Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого

высказывания. – М., 1969). Обучение речевой культуре предполагает

формирование у учащихся умений, обеспечивающих все четыре фазы

порождения высказывания.

Методическая интерпретация позволила Т. А. Ладыженской составить

перечень умений, необходимых для успешной речевой деятельности.

1 фаза. Ориентировка в ситуации общения: умение осмысливать и

хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и

основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем

высказывания), т.е. формировать замысел будущего речевого произведения.

2 фаза. Планирование содержания высказывания: умение в

соответствии с замыслом собирать материал для речи, пользуясь различными

источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей,

радио- и телепередачами, научными и публицистическими материалами,

произведениями искусства, в том числе и художественной литературой),

систематизировать его, составлять план будущего высказывания с

ориентацией на замысел.

3 фаза. Реализация замысла во внешней речи: умение в соответствии

с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи, разнообразными

языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой

ситуации.

4 фаза. Контроль за результатами речевой деятельности: умение

видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать написанное в соответствии с замыслом.

Сравнение этого перечня с тем, который предусмотрен разделами

программы по культуре и развитию речи для 5 – 9 классов, показывает, что

многие из необходимых речевых умений уже представлены в школьном

курсе языка. Однако названы далеко не все речевые умения, их

формулировки недостаточно сориентированы на разработанную в теории

речевой деятельности модель порождения высказывания, в учебниках

отсутствуют виды работы и конкретные рекомендации по формированию у

школьников привычки и умения на каждой из четырех фаз продуцирования

речи учитывать основные компоненты ситуации общения. Для формирования указанных умений необходимо предлагать учащимся такие задания, которые требуют не просто составления текста (изложения или сочинения), но содержат заданные условия общения, описание речевой ситуации, естественной или условной (учебной). Такие упражнения называют ситуативными. Следует отметить, что использование на уроках ситуативных упражнений значительно повышает практическую направленность занятий по русскому языку и интерес к ним со стороны учащихся. Причем это достигается за счет тех возможностей, которые заложены в самом содержании предмета, внутренне присущи ему. При решении ситуативных задач, анализируя речевую ситуацию, учащиеся могут самостоятельно овладевать новыми знаниями и навыками по культуре общения и осваивать коммуникативные умения.

1. Задачи и содержание работы по культуре речи на уроках русского языка в 7 классе.

Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности. Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.

2. Методика обучения навыкам культуры речи в 7 классе.

2.1. Методика традиционного обучения по программе Ладыженской.

В 6 - 7  классах продолжается работа над заложенными ранее умениями и в то же время начинается специальная работа над некоторыми новыми разновидностями коммуникативных навыков. В этот период усиливается внимание к компонентам речевой ситуации и к речевым жанрам.

В соответствии с требованиями программы по развитию связной речи в 7 классе проводится работа над описанием внешности; над сочинением-рассуждением с обратным доказательством; над «вымышленными» («выдуманными») рассказами; над умением составлять сложный план; над умением подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания; над умением собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом его темы и основной мысли; над умением выступать на основе собранных материалов. К этому умению примыкают упражнения, в которых требуется выступить на лингвистическую тему. Эта работа — углубление и усложнение начатого в 5 – 6 классах обучения устным и письменным высказываниям. Так, в 5 классе дети учились описанию отдельных предметов и животных, в 6 классе занимались описанием природы и помещения, а в 7 -  они будут описывать внешность людей и их действия.

Если в 6 классе учащиеся знакомились с рассуждениями дискуссионного характера («Правильно ли поступил в таком-то случае?»), то в 7 классе основным видом рассуждения будет более сложная его форма - рассуждение с обратным доказательством (доказательством от противного).

Основным видом сочинения повествовательного характера в 6 классе был  рассказ на основе услышанного или увиденного, а в 7 - основным видом сочинения-повествования является более сложная его форма — вымышленный (выдуманный) рассказ (на основе сюжетной схемы).

Следуя программным требованиям,  школьники учились строить предложения, используя при этом различные конструкции, обучались устным и письменным изложениям и сочинениям.

Изложения и сочинения в их наиболее сложных вариантах (изложение больших текстов с собственными критическими замечаниями по поводу содержания излагаемого, сочинения-рассуждения на общественно-политические темы) требуют от учащихся сложного комплекса умений и навыков:

а) навыки правильного построения предложений самой различной, в том числе и осложненной, конструкции и соединения этих предложений в логически стройное целое;

б) навыки пользования запасом слов учащихся, количественно и качественно обогащенным в школе;

в) навыки применения на практике знаний по грамматике, использования их в стилистических целях;

г) навыки пользования выразительными средствами языка;

д) навыки правильного письма (с орфографической и пунктуационной точек зрения).

В школьной практике используется большое количество видов изложений, различающихся по содержанию, цели, объему, по отсутствию или наличию плана и условиям его составления, по степени усложненности изложения дополнительными заданиями. Так, в 6 классе проводят подробное и выборочное изложения повествовательных текстов, содержащих характеристику действующих лиц.  В 7 классе в программу обучения вводят сжатое изложение текстов публицистического характера, изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.

Успешная работа над сочинением или изложением определяется и подготовительной работой по развитию речи. Развитие речи учащихся на подобных уроках систематически осуществляется и при выполнении упражнений следующего типа:

- конструирование предложений разных типов (при условии реализации самых разнообразных грамматических правил, изученных учащимися);

распространение (в том числе и дописывание) предложений с соблюдением определенных условий грамматического и стилистического характера;

- вставка пропущенных слов и словосочетаний (в том числе и таких, которые в данном тексте используются как средства изобразительности - эпитетов, метафор);

- подбор ряда предложений (придуманных учащимися или из текстов изучаемых художественных произведений) на предложенную учителем тему или по демонстрируемой на уроке картине;

- грамматический разбор с анализом значений (смысла) предложений и состава слов (уяснение значения слова в целом и отдельных его морфем - приставок, суффиксов).

В ходе работы над изложением или сочинением учитель должен дать учащимся первоначальные навыки: научить отбирать материал, выделять главное, опускать детали, избирать наиболее желательную форму языкового выражения (например, как поступать, если начало текста — диалог), составлять план и рассказывать по плану, научить заканчивать рассказ [Ладыженская, 2003, Бройде, 2001].

Таким образом, такой принцип построения работы, дает возможность не только повышать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и совершенствовать их устную и письменную речь. Такая работа в итоге позволяет судить о знании учеником фактического материала, об умении пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей. В конечном счете работа, проводимая по традиционной методике, должна обеспечить умение учащихся рассказать о чем-либо по плану, в определенной последовательности, не нарушая логики в развитии событий, формулировать выводы и доказательства к ним, обобщать. Традиционная методика дает учащимся необходимую базу знаний, но она не развивает творческий потенциал ребенка, не учитывает индивидуального и творческого подхода к каждому виду урока.

2.2. Методика развивающего обучения по программе Репкина.

В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новый творческий продукт. Ведь неуклонное улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка» (Л.С.Выготский).

Целью педагогической деятельности  данной методики является интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Постановка задач, способствующих достижению данной цели Формирование речевых умений и навыков составляют основу следующих видов компетенций: - лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; - языковую компетенцию, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм; - коммуникативную компетенцию, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; - интеллектуальную компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно- познавательной единицы.

     Учебник по русскому языку под редакцией Репкина имеет богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся. Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Ребята должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко их воспроизводить, а затем использовать для проведения самодиктантов. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

      Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами, как антиципация (предвидение), системой интеллектуально-лингвистических упражнений, способствующих формированию и развитию логического мышления в сочетании с повышенной речевой активностью школьников. Получаем возможность улучшить коммуникативные навыки, орфографическую грамотность, интенсивно развивать его устную речь, существенно повышать общий интеллектуальный уровень. Урок должен начинаться с мобилизующего этапа, например, словарной работы, затем дети решают логико-лингвистическую задачу (формулируют тему и цель урока) и оформляют ее в виде небольшого текста - умозаключения. На доске запись: Цель урока: 1) познакомиться с… 2) научиться… Во время изучения нового материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Учитель готовит учебный материал, предусматривает последовательность мыслительных операций, а на уроке направляет ход учебных действий.

Большое значение имеет общение ученика и учителя, речевая активность на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем, и друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью. Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Также результативными являются такие формы и методы организации работы на уроке как: - комплексная работа с текстом; - лингвистический анализ текста (приложение № 4); - тематические (речевые) уроки; - «самодиктантыu»; - лексические разминки; - сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение; - редактирование текста; - различные виды диктантов; - интеллектуально-лингвистические упражнения; - работа с текстами-миниатюрами; - сравнение 2-х текстов; - письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Формы и методы работы во вспомогательной школе на уроках русского языка

Доклад о формах и методах работы на уроках русского языка во вспомогательной школе...

Нормативный аспект культуры речи (материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)

Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших  классов и призван обеспечить более высокий уровень язы­ковой подготовки учащихся. Данный курс носит межпредмет...

Успешная социализация личности в условиях современной общеобразовательной школы на уроках русского языка и литературы

В век компьютерных  технологий перед учителем русского языка и литературы стоят нелегкие задачи: привить интерес к своему предмету, воспитать вкус к слову. А самое главное – чтобы учен...

"Виды работ по развитию речи с детьми ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

описываю методы, которые применяю при работе с детьми ОВЗ на уроках....

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...