Выступление на педагогическом совете. По теме "Речь и коммуникация".
учебно-методический материал

Степанова Татьяна Анатольевна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ресурсы   современного коррекционного  урока.

 « Речь и коммуникация».

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта.Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей.

Нарушение речи у детей с интеллектуальной недостаточностью носят системный характер ,т.е страдает речь как целостная система. Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторон, лексика , грамматический строй. Практически у всех учащихся  начальных классов и умеренных классов отмечается нарушение как устной так и письменной речи. В последнее время отмечается большое количество учащихся,  которые приходят к нам неговорящих или  учащиеся  произносящие отдельные звуки.

Недоразвитие диалогической  функции речи, бедность словарного запаса, недостаточная потребность в общении осложняет протекания коммуникативного общения. Ограниченность вербальных контактов препятствует приобретению знаний и представлений об окружающем мире , затрудняет социальную адаптацию умственно отсталых школьников.

Расстройство речи у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется стойкостью , они с большим трудом устраняются , сохраняясь  вплоть до старших классов.

Исходя из этого содержания работы по коррекции речи следующая :

  1. Развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения и слоговой структуры слова.
  2. Развитие понимания речи.
  3. Развитие лексики и грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, согласование слов).
  4. Развитие связной речи ( диалогической, монологической речи)
  5. Развитие мелкой моторики , графических навыков.

Упражнения по развитию речи:

  • Повторение за учителем и сильным учеником звуки, слоги, слова, предложения. Хоровое чтение.
  • Логопедические разминки .
  • Физьминутки.
  • Работа  с пословицами, поговорками, загадками.
  • «Доскажи словечко».
  • Вставить пропущенные буквы в  слова, вставить пропущенные слова в предложения.
  • Работа с деформированным предложением текстом.
  • Составить рассказ по опорным словам, по картинкам.

Наиболее подробно  по отдельным направлениям работы. по коррекции речи с примерами будут представлены выступлениями от нашей группы -

это  нейроупражнения, как средство повышения эффективности работы, работы  над понятием и работа по формированию диалогических умений.

Очень много учащихся поступают с отсутствием речи.

Основные направления в работе по развитию речи у детей:

1. Формирование разговорной (диалогической) речи.

-2. Формирование монологической речи.

-3. Развитие словаря.

-4. Формирование грамматически правильной речи.

-5. Воспитание звуковой культуры речи.

-6. Ознакомление с художественной литературой и воспитание любви к чтению.

-7. Обучение детей элементам грамоты.

Наиболее актуальные методы и приёмы работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся, которые  использую – это словесные, наглядные и игровые.

1.Развитие речи у детей в начальной школе  и  классов с умеренной недостаточностью нельзя представить без игровых приемов, которые  могут быть словесными и наглядными. Главное, что суть игровой деятельности как средства обучения общению состоит в том, что та или иная коммуникативная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу и т.п.) решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Дети проигрывают одну и ту же ситуацию несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями; предложить свои варианты поведения; обсудить, какие варианты были наиболее удачными. 

 Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение материала. Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные. На уроках письма и развития речи в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока». Использование игры в процессе объяснения нового материала.

 Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е». Использование дидактических игр при проверке пройденного материала.

Например: игра «Орфографическое лото», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний».

2. Словесные (вербальные) игры.

Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, ребусы, кроссворды, головоломки.

Часто использую игру «Волшебный  мешочек». 

Конечно же обращаем внимание на звуковую культуру речи — отрабатываем четкое произношение звуков и слов, подбираем слова, сходные по звучанию и ритму. Помогает игра «Доскажи словечко».

Словесные приемы: Речевой образец— Образец обязательно должен быть доступным по содержанию и форме. Его произносят  четко, громко и неторопливо.

Повторное проговаривание— преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В своей практике я использую разные варианты повторения: за мной, за другими детьми, совместное повторение учителя и детей, хоровое.

Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия.

Указания — разъяснение учащимся способа действия для достижения определенного результата.  Указания могут быть обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Кроме этого, хорошо помогают в работе по развитию речи: интегрированные уроки, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития, которые интегрируют по тематическому принципу. Например: 1). На чтении – чтение сказки «Колобок», «Три медведя», «Теремок». 2). На рисовании - коллективное рисование колобка и героев сказки. 3). На устной речи - рассказывание детей по рисункам. Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной речи и коммуникации.

Особое внимание уделяется словарной работе и грамматике — учимся объяснять значение слов.

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря ведется   постоянная работа , на всех занятиях.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова

эффективны такие всем известные задания, как  подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов. Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.

Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.

Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам. Например, «дом пойдем», «крокодил - угодил», «колобок - уголок» и тд. Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.

Очень часто используемым приемом для развития речи является  составление рассказа по картинкам, что формирует правильную связную речь и способствует  развитию интереса к сочинительству. Например, тот, у кого рассказ получится длиннее и интереснее, победил.

 Закончи предложение, записав в рамочке недостающее слово. В этом тебе помогут картинки.
В рамочке написано начало рассказа. Прочитай его и продолжи. Подбери к составленному рассказу название.

Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе пословицы и поговорки. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков на различных уроков.

Формируем  у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.

Загадка - это не просто развлечение и игра, но  и упражнение в рассуждении и доказательстве, то есть важное средство обучения и развития. Уметь доказывать - это умение правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Одним из таких приемов является восстановление деформированного текста. Например:

Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года, описанию животного, описанию фрукта.

На каждом уроке, прежде чем приступить к чтению, ученики должны выполнить упражнения для разминки:

1.Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и, э. сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в сочетаниях: ау, АО, оие, эа, ауо,  уоиэ ( можно напевать в различных темпах)

2. Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би; ва, во, ву, вы, ви.

3. «Наращивание» согласных: рба, рбо, рбу, рбы… срба, србо, србу, србы…

4.Скороговорки. Чистоговорки.

Учим стихи к различным праздникам, тренируем память,  учитываем индивидуальные возможности каждого ребенка ( одному 1 столбик, другому 2 столбика и т. д.)

 Таким образом, можно сделать вывод, что в организации работы по  речевому развитию  школьников с ОВЗ учителю необходимо использовать самые разнообразные способы. Это дает положительный результат.

У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов.

Наша группа подготовила несколько своих секретов и приемов,

Основные приемы и методы развития речи детей с ОВЗ:

 1. Метод мозгового штурма. Задачи: - развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы педагога и т. п. - развивать у детей способность к анализу - стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы. - формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.

2. Метод системного анализа. Цель данного метода – сформировать у детей умение анализировать, обобщать и систематизировать. Метод системного анализа позволяет: - знакомить с частями предмета; - рассмотреть предмет в динамике, увидеть предмет одновременно в функциональном, временном и структурном аспекте.

3. Метод фокальных объектов. Данный метод позволяет совершенствовать объект, применяя на него свойства другого объекта. Цель МФО – установление ассоциативных связей с различными случайными объектами. Главная задача – развитие фантазии и словотворчества у детей.

 4. Метод синектики. Задачи: - развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, - воспитывать чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.

5. Типовые приёмы фантазирования. Задачи: - формировать диалектическое мышление - развить конструктивные идеи ребенка, его фантазию, воображение, образного мышления - изменять представления о некоторых особенностях предмета, снимать стереотипы сознания - развивать речь и обогащать словарь.

 Педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ нужно не спешить и набраться терпения. Не нужно стараться научить ребенка сразу всему, а лучше двигаться маленькими шажками, поднимаясь как бы по крохотным ступенькам. Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают сами педагоги, которые способны реализовать как бы особые  образовательные потребности для детей этой категории. Это именно создание психологической нравственной атмосферы, в которой данный ребенок перестанет себя ощущать не таким как все. Это такое место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только лишь своё право на образование, также будучи включенным в полноценную социальную жизнь товарищей, обрести право на обычное детство.

Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения словаря, игр на формирование грамматических форм и словообразование.

Очень важная деятельность для ребенка – игра, а основная потребность – общение. Главная задача данных игр – занятий – воспитание культуры поведения, но они также очень важны и для развития речи, потому что закрепляют навыки хорошей, связной речи, обогащают словарь ребенка. Основные формы и методы работы с детьми, которые детям во многом помогут в развитии речи: игры, общение, учебно-игровые ситуации, чтение стихотворений, пение, организация экскурсий, труд, речевые и трудовые действия, развитие речи с использованием средства массовой информации, досуг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ресурсы урока. Речь и коммуникация.

Слайд 2

C одержания работы по коррекции речи следующая: Развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения и слоговой структуры слова. Развитие понимания речи. Развитие лексики и грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, согласование слов). Развитие связной речи (диалогической и монологической речи). Развитие мелкой моторики , графических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Выступление на педагогическом совета № 4 от 23.03.2022 . Тема доклада :Развитие связной речи на занятиях по альтернативной коммуникации с использованием рабочей тетради «От более реального к более абстрактному».

Представляю свою разработку – рабочую тетрадь по развитию альтернативной коммуникации, в которой систематизированы наглядные материалы, направленные на формирование речевых навыков у обучающихся...