Использование цифровых образовательных ресурсов, ИКТ на уроках ИЗО и МХК
статья по мхк по теме

Использование цифровых образовательных ресурсов, ИКТ на уроках ИЗО и МХК способствуют повышению качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюждетное общеобразовательное учреждение гимназия                   г. Зернограда

«Использование  цифровых образовательных ресурсов, ИКТ на уроках ИЗО и МХК для повышения качества образования в исследовательской деятельности  в контексте национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа».

Подготовила:

Учитель

высшей

квалификационной

 категории

 Орлова О.Ф.

2012 год

«Использование  цифровых образовательных ресурсов, ИКТ на уроках ИЗО и МХК для повышения качества образования в исследовательской деятельности  в контексте национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа».

Современные информационные технологии, основой которых яв ляются компьютеры и компьютерные системы, различные электрон ные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.

Основная цель использования ИКТ в процессе обучения – это:

  1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
  2. Формирование эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
  3. Развитие материально-технической базы процесса обучения.

Задачи использования ИКТ в процессе обучения:

  1. Широкое использование ИКТ в учебном процессе на предметных уроках.
  2. Применение ИКТ в научно-методической работе.
  3. Активное внедрение ИКТ во все области образовательного процесса.
  4. Создавать условия для усиления междисциплинарных связей в обучении.
  5. Создавать условия для снижения перегрузок учащихся за счёт более эффективного использования ИКТ.

Работа по использованию компьютера в учебно-воспитательном процессе строится по нескольким направлениям. 

Первое направление использования функций компьютера – использование его как  источника наглядной учебной информации для иллюстрирования своих уроков;

Необходимо постоянно пополнять электронную базу наглядного материала для своих уроков, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой  формат.

Создавая  индивидуальное    информационное    пространство    для    оптимизации   работы, применять  возможности компьютера в качестве администратора своей работы.

Ни для кого не секрет, что в последнее время, помимо разработок уроков, календарно-тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности. Операционная система Microsoft® Offise позволяет систематизировать всю эту работу.

Создавать общие папки по предметам, в которых весь материал  распределить по нескольким направлениям  учебной деятельности:

  1. папки с календарно-тематическими планами в форме технологической карты, в которых указаны образовательные стандарты по предметам, тема урока, количество часов, планируемых на изучение этой темы, примерное содержание изучаемого материала, имеющееся дидактическое обеспечение и примерное домашнее задание.
  2. папки с мультимедийными сценариями практически по каждому уроку, которые содержат весь необходимый иллюстративный материал, аудио- и видеофрагменты, раздаточный материал для осуществления обратной связи с учениками и сама программа презентации, которая используется в ходе урока.

Также ПК позволяет хранить всю необходимую документацию по классам,  материалы по внеурочной работе с учениками, собирать информацию по самообразованию и повышению педагогического мастерства.

        Второе направление - применение функций компьютера как рабочего инструмента в качестве средства подготовки текстовых заданий и их хранения.  

Для своих занятий можно применять карточки с графическими заданиями для индивидуальной работы с учащимися, тестовые задания для обобщения знаний и  технологические карты с алгоритмами работы,    обработанные с помощью сканера и программы ABBYY Fine Reader.  Создавать и распечатывать на каждого ученика листы - «раскраски» используются при знакомстве с новым материалом.  

Проведенные уроки показывают целесообразность использования раздаточного материала на занятиях изобразительного  искусства и черчения. Учащиеся экономят время при выполнении графических заданий. Примеры творческих заданий: дорисовать изображение сказочного города на уроках изобразительного искусства в 1 классе, - повышают мотивацию обучения во время работы по технологической карте при изучении нового материала.

Третье направление - применение функций компьютера  для орга низации проверки знаний. Эта проверка может предварять но вую тему (тогда слайды с вопро сами или картинками  располагаются перед названием новой темы), завершать урок или зани мать его целиком, например,  в виде викторины. Каждый слайд содер жит  репродукцию картины. Учи тель  показывает на экране мони тора последовательно слайды с изображением произведений ис кусства, дети записывают в тет радь ответ на вопрос,  связанный с этим произведением. Такие вик торины используются как для закрепления материала  урока, так и для проверки знаний,  полу ченных за учебную четверть или полугодие.

Использование викто рин способствует, помимо всего прочего, развитию у детей зри тельной памяти. Викторины на правлены на то, чтобы процесс уз навания стал естественным и при носил удовольствие.
Игры для закрепления знаний:

«Кто хочет стать отличником?»

Цель: развитие познавательного интереса к шедеврам мировой культуры.

Игра разработана на основе программы «Кто хочет стать миллионером?», имеет все те же подсказки, но с одним вопросом: «Что здесь лишнее?». Ученик должен не только указать правильный ответ, но и объяснить почему. В создании этой игры задействована гиперссылка, анимация, звуковые эффекты.

Игра «Аукцион».

Цель: усвоение учебного материала полученного на уроке; быстрая проверка знаний.

Игра подразумевает «продажу» произведений искусства. В качестве «стартового капитала» могут суммироваться предыдущие оценки или количество перечисленных художников, музыкантов (предложенной страны или эпохи). В презентации выставляется произведение искусства и три сопровождающих вопроса. «Купивший» данное произведение получает его в виде иллюстрации, которую в конце урока он «обменивает» на «5».

Такие игры создаются под номерами «Аукцион 1, 2, 3…» и т.д. Заставка игры не меняется (чтобы ребятам не приходилось объяснять вновь правила игры), а меняется лишь ее содержание, в зависимости от изученной темы.

Игра создана в программе Microsoft Power Point. Она может быть выполнена как презентация.

Четвертое направление – использование функций компьютера как объекта обучения для моделирования урока.   

По слайдам пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

  1. обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  2. психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;
  3. возбуждает живой интерес к предмету познания;
  4. расширяет общий кругозор детей;
  5. возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  6. повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Все перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создается чувственно-эмпирическая основа познания в области изучаемых предметов.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Достоинства использования  информационных коммуникативных технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные возможности. Дидактические достоинства  уроков-презентаций – это создание  эффекта  присутствия: «Я это видел!», у учащихся появляется ощущения подлинности, реальности событий,  интерес, желание узнать и увидеть больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...

Моделирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий в изучении предметов искусства.

Содержание.1.     Введение.2.     Эффективность использования  цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий при изучении предметов иск...

Педагогические аспекты использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках математики

В настоящее время наша школа оснащена компьютерным классом и компьютерами в учебных кабинетах и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при...

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспита...

Опыт использования цифрового образовательного ресурса "Якласс" на уроках русского языка

В статье обобщен опыт использования  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для  выполнения требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы основного общего образования,...

«Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках и во внеурочной образовательной деятельности»

Выступлениена МО учителей русского языка и литературы «Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках и во внеурочной образовательной деятельности»...