Календарно - тематическое планирование по МХК. 9 класс.
методическая разработка по мхк (9 класс) по теме

Сафиулова Зульфия Самитовна

Данное тематическое планирование составлено по учебнику: Г.И.Данилова. МХК. 7 - 9 классы. (Москва, Дрофа, 2009г.) Курс рассчитан на 1год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_mhk_-_9_klass.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема блока

Тема урока

Кол-во

часов

Требования к уровню

подготовки уч-ся

Дата

Основные понятия

Оборудования и материалы

Творческие

задания

1

В мире художественной культуры.

Введение

1-2. Цивилизация и культура

2ч.

Знать понятия «культура» и «цивилизация», их соотношения и отличия.

Понимать смысл определения «художественная культура».

Уметь рассказывать, приводить примеры произведений искусства, в которых представлена их образная сущность

1.1.Соотношение понятий «цивилизация» и «культура».

   2.Что значит быть культурным человеком.

2.1.Понятие о мировой художественной культуре.

  2.Хцдожественные символы народов мира.

1.М.А.Волошин.Цикл стихов «Путями Каина».

2.»Беседы и суждения» из книги «Всемирная галерея. Древний Восток».

3.Статуя Конфуция.

4.И.Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент

5.Пирамиды в Гизе.

6.Эйфелева Башня. Париж, Франция.

7.А.Куинджи. Берёзовая роща.

8.Стихи японских поэтов.

9.Н.Рубцов. »Русь моя.»

Стр.16


1.Вопр.1-4


2.Вопр.5-6

2

3-4.

Единство и            многообра

зие культуры

2ч.

Знать содержание трагедии Эсхила «Прометей Прикованный».

Понимать образ Мирового Древа.

Понимать художественные принципы японского искусства.

Уметь анализировать общие направления в развитии мировой художественной культуры.

3.1.Единство мировой культуры.

   2.Мировое Древо как отражение единства мира.

4.1.Многообразие и национальная самобытность культуры.

1.Б.Слуцкий. «Человечество - смешанный лес».

2.»Старшая Эдда» (X век).

Песня «Прорицания вёльвы».

3.А.Н.Афанасьев.  «Древо жизни».

4.К.Бальмонт. «Славянское Древо».

5.Доген. «Цветы весной».

6.Рафаэль. Мадонна Коннестабиле»

7.Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.

8.Мировое древо. Египет.

9.Чайная церемония. Япония.

10.Мировое древо германцев.

11.Икэбана. Япония.

Стр. 26


3.Вопр. 1-3


4.Вопр. 4

3

I.Своеобразие художест

венной культуры древней

ших цивилиза

ций.

5-6.

Особенности художественной культуры Древнего Египта.

Знать историю создания пирамид в Гизе.

Понимать художественный канон в искусстве Древнего Египта.

Уметь различать богов Древнего Египта.

5.1.Жизнь человека в искусстве.

  2.Художественный канон в искусстве.

6.1»Дома вечности» богов и фараонов.


1.Палетка фараона Нармера.

2.Статуи Аменхотепа и певицы Раннаи.

3.Рамзес II. Рельеф.

4.Небамон на охоте. Фреска.

5.Храм Амона в Карнаке.

6.Храм Амона в Луксоре

7.Храм царицы Хатшепсут.

Стр. 37


5.Вопр.1-3


6.вопр.4-5


4

7=8.

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.

2ч.

Знать особенности развития цивилизации Месопотамии.

Знать особенности развития китайского искусства.

Уметь анализировать поэзию и живопись Древнего Китая.

7.1.Символический характер искусств.

   2.Природа и человек - главная тема восточного искусства.

8.1.Религиозные верования и их отражение в искусстве.

1.Статуя Гудеа, правителя Лагаша.

2.Великая китайская стена.

3.Мохенджо – Даро. Раскопки.

4.Ступа в Санчи. Индия.

5.Ворота ступы в Санчи.

6.Ли Бо. «Храм на вершине горы».

Стр. 44


7.Вопр. 1-3


8.Вопр.4

5

9-10.

Греция – «колыбель европейской

цивилиза-

ции»

2ч.

Знать мифологию Древней Греции.

Знать основные архитектурные памятники (Парфенон).

Уметь ответить на вопрос: »Почему греческое искусство проникнуто любовью к человеку?»

9.1.»Страна героев и богов».

   2.Прогулка по афинскому Акрополю.

10.1.В поисках Человека.

1.Д.С.Мережковский. »Мне будет вечно дорог день».

2.М.Волошин. «Серый шифер».

3.Акрополь. Афины.

4.Пропилеи.

5.Храм Ники Аптерос.

6.Парфенон.

7.Храм Эрехтейон.

8.Театр Диониса

9.Поликлет. Дорифор.

10.Мирон. Дискобол.

Стр.51.


9. Вопр. 1-2


10.Вопр. 3

6

11-12.

Художественные достижения доколумбо вой Америки.

2ч.

Знать наиболее значительные цивилизации Мезоамерики.

Понимать своеобразие их культур.

Уметь рассказывать о шедеврах их искусства.

11.1.Своеобразие культуры ольмеков.

     2.Характерные черты искусства ацтеков.

12.1.Особенности художественной культуры майя.

     2 Памятники художественной культуры инков.

1.А.Блок. «Так явственно».

2.Голова юноши. Скульптура ольмеков.

3.Теночтитлан – столица ацтеков.

4.Пирамида солнца в Теотиукане.

5.Статуя Коатликуэ.

6.Ювелирное изделие ацтеков.

7.Скульпткра бога Чака. Культура майя.

8.Пирамида Предсказателя. Культура майя.

9.Рельеф на вратах Солнца в Тиауанако.

10.Произведения мелкой пластики. Культура ацтеков


11.Пирамида Кукулькана в городе  Чичен-Ица.

12.Стадион майя.

Стр. 60


11.Вопр.1-3


12.Вопр.4-5

7

II.Мир и человек в художественных образах.

13-14.

Идеал человека в культуре народов мира.

2ч.

Знать святых, почитаемых в христианстве.

Понимать представление идеала Человека в крупнейших религиях мира.

Уметь различать идеал Человека в Античности, Средневековье и эпохе Возрождения.

13.1.Понятие об идеале.

     2.Идеал Человека в религиях мира.

14.1.Святые и святость.

1.Н.Заболоцкий. «О красоте человеческих лиц».

2.Д.С.Мережковский. «Я Бога жаждал».

3.А.С.Пушкин. «Зажёг ты солнце во вселенной».

4.Иеромонах Роман.  «Ликует Рим в языческом веселье».

5.Педро де Мена. Святой Франциск.

6.Голова Будды. Индия.

7.Будда сидящий. Таиланд.

8.Шива Натараджа. Индия.

9.Трёхликий Шива. Индия.

10.Добрый пастырь. Мозаика. Равенна, Италия.

11.Коран рукописный.

12.Каллиграфическая надпись

13.Медресе Шир Дор. Самарканд, Узбекистан.

14.А Мантенья. Святой Себастьян.

15.C.Боттичелли. Святой Себастьян.

16. Тициан. Святой Себастьян.

17.Борис и Глеб. Икона.


Стр. 73


13.Вопр.1-2


14.Вопр.3-6

8

15-16.

Герой и защитник Отечества.

2ч.

Знать жизнеописание Георгия Победоносца и Александра Невского.

Знать произведения искусства, связанные с этими святыми.

Уметь перечислить качества благородного рыцаря и как они отражены в кодексе чести.

15.1.Георгий Победоносец -  добдестный защитник Отечества.

     2.Идеал благородного рыцарства.

16.1.Александр Невский – патриот Земли Русской.  

1. А.С.Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный».

2.»Песнь о Роланде» (XII в.)

3.»Житие князя Александра Невского» (XIII в.)

4.Сергей Эйзенштейн. Фильм «Александр Невский».

5.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

6.Донателло. Святой Георгий.

7.Рафаэль. Святой Георгий, побеждающий дракона.

8.Святой Георгий. Икона.

9.Карпаччо.Молодой рыцарь на фоне пейзажа.

10.Рыцарский турнир. Гравюра.

11.Битва рыцарей. Миниатюра.

12.П.Д.Корин. «Александр Невский». Фрагмент.

Стр.82


15.Вопр.1-4


16.Вопр.5

9

17-18.

Образ женщины-матери сквозь века.

2ч.

Знать основные шедевры Византийской и Древнерусской иконописи.

Знать типы икон.

Уметь ответить на вопрос: ”В чём особенность воплощения образа женщины-матери в разных эпохах?».

17.1.»Венеры» первых художников Земли.

      2.Священный лик Богоматери.

      3.Мадонны титанов Возрождения.

18.1.Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова.

     2.Женщина-мать в искусстве XX в.

1.Н.А.Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская».

2.»Венера». Палеолит

3.Владимирская Богоматерь. Икона.

4.Ф.Грек. Донская Богоматерь. Икона.

5.А.Г.Венецианов. На пашне. Весна.

6.А.Г.Венецианов. На жатве. Лето.

7.К.С.Петров-Водкин. Мадонна Умиление.

8.К.С.Петров-Водкин. Петроградская мадонна.

9.А.А.Дейнека. Мать.

10.И.М.Тоидзе. Родина-Мать зовёт. Плакат.

Стр.89


17.Вопр.1-3


18.Вопр.4-5

10

19.

Человек в мире природы.

1ч.

Знать основных художников – пейзажистов, поэтов – лириков.

Уметь выражать свои впечатления об особенностях художественного воплощения темы природы.

19.1.Человек и Природа. Взгляд через века.

      2.»Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды».

1.К.Бальмонт. «Быть может, вся природа».

2.Ф.И.Тютчев. «Природа – сфинкс».

3.А.Поуп. Поэма «Опыт о Человеке».

4.М.Дудин. «Полуотравленная газом».

5.А.Оннегер. «Пасифик – 231».

6.А.К.Толстой. Поэма «Иоанн Дамаскин». Фрагмент.

7.И.Штраус. «Сказки венского леса».

8.И.Бунин. «Листопад».

9.Я.Акахито. «Из уст в уста пойдёт рассказ».

10.А.Матисс. Радость жизни.

11.И.И.Шишкин. Лесные дали.

12.Золотой павильон в Киото. Япония.

13.К.Хокусай. Красная Фудзи.

14.К.Хокусай. Фудзи  у Канагава. Волна.

15.Кадр из кинофильма М.Антониони «Забриски Пойнт».

Стр.97


19.Вопр.1-3

11

20-21.

Человек. Общество. Время.

2ч.

Знать об отношениях человека с обществом в разных цивилизациях (нравственные и духовные ценности).

Уметь анализировать произведения искусства, воплотившие идеал человека той или иной эпохи.

20.1.Пространство и время в зеркале мифов.

     2.Человек эпохи Римской империи.

     3.Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения).

21.1.Человек нового времени.

1.М.Волошин. «Мир – лестница».

2.О.Мандельштам. «Пусть имена цветущих городов».

3.Цицерон. «Об обязанностях».

4.Гораций. «Юпитер, громы мечущий».

5.М.Аврелий. Из дневника «Наедине с собой».

6.Пико Делла Мирандола. Высказывание.

7.Марсилио Фичино. Высказывание.

8.Леон Баттист Альберти. Высказывание.

9. Шекспир. Гамлет. Фрагмент.

10.Император Август. Скульптура, Рим.

11.Марк Аврелий. Конная статуя, Рим.

12.Император Каракалла. Скульптура.

13.Пьеро делла Франческа. Портрет Федерико да Монтефельтро.

14.Пинтуриккио. Портрет  мальчика.

15.Тициан. Портрет Ипполита Риминальди.

16.С.Дали. Постоянство памяти.

17.С. Дали. Явление лица и фруктовой  вазы.

18.Ж.Брак. Португалец.

19.Р.Смитсон. Спиральная дамба.

Стр.108


20.Вопр. 1-3


21.Вопр. 4

12

III.Художественные традиции народов мира.

22-23.

Героический эпос народов мира.

2ч.

Знать содержание героического эпоса народов мира (их главные темы, сюжеты, героев).

Уметь перессказывать содержание произведений.

22.1.Понятие о героическом эпосе.

     2.Герои и темы народного эпоса.

23.1.Карело-финский эпос «Калевала».

1.А.Франс. «Кемейский певец».

2.Плач Гильгамеша об Энкиду.

3.Ф.Глинка. Карелия.

4.Карело-финский эпос «Калевала»

5.К.Васильев. Вольга и Микула.

6.К.Васильев. Рождение Дуная.

7.Гильгамеш. Рельеф.

8.Н.Кочергин. Иллюстрация к «Калевале».

9.Н.Кочергин. Иллюстрация к «Калевале».

Стр. 122


22.Вопр. 1-2


23.Вопр. 3-4

24-25.

Праздники и обряды народов мира

2ч.

Знать особенности православного христианского богослужения.

Знать основные мусульманские обряды.

Знать традиции проведения праздников у разных народов.

Уметь ответить на вопрос: «Почему праздники называют душой народа?»

24.1.Всякая душа празднику рада.

     2.Религиозные праздники и обряды народов мира.

25.1.Ах, карнавал! Удивительный мир.

1.Н.М.Карамзин. «История государства Российского».

2.»Отче наш».

3.И.Бунин. «Чёрный камень Каабы».

4.Богослужение в православном храме. Троице-Сергиева лавра.

5.Паломничество к священному камню Кааба. Мекка.

6.Карнавал в Венеции. Италия.

7.Карнавал в Венеции. Италия.

8.Карнавал в Рио-де- Жанейро. Бразилия.

Стр. 122


24.Вопр. 1-3


25.Вопр. 4-5

14

26.

Своеобразие архитектурных традиций.

1ч.

Знать особенности архитектуры в разных цивилизациях.

Уметь ответить на вопрос: «Почему храм называют моделью мира?»

26.1.Особенности храмового зодчества.

     2.Дом – жилище человека.

1.Н.Тряпкин. «Заходил я в притвор».

2.Н.Клюев. «Изба – богатырица».

3.С.Есенин. «И теперь, когда во  новым светом».

4.Внутренний вид базилики Сан Лоренцо. Флоренция.

5.Пагода в Киото. Япония.

6.Успенский собор  Троице-Сергиевой лавры.

7.Внутренний вид православного храма.

8.Цереовь Вознесения в Коломенском.  Москва.

9.Минарет Кутб-Минар. Индия.

10.Большая мечеть Омеянидов. Дамаск, Сирия.

11.Борободур. Фрагмент храма. Индонезия.

12.Русская изба. Внешний вид.

13.Яранга.

14.Юрты в Монголии.

15.Дома племени догонов. Африка.

16.Дом папуасов. Новая Гвинея.

17.Японский дом.

Стр. 144


26.Вопр. 1-5

15

27-28.

Изобразительное искусство народов мира

2ч.

27.1.Искусство Византийской мозаики.

     2.Древнерусская иконопись.

28.1.Искусство книжной миниатюры Востока.

     2.Скульптура Тропической и Южной Африки.

1.П.И.Мельников-Печерский. Эпопея «В лесах».

2.В.С.Соловьёв. «Милый друг, иль ты не видишь…»

3.Н.С.Гумилёв. «А кругом на широких равнинах…»

4.Голова бога моря Олокуна. Скульптура государства Ифе, Нигерия.

5.Голова женщины. Скульптура.  Царство Бенин.

6.Жрец в маске леопарда. Камерун, Африка.

7.Голова. Скульптура. Царство Бенин.

8.Ангел. Церковь Успения в Никее.

9.Император Юстиниан со свитой. Мозаика. Равенна, Италия.

10.Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора.

Киев, Украина.

11.Святой Николай Чудотворец. Икона, Новгород.

12.Книжная миниатюра к «Шахнаме» Фирдоуси.

13.Чудо о Флоре и Лавре. Икона,  Новгород.

14.К.Бехзад. Портрет Шейбани-хана. Книжная миниатюра.

Стр. 156


27.Вопр. 1-3


28.Вопр. 4-5

16

29-30.

Своеобразие музыкальной культуры.

2ч.

Уметь понимать духовную музыку.

Знать особенности культовой музыки ислама.

Знать истоки народной американской музыки.

29.1.Музыка в храме.

30.1.В песне – душа народа.

     2. У истоков народной американской музыки.

1.И.А.Бунин.. «Любил я в детстве сумрак в храме…»

2.Н.В.Гоголь. Высказывание.

3.Русские народные песни.

4.Храмовая музыка.

5.Дж.Гершвин. «Рапсодия в блюзовых тонах».

6.Спиричуэлс.

7.К.Дебюсси. «Кукольный кукуок» из «Детского уголка» (регтайм).

8.Кантри.

9.Рок-н-ролл (Элвис Пресли).

10.Ритуальные колокольцы. Музыкальные инструменты Буддизма.

11.Исполнение Буддийской музыки на металлических трубах.

12.Исполнение буддийской музыки на цине.

13.Русская народная песня. Лубок.

14.К.А.Коровин. Северная идиллия.

15.Призыв на молитву.

16.Тамтам. Африка.

17.О.Дикс. Большой город.

Стр. 169


29.Вопр. 1-4


30.Вопр. 5-6

17

31-32.

Театр народов мира.

2ч.

Знать историю возникновения театра.

Знать основные типы театра, их характерные особенности.

Уметь находить различия в театрах разных времён и стран.

31.1.Рождение русской народной драмы.

     2.В музыкальных театрах мира.

32.1.Искусство кукольного театра.

1.Актёры Пекинской музыкальной драмы.

2.Дж.Свифт. «Ода Панчу».

3.Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Фрагмент.

4.Представление в театре теней. Индонезия.

5.Народная драма. Лубок.

6.Народная драма. Лубок.

7.Ла  Скала. Театр оперы и балета в Милане. Италия.

8.Зал оперного театра. Венская опера.

9.М. Тальони в роли Сильфиды.

10.Куклы разных стран мира.

11.Здание оперного театра в Сиднее. Австралия.

12.На воздушном шаре. Кукольный театр.

13.Народный кукольник Е.Ф.Трофимова.

14.Петрушка.

15.С.Судейкин. Петрушка.

16.Куклы ваянг. Индонезия.

17.Куклы ваянг. Индонезия.

Стр. 182


31.Вопр. 1-3


32.Вопр.

             4-6.

18

33-34.

Самобыт

ность танцевальной культуры.

2ч.

Знать основные танцевальные жанры, их особенности и строение.

Уметь ответить на вопрос: «Как в танце выражены национальное своеобразие, характер и душа народа?»

33.1.Страстные ритмы фламенко.

     2.Радуга русского танца.

34.1.Искусство индийского танца.

     2.Под звуки тамтамов (танцы народов Африки).

1.»Собиралися девушки все со кружок», хороводная песня.

2.Русский народный танец.

3.Русский хоровод. Лубок.

4.М.Горький. «Детство». Фрагмент.

5.Л.Сенгор. Высказывание.

6.Цыганский танец.

7.Испанский танец фламенко.

8.Индийский танец.

9.Африканский танец.

10.Ритуальный танец зулусов. Южная Африка.

Стр. 194


33.Вопр. 1-3


34.Вопр. 4-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012

Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...

Календарно - тематическое планирование 5-6 класс и план мастер - класса по Городецкой росписи

Календарно м- тематическое планирование 5,6,7 класс, технология, девочки....

Календарно-тематическое планирование для 9 классов. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс".

Календарно-тематический план для 9 классов по программе О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс" на 2012 - 2013 уч. г.г....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 7-9 класс....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник  Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....