Выступление на педагогическом совете. По теме "Речь и коммуникация".
учебно-методический материал
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ресурсы современного коррекционного урока.
« Речь и коммуникация».
В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта.Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей.
Нарушение речи у детей с интеллектуальной недостаточностью носят системный характер ,т.е страдает речь как целостная система. Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторон, лексика , грамматический строй. Практически у всех учащихся начальных классов и умеренных классов отмечается нарушение как устной так и письменной речи. В последнее время отмечается большое количество учащихся, которые приходят к нам неговорящих или учащиеся произносящие отдельные звуки.
Недоразвитие диалогической функции речи, бедность словарного запаса, недостаточная потребность в общении осложняет протекания коммуникативного общения. Ограниченность вербальных контактов препятствует приобретению знаний и представлений об окружающем мире , затрудняет социальную адаптацию умственно отсталых школьников.
Расстройство речи у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется стойкостью , они с большим трудом устраняются , сохраняясь вплоть до старших классов.
Исходя из этого содержания работы по коррекции речи следующая :
- Развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения и слоговой структуры слова.
- Развитие понимания речи.
- Развитие лексики и грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, согласование слов).
- Развитие связной речи ( диалогической, монологической речи)
- Развитие мелкой моторики , графических навыков.
Упражнения по развитию речи:
- Повторение за учителем и сильным учеником звуки, слоги, слова, предложения. Хоровое чтение.
- Логопедические разминки .
- Физьминутки.
- Работа с пословицами, поговорками, загадками.
- «Доскажи словечко».
- Вставить пропущенные буквы в слова, вставить пропущенные слова в предложения.
- Работа с деформированным предложением текстом.
- Составить рассказ по опорным словам, по картинкам.
Наиболее подробно по отдельным направлениям работы. по коррекции речи с примерами будут представлены выступлениями от нашей группы -
это нейроупражнения, как средство повышения эффективности работы, работы над понятием и работа по формированию диалогических умений.
Очень много учащихся поступают с отсутствием речи.
Основные направления в работе по развитию речи у детей:
1. Формирование разговорной (диалогической) речи.
-2. Формирование монологической речи.
-3. Развитие словаря.
-4. Формирование грамматически правильной речи.
-5. Воспитание звуковой культуры речи.
-6. Ознакомление с художественной литературой и воспитание любви к чтению.
-7. Обучение детей элементам грамоты.
Наиболее актуальные методы и приёмы работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся, которые использую – это словесные, наглядные и игровые.
1.Развитие речи у детей в начальной школе и классов с умеренной недостаточностью нельзя представить без игровых приемов, которые могут быть словесными и наглядными. Главное, что суть игровой деятельности как средства обучения общению состоит в том, что та или иная коммуникативная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу и т.п.) решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Дети проигрывают одну и ту же ситуацию несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями; предложить свои варианты поведения; обсудить, какие варианты были наиболее удачными.
Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение материала. Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные. На уроках письма и развития речи в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока». Использование игры в процессе объяснения нового материала.
Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е». Использование дидактических игр при проверке пройденного материала.
Например: игра «Орфографическое лото», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний».
2. Словесные (вербальные) игры.
Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, ребусы, кроссворды, головоломки.
Часто использую игру «Волшебный мешочек».
Конечно же обращаем внимание на звуковую культуру речи — отрабатываем четкое произношение звуков и слов, подбираем слова, сходные по звучанию и ритму. Помогает игра «Доскажи словечко».
Словесные приемы: Речевой образец— Образец обязательно должен быть доступным по содержанию и форме. Его произносят четко, громко и неторопливо.
Повторное проговаривание— преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В своей практике я использую разные варианты повторения: за мной, за другими детьми, совместное повторение учителя и детей, хоровое.
Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия.
Указания — разъяснение учащимся способа действия для достижения определенного результата. Указания могут быть обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Кроме этого, хорошо помогают в работе по развитию речи: интегрированные уроки, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития, которые интегрируют по тематическому принципу. Например: 1). На чтении – чтение сказки «Колобок», «Три медведя», «Теремок». 2). На рисовании - коллективное рисование колобка и героев сказки. 3). На устной речи - рассказывание детей по рисункам. Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной речи и коммуникации.
Особое внимание уделяется словарной работе и грамматике — учимся объяснять значение слов.
Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.
Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря ведется постоянная работа , на всех занятиях.
Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова
эффективны такие всем известные задания, как подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов. Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.
Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.
Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам. Например, «дом пойдем», «крокодил - угодил», «колобок - уголок» и тд. Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.
Очень часто используемым приемом для развития речи является составление рассказа по картинкам, что формирует правильную связную речь и способствует развитию интереса к сочинительству. Например, тот, у кого рассказ получится длиннее и интереснее, победил.
Закончи предложение, записав в рамочке недостающее слово. В этом тебе помогут картинки.
В рамочке написано начало рассказа. Прочитай его и продолжи. Подбери к составленному рассказу название.
Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе пословицы и поговорки. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков на различных уроков.
Формируем у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.
Загадка - это не просто развлечение и игра, но и упражнение в рассуждении и доказательстве, то есть важное средство обучения и развития. Уметь доказывать - это умение правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Одним из таких приемов является восстановление деформированного текста. Например:
Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года, описанию животного, описанию фрукта.
На каждом уроке, прежде чем приступить к чтению, ученики должны выполнить упражнения для разминки:
1.Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и, э. сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в сочетаниях: ау, АО, оие, эа, ауо, уоиэ ( можно напевать в различных темпах)
2. Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би; ва, во, ву, вы, ви.
3. «Наращивание» согласных: рба, рбо, рбу, рбы… срба, србо, србу, србы…
4.Скороговорки. Чистоговорки.
Учим стихи к различным праздникам, тренируем память, учитываем индивидуальные возможности каждого ребенка ( одному 1 столбик, другому 2 столбика и т. д.)
Таким образом, можно сделать вывод, что в организации работы по речевому развитию школьников с ОВЗ учителю необходимо использовать самые разнообразные способы. Это дает положительный результат.
У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов.
Наша группа подготовила несколько своих секретов и приемов,
Основные приемы и методы развития речи детей с ОВЗ:
1. Метод мозгового штурма. Задачи: - развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы педагога и т. п. - развивать у детей способность к анализу - стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы. - формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.
2. Метод системного анализа. Цель данного метода – сформировать у детей умение анализировать, обобщать и систематизировать. Метод системного анализа позволяет: - знакомить с частями предмета; - рассмотреть предмет в динамике, увидеть предмет одновременно в функциональном, временном и структурном аспекте.
3. Метод фокальных объектов. Данный метод позволяет совершенствовать объект, применяя на него свойства другого объекта. Цель МФО – установление ассоциативных связей с различными случайными объектами. Главная задача – развитие фантазии и словотворчества у детей.
4. Метод синектики. Задачи: - развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, - воспитывать чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.
5. Типовые приёмы фантазирования. Задачи: - формировать диалектическое мышление - развить конструктивные идеи ребенка, его фантазию, воображение, образного мышления - изменять представления о некоторых особенностях предмета, снимать стереотипы сознания - развивать речь и обогащать словарь.
Педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ нужно не спешить и набраться терпения. Не нужно стараться научить ребенка сразу всему, а лучше двигаться маленькими шажками, поднимаясь как бы по крохотным ступенькам. Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают сами педагоги, которые способны реализовать как бы особые образовательные потребности для детей этой категории. Это именно создание психологической нравственной атмосферы, в которой данный ребенок перестанет себя ощущать не таким как все. Это такое место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только лишь своё право на образование, также будучи включенным в полноценную социальную жизнь товарищей, обрести право на обычное детство.
Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения словаря, игр на формирование грамматических форм и словообразование.
Очень важная деятельность для ребенка – игра, а основная потребность – общение. Главная задача данных игр – занятий – воспитание культуры поведения, но они также очень важны и для развития речи, потому что закрепляют навыки хорошей, связной речи, обогащают словарь ребенка. Основные формы и методы работы с детьми, которые детям во многом помогут в развитии речи: игры, общение, учебно-игровые ситуации, чтение стихотворений, пение, организация экскурсий, труд, речевые и трудовые действия, развитие речи с использованием средства массовой информации, досуг.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
C одержания работы по коррекции речи следующая: Развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения и слоговой структуры слова. Развитие понимания речи. Развитие лексики и грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, согласование слов). Развитие связной речи (диалогической и монологической речи). Развитие мелкой моторики , графических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...

Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете
Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Выступление на педагогическом совета № 4 от 23.03.2022 . Тема доклада :Развитие связной речи на занятиях по альтернативной коммуникации с использованием рабочей тетради «От более реального к более абстрактному».
Представляю свою разработку – рабочую тетрадь по развитию альтернативной коммуникации, в которой систематизированы наглядные материалы, направленные на формирование речевых навыков у обучающихся...
