Актуальность технологий деятельностного метода
статья

Гудинова Валентина Вениаминовна

Нет сомнений, что сегодня использование технологий обучения учащихся, которые включают в себя деятельностный метод обучения, обеспечивает не только системное включение детей в деятельность,  но и все необходимые этапы глубокого и прочного усвоения понятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_metod.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность технологий деятельностного метода

В последние годы общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиции личной сопричастности, способной не просто усваивать готовое знание, изложенное учителем, а «открывать» новое знание в процессе своей деятельности. Школа сегодня должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Особенностью реализуемого сегодня ФГОС является соединение системного и деятельностного подхода в обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность, называют деятельностным подходом, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
  • ориентацию на достижения цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • признания решающей роли образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значении видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их целей;
  • обеспечения преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширения зон ближайшего развития.» (Федеральный образовательный стандарт второго поколения)

Учитель в своей работе использует различные технологии обучения учащихся, которые включают в себя деятельностный метод обучения, помогающий не только системно включать детей в деятельность, но и обеспечивает все необходимые этапы глубокого и прочного усвоения понятий.

Анализируя в работе учителей основные этапы урока такие как актуализация знаний, открытие детьми нового знания, первичное закрепление, самоконтроль, повторение ранее изученного материала мы выявили, что чаще всего использовались следующие активные формы проведения урока:

- столкновение с трудностью – проблемная ситуация;

- открытие детьми нового знания через побуждающий диалог в ходе практической деятельности учащихся

- задания, направленные на повышение личного интереса к предмету и к своей деятельности на уроке;

- положительная мотивация к учению;

- самооценка своей деятельности, рефлексия.

Если современный процесс обучения должен осуществляться по следующей схеме:

- планирование учениками своей деятельности на уроке,

- выбор ими источников информации,

- освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками,

- самоанализ школьниками результатов работы,

то меняется роль учителя: учитель выступает организатором деятельности детей. Суть современного урока в точности отражал известный русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Как перестроится? Обсуждая эти вопросы на школьных методических объединениях, коллеги делятся своим практическим опытом в поисках ответов на вопросы:

- Как создать особую атмосферу – развивающую среду?

- Что нужно перестроить в своем сознании учителю?

- Как построить образовательный процесс?

- Какие вопросы и задания задавать  и предлагать детям?

- На развитие каких навыков действия начнут работать задаваемые вопросы и задания?

- Какими методическими приемами воспользоваться, чтобы осуществлять системно-деятельностный подход на уроках?

Особенно эффективны для личностного осмысления возможностей деятельностного метода круглые столы по результатам взаимопосещения уроков.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что обучающиеся получают новые знания не в готовом виде, а открывают их сами в процессе самостоятельной деятельности. Деятельностный метод – это не просто совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия новой системы образования, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – и, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода. Это урок  открытия нового знания (ОНЗ) на базовом уровне. Урок по теме «Времена года» рассчитан на учащихс...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и ее применение в образовательном процессе

В статье дано краткое теоретическое описание технологии деятельностного метода. Перечислены различные варианты ее использования в практической деятельности на уроке и во внеурочное время....

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...

Технологическая карта урока в технологии деятельностного метода с применением технологии формирующего оценивания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 10. Тема: Логарифмические выражения. Технологии: формипующее оцениване и деятельностный метод....

Современные подходы в содействии семейному устройству (из опыта работы воспитателей). Актуальные технологии и методы.

Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, в...