Рабочая программа по МХК 10-11 класс
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему
Разработана на основе программы Л.Г. Емохоновой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mhk_10-11_klass_emohonova_2012-2013.docx | 91.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Южноуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
«Утверждаю»
Директор МАОУ «СОШ № 7»
______ Н.А. Масленникова
«____» _____________года
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
_________ М.Б. Моторина
«____» _____________года
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
_________ Е.А. Колупаева
«____»_____________года
рабочая программа
по мировой художественной культуре
10-11 класс
(базовый уровень)
Составитель: Крушина Марина Юрьевна,
учитель мировой художественной культуры
высшей категории МАОУ «СОШ № 7»
Южноуральск
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на базовом уровне
- Авторской программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура. Программа для 10-11 классов (базовый уровень), Москва, Издательский центр «Академия», 2007.
- Школьного учебного плана на 2012-2013 учебный год.
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МОУ «СОШ №7».
- Методического письма (Приложение № 1 к письму МОиН Челябинской области) «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в 2012-2013 учебном году» от 10.07.2012 г. № 24/5135
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
- «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
- Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
Общая характеристика учебного предмета
Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.
Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.
Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а, следовательно, какой миропорядок выстраивается у него в голове. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом на “межвременной диалог” различных культур и сохранение целостности культурных ареалов.
Развивающий потенциал курса по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования состоит в более глубоком постижении нюансов современного мировосприятия представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотивации их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.
Курс по мировой художественной культуре позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.
Особенностью курса по мировой художественной культуре, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса, но также формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.
Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности.
Цели
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;
- развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
- освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
- овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Реализация программы по мировой художественной культуре на базовом уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на гуманитарные факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечит высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов по выбору на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в 10-11 классах на учебный предмет «Мировая художественная культура» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю). Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете, материально-техническое обеспечение которого соответствует стандарту.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “Мировая художественная культура” на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных эпох и народов; приобщение к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд), использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания базы данных; участие в публичных выступлениях, аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию.
Курс по мировой художественной культуре ориентирован на осознанный выбор учащимися дальнейшего образования и выбор соответствующей профессиональной деятельности. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде могут быть сформулированы как:
способность выпускников ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;
владение некоторыми элементами исследовательского метода;
умение использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.
В авторскую программу изменения не внесены.
Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Учебно-методический комплект
Учебно-методический комплект «Мировая художественная культура. 10-11 класс» (базовый уровень) состоит из учебников для 10 и 11 класса, соответствующих рабочих тетрадей и CD с иллюстрациями и отрывками музыкальных произведений. Учебники написаны на основе авторской программы Л.Г. Емохоновой, опирающейся на содержательную часть Государственного стандарта общего образования и инвариантную часть примерной программы. Кроме того, в комплекс входят книги для учителя для 10 и 11 класса.
Программа | Учебник | Методические пособия | Дидактические пособия | Контрольные материалы |
Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Программа для 10-11 классов (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2007 | Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2011 | Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 | Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009 Диск с иллюстративным материалом к учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», 2009 год. | Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009 |
Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009 | Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 | Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009 Диск с иллюстративным материалом к учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», 2009 год. | Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ урока | Сроки | Тема урока | Содержание | Национально-региональный компонент | Домашнее задание | Контроль | Проектная деятельность | Задания в раб. тетр. (стр.) |
Художественная культура первобытного мира | ||||||||
1 | Миф — основа ранних представлений о мире. | Космогонические мифы. Древние образы. Мировое древо, мировая гора, дорога. Магия и обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису | Сообщение о язычестве | 18 | ||||
2 | Славянские земледельческие обряды. | Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. | Обряды Урала | Подготовка презентации | Тест | 23 | ||
3 | Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство познания мира. | Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент. Образность архитектурных первоэлементов. Стоунхендж | Игнатьевская пещера. Аркаим – памятник древнейшей культуры в Челябинской области | Сообщение о зиккурате, богине Иштар | 29 | |||
Художественная культура Древнего мира. Месопотамия | ||||||||
Месопотамский зиккурат — жилище бога. | Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне | Подготовка к самостоятельной работе | 37 | 3 | ||||
Древний Египет | ||||||||
5 | Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. | Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке | - | Самостоятельная работа | 43 | |||
6 | Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости. | Гробница Рамсеса IX в Долине царей | Сообщение об Индии | 49 | 4 | |||
Древняя Индия | ||||||||
7 | Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. | Роль скульптурного декора. Храм Кандаръя Махадева в Кхаджурахо | Подготовка к контрольной работе | 54 | 5 | |||
8 | Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия. | Большая ступа в Санчи. Особенности буддистской пластики и живописи. Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты | - | Контрольная работа | 59 | 6 | ||
Древняя Америка | ||||||||
9 | Храмовая архитектура индейцев Месамерики | Пирамида Солнца в Тео-тиуакане. Храм бога Уици-лопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке | Сообщение об Агамемноне | 67 | 7 | |||
Крито-микенская культура | ||||||||
10 | Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. | Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах | Подготовка конспектов | 73 | 8,9 | |||
Древняя Греция | ||||||||
11 | Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов. | Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики | Подготовка к тесту | Выборочная проверка конспектов | 79 | |||
12 | Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. | Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона | - | Тест | 84 | 10 | ||
13 | Скульптура Древней Греции от архаики до классики. | Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада | Подготовка к самостоятельной работе | 88 | ||||
14 | Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. | Спящий гермафродит. Венера Милосская. Гигантизм архитектурных форм. Натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме | Сообщение о Колизее | 92 | 11 | |||
Древний Рим | ||||||||
15 | Особенности римского градостроительства. Общественные здания | Периоды республики и империи. Римский форум, Пантеон, Колизей | Традиции и принципы римского строительства в архитектуре Южноуральска | - | Самостоятельная работа | 99 | 12—13 | |
16 | Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора. | Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Марк Юний Брут, Октавиан Август, Константин Великий | 105 | 14 | ||||
Раннехристианское искусство | ||||||||
17 | Типы христианских храмов. Мозаичный декор. Христианская символика. | Ротонда и базилика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме | Сообщение о соборе св. Софии в Константинополе | 111 | 15 | |||
Художественная культура Средних веков. Византия и Древняя Русь | ||||||||
18 | Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. | Собор Св. Софии в Константинополе. Космическая и топографическая символика | - | Самостоятельная работа | 118 | 16 | ||
19 | Временная символика крестово-купольного храма. | Византийский стиль в мозаичном декоре. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве | - | Выборочная проверка конспектов | 126 | 17—18, 20 | ||
20 | Византийский стиль в иконописи. Икона Богоматери Владимирской. | Феофан Грек. Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля | Сообщение о византийской мозаике | 131 | 21 | |||
21 | Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас. | Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона «Троица» — символ национального единения русских земель | Иконостасы в Троицкой, Пластовской, Южноуральской церквях | Сообщение о Ф. Греке | 134—135 | 22—23 | ||
22 | Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. | Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Покрова на Нерли. Московская школа. Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Церковь Вознесения в Коломенском | Храмы Челябинской области | Сообщение о Дионисии | Опрос | 123, 140 | 19, 24 | |
23 | Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. | Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев | Подготовка к контрольной работе | 145 | 25 | |||
24 | Художественная культура Византии и Древней Руси | Итоговый урок по теме | - | Контрольная работа | 25—27 | |||
Западная Европа | ||||||||
25 | Дороманская культура. | «Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор. Капелла Карла Великого. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. | Сообщение о соборе Нотр-Дам в Париже | 152 | 28 | |||
26 | Романская культура. Отражение жизни человека в архитектуре | Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне | Просмотр мюзикла | 158 | 29 | |||
27 | Готика. Готический храм — образ мира. | Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал | - | Тест | 164 | 30 | ||
28 | Художественная культура Западной Европы в Средние века | Итоговый урок по теме | - | 170—171 | 31—32 | |||
Новое искусство — Арс нова | ||||||||
29 | Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. | Данте Алигьери. «Божественная комедия». Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи. | Сообщение о Я.В. Эйке | Выборочная проверка конспектов | 178 | 33—34 | ||
30 | Аллегорические циклы Арс нова. | Андреа да Бонапуши. «Триумф покаяния». Мастер «Триумфа Смерти». Кладбище Кампосанто в Пизе. Музыкальное течение Арс нова | Подготовка к самостоятельной работе | 184 | 34 | |||
31 | Специфика Арс нова на Севере. | Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Тенте | - | Самостоятельная работа | 189 | 35—37 | ||
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века. Китай. Япония | ||||||||
32 | Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. | Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. Храм Неба в Пекине | Сообщение о буддизме | 201 | 38 | |||
33 | Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. | Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото | Подготовка к контрольной работе | 209 | 39—40 | |||
Ближний Восток | ||||||||
34 | Образ рая в архитектуре мечетей. | Мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде | Мечеть г. Челябинска и г. Троицка | - | Контрольная работа | 216 | 41 | |
35 | Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. | Альгамбра в Гранадею. Обобщение тем года. | - | 225 | 42—43 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА
(3 ЧАСА)
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стоунхендж.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
(14 ЧАСОВ)
Месопотамия (1 час)
Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобразительного искусства.
Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в зау покойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия (2 часа)
Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка (1 час)
Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция (4 часа)
Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.
Древний Рим (2 часа)
Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.
Раннехристианское искусство (1 час)
Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
(14 ЧАСОВ)
Византия и Древняя Русь (7 часов)
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Святой Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Святой Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Святой Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.
Западная Европа (4 часа)
Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арс нова (3 часа)
Проторенессанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Аре нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Святого Бавона в Генте.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО
И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
(4 ЧАСА)
Китай (1 час)
Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.
Япония (1 час)
Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток (2 часа)
Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№ урока | Сроки | Тема урока | Содержание | Национально-региональный компонент | Домашнее задание | Контроль | Проектная деятельность | Задания в раб. тетр. (стр.) |
Художественная культура эпохи Возрождения. Возрождение в Италии | ||||||||
1 | Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. | Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. Леон Баттиста Алъберти. «Десять книг о зодчестве». Ордер в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Приют невинных. | Повторение творчества художников Возрождения | 21 | 3 | |||
2 | Образ площади и улицы в живописи. | Мазаччо. «Раздача милостыни» и «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. Рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида | Архитектура Южноуральска | - | Самостоятельная работа | 26 | 4 | |
3 | Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. | Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком». «Мона Лиза». Рафаэль Санти. Станцы в Ватикане. | Сообщение о Микеланджело | 31 | 4 — 6 | |||
4 | Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. | Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции | Подготовка к тесту | 36 | ||||
5 | Венецианская школа живописи. Роль полифонии в развитии музыки. | Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», «Пъета». Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестррина. | - | Тест | 41 | 8-9 | ||
Северное Возрождение | ||||||||
6 | Особенности Северного Возрождения. Питер Брейгель Старший. | Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу» | - | Выборочная проверка конспектов | 47 | 10 | ||
7 | Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. | Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола» | Подготовка к к\р | 52 | 10 | |||
8 | Светский характер Возрождения во Франции. | Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло. Россо Фъорентино. | - | Контрольная работа | 57 | 11 | ||
9 | Ренессанс в Англии. Драматургия. | Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой» | Современный театр и Шекспир | Сообщение о Бернини | 64 — 65 | 12 — 13 | ||
Художественная культура XVII века | ||||||||
10 | Новое мировосприятие в эпоху барокко. Л. Бернини. | Архитектурные ансамбли Рима. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела | Сообщение о барокко в России | 75 | 14 | |||
11 | Новое оформление интерьера. Плафонная живопись. | Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра. Живопись Питера Рубенса. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста». Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». | Подготовка к тесту | 85,89 | 15, 17 | |||
12 | Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. | Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге | Барокко в архитектуре и интерьере современного человека ДК | - | Тест/самостоятельная работа | 81 | 16 | |
Классицизм | ||||||||
13 | Искусство классицизма. Версаль. | «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика» | Сообщение о рококо | 97 | 20 — 24 | |||
Художественная культура XVIII —первой половины XIX века. Рококо | ||||||||
14 |
| Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо | «Галантные празднества» Антуана Ватто. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные «багатели» | Сообщение о Моцарте | Выборочная проверка конспектов | 105 | 25 | |
Неоклассицизм, ампир | ||||||||
15 | Музыка Просвещения. В.-А. Моцарт. Л.В.Бетховен. | Опера «Дон Жуан». «Реквием»: Dies irae, Lacrimosa. Пятая симфония. «Лунная соната» | Современная интерпретация классической музыки. Группа «Сюрприз» | - | 109 | |||
16 | Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга. | Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге | Архитектура Челябинска 0,5 часа | Подготовка к к/работе | 115 | |||
17 | Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. | Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца | - | Контрольная работа | 121 | 26-28 | ||
18 | Неоклассицизм в живописи. Карл Брюллов | Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». «Последний день Помпеи». | Подготовка к с/работе | 126 | 24 | |||
19 | Классицистические каноны в русской академической живописи. | Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу» | Самостоятельная работа | |||||
20 | Зарождение классической музыкальной школы в России. М. Глинка. | Опера «Жизнь за царя». Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Увертюра «Ночь в Мадриде». Романс «Я помню чудное мгновенье» | Сообщение о Шуберте | 131 | ||||
Романтизм | ||||||||
21 | Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт | Вокальный цикл «Зимний путь». Р.Вагнер. Опера «Тангейзер». Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония». И. Брамс. «Венгерский танец» № 1 | Сообщение о Ф. Гойя, Э. Делакруа | 138 | 30 | |||
22 | Живопись романтизма. Эжен Делакруа | Литературная тематика. Экзотика и мистика. «Смерть Сарданапала» | Презентация о деятелях культуры | 142 — 143 | 31 | |||
Художественная культура второй половины XIX — начала XX века. Реализм | ||||||||
23 | Ренессансный реализм. Психологический реализм в живописи и музыке барокко. | Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею»: «Сжалься надо мной, Господи». | Художники Южноуральска: Желнин, Кузнецов, Михайлов, Елизаров | Сообщение о художниках-передвижниках | 85 | 18 | ||
24 | Русская школа реализма. Передвижники. | И. Репин. «Бурлаки на Волге». В. Суриков. «Боярыня Морозова». М. Мусоргский. Песня «Сиротка» | Музеи Челябинской области | Сообщение о Римском-Корсакове | 151 | 32 | ||
25 | Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Н.А. Римский-Корсаков. | Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. А. Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Русская пейзажная живопись | Строгановы как меценаты русского искусства | Подготовка к контрольной работе | 155 | |||
26 | Лирико-психологическое начало в музыке. П. Чайковский. | Балет «Щелкунчик». Тема «Человек и рок» в музыке. П. Чайковский. Опера «Пиковая дама» | - | Контрольная работа | 159 | |||
Импрессионизм | ||||||||
27 | Основные черты импрессионизма в живописи. | Клод Моне. «Сорока». Ренуар. «Завтрак гребцов». Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм Клода Дебюсси. | Сообщение о Ван Гоге | 166 | ||||
Символизм, постимпрессионизм | ||||||||
28 | Символизм в живописи. Постимпрессионизм. | Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»), Поль Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином» | Сбор материала для презентации о модерне | 173 | 33-34 | |||
Модерн | ||||||||
29 | Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. | Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтелъ. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне | Творчество Врубеля | Кроссворд | 181 | |||
30 | Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Русский модерн в музыке. | Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон сидящий». Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза» | Презентация о Пикассо и Дали | 185 | 35-36 | |||
Художественная культура XX века. Модернизм | ||||||||
31 | Модернизм в живописи. Новое видение красоты. | Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда» | Южноуральские художники авангарда – Гурецкая И. | - | Самостоятельная работа | 194 | 37 | |
32 | Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Функционализм. | Шарль Эдуар Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала. «Органическая» архитектура. | Подбор фрагментов репертуара Челябинских театров | 198 | 38 | |||
33 | Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр. | К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. МХТ. Спектакль по пьесе «Три сестры» Антона Павловича Чехова. | Театр драмы имени Н. Орлова в Челябинске, актеры челябинских театров: Нифонтова Л., Каюров Ю., Ю. Ларионов и др. | Подготовка к контрольной работе | 203 | |||
34 | Стилистическая разнородность музыки XX века. | Балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Ленинградская симфония Д. Шостаковича. | - | Контрольная работа | 212 | |||
Постмодернизм | ||||||||
35 | Постмодернизм. Новые виды массового искусства. | Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Подготовка к культурологии в ВУЗе. | - | 224 | 41, 42 — 43 |
11 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(9 ЧАСОВ)
Возрождение в Италии (5 часов)
Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Батиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».
Северное Возрождение (4 часа)
Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
(5 ЧАСОВ)
Барокко (4 часа)
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра. Площадь Навона. Мост Святого Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Святого Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».
Классицизм (1 час)
«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII —
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)
Рококо (1 час)
«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.
Неоклассицизм, ампир (5 часов)
Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».
Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.
Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».
Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».
Романтизм (2 часа)
Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)
Реализм (3 часа)
Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».
Модерн (2 часа)
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Святого Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
(6 ЧАСОВ)
Модернизм (5 часов)
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.
Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».
Постмодернизм (1 час)
Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан».
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:
знать/ понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь: - узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
- контрольная работа
- устное сообщение
- реферат
- проект
- тестирование.
ХАРАКТЕРИСТИКА
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В соответствии с нормативными требованиями, на основании Методического письма 2011 года для оценивания уровня подготовки учащихся по мировой художественной культуре используются следующие методические пособия:
- Гузик М.А., Кузьменко Е.М. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1999
- Гузик М.А., Культура Древнего Востока: занимательные игры: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1997
- Челышева Т.В., Янике Ю.В. «Основы художественной культуры: МХК», тестовые задания. – М.: Владос, 1999
- Григорьева Н.А. «История и мировая художественная культура: интегрированные задания. 10-11 класс». - М.: «Русское слово», 2006
Педагогом составлены тестовые задания, тексты и варианты контрольных и самостоятельных работ на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, включающие в себя темы 10 и 11 классов. Используются также задания рабочих тетрадей.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
Материально-техническое обеспечение
Специфика предмета «Мировая художественная культура», его синтетическая сущность и всеохватность, прямой выход на творческую деятельность предполагают создание в кабинете целостной предметно-развивающей эстетической среды, которая может реализоваться в виде экспозиционных площадей для постоянных и временных выставок, дополнительных помещений для занятий творческими элективными курсами (художественная студия, студия для мультипликационных фильмов и т.д.).
Помещение кабинета МХК оснащено всем необходимым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играют условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
- Д – демонстрационный экземпляр
- К – полный комплект
- Ф – комплект для фронтальной работы
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД | ||
Стандарт среднего полного общего образования по мировой художественной культуре | Д | |
Примерная программа по МХК | Д | |
Авторская рабочая программа по МХК | Д | |
Учебник «Искусство. 8-9 классы» | Д | |
Дидактические пособия по МХК | Д | |
Энциклопедии, справочные пособия, словари (мифологический словарь, словарь символов и аллегорий, терминов по искусству) | Д | |
Книги для чтения по искусству, биографии деятелей культуры, художественная литература | Д | |
Методические пособия для учителей по МХК | Д | |
Альбомы по искусству | Д | |
Периодические издания по МХК | Д | |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
Таблицы (синхронистические и диахронические) | Д | |
Схемы (по эпохам, стилям, жанрам) | Д | |
Портреты выдающихся деятелей культуры и искусства | Д | |
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала | П | |
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА | ||
Мультимедийные обучающие программы и учебники | Д | |
Электронные базы данных и справочные материалы по МХК | Д | |
Электронная библиотека. База данных | ||
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) | ||
Компьютер | Д | |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, репродукций | Д | |
Музыкальный центр с возможностью воспроизведения компакт-дисков и магнитных записей | Д | |
Экран (навесной) | Д | |
Мультимедийный проектор | Д | |
Сканер | Д | |
Копировальный аппарат | Д | |
СD/DVD-проигрыватель | Д | |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | ||
СЛАЙД-ПРЕЗЕНТАЦИИ: | ||
Искусство первобытного мира | Д | |
Искусство Месопотамии | Д | |
Искусство древней Индии | Д | |
Искусство индейцев Месамерики | Д | |
Искусство Древнего Египта | Д | |
Искусство Древней Греции | Д | |
Искусство Древнего Рима | Д | |
Искусство Византии | Д | |
Романская архитектура и скульптура | Д | |
Искусство готики | Д | |
Культура Древней Руси - Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва. Соборы Московского Кремля и т. д. | Д | |
Средневековое искусство мусульманского мира - Альгамбра, Самарканд и др. | ||
Культура древнего и средневекового Китая | Д | |
Искусство Японии | Д | |
Культура Возрождения - творчество Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и др | Д | |
Искусство Барокко - Л. Бернини, Ф.-Б. Растрелли и др. | Д | |
Искусство Классицизма - Н. Пуссен, ансамбли Парижа и Петербурга | Д | |
Романтизм - Прерафаэлиты, Ф. Гойя, О. Кипренский и др. | Д | |
Реализм XIX в. - Г. Курбе, И. Репин, В. Суриков и др. | Д | |
Искусство второй половины XIX в. - К. Моне, Ф. Кнопф, Ван Гог и др. | Д | |
Искусство модерна - В. Орта, А. Гауди, Ф. Шехтель, М. Врубель и др. | Д | |
Культура XX века - П. Пикассо, В. Кандинский, С. Дали, Ш. – Э. Корбюзье, О. Нимейер и др. | Д | |
Музеи мира | Д | |
ВИДЕОФИЛЬМЫ | ||
Архитектура Древней Руси | Д | |
Архитектурные памятники Санкт-Петербурга | Д | |
Искусство Древнего Египта | Д | |
Античное искусство | Д | |
Искусство Западной Европы XVII века | Д | |
Искусство Западной Европы XVIII века | Д | |
Искусство Русского авангарда | Д | |
Русское искусство XX века | Д | |
Московский Кремль | Д | |
Древний мир - 1, - 2. | Д | |
Русское искусство XVIII-XIX века | Д | |
Русская икона | Д | |
Видеофрагменты вершинных произведений кинематографа XX века «Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини, Киноверсии по произведениям У. Шекспира и др. | Д | |
Синтетические виды искусств: «Жёлтая подводная лодка» (анимационный фильм с песнями «Битлз»), «Стена» (игровой и анимационный фильм с музыкой группы «Пинк Флойд»), «Иисус Христос – Суперзвезда» (рок-опера Э. Ллойд Уэббера) | Д | |
АУДИОЗАПИСИ И ФОНОХРЕСТОМАТИИ: | ||
Фрагменты музыкальных произведений: Григорианский хорал и знаменный распев, мессы Палестрины, оперы К. Монтеверди, произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке и др. | Д | |
CD-диски о художниках | Д |
Список литературы
- Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика/Л.И. Акимова. – СПб., 2007.
- Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика/Л.И.Акимова. – СПб., 2007.
- Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века/М. Альбанезе. – М., 2003.
- Андреева Е.Ю. Постмодернизм/Е.Ю. Андреева. – СПб., 2007.
- Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998.
- Герман М.Ю. Модернизм/М.Ю. Герман. – СПб., 2005.
- Даниэль С.М. Рококо/С.М. Даниэль. – СПб., 2007.
- Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма/Л.Г. Емохонова. – М., 2007.
- Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама/Л.Г. Емохонова. – М., 2007.
- Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.
- Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., 2005.
- Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия/В.Г.Лисовский. – СПб., 2007.
- Русская живопись: энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.
- Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV–XV века/А.В.Степанов. – СПб., 2005.
- Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век/А.В.Степанов. – СПб., 2007.
- Энциклопедия искусства XX века/сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
- http://artorbita.ru/tipy_rospisi/batik/gory
- http://art.1september.
- http://www.kafedramhk.ru/
- http://pedsovet.su/load/94
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...