«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями через реализацию комплекса мероприятий с Центром Духовное просвещение»
учебно-методический материал по теме

РазаковаТатьяна Викторовна

Государство и Русская Православная Церковь едины в оценке негативных последствий кризиса

 духовности и человечности в обществе. В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина, 

к Федеральному Собранию отмечается, что «… духовное единство народа и 

объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития страны, 

как политическая и экономическая стабильность. Мы должны опираться на базовые 

морально – нравственные ценности, выработанные народом

 России за более чем тысячелетнюю свою историю». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Научно-практическая конференция

«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями через реализацию комплекса мероприятий с Центром Духовное просвещение»

Подготовила: Разакова Т.В., воспитатель

реабилитационного отделения детей

с ограниченными возможностями

Обращение государства к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно.  Нынешняя общая духовная ситуация в России печальна -  падение нравственности  продолжается. Нравственная деградация, утрата смысла жизни,  культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот основные  характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

Государство и Русская Православная Церковь едины в оценке негативных последствий кризиса духовности и человечности в обществе. В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина, к Федеральному Собранию отмечается, что «… духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития страны, как политическая и экономическая стабильность. Мы должны опираться на базовые морально – нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю».

Таким образом, в современных условиях возникает острейшая необходимость в практической разработке вопроса духовно – нравственного воспитания несовершеннолетних.

Адаптация детей – инвалидов в среде здоровых сверстников нередко проходит проблематично. Многие дети с особенностями развития не имеют реального представления о своем потенциале, так как в семьях они воспитываются в  условиях либо повышенной опеки, либо неадекватной требовательности.  

 Выходя в современный социум, дети испытывают либо недостаток внимания, либо,  наоборот, слишком навязчивое  предложение помощи и пристальное внимание. Для успешной социализации необходима как раз золотая середина, а так же специально организованная педагогическая и семейная среда.

На протяжении нескольких лет реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья проводит работу с целью повышения уровня духовно-нравственной воспитанности подрастающего поколения.

Работа реализуется по двум направлениям:

 - воспитательно-образовательное направление – реализуется на базе отделения;

- духовно-нравственное направление – реализуется в тесном сотрудничестве с педагогами ЧУДО «Центра «Духовное просвещение».

Воспитательно-образовательное направление.

Осознавая важность задач по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями, сотрудники реабилитационного отделения детей с ограниченными возможностями разработали и в течение ряда лет реализовали на базе отделения комплекс мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие детей и подростков.

Так в 2011 году реализовывалась программа «Юный патриот», в 2012 году проект «Мир вокруг нас», в 2013 -  социально-реабилитационная программа «Наша Родина – Россия», а в 2014 - социально-реабилитационная программа «Зелёная планета».

Основной идеей реализованных социальных проектов выступает  потребность общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Целью программных мероприятий данных социальных инициатив  является формирование нравственных ценностей у детей с ограниченными возможностями через интегративное взаимодействие семьи, религиозных учреждений и учреждений культуры города.

Деятельность детей в реабилитационном отделении  организована на основе принципов  творческого подхода, комплексности и системности.

Мероприятия проводились в триаде тесного сотрудничества: дети – педагоги  реабилитационного отделения – родители  детей с ОВ.

Чтобы заложить основы духовно-нравственной личности, мы приобщали детей старшего возраста к традициям русской культуры,  пополняли представления о нашей стране, крае, народе, обычаях, культуре.

Были проведены диагностические исследования детей по изучению представлений и знаний о родном городе, стране; определены уровни познавательной и практической деятельности.

В работе   использованы следующие группы методов:

1. Наглядные (на экскурсиях использование экспонатов - национальные костюмы, домашняя утварь, изделия декоративно-прикладного искусства и пр.).

2. Словесные (беседа, использование фольклора и пр.).

3. Игровые (настольные, сюжетно-ролевые, сюрпризные моменты).

Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: экскурсиях, развлечениях, народных праздниках, игровой деятельности,  чтения и рассматривания литературы, просмотра видеороликов на нравственно-патриотические темы, по трём направлениям: моя малая Родина, моя семья, моя страна.

I направление. Моя малая Родина. 

Посещая занятия в Музее истории нашего города, дети знакомились с историей  Ханты-Мансийского автономного округа. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе, сыграло большую роль в формировании исторического сознания детей.

Повышая уровень знаний детей о родном городе, мы побывали в музейно-выставочном зале на тематических занятиях: «Знакомьтесь - музей»,  «По улицам города»; посетили экспозиции: «Профессия - нефтяник»,   «Народный костюм хантов и манси», посетили выставки местных художников «Природа родного края», «На Югорской земле», «Тропами экспедиций».

Материалы по истории нашего города и округа, собранные краеведами,  позволили познакомить детей с социально-экономическим и культурным становлением края.

Как показала практика, наиболее запоминающимися и эффективными стали формы и методы работы,  где широко применялась наглядность и где дети сами были активными участниками.

В ходе экскурсий и наблюдений  мы опирались на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края, что вызывало у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал.

Поэтому работа продолжалась и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие чувство любви к своему городу,  природе позволили создать детям выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также помогли задуматься над отношением к миру природы.

       На музыкально-досуговых  занятиях дети приобщались к русской культуре.

В отделении стало традицией проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «День защиты детей» и др..

      Работа с детьми по ознакомлению с родным краем проводилась и в книжном уголке, где выставлялись книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).

Используя в работе краеведческий материал (наборы открыток, картины, слайды), мы старались воспитывать детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края,  тем самым формировали чувства гордости и любви к родному краю. Знакомя с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, расширили представления о родном крае, городе.

II направление. Моя семья.

Важным условием для реализации данного направления являлась тесная взаимосвязь с родителями. Ещё в 1928 году протопресвитер Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье…Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья…». Поэтому, родители стали активными участниками данного направления работы.

Знакомство с  историей семьи вызывало у детей интерес к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по вопросу истории семьи способствовало формированию бережного отношения к традициям, сохранению  семейных связей. Родители вместе с детьми с большим интересом составляли генеалогическое древо своей семьи, с удовольствием рассказывали о своих семейных традициях, делились опытом приготовления национальных семейных блюд.

Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов дети знакомились с позиции родной культуры. Учителями здесь являлись родители наших воспитанников.

III направление. Моя страна.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для детей с ОВ является, игра. При этом мы имели в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народные праздники являлись именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействовали на эмоциональную сферу детей.

Это помогло детям лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет народные праздники и события. Эта периодичность позволила детям усвоить данный материал, постепенно усложняя и углубляя его.

Встречи с интересными людьми – ветеранами ВОВ и труда,  расширили знания детей о Великой Отечественной войне. Дети побывали на экскурсии возле  Вечного огня, возложили цветы, почтили память погибших минутой молчания.

Проведены природоохранные акции:

- «Каждому уголку города – заботу и внимание» (уборка закрепленной территории)

- «Ёлочка - зелёная иголочка»

- посадка семейной рябиновой аллеи и познавательные мероприятия  для детей «День земли», «День защиты животных», «День птиц», «День воды» и др..  

Таким образом, проведённая работа не прошла даром. Дети научились чуткости, доброте, отзывчивости, у них чаще стали проявляться духовно-нравственные качества.

Следующее направление духовно-нравственное.

Работа по духовно-нравственному  направлению проводилась на базе Центра «Духовное просвещение» вместе с педагогами, родителями и детьми.

Целью этого направления является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения художественно-эстетическими средствами; через приобщение юного поколения к православной и мировой культуре; возрождение традиций народного творчества.

Формы работы: православные учения, тематические занятия, экскурсии, мастер-классы, выставки.

Детям нравится принимать участие в православных учениях: «Не в силе Бог, а в правде!», «Человек и Бог в православии», «Подвиг христианской жизни (О Заповедях Божьих)»; о нравственных основах семейной жизни «Семья в моей жизни».

С целью приобщения детей и подростков к православной культуре, воспитания чувства патриотизма и любви к Родине; развития навыков декоративно-прикладного творчества и сохранения лучших традиций народного творчества дети и их родители ежегодно принимают активное участие и являются дипломантами городских выставок, проводимых Центром «Духовное просвещение»: «Красота Божьего мира», «Весенний вернисаж», «Чудо-писанки и рушники».

Особенность русских народных игр  имеет нравственную основу, обучает развивающуюся личность навыкам установления социальных контактов.

Знакомство с православными праздниками и народными традициями проходило во время Масленицы и на таких мероприятиях как «Хоровод Весны», «Ах, эта Ярмарка, Ярмарка…», «Пасха», «Рождественские колядки».

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Дети отправлялись в увлекательное путешествие по истории праздника «Рождество Пресвятой Богородицы». Принимали участие в рождественском утреннике «В гости к нам приходит Рождество», где знакомились с историей праздника. Силами театральной и хоровой студий Воскресной школы был подготовлен рождественский спектакль «Снежная королева»,  который вызвал бурю положительных эмоций у детей с ограниченными возможностями.

Существует глубокая русская традиция проведения  праздника   Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, дети открыли для себя  интересный духовно-нравственный смысл праздника, познакомились с русской духовной поэзией, разучили рождественские колядки.

Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей реализовывалась при посещении  Центра Духовного просвещения, где прошёл открытый урок  «Выбор Александра Невского – выбор России».

Дети побывали на экскурсии в Храме Александра Невского и церкви Пресвятой Богородицы. Интересно прошла встреча с отцом Иоанном, дети приняли участие в богослужении.

В ходе экскурсий дети познакомились с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской: Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других. Все герои Отечества являются высоким нравственным примером для  детей.

Духовная литература таит в себе громадную силу воспитательного воздействия. В реабилитационном отделении организована и постоянно действует духовно-просветительская выставка книг для детей с ограниченными возможностями и их родителей. Книги помогают пробудить у детей чувство любознательности, способность оценить красоту родного края, моральные принципы людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле. Дети с удовольствием слушают чтение детской Библии, рассматривают детский православный журнал «Сибирячок».

Родители также заинтересованы в знакомстве детей с православными канонами, многие из них брали книги домой,  делились впечатлениями о прочитанном.

Мы старались вовлечь родителей детей в процесс духовно-нравственного воспитания. Родители побывали на экскурсиях вместе с детьми в храмах, посетили мастер-классы по художественно-прикладному творчеству,  приняли участие в выставках. Родители отметили, что проведение совместных мероприятий с Центром Духовного просвещения способствует  формированию духовно-нравственных ценностей детей.

Работа по формированию духовно-нравственных качеств показала положительные результаты: у детей сложились товарищеские отношения, они научились устанавливать контакты, договариваться, стали реже ссориться, стали отзывчивее друг к другу, выполняют дружно общие поручения, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу и стараются помочь окружающим людям. По результатам опроса, родители отмечают, что дети стали более самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, у детей появились практические умения и навыки для внесения доступных их возрасту и состоянию здоровья позитивных изменений в окружающий мир. Расширились представления о христианских праздниках, традициях, обычаях. Дети  вместе с родителями  ходят на воскресные и праздничные службы.

Достигнуты следующие количественные результаты:

- в 2013 году для получателей услуг РОД сотрудниками  ЧУДО «Центра «Духовное просвещение» было проведено 10 бесед, 4 мастер-класса, 2 выставки. В этих мероприятиях приняли участие 36 детей с ОВ и 7 родителей.

- в 2014 году – 8 бесед, 3 мастер-класса, 3 выставки. Участие приняли 42 ребёнка  и 15  родителей.

- в 2015 году – 9 бесед, 2 мастер-класса, 2 выставки. Участие приняли 49 детей  и 29  родителей.

Представленные данные позволяют прийти к выводу в том, что сфера сотрудничества Учреждения социального обслуживания населения и «Центра «Духовное просвещение» ежегодно расширяется.

Проводимая работа способствует формированию нравственных ценностей у детей с ограниченными возможностями,  укреплению внутрисемейных отношений, установлению социального партнёрства.

На 2016 год также намечен план мероприятий.

Опыт работы по  духовно-нравственному воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями  распространён в  ходе участия в  заочном региональном этапе II Всероссийского конкурса «Семья – основа государства», а так же опубликована статья   «Духовно-нравственное воспитание и развитие ребёнка с ограниченными возможностями в рамках проекта «Мир вокруг нас» в федеральном журнале «Обруч».

Проведённая работа систематически освещалась на сайте учреждения.

Совместная  работа педагогов реабилитационного отделения и педагогов Центра «Духовного просвещения», решает  важные задачи духовно - нравственного воспитания – развитие чувства милосердия, неравнодушия к людям.       

В заключении хотелось бы сказать, что проведённая  воспитательная работа по духовно-нравственному воспитанию направлена  на формирование добродетелей у ребенка:  совести, долга, надежды, веры,  милосердия, терпения, доброжелательности, послушания и доброй воли, способности различить добро и зло, любовь к Отечеству.  Эти добродетели, которые развиваются у  детей в процессе доступного знакомства со Священной историей  Ветхого и Нового Завета, освоения духовно-нравственного смысла художественных произведений, малых фольклорных форм.

    Назначение своей деятельности  мы  видим в том, чтобы помочь детям обрести любовь к Богу и ближнему, воспитать чувство сострадания, готовность уступать и помогать друг другу, научить почитанию старших, послушанию, стремлению делать добро и служить людям. 

Таким образом, наш совместный труд способствует зарождению у детей веры в будущее, готовности к самостоятельной жизни, имеет целью решение долгосрочных задач по снижению уровня социального сиротства детей,  содействует социальной адаптации и интеграции в общество семей, имеющих детей с особенностями развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках плавательного бассейна в системе дополнительного образования...

Развитие социальной уверенности у детей с ограниченными возможностями через обогащение сенсорного опыта

Работа представляет собой сборник с заданиями, предназначенными для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание, в нашей школе, является основной частью общей системой обучени...

Памятка для родителей "Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями через дидактические игры"

Игра является источником умственного, речевого развития. С её помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходи...

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса,              который организован по принципу школа-семья-соци...

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса, который организован по принципу школа-семья-социум....

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...