Доклад "Культурная революция на Смоленщине"
статья на тему

Тимофеева Виктория Николаевна

"Культурная революция на Смоленщине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_timofeeva_v.n.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»

Доклад

«Культурная революция на Смоленщине 1920-1930 г.г.»

Работу выполнила:

 учитель русского языка и литературы

Тимофеева Виктория Николаевна

 

2016 г.

«Каждый человек должен знать и любить историю и культуру своего родного края, своей «малой родины»»

(Соколов- Микитов).

Революция 1917 года не только изменила политический строй страны, но и быт, мировоззрение людей. Не смотря на то, что это время, когда наша страна шла к строительству «светлого будущего», когда в стране был тоталитарный режим, и государство не соблюдало политические права граждан, но даже вмешивалось в частную жизнь человека, контролируя все сферы его жизни. Не смотря на всё это, мы всё равно не можем забывать и пропускать историю этого социалистического периода времени. Ведь без изучения прошлого не возможно изучение настоящего и будущего.

Как же отразилась революция в истории нашего края, и как повлияла «пролетарская культура» на жизнь и быт смолян?

Новой страницей в истории Смоленщины тех лет была деятельность общества «Пролетарской культуры» (Пролеткульта). Данное просветительское движение родилось весной 1917г. в Петрограде и вскоре стало бурно развиваться по всей стране. Свою задачу оно видело в том, чтобы помочь трудящимся критически осмыслить дореволюционную культуру, а главной темой любого искусства сделать труд, роль коллектива и техники в общественной жизни. В Смоленске первое заседание городского совета Пролеткульта состоялось в июле. 1918 г. Подобные организации стали возникать в уездных и даже волостных центрах.

С 1918 года на Смоленщине вступила в силу новая экономическая политика. Был издан декрет о земле, который начал национализацию достояния имущих классов. Несколько позже общественной собственностью стали музеи, библиотеки, архивы, памятники искусства. Запрещался вывоз за границу любых культурных ценностей. К лету 1919г. в губернии было национализировано 149 помещичьих имений, среди имущества которых было немало полотен известных художников, редких книг, изделий из фарфора, бронзы, серебра, золота. К сожалению, усадьбы часто варварски разграблялись крестьянами, в результате чего погибло много уникальных коллекции. Порой этому способствовали и решения местной власти. К примеру, Вяземский уездный отдел народного образования 8 августа 1918 г. постановил уничтожить картины, напоминавшие старое время. Подобные случаи не были типичными. Так, 24 июля 1918г. Смоленский городской Совет решил привлекать к суду лиц, разрушающих крепостную стену. Некоторые уездные исполкомы ввели должности хранителей памятников древности. В Рославле было организовано общество по изучению местного края.

В связи с новой экономической политикой Советское правительство вынуждено было ограничивать ассигнования на нужды народного образования и культуры. На пути школьного образования сразу же встретились серьезные трудности. Не хватало средств, педагогических кадров, школьных помещений, учебного оборудования, почти не было тетрадей, чернил, перьев, карандашей и прочих ученических принадлежностей.

В создавшихся условиях местные Советы изыскивали различные источники для накопления средств на нужды просвещения. На эти цели отчислялась часть средств, поступавших от самообложения, проводились «недели помощи школе», само население создавало бригады по ремонту и строительству школьных помещений и т.д. До войны в царской России по грамотности населения губерния занимала З6-е место, а из се почти 1,9 млн. жителей лишь 17,3% умели читать и писать. Число учителей едва превышало 5 тыс.

Но несмотря на трудности, началась работа и по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1923 г. в стране было организовано под председательством М. И. Калинина общество «Долой неграмотность» (ОДН). Вскоре отделы этой организации появились во всех уездах Смоленской губернии. При их содействии к 1 мая 1925 г. работало 119 сетевых и 1053 несетевых пункта по ликвидации неграмотности. Причем к этому времени в губернии уже было обучено грамоте 14967 человек.

В трудных условиях оказался и университет. Некоторое время студенты не получали государственной стипендии, и остро нуждавшимся оказывали материальную помощь различные кооперативные и общественные организации. К концу восстановительного периода университет снова был взят на государственное обеспечение. Студентам стали выплачивать стипендии. Для создания своего подсобного хозяйства университету передали совхозы «Вонлярово» и «Семичевка», что позволило улучшить питание студентов и повысить продовольственные пайки преподавательскому составу.

    В конце 20-х годов при университете открылся краеведческий научно-исследовательский институт, в задачу которого входило изучение производительных сил области, истории и природы своего края.

    В 1927 г. по инициативе передовых ученых страны в СССР создается Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО), которая должна была пропагандировать и распространять среди трудящихся достижения науки и техники, сближать науку с производством, с практикой социалистического строительства, внедрять научные открытия и технические достижения в производство. Ученые Западной области в 1928 г. открыли в Смоленске отделение ВАРНИТСО, которое объединило профессоров и научных работников университета, а также ряд других специалистов города и области.    Открывались средние специальные учебные заведения — педагогические, сельскохозяйственные, медицинские и др.

    В развитие производительных сил и культуры области значительный вклад внесли смоленские ученые. Их научно-исследовательская работа планировалась и координировалась Западным областным научно-исследовательским институтом  (ЗОНИИ), созданным  летом 1931 г. Действовавший же до этого при университете краеведческий научно-исследовательский институт перестал существовать, так как все его функции перешли к новому научному учреждению. Профессора и преподаватели вузов области, работавшие над краеведческой тематикой, стали теперь сотрудничать с новым институтом. ЗОНИИ действовал пять лет. За эти годы под его грифом было издано более десятка книг (не считая брошюр.) по различным отраслям хозяйства и культуры области.

Октябрьская социалистическая революция широко распахнула перед трудящимися Смоленщины двери в мир искусства. Бурное развитие получило повсеместно на Смоленщине самодеятельное драматическое искусство. Любительские драматические кружки появились в школах, учреждениях, на промышленных предприятиях, в красноармейских частях, при сельских и городских клубах, красных уголках и т. д. К 1920-году по Смоленской губернии насчитывалось 758 всевозможных кружков, зажимавшихся самодеятельным театральным искусством. В деревнях застрельщиками драматической самодеятельности чаще всего выступали учителя. Кое-где инициативу в этом культурном начинании проявляли  профессиональные актеры разной степени одаренности и добросовестности, бежавшие из Москвы и Петрограда от голода, холода и безработицы. Да и не только они. В 1918 году дядя будущего первого космонавта мира Ю. А. Гагарина (брат его матери) рабочий Путиловского завода Сергей Тимофеевич Матвеев, приехав на родину в Гжатский уезд, организовал в селе Воробьево любительскую труппу из 10 девушек и 20 парней. Труппа ставила спектакли и показывала их в окрестных селах и деревнях. Просуществовала она до 1920 года.

Репертуар драмкружков тех лет был весьма пестрый. Ставили отдельные сцены из пьес Островского, инсценировки рассказов Чехова («Злоумышленник», «Хирургия») Кое-где разыгрывались пьесы-самоделки, в которых на сцене появлялись и царь Николай II в солдатском мундире и рваных сапогах, и поп в ризе из рогожи, и барыни с петушиными перьями в импровизированных шляпах, и кулаки-мироеды с пеньковыми бородами.

В результате культурного векового голодания и скованности духовных запросов народных масс увлечение драматическим искусством после революции стало буквально всенародным. Самодеятельные спектакли шли в переполненных до отказа помещениях. Ни один прославленный профессиональный театр не мог бы похвастаться той живой, непосредственной  связью между сценой и зрительным залом,  которая  была  присуща этим самодеятельным представлениям. И это в годы, когда страна была в огненном кольце гражданской войны, царила  разруха,  свирепствовали голод, холод, грязь, сыпной тиф!

    В Смоленске первым советским театром стал Художественный передвижной театр Западной области, открывшийся летом 1918 г. Особой популярностью он не пользовался, рядовому зрителю были малопонятны его спектакли в стиле новых веяний. 27 декабря 1919г. начал свою работу Пролетарски государственный театр (в нем ставились и оперы). В самом конце 1920 г. был создан Театр производственной пропаганды - в то время один из лучших в стране театр революционной сатиры, все более утверждалась тема советской современности. Ставились пьесы Н. Погодина, А. Афиногенова, Л. Леонова, А. Корнейчука и других советских авторов. Наряду с этим шли пьесы русских и зарубежных классиков. Большим успехом у зрителей пользовались, например, драма А. Н. Островского «Лес», комедия Лопе де Вега «Собака на сене» и другие.

    Широкое развитие получила художественная самодеятельность. В марте 1925 г. в Смоленске проводилась первая олимпиада художественной колхозно-совхозной самодеятельности, в результате которой было выявлено много талантливых коллективов и исполнителей. Первые места заняли: Михневский межколхозный хор и оркестр Смоленского района, хор и оркестр мазальцевского колхоза имени Парижских коммунаров того же района, драмкружок  Никольского  сельсовета  Кармановского района, шумовой оркестр совхоза "Родоманово" Гжатского района, драмкружок совхоза "Столбово" этого же района и другие коллективы. В числе лучших был также отмечен драмкружок петровичевского клуба Шумячского района.

    Развитие художественной самодеятельности сопровождалось дальнейшим ростом сети культурно-просветительных учреждений: увеличивалось количество клубов и библиотек, пополнялись библиотечные книжные фонды, все больше становилось читателей. Во многих городах и селах, не считаясь с мнением народа, так как многие из людей были верующими, переходились церковные здания под культурно-просветительные учреждения.

    В районных центрах Смоленской области действовало 47 Домов культуры. Только в ведении Наркомпроса было около 300 библиотек, более 110 изб-читален, 32 пионерских клуба. Да свыше 100 клубов было построено в колхозах.

    В годы Советской власти в Смоленске возникли местные организации писателей и художников. Еще во время гражданской войны в ельнинской уездной газете, а затем на страницах областных газет стали появляться первые стихи выдающегося советского поэта Михаила Васильевича Исаковского. Селькором смоленских  газет начал свой путь в литературу  Александр Трифонович Твардовский. В Смоленске он написал свою раннюю поэму о социалистической перестройке в сельском хозяйстве - "Страна Муравия", удостоенную Государственной премии.

    Смолянин Василий Тихонович Бобрышев стал редактором основанного А.М.Горьким журнала «Наши достижения», а его брат Иван Тихонович редактировал «Комсомольскую правду».

При правящей тогда Советской власти в полную силу раскрылись таланты многих смолян-художников. Наиболее яркой фигурой среди них являлся Лев Ефимович Кербель, Он родился в исторический день - 7 ноября 1917 года, С детства жил в Смоленске, здесь получил образование и формировался как художник. Перед войной Л.Е.Кербель приобрел известность с работами, выполненными для павильона СССР на международной выставке в Нью-Йорке. В марте 1930 г. в Смоленске состоялась первая литературная конференция Западной области, положившая начало существованию Западной областной ассоциации пролетарских писателей. После создания Союза советских писателей она была преобразована в Смоленское отделение этого союза. В 1934 г. в Союз писателей были приняты М. Завьялов, А. Македонов, Н. Рыленков, А. Твардовский, кандидатами в члены — Ф. Казьмин, В. Кудимов, Е. Марьенков и Д. Осин.

    Ведущие прозаики и поэты страны поддерживали с начинающими смоленскими литераторами постоянную и тесную связь. В Смоленск приезжали В. Маяковский А. Серафимович, А. Жаров и другие видные писатели Они собирали местную литературную молодежь, читали свои произведения, давали консультации, учили искусству создавать высокохудожественные произведения.

    Тематика смоленских писателей была самой разнообразной. Поэты А. Твардовский и Н. Рыленков, например, публиковали циклы стихов, в которых описывалась преимущественно жизнь новой деревни. Группа писателей—Е. Марьенков, П. Буренков и другие—организовала в журнале «Наступление» отдел военно-исторического прошлого своего края. Этой же теме, а также отображению жизни смоленской деревни было посвящено творчество В. Шурыгина. В. Кудимов написал роман «Чудак Краузе». Н. Павлов работал над очерками и рассказами, критикующими врагов социалистической собственности. Злободневные вопросы современности поднимал в своих стихах Н. Грибачев. В середине 30-х годов в газете «Рабочий путь» стали печататься стихи Д. Дворецкого. Издавались сборники эстрадных произведений для самодеятельных театров.    

    Одним из важнейших показателей расцвета культуры является печать. В годы второй пятилетки трудящиеся Смоленской области выписывали около миллиона экземпляров только центральных газет и 45 тысяч экземпляров журналов. Кроме того, около 140 тысяч экземпляров областных и 25 тысяч экземпляров районных газет.

Возникшее в начале 30-х годов Смоленское книжное издательство выпускало в год до 50 названий различных книг общим тиражом свыше 300 тысяч экземпляров.

     Проанализировав период с начала 20-х до 30-х годов, мы можем смело сказать, что произошла именно революция в культурной жизни и быту простого народа. Октябрьская социалистическая революция буквально распахнула перед трудящимися Смоленщины двери в мир искусства, а смоляне, обладая огромной тягой к культуре, так долго недоступной основной массе простого населения, с необъяснимым рвением стремились к обогащению своего внутреннего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебное пособие "Времена года"для уроков по литературе Смоленщины

Пособие предназначено для учителей русскогоязыка и литературы, занимающихсяизучением поэзии родного края.Пособие может служить помощникомдля учителя при подготовке к урокупо литературе Смоленщины или ...

Конспект урока по географии Смоленщины 8 класс "Внутренние воды Смоленщины"

Урок по географии Смоленщины "Внутренние воды Смоленщины" проводится в 8 классе в форме заочного путешествия по наиболее значимым водным объектам Смоленской области с использованием ИКТ. На уроке прим...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...

Беседа, посвящённая Дню освобождения Смоленщины «Прокатилась война по Смоленщине…»

Беседа  «Прокатилась война по Смоленщине…» была составлена ко Дню освобождения Смоленщины....

Смоленщина, опаленная войной Сценарий мероприятия, посвящённого Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков

Бои на Смоленщине запомнились как одно сплошное сражение. Народ и армия совершили великий подвиг. Не было на Смоленщине ни одного клочка земли, где бы ни стоял до последнего патрона, до последне...