Интегрированный урок математика+изо "Домоводчство" в рамках проекта "Время храбрых рыцарей и прекрасных дам"
методическая разработка (6 класс) на тему

Кротова Елена Викторовна

Педагогический проект "Время храбрых рыцарей и прекрасных дам"  предполагает обобщение темы "средние века" с разных сторон: экономика, искусство, быт, костюм.Для этого юыли разработаны и проведены интегрированные уроки математика+изо, математика+география, литература+английский, музыка+хореография, история.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единый день проектной деятельности «Время храбрых рыцарей и прекрасных дам»

Урок «Домоводство» (ИЗО, математика)

Цель: ответить на вопрос: «Что дало средневековье современности?»

Задачи:

  • изучить особенности средневекового интерьера;
  • изготовить предмет интерьера и элемент костюма;
  • увидеть в современных  предметах интерьера отголоски средневековья.

Тип урока: проектная деятельность.

Форма работы: фронтальная и групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал: ткань, пленка, бумага, краски, фломастеры.

Ход урока:

этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(1 минута)

Здравствуйте. Сегодня у нас необычный день. В чем его необычность?

Необычно называются уроки, необычное сочетание предметов .

(2 минуты)

Нам для работы необходимы команды: подойдите каждый к столу того цвета, стикер какого цвета вы взяли на входе. Руководствуясь памяткой, распределите обязанности в группе.

Объединяются в группы (5-7 человек), распределяют обязанности:

  • капитан (руководит работой);
  • художники (выполняют творческое задание)
  • математики (решают задачу, выполняют вычисления)
  • спикер (защищает работу группы)
  • секретарь (следит за временем)

Мотивационный

(2 минуты)

Презентация «Средневековый замок»

Проблемный диалог, работа с текстом.

(5+4 минуты)

Итак, кто может назвать функции замка?

И все-таки замок – жилое помещение.

Представьте, что вы - средневековый феодал, владелец нового замка. Из каких материалов строился замок? Какие у вас  окна, двери, полы? Какие предметы мебели вам понадобятся? Как вы украсите свой интерьер?

У каждой группы свой текст, прочитав который  вы сможете ответить на поставленные вопросы. У вас 5 минут. По окончании времени спикер озвучит ответ.

Работают с текстом. Отвечают на вопросы, заполняя рабочий лист (ответы сопровождаются презентацией).

Заканчивают выступление словами «А знаете ли вы что…»

Выполнение проекта

(20 минут)

Значит, и в средневековье были свои правила и модные течения оформления интерьеров, своя «Школа ремонта». Давайте и мы с вами попробуем изготовить что-то средневековое. А заодно и подумаем, а в наше время что-то пришло из средневековья?

Выполняют  задания по группам: (даны подробные письменные инструкции)

  1. фрагмент гобелена
  2. витраж
  3. роспись шарфа
  4. модель сундука и его роспись.

Каждая группа решает математическую задачу.

Защита проекта

(4 минуты)

Защищают работу по плану:

  • мы получили задачу изготовить…
  • для этого мы (изготовили развертку, выбрали образец, придумали сами…)
  • справились (легко, были трудности…)
  • вот что у нас получилось.

Подведение итогов, рефлексия.

 (1 минута)

В конце дня в актовом зале будут подведены итоги. На рабочем листе класса нужно будет выставить одну из работ, которые вы сделали сегодня. Все сегодня потрудились на славу. Какая работы наиболее достойна победы, и почему?

Выбирают аргументировано лучшую работу.

(1 минута)

Так что же в дизайне интерьеров пришло к нам из средневековья?

Витражи, гобелены, шкафы, раскладная мебель.



Предварительный просмотр:

  1. Прочитайте текст.

…Многие тогдашние залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. Обширные владения феодалов требовали постоянного наблюдения, которое включало в себя не только управление делами, но и подчас военные действия. Поэтому "среднестатистический" феодал и его челядь были весьма мобильны. Нехитрый их скарб состоял из мебели, драпировок, посуды, провизии и прочих необходимых вещей, часто перевозимых с места на место. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя. Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополнялся тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Довольно часто применялась так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. Значительную роль в убранстве залов играли охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина замка. Доспехи, надо сказать, не всегда выставлялись напоказ. Порой они убирались в своеобразные "шифоньеры" - нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами. При изготовлении мебели для церкви делался упор на ценные, дорогостоящие материалы – драгоценные металлы, слоновую кость, инкрустации из смальты, драгоценные камни, цветную эмаль. Делалась также мебель полностью из металла или с отделкой металлом или мрамора. В то же время, в домах обычных ремесленников и крестьян была в употреблении простая мебель. Табуреты и стулья имели обычные формы. Оставались популярны складные стулья. Их элементы выполнялись в виде животных, широко применялись резьба по дереву с различными мотивами и орнаментами. При хранении вещей использовались сундуки. В раннем Средневековье замковые залы были многофункциональными. Место для пиршеств становилось ночью спальней, здесь же по необходимости устраивали склад оружия. Кресла, табуреты, сундуки и буфеты имели вид "походных" предметов. Определением "каминный зал" мы также обязаны Средневековью. Причем если в самом начале Средних веков камин был подобием грубого очага, то к XIII веку он стал весьма значимой деталью интерьера. Внушительные размеры камина позволяли придавать ему облик архитектурного сооружения. Украшался крепостными башенками, шпилями, фризами с изображениями рыцарских турниров, картин охоты или иронических сценок на бытовые темы. Балдахин служил для выделения хозяйского ложа из общего пространства, где могла разместиться челядь. Когда со временем появились интимные покои, ложе перекочевало туда вместе с балдахином, который постепенно стал чисто декоративным элементом. Нередко он изготавливался из той же ткани, что и настенные драпировки. Подарить кому-либо нарядное убранство для спальни считалось хорошим тоном. Драпировки и балдахин выполнялись из дорогих материй и расшивались золотыми и серебряными нитями.Medieval furniture4..http://photodomik.ru/photo/35/35985a5fabd2059b3a049041279e61de.jpg..

  1. Найдите в тексте и подчеркните ответы на вопросы:
  • Чем отделывали стены замка?
  • Как отапливали?
  • Какая мебель была?
  • Чем украшали интерьер?

  1. Решите задачу.

Чтобы отопить главный зал замка требуется 0,6 кубометра дров ежедневно. Сколько дров уходило на отопление за зиму (200 дней)? Во сколько раз больше дров тратил феодал на отопление по сравнению с современным человеком, который на печное отопление тратит 3 кубометра дров за зиму?

  1. При выступлении зачитайте ответы на вопросы.
  2. Закончите свое выступление словами: «А знаете ли вы что…», озвучив факт, который получился у вас при решении задачи.


  1. Прочитайте текст.

Гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина». По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити.средневековый гобелен променад

 Шпалеры не только украшали стены затем замков и дворцов, но и выполняли чисто утилитарную функцию, сохраняя тепло, защищая от сквозняков. Шпалерами обивали стены, из них также выполнялись пологи для кроватей, ими, как перегородками, разделялись большие помещения. Их брали даже в военные походы, где использовали при возведении шатров знати. Средневековая европейская шпалера — изделие крупноформатное, длина которого намного превосходит его высоту.

 

Отличительные черты шпалер: сложные многофигурные композиции, где действующие лица заполняют всё поле ковра, обязательные травы и цветы на переднем плане.  

Кстати, самые древние красители для нитей шпалер – пурпур и кошениль- очень дорогие. Пурпур получали из малюсков – пурпуровых улиток( 10000 улиток давали 1 г краски) различные оттенки красного и фиолетового цвета.. Кошениль из насекомых (150000 насекомых давали 1 г краски) – оттенки розового, бордового. Синий краситель индиго известен с глубокой древности, его добывали из листьев тропического растения индигоферы, а так же вайды - травянистого растения.

 

Шпалеры ткутся вручную. На станке натягиваются нити основы, обычно это нецветной лён. Затем нити основы переплетаются цветными шерстяными или шёлковыми нитями, при этом нити основы полностью покрываются. Шпалеры ткутся частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна). Изображение на шпалере копировалось с так называемого картона. Картон — это подготовительный рисунок для будущей шпалеры, как бы модель шпалеры в натуральную величину. По одному картону можно создать несколько шпалер, одинаковых, но каждый раз отличающихся друг от друга.

Работа идёт медленно, на маленьком пространстве, причём мастеру приходится то и дело поворачиваться назад, чтобы справляться с помещённым позади него оригиналом, или вставать со своего места, чтобы взглянуть на результат работы, получившийся с лицевой стороны основы. Опытный гобеленщик может исполнить, в среднем, не более 28 кв. см. в день, или 4/5 кв. метра в год (если считать в году 300 рабочих дней).

  1. Найдите в тексте и подчеркните ответы на вопросы:
  • Что такое гобелен или шпалера?
  • Как изготавливали?
  • Для чего использовались?
  • Чем окрашивали нити?
  1. Решите задачу.

Сколько лет понадобится на изготовление шпалеры размером 6м на 2м двум опытным гобеленщикам?

Сколько нужно «нанять» улиток для изготовления стакана (200г) пурпурной краски? Сколько насекомых будут трудиться над созданием стакана кошениля?

  1. При выступлении зачитайте ответы на вопросы.
  2. Закончите свое выступление словами: «А знаете ли вы что…», озвучив факт, который получился у вас при решении задачи.
  1. Прочитайте текст.http://artultra.ru/images/vitrazhi/statii/srednevekovye-vitrazhi/vitrazhi-srednevekovya.jpg

Витраж  – это произведение декоративно-изобразительного искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма окна.

Примерно к 1100 году относится трактат германского монаха Теофила, в котором монах  подробно описывает процесс создания витражного окна. Сначала стекло варили в специальных печах, используя в роли тиглей керамические горшки. В  процессе варки окрашивали стеклянную массу в определенный цвет. Для этого окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. Затем изготавливали плоский стеклянный лист. Готовые стекла нарезали раскаленным железным прутом на фигурные пластинки в соответствии с подготовленным рисунком и раскладывали на деревянной доске с эскизом будущего произведения. Затем стекла в несколько приемов расписывали красками и последовательно обжигали в печи. Готовые детали витража скрепляли между собой свинцовой проволокой, концы которой припаивали друг к другу, и заключали в деревянную, а позже металлическую оконную раму. В результате получался витраж, в котором мозаичный набор фигурных стекол сочетался с росписью деталей красками. Позже такие витражи получили название комбинированных. Такая технология была очень долгой и трудоемкой,  но позволила создать настоящие шедевры.

 Особенность средневековых витражей заключается в том, что при взгляде снаружи здания они кажутся совершенно тусклыми и невыразительными. Их практически невозможно заметить, поскольку темные стекла почти сливаются со стенами. Но стоит только зайти вовнутрь, как перед вами открывается вся красота.

В начале Средних веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для храмов на библейские сюжеты. Помимо витражей с религиозным содержанием в готических соборах встречаются витражи и с реалистическими сюжетами - каменщики, сапожники и другие мастера и ремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборам ремесленными цехами. 

Витражами украшались также дворцы и замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты - исторические, любовные. Грубость и скудность быта словно уходила на второй план, давая возможность окунуться в эстетическое удовольствие созерцания прекрасных картин из стекла.

  1. Найдите в тексте и подчеркните ответы на вопросы:
  • Что такое витраж?
  • Как изготавливалии?
  • Особенность средневековых витражей?
  • Какие сюжеты использовались?
  1. Решите задачу.

Стоимость одного квадратного метра стекла равна стоимости 10 коров и 15 овец. Какое стадо «вставлено в окна» замка, если суммарная площадь витражных окон составляет 120 квадратных метров?

  1. При выступлении зачитайте ответы на вопросы.
  2. Закончите свое выступление словами: «А знаете ли вы что…», озвучив факт, который получился у вас при решении задачи.


http://historicalhoney.com/wp-content/uploads/2014/05/Hennins-1046x580.jpg

  1. Прочитайте текст. 

В древние времена, предшествовавшие средним векам, головной убор выполнял в основном лишь строго практическую функцию. Шлем защищал от удара, платок от солнца, а корона — от необходимости самому варить себе ужин.

Эта тенденция распространялась и на раннее средневековье. В те времена, практически все женщины носили головные покрывала (платки), потому часто, головной убор и крестьянки и знатной дамы отличались лишь материалом и богатством отделки.
Женщины стали носить платок вплотную к подбородку и обматывать его вокруг головы таким образом, чтобы один конец падал на плечо или на грудь.
В такой форме он сохранялся в течение всего XII и XIII вв. и играл роль одного из важнейших женских головных уборов. Эта сама по себе очень скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих ярко окрашенных тканей, с декоративной отделкой по краям.

В Европе, непокрытые волосы в основном считались неприличными и ношение головного убора строго предписывалось церковью и обществом как знак почтенности.
Молодые, незамужние женщины, напротив, носили свои волосы полностью открытыми, заплетенными в две косы или украшенными венцом. С наступлением 13 века, длинные косы стали встречаться реже, теперь девушки носили волосы распущеными, свободно ниспадающими на плечи.

До 13 века все обходились простыми платком да капюшоном. После картина резко изменилась, появилось множество новых видов: чепец, который иногда надевали под шапку; шляпка с полями; мягкий берет; полусферический калотт.

Капюшон, который до конца XII века был составной частью крестьянского плаща, в XIII столетии стал особой формой головного убора и сделался очень модным – ведь он удачно соответствовал общему типу «подвижного» костюма этой эпохи. Широко внедряется также ношение драгоценных камней.
Большую популярность приобрели в это время вилообразные или «двурогие» чепцы с ниспадающим покрывалом или широким свисающим краем.

  1. Найдите в тексте и подчеркните ответы на вопросы:
  • Чем ОТЛИЧАЛСЯ ГОЛОВНОЙ УБОР ЗАМУЖНЕЙ ДАМЫ И ДЕВУШКИ?
  • Какой элемент женского головного убора считался обязательным?
  • Перечислите виды головных уборов?
  1. Решите задачу.

Посчитайте стоимость шелкового платка знатной дамы, если он квадратной формы, сторона квадрата 1,2 м, а стоимость одногоквадратного метра равна по стоимости 10 коровам или  15 овцам. Ответ округлите до целых.

  1. При выступлении зачитайте ответы на вопросы.
  2. Закончите свое выступление словами: «А знаете ли вы что…», озвучив факт, который получился у вас при решении задачи.



Предварительный просмотр:

Памятка по распределению обязанностей  в группе.

  • капитан (руководит работой);
  • художники (выполняют творческое задание)
  • математики (решают задачу, выполняют вычисления)
  • спикер (защищает работу группы)
  • секретарь (следит за временем)

Технологическая карта.

«Сундук»

  1. Возьмите развертку коробки
  2. Вырежьте развертку. Не забудьте элементы для склейки.
  3. Согните и склейте, чтобы получился сундук с открывающейся (откидывающейся )крышкой.
  4. Украсьте его в средневековом стиле.
  1. Презентуйте  работу по плану:
  • мы получили задачу изготовить…
  • для этого мы (изготовили развертку, выбрали образец, придумали сами…)
  • справились (легко, были трудности…)
  • вот что у нас получилось.

http://funbook.com.ua/pic/images/Kak_sdelat_parallelepiped_iz_bumagi-_shema_video-_foto-5.jpg

Памятка по распределению обязанностей  в группе.

  • капитан (руководит работой);
  • художники (выполняют творческое задание)
  • математики (решают задачу, выполняют вычисления)
  • спикер (защищает работу группы)
  • секретарь (следит за временем)

Технологическая карта.

«Витраж»

  1. Поместите образец под пленку, зафиксируйте скрепками.
  2. Перенесите рисунок с образца на пленку черным цветом. (Можете придумать свой рисунок).
  3. Раскрасьте получившиеся поля по вашему вкусу.
  4. Уберите образец.
  5. Презентуйте  работу по плану:
  • мы получили задачу изготовить…
  • для этого мы (изготовили развертку, выбрали образец, придумали сами…)
  • справились (легко, были трудности…)
  • вот что у нас получилось.

Памятка по распределению обязанностей  в группе.

  • капитан (руководит работой);
  • художники (выполняют творческое задание)
  • математики (решают задачу, выполняют вычисления)
  • спикер (защищает работу группы)
  • секретарь (следит за временем)

Технологическая карта.

«Гобелен»

  1. Рассмотрите внимательно фрагмент гобелена: элементы, цвета и т.д.
  2. Заполните пустое пространство, стараясь совпасть по цвету, рисунку, размеру.
  3. Презентуйте  работу по плану:
  • мы получили задачу изготовить…
  • для этого мы (изготовили развертку, выбрали образец, придумали сами…)
  • справились (легко, были трудности…)
  • вот что у нас получилось.

Памятка по распределению обязанностей  в группе.

  • капитан (руководит работой);
  • художники (выполняют творческое задание)
  • математики (решают задачу, выполняют вычисления)
  • спикер (защищает работу группы)
  • секретарь (следит за временем)

Технологическая карта.

«Платок»

  1. Растяните ткань вместе с образцом на пяльцах.  
  2. Перенесите рисунок с образца на ткань черным цветом. (Можете придумать свой рисунок)
  3. Раскрасьте получившиеся поля по вашему вкусу.
  4. Снимите изделие с пяльцев.
  5. Презентуйте  работу по плану:
  • мы получили задачу изготовить…
  • для этого мы (изготовили развертку, выбрали образец, придумали сами…)
  • справились (легко, были трудности…)
  • вот что у нас получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"

Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном  часе, и на внеклассном мероприятии....

Конкурсная программа "Турнир рыцарей и прекрасных дам"

Предлагаю разработку внеклассного мероприятия для учащихся 6 классов в виде конкурсной программы "Турнир рыцарей и прекрасных дам", которую предлагаю провести между 23 февраля и 8 марта....

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Презентация для урока изобразительного искусства "Как научиться рисовать рыцаря?"

Презентация "Как научиться рисовать рыцаря?" предназначена для уроков и дополнительных занятий по изобразительному искусству. Может быть использована для самостоятельных занятий.Презентация ...

Программа образовательного модуля и технологическая карта урока "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах".

Тематический образовательный модуль "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах" (страничка литературы и технологии) - включает короткую пояснительную записку, общую структуру модуля, задачи, знания, уме...

Конкурсная программа «Благородные рыцари для прекрасных дам», посвященная 23 февраля и 8 марта

Конкурсная программа «Благородные рыцари для прекрасных  дам», посвященная 23 февраля и 8 марта...

Урок литературы (Интегрированный урок - биология, экология) в 6 классе по теме «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас».

Учебный материал урока соответствует  принципу доступности и посилен для учеников 6 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учеб...

Рабочая программа к тематическому образовательному модулю " О доблестных рыцарях и прекрасных дамах "

Тематический образовательный модуль " О доблестных рыцарях и прекрасных дамах " составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общ...