Проект "Хлеб - всему голова"
проект (5 класс)

Китова Ирина Александровна

Междисциплинарное обобщение знаний о хлебе, его выращивании, производстве хлебобулочных изделий, професссиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_-_vsemu_golova.docx26.1 КБ
Файл hleb_-_vsemu_golova01.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Юридический адрес:  119121 Москва, 1-й Тружеников пер., д.18

Телефон: (499) 248-44-17;(499) 248-42-42;  (499) 248-50-51Факс: (499) 248-46-62        E-mail: 2124@edu.mos.ru

ОКПО  45399347,              ОГРН  1037739409960,                ИНН/КПП          7704234760/770401001        

Проект "Хлеб - всему голова"

Выполнили учащиеся 5-х классов

Руководители учителя Китова И.А., Семёнова Д.Г.

Москва

2018-2019

Актуальность проекта

Хлеб всегда считался символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода. На Руси выпечка хлеба считалась делом почетным. О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.

Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь». Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей. Хлеб- практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом.

Но в наше время, когда на прилавках много разнообразных продуктов, значение хлеба несколько преуменьшено. Дети , особенно живущие в городе, не осознают, что выращивание и производство хлеба - это тяжелый труд многих людей.

Данный проект поможет разобраться, в том, что хлеб - это не только еда, но и символ духовной жизни народа.

Исследовательская работа позволяет более глубоко узнать о народном творчестве и традициях, связанных с понятием «хлеб», о содержании питательных веществ в злаковых, о «цене» хлеба и бережного отношения к нему.

Проект показывает воспитательную силу, прививающую уважение к труду, любовь к Отечеству. Он охватывает разделы русского языка, чтения, истории, окружающего природного и социального мира.

Проблема проекта: восполнить недостаток знаний о хлебе, труде людей, связанных с его производством.

Цель проекта:воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу (специальную, дополнительную) о происхождении хлеба и его значении в жизни человека.
  2. Сформировать представление о процессе производства хлеба, важности труда земледельцев; воспитывать чувство бережливости, почтительного отношения к хлебу.
  3. Выявить роль хлеба в питании и здоровье человека.
  4. Познакомить с живописными произведениями поэтов и художников, воспевающих духовную красоту сельского труженика.
  5. Формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
  6. Сделать выводы о пользе хлеба и ценности хлеба.
  7. На основе полученных знаний выполнить практическую работу - испечь хлеб.

Гипотеза: Рабочей гипотезой стало предположение, что существует недостаток осведомленности детей о хлебе, как о продукте питания и символе духовной жизни народа. Мы видим хлеб на нашем столе каждый день. Как хлеб попадает на стол? Люди каких профессий делают это возможным? Как надо относится к хлебу? Можно ли самим испечь хлеб? Для устранения этой неосведомленности был разработан план проекта.

План осуществления проекта

а) Сроки: октябрь 2018 г. - февраль 2019 г.

б) Ресурсы: специальная литература, дополнительная литература, учебник по окружающему миру; энциклопедия «Хочу все знать», кулинарная книга, книги о хлебе - сборники стихов, загадок, пословиц и поговорок, сказки, рассказы, познавательные фильмы.

в)  Способы решения, виды работ.

)  Способы решения, виды работ.

  1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
  2. Изучение истории появления и развития хлеба на земле.
  3. Выявление этапов долгого и трудного пути хлеба на стол. Труд земледельцев.
  4. Выращивание пшеницы из зерен в классе. Уход и наблюдение за этапами роста.
  5. Определение значимости бережного, почтительного отношения к хлебу.
  6. Выявление роли хлеба в питании и здоровье человека.
  7. Ознакомление с рецептами хлебобулочных и кондитерских изделий.
  8. Изготовление хлебобулочных изделий с помощью учителя на уроке домоводства.
  9. Знакомство с живописными произведениями, произведениями поэтов и художников, воспевающих духовную красоту сельского труженика.
  10. Выводы.

г) Методы проекта: изучение литературы, эксперимент, наблюдение, фотографирование.

д) Объект проекта:  зерна пшеницы для проращивания, условия роста, хранение, переработка, изготовление хлебобулочных изделий из муки.

е) Предмет проекта: спланированная трудовая и творческая деятельность детей.

ж) Режим работы: уроки «Профильный труд», "Домоводство", "Окружающий природный мир", "Окружающий социальный мир", "Изобразительная деятельность", внеурочная деятельность.

з) Доминирующая деятельность: трудовая.

и) Характер координации: личностный, общественный.

к) Участники проекта: учителя Китова И. А., Семёнова Д.Г. и  учащиеся 5-х классов  ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции».

Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:

  • Составление плана работы;
  • наличие и подбор необходимых материалов: грунт, дренаж, горшки с поддонами, стаканчики для проращивания пшеницы; Наличие исправного инвентаря для ухода за растениями;
  • продукты и инвентарь для приготовления теста, духовой шкаф для выпечки.
  • стремление и желание участников проекта.

Этапы осуществления  проекта:

1 этап (подготовительный)

  • Подготовка учащихся к предстоящей работе, знакомство с планом работы, ее целью и задачами, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу.  
  • Обобщение и систематизация знаний о хлебе. Проведение опроса на тему "Хлеб" с целью выявить знания детей о хлебе,  истории происхождения этого продукта. Знакомство с экспонатами "Пшеница", "Рожь", "Овёс", "Ячмень" из гербария школы. Просмотр презентаций,  видео и фотоматериалов, репродукций картин о способах  и истории выращивания пшеницы и ржи.
  • Особенности выращивания хлеба на полях. Беседы о различных растениях поля, их многообразии и использовании людьми.
  • Беседа, просмотр видеоматериалов о возможности  и особенностях проращивания пшеницы в домашних условиях.
  • Подбор необходимых материалов, инвентаря для проращивания пшеницы.
  •  Инструктаж по технике безопасности при работе с инвентарем, знакомство с санитарно-гигиеническими правилами при выращивании растений.
  • Чтение рассказов, сказок и стихов о хлебе. Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок,  рассматривание иллюстраций.  Посещение школьной библиотеки, ознакомление с энциклопедиями о растениях.
  • Знакомство с основными профессиями хлеборобов. Просмотр видео и фотоматериалов.  Дидактическая игра "Профессии".
  • Рисование, изготовление аппликаций, поделок на уроках изобразительной деятельности.

2 этап (практическая часть)

  • Просмотр видеоматериалов о проращивании семян пшеницы.
  • Замачивание семян в небольшом количестве воды, наблюдение за набуханием семян,  высаживание в грунт.
  • Наблюдение за ростом пшеницы.
  • Просмотр видеоматериалов о выращивании злаков и сборе урожая, дальнейшем хранении и переработке зерна, выпечке хлебобулочных изделий на хладокомбинатах.
  • Обсуждение и выбор рецепта изготовления булок. Самостоятельное приготовление теста, выпечка булок.

3 этап (обобщающий):

  • В ходе проведения исследовательской работы по изучению процесса выращивания и изготовления хлеба мы получили следующие результаты:
  • подобрали и изучили специальную литературу по теме исследовательской работы;
  • в процессе работы, узнали много нового и интересного из истории выращивания злаков,  полезных свойствах данного продукта, познакомилась с различными видами хлеба, нашла полезную информацию о том, как образ хлеба нашел свое отражение в искусстве (литературе, живописи);
  • получили результат – самостоятельно прорастили семена пшеницы;
  • самостоятельно  испекли булки.
  • В результате проведённой исследовательской работы  сделали следующие выводы:
  • В хлебе есть все необходимые для питания человека вещества: белки, крахмалы, жиры.
  • Выращивание хлеба на полях, сбор и сохранение урожая, выпечка хлеба - тяжелый труд множества людей.
  • Хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда  будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного. Народная мудрость учит нас: "Хлеб - народное богатство,  дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним надо на Вы".

Список литературы

  • Алмазов, Б. А. Наш хлеб: научно-художественная книга / рис. и оформл. Д. Плаксина. - Л.: Детская литература, 1985. - 207 с., ил.
  • Давыдова, М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников [Текст]/М.А. Давыдова. - Москва: Вако, 2007.-64с.
  • Митяев, А. «Ржаной хлебушко - калачу дедушка»/А. Митяев.- М.: Детская литература, 1990.-15с.
  • Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст]/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- М.: Азбуковник, 2001.- 940с.
  • Пословицы русского народа: сборник В. Даля: в 2-х т. Т.2/послесл. В. Аникина; худож. Г. Клодт.-М.: Художественная литература, 1989.-447с., ил.
  • Хлеб //Что такое? Кто такой: в 3-х т. Т.3/ред. С.П. Алексеев, А.Г. Алексин. В.Г. Болтянский и др.-4-е изд., прераб.-М.: Современная педагогика, 2001.-С.236-238
  • Хлеб - всему голова [страница сайта]//Кулинарный Эдем. Рай для гурмана:.- - URL:
  • Хлеб да соль! [сайт]: домашний хлеб, рецепты выпечки, пословицы, поговорки, сказки, притчи, стихи.- - URL:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА

Слайд 2

Рабочей гипотезой проекта стало предположение, что существует недостаток осведомленности детей о хлебе, как о продукте питания и символе духовной жизни народа. Мы видим хлеб на нашем столе каждый день. Как хлеб попадает на стол? Люди каких профессий делают это возможным? Как надо относится к хлебу? Можно ли самим испечь хлеб?

Слайд 3

Виды работ: Подбор и изучение литературы по данной теме. Изучение истории появления и развития хлеба на земле. Выявление этапов долгого и трудного пути хлеба на стол. Труд земледельцев. Выращивание пшеницы из зерен в классе. Уход и наблюдение за этапами роста. Определение значимости бережного, почтительного отношения к хлебу. Выявление роли хлеба в питании и здоровье человека. Ознакомление с рецептами хлебобулочных и кондитерских изделий. Изготовление хлебобулочных изделий с помощью учителя на уроке домоводства. Знакомство с живописными произведениями, произведениями поэтов и художников, воспевающих духовную красоту сельского труженика. Выводы.

Слайд 4

Просмотр презентаций, познавательных фильмов, книг о хлебе, хлеборобах.

Слайд 5

Изучение гербариев из школьной коллекции

Слайд 6

Творческие работы

Слайд 7

Замачивание семян пшеницы. Наблюдение за проращиванием.

Слайд 8

Подготовка грунта и высаживание пророщенных семян

Слайд 9

Наблюдение за развитием ростков пшеницы

Слайд 14

Печём булки с яблоками и корицей

Слайд 17

ВКУСНО!

Слайд 18

Выводы: В хлебе есть все необходимые для питания человека вещества: белки, крахмалы, жиры. Выращивание хлеба на полях, сбор и сохранение урожая, выпечка хлеба - тяжелый труд множества людей. Хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.

«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су­ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас­только приспособлен д...

Хлеб - всему голова

Концерт для тружеников села...

Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе

В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....