Исследовательская работа "Детство тогда - детство сейчас"
материал на тему

Галактионова Эльвира Викторовна

Исследование посвещено изучению жизни детей военного времени и сравнению данных условий с условиями жизни и интересами современных детей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo_togda_-_detstvo_seychas.docx91.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мухинская средняя общеобразовательная школа»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ДЕТСТВО ТОГДА… ДЕТСТВО СЕЙЧАС…»

ВЫПОЛНИЛ:

обучающийся 8 класса

Столяров Андрей

РУКОВОДИТЕЛЬ:

учитель русского языка

 и литературы

I квалификационной

категории

Галактионова

Эльвира Викторовна

Мухино 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ.

1.

Введение.

3

2.

Основная часть

6

2.1.

Организационно-подготовительный этап исследования

6

2.2.

Практический этап исследования

8

2.2.1

Кто они – герои Великой Отечественной войны?

8

2.2.2

Воспоминания о военном детстве жителей села Мухино.

9

2.2.3

Дети и детство XXI века

17

3.

Заключение.

19

4.

Приложения.

21

4.1.

План исследовательской работы

22

4.2.

Бессмертный полк села Мухино

23

4.3.

Вопросы анкетирования

27

4.4.

Примерный режим дня детей 40-х годов и детей XXI века.

28

4.5.

Ответы обучающихся МБОУ «Мухинская СОШ» на вопрос: «Если начнется война, чем ты можешь помочь государству?»

30

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Детство – это что-то большое, веселое, красочное и волшебное. Детство яркое, потому что ребенку все видится в цвете, и на этой палитре красок есть все цвета. Каждое время года разноцветно, прекрасно, волшебно, неповторимо, полно новых открытий. Самые лучшие моменты из детства запоминаются на всю жизнь, например, первые шаги, первое слово, первое открытие, и потом ты с улыбкой об этом вспоминаешь. Детство – это огромный мир, где есть все, что нужно человеку – любящие тебя всем сердцем родители, свобода поступков, множество друзей, радость открытий и мирное небо над головой!

Но есть страшное слово – «война», которое отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941года, когда у миллионов советских ребят закончилась их счастливая пора детства. Сегодня они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих о их судьбах и жизненной дороге. Дети беспощадной волей войны, оказавшиеся в пекле страданий и невзгод, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Что помнят они? Что могут рассказать?

    Должны рассказать. Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны. Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда не заканчивалось. Кто доиграет за тех детей, которые не успели, не смогли доиграть в свою игру?

 Вот поэтому я считаю тему военного детства актуальной. Мне  хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом, о людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы, а главное осознать: на сколько жизнь детей сороковых годов XX века отличается от условий жизни современных подростков. В этом и заключается практическое значение моей работы.

    Гипотеза:

  1. Считаю, что не смотря на различия жизненных условий, моральные  позиции детей сороковых и сегодняшней молодежи существенно не отличаются.  Еще не утрачены принципы самоутверждения, умения сопереживать, любить Родину и  трудиться, создавая  что-то новое и необходимое те только себе, но и всем людям.
  2. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

Цель исследования:

  1. Восстановить по рассказам очевидцев документальную картину жизни детей в военные годы.
  2. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению.
  3. Восстанавливать связь между поколениями, содействуя  передаче позитивного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека.

  Объект исследования:

События Великой Отечественной войны.

  Предмет исследования:

Условия жизни односельчан, имеющих статус «дети войны» в период Великой Отечественной войны и вклад в дело борьбы с фашизмом.

Задачи работы:

  1. Обозначить круг жителей села Мухино непосредственно участвовавших в боях 1941-1945 года и попадающих под статус «дети войны»;
  2. Провести опрос ветеранов  по сущности проблемы;
  3. Рассказать о жизни детей в оккупационный период;
  4. Научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной;
  5. Сравнить условия жизни детей войны и современных детей.

В ходе выполнения исследовательской работы были использованы следующие методы и приемы, определена целевая группа исследуемых:

Целевая группа

 Методы исследования

Используемые приемы

  • Обучающиеся МБОУ «Мухинская СОШ»;
  • Жители села Мухино
  • Изучение теории вопроса
  • Анкетирование
  • Интервьюирование
  • Описательный  метод
  • Статистический метод
  • Метод сравнительного анализа
  • Опрос;
  • Беседа;
  • Анкетирование;
  • Наблюдение;
  • Анализ.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. Организационно-подготовительный этап исследования.

Цель:

  • Выявление обучающегося, желающего провести поисково - аналитическую деятельность в области краеведения.

Задачи:

  • Выбор темы, ее обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению исследования.
  • Определение предмета, объекта и субъектов исследования..
  • Составление плана работы.

В МБОУ «Мухинская СОШ», в летний период, реализовывалась программа пришкольного лагеря «Наследники Победы!», приуроченная к празднованию семидесятилетнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Программа предусматривала изучение исторических источников, рассказывающих о Великой Отечественной войне; организацию помощи жителям села, имеющим статус «дети войны»; краеведческую работу по сбору материала об односельчанах, ушедших на фронт. В ходе работы, слушая рассказы бабушек и дедушек об их прошлом, я  начал задумываться о том, на сколько их детские годы отличаются от наших, да и были ли они – детские годы – у этих уже давно постаревших людей?

В ходе исследования, сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.

  О чем мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно.  К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую» игру, которая длилась четыре долгих  года. Они, также как и я, учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь, радуясь запаху полевых цветов, шуму дождя и радуясь лучам  утреннего солнца. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет.

О Великой Отечественной войне написано очень много: это и  воспоминания фронтовиков,  литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидел, встретившись с нашими ветеранами. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.

Так  появилась тема и цель нашего исследования, которое проходило по предварительно - разработанному плану [Приложение 1. стр.22]

  1. Практический этап исследования.

Цель:

  1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства.
  2. Восстанавливать связь между поколениями, содействуя  передаче позитивного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека.

Задачи работы: 

  1. Великой Отечественной войны;
  2. Определить круг жителей села Мухино, имеющих статус «дети войны»
  3. Восстановить по рассказам очевидцев документальную картину жизни детей в военные годы.
  4. Сравнить условия жизни детей войны и современных детей.

  1. Кто они – герои Великой Отечественной войны?

На первом этапе своей работы мною совместно с работниками сельской библиотеки Столяровой Натальей Викторовной и Моториной Ольгой Ильиничной были составлены списки жителей села, героически защищавших Родину от фашистских захватчиков, и ветеранов, имеющих статус «дети войны». Отдельно были составлены списки мухинцев, не вернувшихся с фронта. [Приложение 2. стр 23] К огромному сожалению, об этих людях сохранилось очень мало информации, восстановить их биографию оказалось не возможно.

  1. Воспоминания о военном детстве жителей села Мухино.

Изучение архивных источников показало, что из жизни ушли все ветераны-мухинцы – защитники Родины, но еще живы люди, у которых украли детство. "Дети Великой Отечественной "– так называют сегодняшних 70-90-летних жителей села. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Мы посетили героев, которые выжили в эти тяжелые годы, которые часто заменяли взрослых, так же как и они, отдавая все на благо Победы! Слушая их воспоминания, я невольно задавался вопросом: «Как можно было это все выдержать? Где брали силы, чтобы не впасть в отчаяние? Где люди искали силы и мужество совершать подвиги?»

Бригида Надежда Михайловна

Когда началась война, мне было 6 лет, брату 12 лет, а сестре 14 лет. Жили мы в с.Чагоян. Жили бедно, не было ни радио, ни телевизоров, ни телефонов.

Военное время, конечно, было тяжелым, мамочка моя с утра раннего до темной ночи работала, приходила уставшая, мы её разували. Она хлеб молотила. Мы дети помогали взрослым, чем могли, уважали и любили  близких. Так как отец был на фронте, а мама целый день на работе, весь дом, огород и хозяйство легли на наши плечи. Я корову  Маньку доила, курочек держали. Пили молоко. Наверное, благодаря корове и не умерли от голода. Все вместе убирались в доме, копали огород, сажали картошку, стирали, заготавливали дрова. Все, что вырастало, отдавали на фронт. Обязательно бегали к маме помочь, все на общественном  начале. Вечером мама готовила в основном из соевой муки болтушку. Спали на соломе. Школа у нас в деревне была только до четвертого класса. Те, кто закончил учиться, шел работать наравне со взрослыми.

В 1943г. папа мой - Куклин Михаил Герасимович пришел с войны. Его ранили на Бородинском поле под Москвой, защищал Москву. Мне очень это врезалось в память, как он пришел. В  этом году я пошла в 1 класс. А до войны папа мой был председателем колхоза, здоровым был мужиком. Часов не было, и он всех  ходил будить на работу. В 1941г. его забрали на войну, хоть  броня была, он сам пошел. Ему было 35 лет, он с 1906 года рождения.

Мне было 8 лет, не было переправы через реку и нам сказали, что Куклина привезли на лошади из Шимановска на берег Зеи, там сейчас Новый Чагоян. Мы нашли лодку. Брат, сестра и меня взяли маленькую пошли на берег посмотреть папу. Мы знали из писем, что он в г. Горьком лежал в госпитале целый год, ему сделали пять операций, вытаскивали осколки из спины, он был парализован до пояса, работали только руки. И за три года проклятой войны он превратился в инвалида. Когда лодка подъехала к берегу, там уже собралась вся деревня от мала до велика - пришли его встречать. И папу два мужика под руки несут и костыли в руках. И жители как закричат: «Куклин что с тобой?» Женщины как завоют. Выли, как все равно стадо  коров ревут. Потом, конечно, он маленько ходить стал, и был помощником по дому, получал пенсию 40руб и осколки от снаряда долго еще у него вытаскивали из спины, вся спина была в шрамах, я уже работала, помню. Мой сын Андрей, когда был маленький, боялся с дедом в баню ходить, говорил, что у деда спина страшная очень. Ну, вот так и пережили это непростое время и воспоминания еще свежи в моей памяти.

В 1945г. мне исполнилось 10 лет. Про победу мы узнали так.  Кто - то из взрослых или стариков нам сказали, что в трех километрах от нашего села, на мель встал буксирный пароход. И мы всей детворой побежали посмотреть, так ли это. Действительно пароход стоял на мели, нас было 5 или 6 ребят, а может и больше, точно не могу вспомнить. Мы открыли рты от удивления. Нас кто-то с парохода того угостил сахаром и мы были рады такому угощению, и я тогда узнала, что сахар оказывается белый, потому как нечего было есть тогда. У них была рация, и моряки нам сообщили такую новость: «Ребятишки, а вы знаете, что война кончилась? А у нас чуть челюсть не отпала. Мы с удивлением: «Как кончилась?» Нам моряки отвечают: «Да, кончилась война!»

Мы дети не стали долго ждать, поскакали на лошадях. Скачем по всей деревне и кричим: «Ура! Ура!»

Такие были смешные мальчишки, один в соломенной шляпе, другой в шляпе из газеты. Кричим, прыгаем от радости. Война кончилась!  А у одной женщины Максимовой три похоронки было, три сына погибли на войне. Муж ее оглох от такой вести. Она перекрестилась и сказала нам: «Да вы что бесенята, да разве она когда закончится эта проклятая война, зачем вы врете такое!» и в обморок упала. Мы до самого конца деревни проехали и нам поверили, что наступила долгожданная Победа.

Что-то собрали в клубе, кто что принес, у кого картошки маленько было, у кого морковки. Сразу устроили праздничный обед. И действительно среди всех был пенсионер Тимофей Яковлевич и он как то связался с  районом. И ему сказали, что война кончилась. Так мы радовались и все говорили, что теперь у нас будет еда.

А мой муж Петр Алексеевич, он жил в соседней деревне Усть-Тыгде, 30 км от нас. Ему было 9 лет, когда кончилась война. Он мне рассказывал, что когда им сказали, что война кончилась все побежали на берег реки к клубу. У них в деревне там собрания всегда собирали. Петр Алексеевич, что запомнил, хоть и было ему 9 лет, одна бабушка с клюшкой спрашивает: «Куда бегут люди?» Она глухая, уже ей за 80 лет, ей говорят, что война кончилась.  А она остановилась и говорит: «Ой, а я думала хлеб дают.» А ей женщины говорят: «Ты что, какой тебе хлеб, как-нибудь на картошке проживем, война ведь кончилась».

Желаю всем молодым жить с позитивом, радоваться каждому мгновению своей жизни и жить так, чтоб не стыдно было в старости за прожитые  годы. Дарить счастье людям и любить и уважать друг друга. И главное, чтоб никогда не было ВОЙНЫ!

Остапчук Валентина Никифоровна

Когда началась война мне было12 лет. Я родилась 14 января 1929 года.  В семье было пять детей. Жили мы в Свободненском районе, в  деревне Чемборы.  В военное время трудились, работали не покладая рук в колхозе.

Папа умер еще до войны в 1933 году. В 1940 г. сестра  вышла замуж, ей было 17 лет,  родила ребенка. Я училась в школе в 7 классе. Младшие сидели дома, а мама и сестра ходили на работу с самого утра, а я бежала на поле сразу после школы, мы работали на тракторе, я заправщицей, трактор заправляла, мерила поля, высчитывала трудодни. Работали за палочки, денег не было. Было очень трудное время. Ведь кроме работы в колхозе, нужно было и дома работать: дрова заготовить, расколоть их, печки топить, воды наносить, поэтому вставать приходилось очень рано. Все делала или до школы, или уже после работы, почти ночью. Кушать было нечего. Лично мы собирали картошку гнилую весной, после осени оставшуюся, и делали крахмал. Просо сеяли, из картофельной кожуры пекли лепешки. В кувшин нальем воды три картошки перетертых, разболтаем, покушаем без хлеба и идем на поле работать. У нас был огород 50 соток, между межами садили подсолнух, и ждали когда поспеет. Картошку на фронт почти всю отсылали, а подсолнухи  ехали в г. Свободный на базар продавать, так появлялись деньги.

А день окончания войны мне запомнился тем, что все кричали, прыгали от радости и плакали. А самое трудное время было после войны в 1946 г. Голод и холод. Мне запомнилось, как   собирали колоски на поле, чтоб муки смолоть, а если кто увидит и донесет, то могли и в тюрьму посадить.

Не дай бог никому того чего пришлось пережить нам за эти годы.

Горелко Мария Ивановна

Мне было 4 года, когда пришла эта беда (война). Жили в деревне Сиян Зейского района. В семье было 13 детей. Работать приходилось всем, кому, что под силу было, тот то и делал. Я с четырех лет в колхозе работала - землю боронила конем.. Потом, когда 7 лет исполнилось -  на коне воду возила на поля, наливала в бочку воды с озера и везла поливать капусту и тыкву. Лошадей сама запрягала и колеса солидолом смазывала. Лошади у меня были Верба и Волга. Когда полив закончится, тогда я возила зерно на зерновой двор, дороги были плохие, глина как жижа течет. Если застрянешь - стоишь и плачешь, сил-то вытащить телегу нет! Как ни старайся! Вот и стоишь, пока кто-нибудь, проезжающий мимо, не поможет.  Летом работали, а в сентябре в школу, но взрослым все равно после школы шли помогать, как и когда уроки учили, почти не помню. Чернил не было, и мы разводили голубицу, этим и писали на уроках. А когда домой возвращались из школы, выпивали эти чернила. Бумаги тоже не хватало и писали в книгах, между строчек. Помню, что из еды была мерзлая картошка весной, делали из нее драники. Соли и спичек не было, спасались, как могли.

В 1945 г. мне было 8 лет. Я училась в школе со второй смены после обеда. Мой брат Сережа пришел домой и говорит: «Война кончилась!» - у меня мороз по коже и слезы на глазах.

А брат все кричит: «Ребятишки война кончилась! -  и сам  плачет от радости.- Теперь мы не будем ходить с чекушкой!» (это бутылка с молоком и морковка, наш весь обед).

А потом были танцы, Афоня играл на балалайке, Гоша на гармошке, гуляли весело. Играли в лапту все и большие и маленькие. Песни пели пионерские и комсомольские, В общем, радовались очень Победе, а главное тому, что голода не будет.

Но после войны еще долго тяжело жилось. В 14 лет я в колхозе восемь коров доила в день по три раза. Мы держали корову, поросят и быка. Кормить было нечем, и кормили сеном и посыпкой, а свиней кормили конским пометом. После войны нужно было все восстанавливать, строить заново, поэтому никто не унывал и работал не покладая рук.

Садриева Мария Емельяновна

В семье у нас было 16 человек. Жили в селе Филоретовка.

Папу забрали на фронт в 1940г. Пришел  в 1941 г. он контуженный, с одним глазом, одет был в длинную шинель и на голове буденовка, за плечом балалайка. Заходит он в дом, а мы дома были, я и братья с сестрами, я с 1937г., Валя с 1935г., Коля с 1938г., Толик с1940г. рождения, спрашивает, где мама. Мы так обрадовались, когда он приехал: думали,  что война кончилась, а она еще 4 года шла. А мама хлеб пекла у соседей на капустном листе, печка протопится, и пекли хлеб на углях. Мамочка работала на газочурочке, пилили маленькие чурочки, и на них ездила машина. Помню, едет такая машина и дым валит из трубы на всю деревню. В деревне жили одни женщины, они и работали на полях, а вместе с ними и мы – дети, снопы вязали, еду дома готовили и несли матерям. Домашнее хозяйство все на наших плечах лежало. А кушали мы картошку гнилую, помню, она такая длинная, черная, и пекли из нее лепешки. Брали с собой в школу лепешки, на перемене ели, а когда и на уроке, было: воровали эти лепешки у нас и оставались мы  голодными. Еще помню, как мы с учителем ходили на поля собирать колоски, наберем и тащим на зерновой двор сдавать, там колоски мололи. Снопы вязали в 4 классе. Так мы помогали колхозу. Работали с утра до ночи.

Мне  было 7 лет, когда кончилась война, все конечно радовались, хотя и не все вернулись с войны.

Григорюк Петр Макарович

Я родился в 1936 г, когда началась война, мне было 5 лет Мы жили в селе Беловеж, от Мухино 18 км.

Мой отец ушел на войну в июле, в сентябре он поехал с востока на запад. Я очень хорошо помню многое, как провожали папу, как с мамой ездили в Мухино, встречать эшелон, когда папа  переправлялся с востока на запад,  на фронт.

Мама работала в колхозе бригадиром по овощеводству. На начало войны мы держали две коровы, телят, поросят. Государству сдавали мясо и масло, как и все. С каждой коровы по 10кг. топленого масла. Было тяжело, но мы жили неплохо, так как спасал огород и скотина, поэтому и не голодали. В деревне нашей был один сепаратор, туда все молоко носили и сбивали масло и сметану. С одной коровы пили молоко, а с другой надоим и несем на сепаратор, сбивать сметану и масло и сдавать в колхоз. Овощи выращивали все, тем и питались. Взрослые усердно работали, много трудились на полях. За каждый трудодень получали 200 гр. пшеницы. В общем, сколько работаешь, столько и получаешь.

Конечно, День Победы я не очень помню, только то, что все работали на полях и год был не урожайный. Помню, как дядя пришел с фронта, у него был зеленый рюкзак и он привез нам гостинец - завяленную колбасу с плесенью, вот что я помню.

Мамаев Алексей Васильевич:

Я родился в 1933 году. Жили мы тогда в Мухино. Из детских лет помнится: было много работы, мы, ребята, целыми днями вырезали на болотах кирпичики торфа, таскали их на солнечные полянки и выкладывали длинными рядкам – на просушку. За день бывало по триста  - четыреста кирпичиков таких каждый вытаскивал. Так же помогали работать на полях, знали, что взрослым очень туго приходится и старались как-то облегчить их труд. Домашним хозяйством занимались только мы – дети, так как взрослые работали до поздней ночи. Уроки учить было некогда, поэтому ловили каждое слово учителя, старались все запомнить сразу. Голода не помню, но сладостей не было, питались в основном тем, что вырастили на огороде, экономили на всем. Весной, когда запасы заканчивались, собирали перемерзшую картошку. Летом лес выручал: грибы, ягоды, коренья – эти запасы тоже дети делали.

В год Победы мне было 12 лет,  в селе был один репродуктор, к которому все селяне и сбежались, услышав о такой долгожданной весточке. Мы с мамой делали парник, когда соседка, проходя мимо сказала, что война кончилась, мы работу сразу бросили, и побежали к репродуктору, народа там было уже много. Радовались люди, поздравляли друг друга. Ещё помню, что на вокзале всегда было много фронтовиков - они приезжали с фронтов, ночевали часто прямо на вокзале, на полу, потому что деревень в округе было много, а добираться не на чем, только с попутным транспортом.

Маюра Зоя Васильевна:

Я сама с 1932 года, и когда началась  война, мне было 9 лет, жили мы в Белоруссии, рядом проходила трасса Минск-Слуцк. Три с половиной года прожили в оккупации. Я помню, мы с ребятами шли по улице, а навстречу – танки. Улица узкая, и нам пришлось к забору вплотную прижаться, чтобы нас танк не задел. Было очень страшно, хотелось убежать подальше и спрятаться, но бежать было некуда. Немцы жили у нас в доме, а мы в подвале. Фашисты сильно зверствовали, каждую ночь кого-то расстреливали. Когда услышали, что они с Хатынью сделали, боялись, что и нас та же участь ждет. Нашу семью тоже внесли в списки расстрелов, но нас успели вывезти к партизанам. Детство для меня – это период страха, страха перед смертью, умирать в таком возрасте никак не хотелось. Есть было нечего. Дедушка послал нас  к месту, где лежала убитая немецкая лошадь и там все брали мясо, мы тоже взяли. Соли не было, варили  и очистки и жарили лепёшки с   собранной с полей гнилой  картошки. Ездили по деревням-просили что-нибудь из еды у селян. Всю войну в школу не ходили. Немцы взорвали церковь, но наш райцентр был целым до их отступления, а при отходе они стали всё жечь.

В 1945 году мне было 13 лет. О Победе сообщил нам дедушка, так и сказал: «Всё, война кончилась, Победа!» Был уставший, сказал спокойно. Да, 9 мая появились три самолёта и мы уже хотели убегать в подвал, но дедушка сказал, что это наши! И ещё:  на улице при  объявлении Победы все  радостно кричали, хлопали в ладоши и плакали. Мы знали, что отец жив, но вернулся он только 29 декабря 1945 года, так как был ранен. Тяжело было, горько вспоминать, вот и сейчас слёзы душат за детство, за увиденное горе людское.

Головкова Валентина Петровна:

Когда закончилась война ,мы жили в селе Филаретовка. Отец у нас погиб за 2 года до окончания войны. Поэтому нам в день Победы было грустно, а рады очень были те, у кого были живы  те, кто ушёл на фронт. Жить было тяжело в том плане, что много надо было работать: доить коров, нянчить меньших, и родителям помочь нужно было. Так что вставали очень рано, где-то полпятого, а ложились уже глубокой ночью. За день так намаешься, что даже снов не видишь.  Филаретовка  была живописным  местом, урожайным. Земля там песчаная, особого голода не помню. Но всем надо было сдать в год по 10 кг. масла топлёного,43 кг. мяса.

В селе была одна улица в 16 домов. Мама была одна, нас трое, помню плакали стояли от новости, что война закончилась. С войны мало кто возвращался, помню Травкиным пришла похоронка на сына - мать кричала на всё село от горя. Ещё помню Юртаевых- отец вернулся весь израненный, вскоре умер.

Кирпичёва Мария Евдакимовна:

Родилась я в 1931 году, и к концу войны мне было  14 лет. В день Победы я была в школе. Пришел человек с райисполкома и сообщил о Победе. Была перемена  и мы все пошли на митинг. Шагали строем, а народ на площади уже радовался. В общем, новость была для всех желанной и долгожданной. В семье нас было 8 детей, отца на фронт не взяли. На него была бронь, как на работника железной дороги, поэтому наша семья сильно не пострадала в  те тяжёлые годы.    

Хочется сказать, что в каждом доме нас встречали с радостью, и разговор с каждым мухинцем получился интересным и захватывающим. Ветераны очень растрогали рассказами о их детстве в военное время, хоть и не было оно счастливым и беззаботным, но они вспоминали то время с улыбкой. Все нам желали счастья, здоровья, мира и голубого неба над головой. Детям желали учиться и уважать взрослых.

В результате проведенных бесед, я сделал вывод, что основное время мои ровесники 40-х годов посвящали занятиям в школе (при условии, что школа продолжала работать), ведению домашнего хозяйства, обработке урожая в собственных огородах, и, что самое главное, помощи родителям на полях – сбору урожая для бойцов фронта. Получилось, что свободного времени для игр и развлечений у детей не было. Все они, вместе со взрослыми ковали нашу Великую Победу, понимая, что от работы каждого, даже самого маленького, зависит ее близость.

  1. Дети и детство XXI века.

После встречи с ветеранами, я задался целью: определить, насколько детские годы моих современников отличаются от военного детства наших бабушек и дедушек? Для реализации данной цели был составлен опросник [Приложение 3. стр. 27], в котором приняли участие, как ветераны села, так и обучающиеся МБОУ «Мухинская СОШ». Обратим внимание, что  ветеранов война застала в возрасте от 2 до 14 лет, особенности того времени они и вспоминали, для сравнения к опросу были привлечены обучающиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 18 лет.

Итогом проведения анкетирования стало составление режима дня детей 40-х годов и детей XXI века [Приложение 4. стр. 28].  

Результаты работы оказались достаточно интересными. Оказывается:

  • Домашние обязанности семилетних детей военного времени в большей или меньшей степени совпадают с обязанностями 15-18-летних подростков моего поколения.
  •  Ни один из моих сверстников самостоятельно не обрабатывает огород, только совместно с родителями (посадка, прополка, выкопка картофеля).
  • Вскопка земли на собственном участке в 40-х годах производилась в ручную или с помощью лощади, в наше время обработка земли производится трактором или мотоблоком, и этим делом занимаются в основном родители, очень редко дети.
  • В отличие от моих современников «дети войны» почти не имели свободного времени. А если это время у них появлялось, то они тратили его на помощь родителям на полях или выполнение общественных поручений взрослых (поливка растений на полях, уборка колхозных хлевов, дойка коров, обработка полей, заготовка торфа).
  • Ребята 7-13 лет не могут без помощи или совета взрослых подоить корову, запрячь лошадь, отремонтировать трактор.
  • Так же «дети войны» были лишены сладостей: многие из них не слышали не только о шоколаде, но и сахара никогда не пробовали.
  • Мои сверстники имеют богатый выбор игрушек, а родители не лишены средств  для покупки разнообразных игр. Ветераны вспоминали, что игрушки были  самодельные, но чаще они совсем отсутствовали, а играли на улице в чижа, пятнашки, догонялки и т.д. И уж точно никто бы не подумал тратить деньги на покупку машинок или кукол. Дети покупать игрушки  не просили – понимали, что все деньги тратятся на еду и одежду.
  • Ни один ребенок 40-х годов не тратил ежедневно 4-6 часов на развлечения и прогулки.
  • Дети начала XX века не имели представления о социальных сетях, между собой общались в процессе непосредственного контакта (школа, двор, улица, работа).

Проанализировав результаты опроса, я пришел к выводу, что поколение детей 40-х годов гораздо более адаптировано и практически приспособлено к самостоятельной жизни, чем мои сверстники. Но скорее всего это вызвано экстремальными условиями, к которым им пришлось приспособиться. Так же с уверенностью можно сказать, что детских забав и беспечности на долю «детей войны» выпало очень мало, с четырех-пяти лет им пришлось повзрослеть и взвалить на свои хрупкие плечи заботы взрослых мужчин и женщин.

Однако меня приятно удивило, что большинство ребят школы (118  из 141 опрашиваемых) на вопрос: «Если начнется война, чем ты можешь помочь государству?», отвечали: «Пошел воевать» (в основном ребята 15-18 лет), «Обеспечивал бойцов продовольствием» (ребята 7-13 лет), «Смогла бы работать в госпитале» (девочки). [Приложение 5. стр. 30] То есть, мне хочется в это верить, в случае опасности мои современники, не представляющие жизнь без модных гаджетов, готовы трудится на благо Родины и защищать ее.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому войну будут помнить, и будут  писать о ней, и будут снимать фильмы. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как  лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь  они уже глубокие старики. Война уничтожила их детский быт. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились  на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей.

Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы, во имя правого дела. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством,  а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии.

    Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями.

     Мне в своей работе хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. В основу своей  работы  я положил  воспоминания старожилов нашего села. Некоторые факты потрясли меня. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.

Несмотря на никакие трудности, ветераны живут. Они для нас являются образцами настоящих сыновей и дочерей нашей Родины.

        В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя.

        Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим.

Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание.        

… Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…»

                                                                                                                                                                                                              А. Твардовский

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Примерная  дата

Методы и пути реализации

Составление списка жителей села Мухино непосредственно участвовавших в боях 1941-1945 года и попадающих под статус «дети войны»

Составление списка жителей села Мухино, имеющих статус «дети войны»

Обсуждение  и создание вопросника для интервью.

Сбор информации.

Работа с архивными материалами, сохранившимися в администрации села Мухино и сельской библиотеке.

Посещение жителей села, имеющих статус «дети войны»

Составление биографий.

Проведение анкетирования и опроса среди обучающихся МБОУ «Мухинская СОШ»

Сопоставление результатов.

Создание презентации.

Приложение 2.

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК СЕЛА МУХИНО.

Они погибли за Родину:

  • Побегайлов Павел Александрович погиб в 1941 году
  • Кирдяпкин Афанасий Павлович погиб в 1942 году
  • Китаев Иван Ульянович погиб в 1943 году
  • Мозалёв Иван Николаевич погиб в 1943 году
  • Мамаев Никита Данилович погиб в 1943 году
  • Кожаев Иван Иванович погиб в 1943 году
  • Жиганов Георгий Иванович погиб в 1944 году
  • Белов Василий Дмитриевич погиб в 1942 году
  • Ермилов Андрей Михайловичпогиб в 1943 году
  • Китаев Геннадий Иванович погиб в 1944 году
  • Кожаев Иван Иванович погиб в 1943 году
  • Мамаев Иван Григорьевич погиб в 1943 году
  • Мамаев Тарас Степанович погиб в 1942 году
  • Мамаев Николай Тарасович погиб в 1944 году
  • Симонов Николай Иванович погиб в 1944 году

Вернулись с фронта и приступили к мирному труду:

  • Трифонов Арефий Григорьевич, награждёнй орденами «Красной звезды», «Славы», «Великой Отечественной войны» и 7 медалями. Имел ранение;
  • Лысенко Иван Антонович, награждён орденами «Красной звезды», «Великой Отечественной войны», и 6 медалями. Имел ранние;
  • Милёшкин Иван Фёдорович, награждён орденом «Красной звезды» и 5 медалями. Имел ранение;
  • Овласюк Василий Данилович, награждён медалями «За победу с Германией» и другими.  Имел ранение;
  • Удоенко Павел Петрович, награжден орденами «За отвагу», «Красной звезды» и 6 медалями;
  • Бурдель Александр Никифорович, награждён медалью «За отвагу» и 4 медалями. Имел ранение;
  • Кириллов Алексей Макарович, награждён орденом «Отечественной войны» II степени и 4 медалями;
  • Лушпей Василий Павлович, награжден орденами «Красной звезды», «За отвагу» и 12 медалями. Имел тяжёлое ранение;
  • Кривоносов Кузьма Прокопьевич, награждён орденом «Красной звезды» и 5 медалями;
  • Горохов Матвей Макарович, награждённый орденом «Красной звезды» и 4 медалями;
  • Платонов Григорий Иванович, награждённый орденом «Жукова» и 5 медалями;
  • Сибиль Константин Тимофеевич, награждённый орденом «Великой Отечественной войны» и 6 медалями;
  • Махарицин Иван Порфирьевич, награждённый орденом «Славы 3 степени» и 7 медалями;
  • Новиков Андрей Максимович, награждённый 5 медалями. Имел 4 ранения;
  • Косов Иван Степанович, награждённый 6 медалями;
  • Ярцев Иван Фёдорович, награждённый 5 медалями;
  • Костылев Александр Гаврилович, награждённый орденом «Красной звезды» и 6 медалями. Имел ранение;
  • Горелко Максим Иванович, награждённый орденами «Красной звезды», «Отечественной войны», «Славы 3 степени» и 5 медалями.
  • Савенков Павел Егорович
  • Баранов Тимофей Васильевич
  • Юртаев Александр Николаевич
  • Кауров Николай Яковлевич
  • Чуня Василий Никифорович
  • Пронин Иван Семёнович
  • Новиков Георгий Трифонович
  • Фунтиков Ефим Минович
  • Шабалин Степан Иосифович
  • Кожевников Дмитрий Иванович
  • Дырочкин Михаил Ильич
  • Рогозянский Степан Артёмович
  • Кузьмин Георгий Фёдорович
  • Федорино Марк Устинович
  • Лейзенберг Арон Иосифович
  • Рыбаков Илья Данилович
  • Кичёв Сергей Васильевич
  • Григорюк Макар Фадеевич
  • Альшевский Алексей Яковлевич
  • Носов Михаил Матвеевич
  • Повелицин Алексей Яковлевич
  • Конев Алексей Григорьевич
  • Цветков Виктор Николаевич
  • Альшевский Степан Яковлевич
  • Репин Семён Тимофеевич
  • Ястребов Иван Игнатьевич
  • Рачук Григорий Григорьевич
  • Кожаев Василий Иванович
  • Пешков Семён Васильевич
  • Глазков Василий Никитович
  • Шитников Иван Тимофеевич
  • Лашко Александр Самсонович
  • Ручко Фёдор Григорьевич
  • Воронин Василий Егорович
  • Нефёдов Дмитрий Гордеевич
  • Лимон Виктор Андреевич
  • Макеев Валентин Степанович
  • Пыхтин Михаил Андреевич
  • Мамаев Сергей Григорьевич
  • Мысник Николай Кириллович
  • Капшук Георгий Игнатьевич
  • Маханько Николай Лаврентьевич
  • Горенков Павел Петрович
  • Головнина Мария Семёновна
  • Мороз Василий Петрович
  • Потехин Георгий Петрович

Остались вдовами, но трудились и растили детей:

  • Кирдяпкина Агафья Романовна
  • Китаева Ульяна Ивановна
  • Побегайлова Наталья Захаровна
  • Кожаева Анастасия Васильевна
  • Жиганова Варвара Семёновна
  • Мозалёва Вера Ивановна
  • Мамаева Ксения Ивановна
  • Дроздова Акулина Денисовна
  • Носова Александра Ивановна
  • Овласюк Галина Тимофеевна

Труженики тыла:

  • Пархоменко Фёдор Дмитриевич
  • Богатырёв Иван Васильевич
  • Хвощенко Иван Артёмович
  • Краянов Павел Карпович
  • Потехина Мария Ивановна
  • Кирдяпкин Василий Афанасьевич
  • Эпов Иван Фокеевич
  • Эпова Прасковья Терентьевна
  • Олиферова Анна Савельевна
  • Олиферов Сергей Зиновьевич
  • Дроздова Акулина Денисовна
  • Кирдяпкина Агафья Романовна
  • Капшук Александра Андреевна
  • Шилович Мария Михайловна
  • Екомасова Анна Александровна
  • Олиферова Варвара Марковна
  • Намоконов Александр Николаевич
  • Остапчук Михаил Кузьмич
  • Остапчук Валентина Никифоровна
  • Макеева Тамара Филипповна
  • Харченко Ольга Александровна
  • Лысенко Анна Тимофеевна
  • Купрейчик Устинья Евдокимовна
  • Бутяйкина Вера Евдокимовна
  • Лушпей Раиса Евдокимовна
  • Василевская Ксения Степановна
  • Колтырина Александра Степановна
  • Ручко Мария Ульяновна
  • Мысник Анна Ивановна
  • Лимон Серафима Дмитриевна
  • Хренов Пётр Михайлович
  • Белькевич Николай Павлович
  • Белькевич Лариса Александровна
  • Лашко Евдокия Дмитриевна
  • Ефимова Нина Петровна
  • Казанцева Анна Яковлевна
  • Скарлупкин Алексей Михайлович
  • Минько Яков Афанасьевич
  • Бармин Николай Максимович
  • Носова Александра Михайловна
  • Дрозяб Виктор Прокофьевич

Приложение 3

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

  1. Укажите ваш возраст.
  2. В какое время вам приходится просыпаться в будничные и выходные дни?
  3. В какое время вам приходится ложиться спать в будничные и выходные дни?
  4. Сколько времени в день вы тратите на занятия в школе и выполнение домашних заданий?
  5. Какие обязанности по ведению домашнего хозяйства вам приходится выполнять каждый день?
  6. Сколько времени занимает данная домашняя работа?
  7. Какие обязанности по дому вам приходится выполнять, если ваши родители отсутствуют дома?
  8. Как часто это происходит?
  9. Количество свободного времени в вашем распорядке дня?
  10. Чем вы занимаетесь в свое свободное время?
  11. Приходите ли вы на предприятия, где работают ваши родители, с целью помощи им и выполнения их обязанностей?
  12. Выполняете ли вы по своей инициативе какие-либо общественные обязанности?
  13. Если начнется война, чем ты можешь помочь государству?


Приложение 4.

РЕЖИМ ДНЯ ДЕТЕЙ 40-х ГОДОВ И ДЕТЕЙ XXI ВЕКА.

№ п\п

Вопрос

Ответы респондентов

1

Возраст

7-10 лет

11-14 лет.

15-18 лет

4-14 лет.

2

Время подъема в будни.

7.00-7.30

7.00-7.30

7.00-7.30

5.00-5.30

3

Время подъема в выходные.

8.30-9.00

9.00-11.00

9.00-11.00

5.00-5.30

4

Время нахождения в школе.

9.30-13.00

9.30-14.30

9.30-14.30

8.00-14.00

5

Выполнение домашнего задания.

00.30-01.30

1.00-2.00

1.00-3.00

6

Выполнение обязанностей по ведению хозяйства.

Вытираю пыль, мою посуду, поливаю цветы, подметаю пол, пропалываю грядки

То же что 7-10 –летние

Готовлю еду, мою пол, топить печи, рубить дрова, наносить воды, покормить животных, совместно с родителями обработка огорода.

Помощь родителям в заготовке дров, обработке огорода,  уборка дома, готовка еды, стирка, глажка, топка печей, рубка дров.

Самостоятельная  заготовка дров, обработка огорода,  уборка дома, готовка еды, стирка, глажка, топка печей, рубка дров.

7

Время на выполнение своих обязанностей.

1.00-2.00

1.00-3.00

1.00-3.00

2.00-4.00

8

Выполнение обязанностей во время отсутствия родителей?

Варка ужина

То же что и сам делаю, только, когда родители дома, они работают вместе со мной.

То же что и сам делаю, только, когда родители дома, они работают вместе со мной.

Домашнее хозяйство, содержание животных, обработка огорода.

9

Количество затраченного времени.

1 час

1.00-3.00

1.00-3.00

2.00-4.00

10

Частота выполнения данных обязанностей.

Раз в неделю

Раз-два в неделю

Раз-два в неделю

Каждый день

11

Количество свободного времени в день.

5 часов

12

Род занятий в свободное время.

Прогулки, интернет, игры

Прогулки, интернет, игры, чтение книг

Прогулки, интернет, игры, чтение книг

Прогулки, сбор грибов, ягод, подготовка уроков

13

Помощь родителям на предприятиях.

Нет

Нет

Нет

Каждый день

14

Выполнение общественных работ.

Выполняю то, что организовано школой

Выполняю то, что организовано школой

Выполняю то, что организовано школой

Выполняю то, что организовано школой, колхозом, совместно с родителями.

15

Отбой в будние дни.

21.00-22.00

22.00-23.00

22.00-23.00

23.00-00.00

16

Отбой в выходные дни.

22.00-23.00

23.00-01.00

23.00-02.00

23.00-00.00


Приложение 5.

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «МУХИНСКАЯ СОШ» НА ВОПРОС:

«ЕСЛИ НАЧНЕТСЯ ВОЙНА, ЧЕМ ТЫ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ ГОСУДАРСТВУ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к исследовательской работе Детство опаленное войной

Предлагаю вашему вниманию презентацию к исследовательской работе Детство опаленное войной...

Исследовательская работа Вся жизнь упорный труд к презентации детство опаленное войной

Предлагаю исследовательскую работу о Заслуженном учителе РСФСР Трубниковой О.Г....

конспект урока на тему \' Стиль жизни. Тогда и Сейчас"

Practicing lesson focusing on the use of the past simple tense and "used to"1 listening for lexical items2 talking about past habits and activities3 talking about the advantages and disadvantages of l...

Исследовательский проект по литературе "Почему не у всех детей есть детство?"

Данная  работа представляет собой самостоятельный анализ произведений разных авторов о детстве. Работа состоит из двух частей: анализ произведений и социологический опрос.В  работе при...

Классный час "Феминизм: тогда и сейчас"

Классный час в 9 классе в формате дискуссии. Предполагается работа в группе, обсуждение проблемных вопросов. Цель урока: умение сформулировать своё отношение к различным понятиям общества, не опи...

«Проспект Революции: тогда и сейчас»

Внеурочное мероприятие, приуроченное к памятным событиям города Воронежа в формате виртуалной экскурсии по одной из центральных и самых красивых улиц - проспекту Революции!...