«Метапредметность как средство глубокого и всестороннего усвоения основ естественно-географических наук в школе»
статья

Шевырева Ольга Дмитриавна

Статья раскрывает особенности метапредметности, как средства глубокого и всестороннего усвоения основ естественно-географических наук в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevyreva_o.d_-_statya.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ГЛУБОКОГО И ВСЕСТОРОННЕГО УСВОЕНИЯ ОСНОВ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК В ШКОЛЕ

О. Д. Шевырева  

olgashevyreva@yandex.ru

МБОУ Калачеевская СОШ № 6, г. Калач Воронежской обл.

Главной задачей новых образовательных стандартов является обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития школьника, формирование умения учиться. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя. Новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования [3].

При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов:

- Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом?

- Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузке учебного материала?

- Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с подготовкой к ЕГЭ?

- Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе?

- Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

В словаре дается такое определение: «Метапредмет - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность». Часто даже в педагогической среде возникает путаница в понятиях «межпредметность» и «метапредметность». Возможно, от того, что понятия эти абстрактны, несколько размыты и сложны для восприятия. Межпредметность можно определить, как объединение неких пограничных, смежных явлений из различных предметных областей, в то время как метапредметность – это обращение к основам предмета, его изначальному смыслу, что в теории ведет к целостному образному восприятию мира, к универсальной надпредметной деятельности [2]. Метапредметность, в первую очередь, способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их [4].

Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни. 

Выяснила, что существует ряд образовательных методик, подходов и технологий, которые включают в себя элементы метапредметного обучения, среди них развивающее обучение Эльконина – Давыдова, мыследеятельностная педагогика, коммуникативная дидактика и др. Значительный вклад в развитие метапредметности внес отечественный педагог и психолог, профессор Юрий Вячеславович Громыко [1]. Им были выделены следующие метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблема» и «Задача». Каждый из них имеет свои цели: 

  • «Знак» – формирование у ребят способности схематизации, умения через схемы выражать то, что они понимают, хотят сказать и сделать.
  • «Знание» – формирование своего блока способностей, в частности, умение работать с понятиями, с системами знаний.
  • «Проблема» – умение организовывать и вести диалог, развитие способностей целеполагания, самоопределения и т.д.
  • «Задача» – решение задач разных типов из разных областей знания. 

Например, почти на всех дисциплинах естественно-географического цикла школьник вынужден работать со схематическими изображениями. Это и географические карты, и формулы химических соединений, и схемы пищевых цепей по биологии и т. д. Но порой дети сталкиваются с трудностями восприятия таких изображений. А в процессе освоения метапредмета «Знак» ребята должны научиться разбираться в разного рода графических изображениях, понимать связь между схемой (формулой) и тем, что за ней стоит, после чего они сами смогут составлять схемы.

Метапредметность подразумевет освоение ребенком универсальных учебных действией (метапредметных умений). Универсальные учебные действия (УУД) – это способы осуществления разных видов деятельности, позволяющих учащемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. К УУД относятся: обобщение, систематизация, классификация, умение определять цели, планировать, навыки контроля и самооценки, рефлексия собственной деятельности и т д.

Убеждена, что усвоение школьниками учебного материала осуществляется через решение им той или иной задачи, проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания. Большое значение имеет использование таких заданий, которые предполагают изучение одного вопроса или познание одного объекта с помощью двух и/или более образовательных дисциплин.

Именно в процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения. 

Поскольку далеко не во всех школах возможно введение метапредметов, то наиболее оптимальным способом использования метапредметности становится внедрение интегрированных курсов или уроков, применение элементов метапредметности на традиционных занятиях. 

Метапредметный подход мной используется при подготовке и защите проектов, при проведении интегрированных уроков. На мой взгляд вариант интегрированного занятия, предполагающего деятельность двух специалистов, является более сложным в организационном отношении. Особенно, если это касается урока, в котором соединяются гуманитарная и естественнонаучная дисциплина. Например, если это интегрированный урок по литературе и биологии или по английскому языку и географии, то каждому учителю, помимо подготовки по своей дисциплине, необходимо познакомиться и с материалом, который предложит его коллега. 

Считаю, что помимо уроков большое значение имеет внеурочная деятельность. При проведении метапредметных занятий стараюсь вовлечь школьников в проектную и исследовательскую деятельность. Здесь реализуются все этапы метапредметного подхода: актуализация, целеполагание, проблематизация [6]. А как важно школьнику осознавать, что его исследования кому-то пригодятся: для семьи, для школы, для информирования одноклассников. Также при огранизации метапредметных занятий просходит развитие индивидуальности ребенка, его неповторимости, потому что чем чаще теорию мы сталкиваем с надпредметом, тем деятельность школьника становится более продуктивной, тем больше он развивается всесторонне, как личность, а в этом я вижу свою главную задачу. Например, в 9 классе при проведении уроков по химической технологии учащиеся выполняют проекты по металлургическому производству. В 10 классе они делают проекты о производстве этанола, уксусной кислоты. При этом им необходимо представить свой проект, обосновав: место строительства данного производства, количество и виды отделов (цехов) производства, экономическую эффективность производства. Они должны решить вопрос об экологической безопасности данного производства. В результате этой работы формируются универсальные способы учебной деятельности, составляющие ключевые компетенции (решения проблем, коммуникативной, информационной и др.), развиваются умения исследовательской, практической деятельности, приобретается опыт решения проблемных, нестандартных творческих, мировоззренческих задач [5]. Учащиеся при выполнении проектов такого плана используют знания по географии, химии, биологии.

Исследовательские умения являются общими для многих учебных дисциплин, поэтому стараюсь обеспечить единый подход к формированию данных умений при изучении различных предметов.

В этом учебном году под руководством учителей химии, географии и биологии в нашей школе была проведена исследовательская работа «Мониторинг кислотности осадков в районе города Калача». Были изучены физические и химические свойства дождевой и талой воды. В ходе выполнения исследовательской работы осуществлено химическое моделирование кислотных дождей и проведение мониторинга природных осадков в районе города Калача. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены как в учебном процессе при изучении темы «Растворы», а так и в повседневной жизни -  для защиты различных сооружений от вредного воздействия «кислотных» осадков. С результатами проведенного исследования мы познакомили учащихся нашей школы и выступили на краеведческой конференции, заняв призовое место.

Таким образом, современная школа предоставляет педагогу возможность использования разных вариантов метапредметности. И, наконец, следует обратить внимание на то, что метапредметная деятельностьность не просто развивает универсальные учебные действия школьников, но и формирует и поддерживает их интерес к изучаемым дисциплинам.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. География - это наука о природе. В природе химические, физические, географические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются. Для решения этой проблемы в современной школе предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Громыко Ю.В.  "Метапредмет "Знание". - М., 2001. - 285 с.
  2. Кленова А. В. И др. Интегрированный урок. / «Учитель», 2001. - 29-30 с.
  3. Кузнецов А.А.  О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
  4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1990. - 63 с.
  5. Фоменко И.А.  Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
  6. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление (с презентацией) учителей гуманитарного и естественно- географического цикла на педсовете по здоровьесбережению «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ- ЗДОРОВО!»

Выступление (с презентацией) учителей гуманитарного и естественно-       географического цикла на педсовете по здоровьесбережению «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ-  ЗДОРОВО!»...

Система оценки достижений обучающихся (предметных, метапредметных, личностных). На примере разработки урока усвоения новых знаний «Общая характеристика грибов» (5 класс)

В материале дана характеристика этапов урока, предложены задания для оценивания и диагностики универсальных учебных действий (УУД) учащихся...

Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...

Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.

Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе....

Мастер-класс: «Интерактивные формы и методы как средство повышения познавательной активности обучающихся на уроках естественно-географического цикла»

Цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании предметов естественно-географического цикла.Задачи:Вспомнить, что такое интерактивные формы и методы; ...