Метод кейсов в образовании
презентация к уроку

Презентаци, разъясняющая принципы применения кейсового метода в образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_keysov.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод кейсов в обучении

Слайд 2

Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблем, которые не имеют чёткой структуры и предполагают применение учащимися своего творческого потенциала и креативности. Для него характерно наличие актуальной проблемы или ситуации, действующих лиц, драматической составляющей и необходимости совершать выбор. Наряду с этим, в кейс-методе участвуют субъекты, столкнувшиеся с конкретной проблемой или ситуацией в реальной жизни.

Слайд 3

Метод кейсов также может иметь несколько источников (видов информационной базы): Социальная жизнь со всем обилием трудностей и достоверных фактов Образование, определяющее задачи, цели и методы обучения Наука, задающая методологические основы и обеспечивающая разнообразие методик Литература художественной и публицистической направленности, из которой можно почерпнуть идеи и построить сценарий самого кейса Статистические и другие данные Всё это делает метод кейсов очень эффективным и удобным в применении.

Слайд 5

Особенности метода кейсов Чаще всего кейс-метод осуществляется в аудитории, несмотря на то, что начальный, т.е. подготовительный этап состоит из самостоятельной работы и преподавателей и учащихся вне аудитории.

Слайд 7

Подготовительный этап Задача преподавателя на этом этапе состоит в том, чтобы произвести соответствующую подготовку, что означает: Выявление фактов и определение характера взаимоотношений участников в процессе применения метода – в ходе реализации проблемы кейса Моделирование ситуации, её начала, развития и завершения Определение вопросов, аргументов и контраргументов, которые могут появиться у участников (вопросы должны служить указателями для учащихся в движении в верном направлении) Составления домашнего задания Разработка системы оценок решения кейса Учащиеся на подготовительном этапе изучают предоставленный преподавателем текст ситуации (кейса) и выполняют необходимые задания, которые к нему относятся.

Слайд 8

Реализация кейса Само название метода говорит о том, что для разбора будет представлена какая-то ситуация. Нередко кейсом может являться какое-либо художественное или публицистическое произведение, где присутствуют все необходимые элементы: действующие лица со всеми характеристиками, включая внутренний мир, переживания, мысли, мотивы и т.д. Может предлагаться и описание ближайшего окружения основных персонажей, а также взаимоотношений между ними. Интересно то, что контекст кейса (деятельный, эмоциональный, социальный, психологический) может сбивать участников кейса с толку, чтобы они не могли изначально уловить даже намёки на поставленную проблему. В ряде случаев контекст кейса включает в себя очертания отвлекающих и ложных проблем. Исходя из этого, результат работы по кейсу завит от того, насколько качественно и грамотно будут устранены отвлекающие моменты.

Слайд 9

Диагностика ситуации С целью анализа ситуации метод кейсов включает в себя и этап диагностики ситуаций, который состоит из трёх частей: Первая часть – описывается реальное состояние объекта с учётом конкретных параметров Вторая часть – определяется должное быть состояние объекта с учётом конкретных параметров Третья часть – сравниваются реальное и должное быть состояние объекта В том случае, если различий не найдено, то практическая деятельность с объектом может быть продолжена. Если же различия удаётся зафиксировать, то определяется тип этих различий и разрабатываются возможные способы их устранения.

Слайд 10

Выработка альтернатив Выработка альтернатив является ещё одним этапом диагностики ситуации. Он направлен на поиск альтернатив, при помощи которых проблемная ситуация может быть разрешена. Но данный этап можно считать качественно новой фазой диагностики. Основная задача состоит в том, чтобы определить все варианты, посредством которых проблема может быть решена. Результатом должна стать выработка нескольких вариантов, детальный разбор которых задаст темп дальнейшей работе. Одновременно с развитием познавательной деятельности учащихся в процессе обсуждения кейса, преподаватель может решать и ряд других задач, например:

Слайд 11

-Мотивировать учащихся на работу в группе -Создавать в аудитории атмосферу, способствующую высказыванию и защите учащимися своих позиций -Производить оценку уровня знаний учащихся и их точек зрения по различным вопросам -Стимулировать умственную работу учащихся -Поддерживать энтузиазм учащихся по поводу разных учебных тем -Анализировать выполнение учащимися рабочих заданий и упражнений -Проверять усвоенный учащимися материал на практике -Формировать у учащихся креативное отношение к изучаемому материалу и навыки дедукции

Слайд 12

Обсуждение выводов Этот этап считается завершающим. Во время него преподаватель обсуждает с учащимися выявленные ими в ходе кейса проблемы. В большинстве случаев, в самом начале дискуссии определяется её цель и предполагаемые результаты, а также задаётся конкретное для беседы время. В процессе дискуссии очень важно, чтобы мог высказаться каждый участник, но при этом его позиция должна быть аргументирована и уточнена. Также подразумевается и активизация тех участников, которые занимают в обсуждении пассивную позицию, и сдерживание наиболее активных.

Слайд 13

Не менее важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Эмоциональный аспект подразумевает управление эмоциональными состояниями учащихся, а проблемный – вычленение наиболее важных вопросов и концентрацию внимания участников именно на них. Следует отметить, что завершающий этап меньше поддаётся контролю, чем начальный, ведь необходимо «сбавить обороты» обсуждения, что может оказаться нелегко. А форма завершения всего мероприятия, которая иногда зависит от хода дискуссии, должна соответствовать поставленным на начальном этапе целям. Причём не следует завершать занятие только одним способом, т.к. это может снизить интерес участников.

Слайд 14

В качестве завершения можно использовать такие варианты: -Представить краткое резюме, основанное на выводах, сделанных в течение занятия -Задать дополнительные вопросы, которые в процессе не были затронуты -Предоставить новые данные (если диагностика кейса не позволила решить проблему, модно предложить дополнительные данные на тему дальнейшего развития событий, реализованных в кейсе) -Позволить учащимся подвести итоги (резюме могут быть как индивидуальными, так и групповыми, их подача может быть устной или письменной, а озвучены они могут быть либо в конце текущего занятия, либо в начале следующего)

Слайд 15

Опыт, полученный в процессе применения метода кейсов различными организациями, преподавателями и другими людьми, чья деятельность связана с обучением, показал, что кейс-метод многократно повышает результативность образовательного процесса, т.к. позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кейс-стади в учебном курсе "Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников"

Кейс-стади (или метод конкретной ситуации – МКС, или ситуационное обучение) представляет собой специальную методику обучения, заключающуюся в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй) для с...

Использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ

Презентация содержит: Требования к кейс-технологии, этапы создания кейса,преимущества этого метода , его отличительные черты, мониторинг результативности,выявленные трудности....

Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...

Применение метода кейса на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Бюджет государства и семьи»

Активизация познавательной деятельности является одной из важнейших задач развивающего обучения. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько поним...

Метод кейсов на уроке английского языка в учреждениях среднего профессионального образования (на примере профессии парикмахер).

Статья посвящена использованию такой современной педагогической технологии как "кейс-метод" в учреждениях профессионального образования....

Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. Здоровьесберегающие технологии как современные методы в профессиональном образовании.

Аннотация. Статья раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологии", объясняет необходимость применения их в образовательном процессе. Основное внимание в работе акцентируется  на непреры...

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Методические рекомендации к применению кейс технологий в работе педагога дополнительного образования....