Формирование читательской грамотности
презентация к уроку

Сорокина Инна Викторовна

Формирование читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_lit.sorokina_i.v.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие читательской грамотности на уроках литературы .

Слайд 2

Читательские умения, формируемые на уроках литературы . 1.Поиск и извлечение информации из текста. 2.Интеграция и интерпретация текста. 3.Осмысление и оценка текста. 4.Использование информации из текста

Слайд 3

Грамотность чтения на уроках литературы (критерии оценивания) 1) чтение художественного текста (с карандашом в руке и на бумажном носителе), выявление ключевых слов и словосочетаний, деление текста на смысловые части; 2) умение выразительно читать текст вслух; 3) умение определять тематику, проблематику произведения, интерпретировать художественный текст с опорой на авторскую позицию; 4) умение анализировать эпизод, систему образов, структуру и язык художественного произведения, осуществлять сопоставительный анализ фрагментов, образов героев одного и разных произведений; 5) умение соотносить позицию автора текста с оценочными суждениями авторов критических статей; 6) умение создавать самостоятельные устные и письменные развернутые и аргументированные аналитические высказывания.

Слайд 4

Задания, развивающие читательскую грамотность на уроках литературы Задания на извлечение фактологической информации в художественных текстах на уроках литературы (на примере изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»).

Слайд 5

Основные аспекты. 1 . Задания на определение места информации и ориентирование в тексте в целях извлечения явно заданной информации. 2 . Задания , формирующие умение делить текст на фрагменты и устанавливать последовательность . 3 . Задания на определение наличия-отсутствия информации .

Слайд 6

Проблематика. 1.Как в заданиях могут соотноситься вопросы и ключевые слова текста? 2.Какие задания формируют умения ориентироваться в тексте и видеть все его микротемы ? 3.Какие задания помогут находить и извлекать единицы информации в одном и разных фрагментах текста? 4.Как с помощью неверных дистракторов в заданиях проверяется понимание наличия-отсутствия информации ?

Слайд 7

Поиск и извлечение информации из текста предопределяет следующие действия: 1.1. Выявлять место, где содержится искомая информация . 1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц явной информации, расположенных в одном фрагменте текста . 1.3. Находить и извлекать несколько единиц информации , расположенных в разных фрагментах текста . 1.4. Определять наличие-отсутствие информации

Слайд 8

Задания, требующие извлечения фактологической информации (время, место или обстоятельства действия) Задание 1 . Найдите указание время действия, с которого начинается повествование в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». //Ответ: июль 1805 года. Задание 2 . Кем является Анна Павловна Шерер и кто ее первый гость? //Ответ: фрейлина императрицы Марии Федоровны (матери императора Александра ); князь Василий – министр и член сената. Задание 3. Какое главное политическое событие обсуждает Анна Павловна с князем Василием? //Ответ: Анна Павловна обсуждает причины предстоящей военной кампании России против Наполеона (1805 г.) и дает оценку действиям Наполеона. Задание 4 . Куда собирается князь Василий после визита к Анне Павловне? //Ответ: на праздник к английскому посланнику

Слайд 9

Вопросы на извлечение явно заданной информации, требующие навыков категоризации : Задание 5. Какое приглашение на вечер разослала Анна Павловна ? //Ответ: В записочке Анны Павловны содержится приглашение навестить бедную больную и скоротать с ней вечер, если у предполагаемого гостя нет никаких других планов. Задание 6 . Кого Анна Павловна считает главными гостями своего салона и почему? //Ответ: виконт Мортемар эмигрант-аристократ, состоящий в родстве с Монморанси ; аббат Морио , принятый самим государем.

Слайд 10

Задания, формирующие умение ориентироваться в тексте Задание 7 ( дается заранее на дом). Составьте план гл. 1-6 т.1, ч. 1, гл., отражающий события и темы разговоров на вечере у Шерер .

Слайд 11

Задание на обнаружение пропуска информации. Л.Н. Толстой. «Война и мир» (глава 1, том I, часть I). Задание 8. Прочитайте последовательность смены тем и рассуждений Анны Павловны и князя Василия. А. Князь Василий неопределенно отвечает Анне Павловне о решении сената вступить в войну с Наполеоном . Б. Анна Павловна восторженно говорит о миссии русского императора. В. Князь Василий избегает обсуждений, попросив чаю и сумев перевести разговор на события предстоящего вечера: Шерер рассказала ему о своих главных гостях. Г. Курагин спрашивает о назначении первого секретаря в Вену. Д. Анна Павловна характеризует старого князя Болконского. Укажите место пропуска важного этапа в рассуждении героя. 1) между А и Б 2) между Б и В 3) между В и Г 4) между Г и Д //Ответ: 4

Слайд 12

Задания, требующие поиска косвенных фактов, которые указывают на фактологическую информацию. Задание 8. Назовите место действия, с которого начинается повествование романа Л.Н. Толстого. Аргументируйте свой ответ примерами из текста. // Ответ: Действие романа начинается вечером у Шерер в Петербурге.

Слайд 13

Задания, требующие поиска косвенных фактов, которые указывают на фактологическую информацию Задание 8. Аргументы : 1) Анна Павловна – фрейлина вдовствующей императрицы. Шерер сообщает князю Василию, что они обсуждали поведение Анатоля с Марией Федоровной . 2) Князь Василий является членом сената и собирается на праздник к английскому посланнику (в XIX в. посольства находились в Санкт-Петербурге). 3) Аббат Морио только недавно был на аудиенции у государя. 4) Пьер приехал из-за границы и был первый раз в обществе (в большом свете ), а его отец граф Безухов находился в Москве. Пьер с интересом слушает разговоры в гостиной Шерер , потому что знал, что «тут собрана вся интеллигенция Петербурга». 5) В финале главы VI есть описание ночи: «Ночь была июньская петербургская , бессумрачная ночь».

Слайд 14

Задания на выявление неточностей или противоречий явной информации Задание 9. Прочитайте главы 25 (том I, часть I) и 19 (том I, часть III). Найдите фактическую неточность в описании одной из важных деталей. // Ответ: Из главы 25 (том I, часть I): «…она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом , в серебряной ризе, на серебряной цепочке мелкой работы». Из главы 19 (том I, часть III): «Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок , навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок».

Слайд 15

Задания, формирующие умение определять наличие-отсутствие информации Задание 10. Выберите все предложения, соответствующие главам 1-6 (том I, часть III). 1)Всем было весело смотреть на маленькую княгиню. 2)Пьер с интересом прислушивался ко всем, потому что боялся пропустить умные разговоры. 3)Анна Михайловна Друбецкая приехала навестить свою давнюю приятельницу Шерер и поддержать ее после болезни. 4)Анна Павловна остановила спор Пьера с аббатом Морио , потому что собеседники слишком оживленно говорили. 5)Анна Павловна не успела переговорить с маленькой княгиней по поводу сватовства Анатоля к княжне Болконской. //Ответ: 124

Слайд 16

Обратное задание Задание 11. Выберите все предложения, которые НЕ СООТВЕТСТВУЮТ главам 1-6 (том I, часть III). 1)Всем было весело смотреть на маленькую княгиню. 2)Пьер с интересом прислушивался ко всем, потому что боялся пропустить умные разговоры. 3)Анна Михайловна Друбецкая приехала навестить свою давнюю приятельницу Шерер и поддержать ее после болезни. 4)Анна Павловна остановила спор Пьера с аббатом Морио , потому что собеседники слишком оживленно говорили. 5)Анна Павловна не успела переговорить с маленькой княгиней по поводу сватовства Анатоля к княжне Болконской. //Ответ: 35

Слайд 17

Выводы: 1) Задания, развивающие умения находить и извлекать явно заданную информацию текста, предполагают очень внимательное и неторопливое чтение художественного произведения. 2) Умение ориентироваться в тексте в целях поиска заданных элементов информации тесно связано с навыком деления текста на смысловые части и составления плана текста. 3) По уровню сложности задания, развивающие умение извлекать информацию из текста, бывают разными. Простейшим является задание, требующее соотнести ключевые слова вопроса задания с ключевыми словами текста. Более сложный уровень – это соотнесение ключевого слова в вопросе с синонимичным понятием в тексте. 4) Элементы информации, находящиеся в разных фрагментах текста, могут выступать в качестве косвенных аргументов, помогающих выявить фактологическую информацию, их объединяющую.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности.

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности". Подготовили семинар в рамках предметной недели учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ№4 имени Л.И...

Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТпо формированию читательской грамотности...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...