"Искусство Древней Эллады. Краснофигурная и чёрнофигурная вазопись" комбинированный урок ИЗО и МХК 7 класс
методическая разработка по мхк (7 класс) по теме

"Искусство Древней Эллады. Краснофигурная и чёрнофигурная вазопись", комбинированный урок для 7-х классов по предметам "Изобразительное искусство" и "Мировая художественная культура". Разработка урока соответствует современным методам: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод диалогичности; метод коллективных и групповых работ и образовательным технологиям: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: изобразительное искусство и мировая художественная культура

Тема урока: 

Живопись Древней Греции

Цели и задачи  урока:

- обучающая:

разобрать понятие вид изобразительного искусства - живопись; керамика; искусство Древней Эллады;

- развивающая:

развивать художественно - творческие способности учащихся; образно-ассоциативное мышление;

- воспитательная:

развивать художественно - эстетический вкус; потребность в освоение  ценностей мировой художественной культуры; расширение кругозора; формирование собственной культурной среды;

- методическая:

создание ситуации успеха.

Тип урока: интегрированный

Форма урока:  комбинированный

Применяемые методы: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод диалогичности; метод коллективных и групповых работ.

Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии.

Материальное обеспечение урока:

Программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-9 классы под руководством Б.М. Неменского Москва «Просвещение» 2006 год,

учебно-методическая газета «Искусство». «Искусство Древней Руси»        

Л. Любимов, энциклопедия «Искусство». «История искусств» П.П. Гнедич. Мультимедийная установка, репродукции, слайды. Тетради учащихся, альбом для рисования А 4, цветные карандаши, простой карандаш, стёрка, ручка.

Методы работы:  

- наглядный (демонстрация слайдов и репродукций);

- практический (изложение нового материала, практическая работа детей).

Ход урока:

Организационный момент

- взаимное приветствие;

- проверка наличия обучающихся на уроке;

- проверка готовности обучающихся к уроку.

Сообщение темы, целей урока:

- тема нашего сегодняшнего урока звучит «Живопись Древней Греции». Цели нашего урока:  разобрать понятия такие как - вид изобразительного искусства - живопись; керамика; искусство Древней Эллады;

Вопросы к рассмотрению

- понятие вид изобразительного искусства – живопись; керамика;

- керамика, гончарное искусство Древней Греции;

- вазопись;

Изложение нового материала

Учитель:

Прекрасны эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись.… И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

… То вазы – гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза –

С рисунком рассказом.

Я прочитала вам строчки из стихотворения Олега Тарутина «Античные вазы». Как вы думаете, почему я взяла эти строчки эпиграфом к сегодняшнему уроку, ведь тема нашего урока – живопись Древней Греции.

Обучающиеся:

Потому что эти вазы расписаны рисунками.

Учитель:

В древности свою страну греки называли Элладой. Да, к сожалению, многие древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Древней Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели - скульпторы. Да и как могло быть иначе у народа, влюблённого в красоту, когда всё кругом сияло яркими красками юга? Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады.

Самым ярким отблеском греческой живописи является ныне греческая керамика, дошедшая до нас в многочисленных хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах.

Мысленно перенесёмся в центр Древней Греции, в город Афины, в один из его кварталов – Керамик.

Узкие немощёные улочки. Тротуаров не было. Горожане вышвыривали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи  и зловонных луж на улице по Керамику  нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом.

Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Греции, здесь жили гончары и художники, создавшие великолепные расписные вазы. А теперь посмотрите на эти вазы. Какую особенность вы можете отметить?

Обучающиеся:

Разнообразие форм.

Учитель:

Конечно. Греки во всём следовали закону функциональности. Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем выявить назначение этих ваз.

Какой из сосудов пригоден для хранения вина, зерна, растительного масла и мёда? И почему?

Обучающиеся:

Амфора – ваза с узким горлом и двумя ручками. Если вдруг она упадёт, зерен высыплется немного, так как у неё узкая шейка.

Учитель:

А из какого сосуда греки пили вино?

Обучающиеся:

Из килика. Это плоская чаша с ножкой и двумя ручками, её удобно держать.

Учитель:

Да, греки любили вино, но они осуждали пьянство и всегда разбавляли вино водой. Какой сосуд пригоден для смешивания вина с водой?

Обучающиеся:

Кратер.  Он объёмный.

Учитель:

Когда греки готовили вино, им приходилось его охлаждать. Как вы думаете, какой сосуд подходит для этого?

Обучающиеся:

Пксиктер.

Учитель:

За пресной водой надо было ходить к источнику или  роднику. В каком сосуде было удобно нести её домой?

Обучающиеся:

В гидрии. У неё горизонтальные ручки, а третья ручка – вертикальная. Корень «гидр» в переводе с греческого означает «вода».

Учитель:

И, наконец, сосуд лекиф – высокий, удлиненный. Он служил для хранения душистого масла, благовоний. Вообще у греков было более ста разновидностей сосудов. Мы познакомились только с некоторыми из них.

Задание:

Зарисуйте, пожалуйста, в своих альбомах один из понравившихся вам сосудов.

Обучающиеся выполняют задание.

Учитель:

А теперь вглядитесь, пожалуйста, в росписи этих ваз.

Учитель:

Чем они отличаются друг от друга?

Обучающиеся:

На одних – чёрные фигуры, а на других – красные.

Учитель:

Значит,  какие бывают греческие вазы по написанию фигур на них?

Обучающиеся:

Чернофигурные и краснофигурные.

Учитель:

Как вы думаете, какая роспись возникла раньше? Почему вы так считаете?

Обучающиеся:

Чернофигурные возникли раньше, эти росписи проще по изображению, чем краснофигурные.

Учитель:

Вспомните, на какие периоды делится история Древней Греции?

Обучающиеся:

Архаика, классика и эллинизм.

Учитель:

Действительно, чернофигурная роспись сугубо декоративная, преобладала в период архаики или как его ещё называют в гомеровский период. В начале расписывались вазы строгим геометрическим орнаментом в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент назывался меандр.

Позднее, появляются более разнообразные рисунки, изображающие людей и животных, но построенные из простейших геометрических форм.  К концу VII - началу VI века до н.э. в чернофигурной росписи происходят значительные изменения.

Задание:

В своих альбомах вы нарисовали одну из греческих ваз, а теперь выберете одну из техник изображения чернофигурную или краснофигурную и распишите свою вазу. Сюжетом может служить любой из мифов Древней Греции.

Обучающиеся выполняют задание.

Учитель (рассказ ведётся во время работы обучающихся):

Чернофигурная техника изображения прекрасно отвечала задаче декоративного украшения ваз, однако условный рисунок ограничивал возможности художников в передаче движения.

В конце VI века до н.э. в вазописи наступает коренной перелом: чернофигурная роспись сменяет более совершенная – краснофигурная. Какова техника краснофигурной росписи? Фон вазы становится чёрным, детали рисунка более четкие. Это позволяет объемнее изображать фигуры в пространстве, передавать тонкие складки одежды, кайму, волнистые локоны.

Очень высокого мастерства достигли художники в эпоху классики. Яркими представителями являются Евфроний и Евфимид.

Таким образом, мы с вами увидели – на примере росписей ваз – живопись Древней Греции.

Скажите, что чаще всего изображали древние греки?

Обучающиеся:

Сюжеты из легенд и мифов, сцены из повседневной жизни.

Учитель:

А в центре этих росписей кто стоит?

Обучающиеся:

Человек.

Учитель:

Главной задачей для древних греков было воплощение идеального типа человека, гармонично соединяющего физическое и духовное совершенство. Творимая искусством идеальная красота рождает в человеке благородное стремление к самоусовершенствованию.

… То вазы – гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза – с рисунком – рассказом!

… Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей,

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры…

А это…

А это…

Но мы, описать, и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Выставление отметок.

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА" Интегрированное мероприятие по Истории Древнего мира и Литературе в 5-х классах

"ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА" Интегрированное мероприятие по Истории Древнего мира и литературе в 5-х классах. Мероприятие проводится между 5-ми кл. после изучения темы "Древняя Греция" с привлечением знаний по ли...

Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс

Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземномо...

Конспект урокаДекор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.

Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.Формирование представления об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов....

Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

В презентации рассматриваются следующие темы: Этапы изготовления ваз(в картинках)Формы античной керамикиКерамические плитыВотивные табличкиТерракотовые статуэткиТри способа изготовлен...

Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

В презентации рассматривается тема  декоративной росписи  сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывается период с догр...

Комбинированный урок по химии, 9 класс

Открытый урок по химии в 9 классе. Урок "Начинающему аграрию - практические знания" - урок комплексного применения знаний, умений и навыкова по теме "Минеральные удобрения"  в форме игры с элемен...

Конспект внеурочного мероприятия по изобразительному искусству по теме: «Древняя Эллада».

Методическая материал о Древней Элладе будет полезен учителям общеобразовательной школы для проведения классных часов и уроков искусства с 3 по 7 классы....