2024 год. Сценарий урока "Великая Отечественная война на итоговой аттестации выпускников"
план-конспект урока (11 класс)

Понамарева Галина Николаевна

 Интегрированный урок "Литература+история+МХК" комбинированного типа посвящён обобщению материала по истории и изучению нового материала по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  

Предмет: ИСТОРИЯ+ЛИТЕРАТУРА+МХК

Класс: 11

Дата: 01.03.2024

Тема: "Великая Отечественная война на итоговой аттестации выпускников"

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Выступающие

1.

Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся

Музыкальный фон (на переменах)

1. Вступительное слово учителя истории

2.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Приветственное слово учителя литературы

Второй год мы с вами готовимся к итоговой аттестации по истории и литературе. Многое уже изучено, что-то предстоит ещё открыть и дополнить. Сегодня мы попробуем соединить знания по этим предметам по теме, которая красной нитью проходит через ЕГЭ по этим учебным дисциплинам. Хочется верить, что у нас получится интересный и очень полезный разговор... Была война - была Победа! Итак, в добрый путь!

3.

Сообщение темы, задач урока

1. Слово учителя истории

4.

Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала

 15 - 20 минут

1. Работа обучающихся над учебными проектами

1 группа - Брестская крепость-герой

2 группа - Город-герой Ленинград

3 группа - Город-герой Москва

4 группа - город-герой Сталинград

План работы над проектом

1. Историческая справка о событии

2. Память события в искусстве (памятники, живопись, музыка, кинематограф)

3. Отражение исторического события в литературе

4.Наши земляки - участники события.

5.

Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков

1 группа - Брестская крепость-герой

1. Презентация (историч. справка  + героизм + памятники)

2. Видеоролик "Последний защитник Брестской крепости"

3. Слово учителя истории.

Гаврилов попал в немецкий плен. Очевидцы событий рассказывали, что, когда 23 июля его привели в лагерь для военнопленных солдат и командиров около Брестской крепости, он выглядел как скелет, обтянутый кожей, и не мог стоять на ногах. Но фашисты обсуждали, как этот живой полутруп всего час назад сражался с десятками их солдат и убил или ранил нескольких человек.

По окончании войны Гаврилова освободила Красная Армия. Он прошёл советский фильтрационный лагерь на Дальнем Востоке, где в ходе проверки был признан невиновным в сотрудничестве с врагом. Однако ещё долгие годы к защитнику Брестской крепости, как к военнопленному, относились с осторожностью и иногда с презрением – исключили из партии, не брали на нормальную работу.

4. Пашкевич Дарья - событие в литературе

Восстановить справедливость в отношении Гаврилова и других защитников Брестской крепости помог писатель Сергей Смирнов. Около 10 лет писатель вёл своё расследование о начальном этапе войны, и при помощи воспоминаний очевидцев, советских и немецких документов вернул бойцам заслуженную славу, описав их подвиги в книге «Брестская крепость».

Подвиг майора Гаврилова

К вечеру большинство советских бойцов было убито или тяжело ранено, а фашисты ворвались в здание. Тогда Гаврилов, его адъютант и еще один красноармеец снова спрятались в том же туннеле. Их спасло наступление ночи: немцы побоялись прочесывать форт в темноте и отложили это дело до следующего утра. Решив не ждать верной гибели на месте, бойцы стали выбираться из своего укрытия с целью наконец-таки пробиться к выходу из крепости.

Недалеко отойдя от форта, боевые товарищи наткнулись на группу врагов, сидящих вокруг костра. Было решено прорываться с боем. Обговорив план действий, бойцы по команде майора метнули в фашистов гранаты и бросились в разные стороны. Гаврилов побежал в самом опасном направлении – к Центральному острову. Тотчас за спиной прогремели выстрелы, началась погоня. Но майору вновь повезло – когда он стал подбегать к Цитадели, со стороны Западного форта раздались наши пулеметные очереди. Он упал ничком, а летящие над ним пули обратили немцев в бегство.

Пытаясь пробраться дальше к выходу из крепости, Гаврилов в темноте наткнулся на бывшие здания конюшен его полковых артиллеристов. Поняв, что сейчас незамеченным уйти не удастся, ведь с другой стороны реки расположился фашистский лагерь, он спрятался в небольшом каземате с двумя бойницами. Чтобы его сложнее было обнаружить, майор, превозмогая отвращение, зарылся в лошадиный навоз, положил рядом с собой два пистолета и гранаты и принялся ждать ухода врага. Он хорошо помнил свою главную цель – добраться до союзников, восстановить силы и продолжить борьбу.

Три дня Гаврилов жил в полумертвом состоянии без пищи. Когда голод стал невыносим, он тайком раздобыл в зданиях конюшен комбикорм для лошадей и стал питаться им. Так прошло еще около недели, к концу которой офицер сильно заболел. Его стала мучать дикая резь в желудке и со временем он впал в бред.

Видимо, в забытье майор стал стонать от боли и выдал этим свое расположение, поскольку очнулся он от того, что в его каземате оказались немцы. Увидев перед собой врага, который принес столько страданий ему и его товарищам, Гаврилов будто почувствовал прилив энергии. Еще не обнаруженный окончательно, находясь под завалами отходов, офицер схватил пистолет и открыл стрельбу по гитлеровцам. Те выбежали из здания и быстро привели подкрепление.

Услышав пулеметные очереди, а затем и крики с призывами сдаться, майор понял, что враг находится совсем рядом с его укрытием и стал поочередно бросать гранаты через бойницы каземата. В ответ раздались крики раненных захватчиков. Однако боезапас быстро подошел к концу, и он остался с одной гранатой и пистолетом в руках. Когда дверь каземата распахнулась и в ней появился фашист, Гаврилов кинул в него последнюю гранату. Выстрелами он ответил на появившееся в бойнице дуло вражеского автомата, но затем помещение озарило пламя взрыва, и майор потерял сознание.

Итоговое слово учителя

Особое значение это документальная повесть имеет ещё потому, что Смирнов рассказал о людях, которые сражались будучи отрезанными от внешнего мира. О них не писали в газетах, не сообщали по радио. Родина даже не знала, что они продолжают своё героическое сопротивление. Перенося тяжкие страдания, ведя неравную ожесточенную борьбу, они были лишены того, что поддерживало других защитников Родины – связи со всем народом, со своей страной.

Подвиг оставался безымянным. Факты этой борьбы просто шокируют: совершенно не понятно, как без еды, воды, медикаментов, связи с внешним миром, боеприпасов, элементарных условий жизни люди смогли так долго сопротивляться и по мере возможного уничтожать врага.

Итак, мы должны отметить, своё героическое произведение Сергей Смирнов посвящает  теме истинного героизма, беспримерного мужества защитников Брестской крепости, их непоколебимой уверенности в том, что помощь обязательно  придёт, враг будет разбит и граница будет восстановлена.  

Видеозапись - ПЕСНЯ "Блокадный Ленинград"(1 куплет)

2 группа - Город-герой Ленинград

1. Презентация (историч. справка  + героизм + памятники)

2. Блокадный Ленинград в литературе

2.1. Даниил Гранин, Алесь Адамович "Блокадная книга"

«Блокадная книга» (1977–1982) — документальная хроника блокады Ленинграда, написанная в соавторстве Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Блокадная книга была создана на основе воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду. Героями произведения являются горожане, который делятся своими воспоминаниями и трагическими историями. Авторы собрали 200 рассказов блокадников, которые были записаны на магнитофонную ленту. Общий объём материала составил 4000 страниц. 

УЧИТЕЛЬ: Писатели отмечали, что создавали книгу для того, чтобы напомнить о тех ужасных событиях молодому поколению, которое не желает задумываться о том, что пришлось пережить людям прошлого поколения. В конце произведения авторы указывают на то, что пришло время "собирать глыбы народной памяти". Нельзя забывать о том. что происходило во время блокады. Это страшные и неприятные воспоминания, но они нужны, чтобы избежать подобной беды в будущем.

2.2. Ольга Берггольц "Февральский  дневник"

2.3. Леонид Пантелеев "Маринка"

Тема рассказа Л. Пантелеева «Маринка» — стойкость и сила характера у маленьких ослабших ленинградцев на примере одной девочки, Маринки.

Во время бомбежки, когда жильцы из-за нехватки места в бомбоубежище собирались у автора в квартире на первом этаже. Маринка рассказала, чем бы она ударила немца, если бы он появился здесь. Такая нехитрая игра с перечислением всевозможных предметов.

Затем самая тяжелая встреча, произошедшая первой военной зимой. Маринка лежит в постели без сил, ударить немца она уже не может даже в фантазиях. И тут девочка говорит, что укусит его!

И последняя встреча - весной 42-го, когда бледные и худые дети все-таки смогли выйти на солнышко и играли во дворе. И Маринка среди них, все-таки выжившая.

Автор поднимает проблему несовместимости войны и детства

Эта же тема звучит в рассказе Виктора Дубровина "Мальчишки в сорок первом"

Известие о начале войны застало семью Вовки на даче. С купанием, рыбалкой и другими прелестями летнего отдыха пришлось распрощаться, чтобы вернуться обратно в Ленинград. Тринадцатилетний подросток почти не расстроен, ведь в городе он будет ловить шпионов, смотреть на военные учения, помогать фронту, читать ставшие «жутко интересными» газеты. Как и многие мальчишки, он мечтает попасть на войну и по-настоящему завидует «счастливчикам», отправляющимся на фронт. Знал бы Вовка, что зимой 1941 года в блокадном Ленинграде, теряя последние силы от голода и холода, он будет завидовать мёртвым…

Приехав в город, Вовка с удивлением обнаружит белые кресты почти на всех окнах, будет с любопытством смотреть на поднимающуюся в небо «серебристую колбасу» – аэростат. Поначалу он даже не заметит снижения норм хлеба и длинных очередей за продуктами. Его жизнь будет идти своим чередом, с мальчишескими играми, забавами, обидами и даже драками. Не сумев попасть на фронт, главный герой вместе с лучшим другом Женькой с энтузиазмом будет смазывать чердаки специальной противопожарной краской и помогать семьям красноармейцев. Но после страшной череды смертей героический ореол, окружавший слово «война», для Вовки навсегда померкнет.

Повесть «Мальчишки в сорок первом» во многом автобиографична. Ее автор – журналист Виктор Дубровин – знал о блокаде не понаслышке. Он рассказал об ужасах тех дней искренне, подробно и без прикрас.

В произведении, написанном от имени тринадцатилетнего мальчика, содержится мощный нравственный посыл: всегда, даже в самых страшных обстоятельствах, надо оставаться человеком. Иначе не стоит жить.

Учитель: Итак, каковы основные мотивы изображения города-героя Ленинграда в литературе?

Во-первых, отметим документальный характер произведений - основаны на реальных событиях, и можно отметить личный жизненный опыт писателей и поэтов как основу их творчества.

Во-вторых, они отражают героизм и стойкость советского народа в годину суровых испытаний.

В-третьих, авторы произведений поднимают проблему несовместимости войны и детства

 Но есть ещё одна вещь! Послушаем!

Видеоролик "Оружие - музыка"

2.3. Блокадный Ленинград в музыке.

- Что можете сказать?

Хочу добавить, что к теме блокадного Ленинграда обращались многие поэты-песенники. Она нашла отражение в разных видах музыкального творчества, в том числе в творчестве поэтов- песенников - наших современников. Среди них Сергей Войтенко, Виктор Пурга, чью композицию мы с вами уже сегодня слышали. Эти произведения, как и проза и лирика, посвящены героизму, стойкости ленинградцев. Они призывают нас помнить о тех суровых девятистах блокадных днях.

Ребята, мы с вами знаем, что воины-сибиряки были активными участниками разных военных операций. Среди наших земляков были и защитники Ленинграда.

2.4. Григорий Андреевич Дворецкий

Аудиозапись "Город-герой Москва" - 1 куплет

3 группа - Город-герой Москва

1. Презентация (историч. справка  + героизм + памятники)

2. Отражение события в литературе

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Прежде чем, говорить об отражении этого исторического события в литературе, мы должны познакомиться с литературным термином «лейтенантская проза». Это   военная проза 1950-60-х гг., её создали писателями 50-60-х годов 20 века, лично прошедшие Великую Отечественную войну в звании младших офицеров.

Традиции «лейтенантской прозы»:

— обращение авторов к собственному фронтовому опыту;

 — интерес к личности, попавшей на войну;

— личностный конфликт;

— предельная правдивость;

 — специфическая форма автобиографизма.

Основными представителями «лейтенантской прозы» являются:

— Виктор Некрасов; — Григорий Бакланов; — Юрий Бондарев; — Василь Быков; — Борис Васильев; — Константин Воробьёв; — Вячеслав Кондратьев; — Виктор Курочкин; — Владимир Богомолов

 То есть, "лейтенантская проза" - это произведения бывших фронтовиков-младших офицеров, на собственном опыте познавших ужасы окопной жизни и открытого боя. Их мысли и ощущения очень важны для читателя, поскольку они писали о том, что видели собственными глазами.

2.1. Константин Воробьёв "Убиты под Москвой"

Повесть Константина Воробьёва «Убиты под Москвой» описывает оборону Москвы в ноябре 1941 года.

«Убиты под Москвой» - это история очень короткого (повесть охватывает временной промежуток в 5 суток) пребывания на фронте двухсот сорока молодых, физически крепких, здоровых курсантов. Стройной шеренгой, все как на подбор, молодые солдаты в начале произведения шагают к линии фронта. Они полны оптимизма и пребывают в восторженном состоянии из-за предвкушения будущих подвигов. Однако читатель с первых страниц ожидает трагического исхода – к этому подводит название повести. Действительно, уже спустя несколько дней в живых останется только один из них – пока еще молодой и неопытный офицер Алексей Ястребов. Все остальные 239 бойцов будут убиты под Москвой.

Анализ причин этих страшный событий и лег в основу повести.

По мере знакомства с содержанием читатель приходит к ужасающему выводу. На самом деле все было довольно просто:

молодых солдат практически использовали в качестве пушечного мяса, отдав на уничтожение вооруженным силам противника. Автор рассказывает о том, как их отправили воевать с винтовками, несколькими гранатами и бутылками с зажигательной смесью – пулеметов не хватило. Изначально вызывают возмущение поступки более опытных командиров и их анализ. Убиты под Москвой молодые ребята были и по их вине.

Вспоминается приказ о необходимости отступить, в суматохе отправленный из штаба не по форме. В результате время на спасение ребят было упущено, так как Рюмин, командир полка, во всем привыкший к порядку, не доверял его устной передаче через незнакомого бойца, а ожидал письменного подтверждения.

А ещё лживые убеждения в том, что скоро прибудет подкрепление, которые поставили жизнь двух с половиной сотен практически безоружных мальчишек в зависимость от тех, кто давно уже с легкостью вершил судьбы множества людей.

2.2. Константин Воробьёв "Это мы, Господи"

Автобиографическая повесть "Это мы, господи" была написана в 1943 году, когда группа партизан, сформированная из бывших военнопленных, вынуждена была временно уйти в подполье.

Константин Воробьёв изображает повседневный лагерный быт: после пятичасового ожидания пленные получают  “одну буханку в восемьсот граммов на двенадцать человек”, спят они “вповалку друг на друге” в три слоя на четырёхъярусных нарах заключённых, рацион лагерников таков: “поллитровый черпак воды пополам с грязью, соломой, копытами лошадей и двумя картошками величиной с голубиное яйцо”. Описана и забава коменданта лагеря, застрелившего одного из двенадцати человек, бросившихся поднимать "бычок" его гамбургской сигареты…

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Своеобразие рассмотренных произведений заключается прежде всего в том, что война в них показана «из окопов», глазами непосредственных участников, как правило, юных, ещё не оперившихся лейтенантов, командиров взводов и батальонов.

       Истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что стало предметом раздумий героев и их авторов. 

УЧИТЕЛЬ истории о партизанском движении

2.3. Маргарита Алигер "Зоя"

Колпашников Даниил

Михайлова Алина

Плотникова Валерия

Пашкевич Даша

(Сергей Смирнов "Брестская крепость")

Крюкова Людмила (Даниил Гранин , Алесь Адамович "Блокадная книга")

Шерстобоева Полина

(Ольга Берггольц "Февральский  дневник")

Гетц Виктория

("Леонид Пантелеев "Маринка")

Видеоролик

"Оружие - музыка"

Гохвайс Егор

(О земляке Дворецком Григории Андреевиче)

Руденко Алина

(Константин Воробьёв "Убиты под Москвой")

Веремеенко Никита

(Константин Воробьёв "Это мы, Господи")

Миронова Варвара

(Маргарита Алигер "Зоя")

6.

Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Колпашников Даниил

Немало горя за годы ВОВ в целом вынесла белорусская земля, с событиями на ней  связана повесть Василя Быкова "Обелиск"

Герой повести приезжает на похороны сельского учителя Павла Миклашевича, с которым был заочно знаком. Миклашевича очень любили дети, да и все жители вспоминают с большим уважением. На поминках Миклашевича бывший учитель Ткачук требует вспомнить про некоего Мороза, но не находит одобрения. Герой повести и Ткачук вместе возвращаются в Минск, Ткачук рассказывает про Мороза.

Алесь Иванович Мороз был обыкновенным учителем, одним из его многочисленных учеников был Миклашевич. Мороз заботился о ребятах как о своих детях: провожал домой поздно вечером, заступался перед начальством, старался по мере сил пополнить школьную библиотеку, занимался самодеятельностью.

Начинается война. Немцы оккупируют Белоруссию. Ткачук вступает в партизанский отряд. Хромой Мороз остаётся с детьми и тайно помогает партизанам. Один из сельчан, ставший полицаем, начинает подозревать Мороза и обыскивает школу, допрашивает ребят. Враги ничего не находят, но преданные Морозу ребята решают отомстить.

Небольшая группа, включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина с шефом полиции по прозвищу Каин. Уцелевшие полицаи, выбираясь из воды, заметили убегавших мальчишек, и вскоре берут их в плен. Бывший ученик Мороза, ставший полицаем, предупреждает учителя, и тот уходит к партизанам.

Немцы объявили, что если Мороз сдастся им, они отпустят ребят. Мороз добровольно сдаётся немцам, но те решают казнить его с пятью учениками. Когда их ведут на казнь, Мороз помогает бежать Миклашевичу, отвлекая внимание конвоиров. Ребят и Мороза повесили.

В честь детей поставили обелиск, а вот действия Мороза не всеми считаются подвигом — он не убил ни одного немца, наоборот, записан как попавший в плен.

2. Из сочинения. Миронова Варвара

Шерстобоева Полина

7

Анализ достижений учащихся

Слово учителям

8

Подведение итогов урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания

Что осталось в душе от сегодняшнего урока? Что оставило особый след?

9

Домашнее задание

См слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду,  что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...

Выступление по теме "Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по английскому языку (в новой форме) в 2011 году"

Выступление на ГМО учителей английского языка по теме "Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по английскому языку (в новой форме) в 2011 году"...

Проект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году

Проект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году...

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 класса

Материалы презентации можно использовать для проведения собраний с выпускниками и родителями выпускников на этапе ознакомления с общими вопросами по организации и проведении государственной (итоговой)...

Комбинаторика,статистика и теория вероятностей на итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов

Выступление на заседании ГМО города Челябинска. Выступление представлено в форме статьи. Предлагается список литературы для учителей  математики 9 и 11 классов и методические рекомендации при орг...

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....