Главные вкладки

    Традиционный и системно-деятельностный подходы в преподавании
    статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

    Жаркова Иоланта Юрьевна

    Желание опубликовать данную статью возникло после обучения на курсах повышения квалификации, посвященных системно-деятельностному подходу и его реализации в современном ФГОС. Одним из вопросов контрольной работы был: "Сравните традиционный и системно-деятельностный подходы в образовании. Какому вы отдаете предпочтение?"  Выводом стала поговорка: "Время покажет".  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Традиционный и системно-деятельностный подходы в преподавании

    Прежде чем петь оду так называемому инновационному обучению, надо отдать должное тому традиционному подходу, который дал нам многих ученых, и даже тех, кто в ХХ-ХХI вв разрабатывают теорию и внедряют практику развивающего обучения. Значит традиционный знаниевый подход не так уж и плох, и забывать об этом не надо.  Ю.А.Гагарин полетел в космос (и многие другие космонавты, в большинстве своем обученные на основе традиционного подхода) не потому, что его как-то обучали, а потому, что хотел достичь определенных высот, потому что была мечта и сила воли, стремление. Главное в образовании - желание и цели учащегося.

    Сейчас принято называть традиционным подходом знаниевый подход.  Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Есть все же существенное но: в реальной (не учебной) жизни ценны не сами знания, а способность использовать их. Поэтому современная школа (по нынешнему социальному запросу)  готовит учеников,  умеющих решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях.  Этому способствуют компетентностное направление в педагогике и системно-деятельностный подход в методике преподавания русского языка, основанные на теории развивающего обучения в педагогике и психологии.

    Так как процесс обучения двусторонний, то и за первый критерий  сравнения подходов обучения возьмем деятельность учителя и деятельность ученика.

    Ученик вошел в учебный процесс не как объект, а как субъект обучения. Объектом стали знания, добываемые совместно с учителем. При традиционном обучении ученик был ведомым, а учитель ведущим. Сейчас же учитель остается ведущим (должен оставаться! и это надо понимать), но поднимает обучение на уровень сотрудничества, отдав учащемуся некоторые "свои прошлые обязанности". Ранее учитель формулировал, сообщал, чему должны научиться ученики. Сейчас целеполагание, формулировка задач урока  –  дело ученика. Ранее учитель информировал. Сейчас стимулирует к самостоятельности, грамотно организовывая работу  ученика. Ранее учитель задавал вопросы. Сейчас,  владея технологией диалога, учит ученика ставить и адресовать вопросы ученику / тексту / автору / учителю, учит продуктивному диалогу. Стиль общения учителя и ученика становится демократическим.  

    Второй критерий – образовательные цели.

    Ранее главной целью учителя было передать / вложить знания и закрепить их до уровня умений и навыков. Сейчас главные цели – развитие личности ученика (максимальное развитие конкретной личности в зоне ближайшего ее развития); сформировать умение учиться (переучиваться); сформировать опыт самостоятельной коммуникативной деятельности.

    Третий критерий – методы  и приемы работы. 

    Ранее ведущим методом по способу передачи материала был дедуктивный (рассказ, объяснение, упражнение, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение); в общем, те методы, где партию ведущей скрипки играл учитель. Сейчас необходимо менять работу учителя так, чтобы на уровне своих возможностей в зоне ближайшего своего развития каждый ученик мог получать / добывать знания путем индуктивным (частично-поисковый метод, эвристическая беседа, практическая работа, исследовательский метод, игровые технологии, метод проектов, работа в парах, обмен опытом,  метод рефлексии, мозговой штурм, ИКТ-технологии).

    Четвертый критерий  –  форма организации обучения.

     Ранее главной формой обучения являлся урок с четким разграничением этапов. Сейчас, во-первых, изменена типология уроков (урок открытия нового знания; урок рефлексии; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля), во-вторых,  этапы урока выстроены по-другому, т к нацелен урок на повышение уровня самостоятельности ученика. Этапы нового урока: мотивация к учебной деятельности; актуализация знаний; выявление причины/места затруднения (выявление незнания); целеполагание (ранее было чуть ли не в начале урока) и построение способа решения; реализация построенного проекта действий; первичное закрепление с проговариванием; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (индивидуальная); включение в систему знаний и повторение; рефлексия.      

    Пятый критерий – средства обучения. 

    Ранее основным средством обучения был УМК (учебник, предметная тетрадь в качестве дополнительного сборника упражнений на уровень выше, чем упражнения в учебнике). Сейчас возможности шире: УМК по предмету плюс  цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, интерактивная доска и т.д. Одним из средств обучения стала и сеть Интернет. Умению найти в ней нужную информацию, проанализировать и выбрать ее тоже нужно учить.

    Последний по счету, но не по значимости критерий – результат обучения.

    Обучение сегодня – это не "знаниевое", а развивающее обучение, в котором у учащегося на основе универсальных действий и в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление, творческие способности и коммуникативный опыт.  Идея развивающего обучения вне сомнения хороша! По ее сути предполагается более глубокий гуманный подход к обучению. Но необходимо не забывать и о гуманности в восприятии результатов подобного подхода! Об эффективности идеи и реализации (что важно!) системно-деятельностного подхода  можно будет судить только спустя время, когда результатами станут способность молодежи найти свое место в жизни и самореализоваться и высокие научные достижения в разных областях.

    *Термин "инновационное" обучение не употребляю сознательно, т к идея гуманизации процесса обучения отнюдь не нова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

    Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....

    Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

    В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе  на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...

    «Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

    Содержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..31.     УУД………………………………………………………………………....42.     УМК……………………………….…………………...

    «Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

    Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно внедряется введение в школу Федеральных государственных стандартов нового покол...

    Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения

    Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения...

    Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях ФГОС

    Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поко...


     

    Комментарии

    Соцкова Ольга Алексеевна

    Огромное спасибо автору за статью.