урок по теме "Держава славная Россия"
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме

Крапивина Людмила Павловна

Восприятие Отечественной войны 1812 года русской культурой XIX века через анализ памятников архитектуры, скульптуры и живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derzhava_slavnaya_rossiya.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Ачитского городского округа

«Ачитская детская школа искусств»

Конспект урока

 по истории искусств в 3 классе

«Держава славная Россия»

Подготовила:

 преподаватель истории искусств

Крапивина Людмила Павловна

п. Ачит

2012

Тема урока: «Держава славная Россия»

   Цель урока:

Охарактеризовать восприятие Отечественной войны 1812 года русской культурой XIX века через анализ памятников архитектуры, скульптуры и живописи.

   Задачи:

- раскрыть аналитические способности учащихся;

- анализируя искусствоведческие источники, развивать умения извлекать информацию в соответствии с поставленной целью, анализировать и обобщать её;

- воспитывать чувство патриотизма и национальную гордость, уважение к боевому прошлому Родины.

   Оборудование:

- презентация  учителя;

- искусствоведческий материал (энциклопедии по искусству);

   Формы, методы и приёмы работы:

- метод обучения в сотрудничестве;

-  исследовательский метод.

Вспомогательный материал:

Жетоны трёх цветов: красный, желтый, зелёный, с помощью которых учащиеся оценят своё эмоциональное состояние в конце урока: красный – безразличен; желтый – взволнован; зелёный – заинтересован.

Искусствоведческий и иллюстративный материал:

   Содержание урока

  1. Введение в тему урока.
  2. Работа в группах с искусствоведческим материалом.
  3. Сообщения учащихся
  4. Закрепление материала
  5. Итог  урока.

   Ход урока

I. Организационный этап.

- формируются три группы и рассаживаются по местам.

II. Введение в тему урока.

Отечественная война 1812 года является одной из самых памятных и героических страниц отечественной истории. В этом году Россия отмечает 200-летие Бородинского сражения. События этой битвы, как и всей Отечественной войны 1812 года, нашли отражения в памятниках искусства XIX века: в архитектуре, скульптуре, живописи.

Считается, что именно эти памятники положили начало героизации прошлого.

Наша задача на уроке заключается в том, чтобы выяснить, как создавался образ народа-героя в архитектуре, скульптуре, живописи XIX века. Работать будем в командах.

Перед каждой командой лежат фотографии :

1 команда – архитектурные сооружения;

2 команда – скульптурные портреты;

3 команда – картины художника В. Верещагина;

энциклопедии по искусству, фотографии и репродукции произведений искусства, подчеркивающие значимость события, в честь которого было выполнено это произведение искусства.

Задание:

1 группе – вам необходимо из текста энциклопедий выбрать материал, кратко рассказать об архитектурных сооружениях, посвящённых данной теме.

2 группе - вам необходимо из текста энциклопедий выбрать материал, кратко рассказать о скульптурных портретах, посвящённых данной теме.

3 группе – рассмотрите предложенные вам репродукции картин В. Верещагина и пользуясь искусствоведческим материалом раскрыть видение этого события через восприятие художника.

Начинается работа в командах.

III. Краткие сообщения учащихся, сопровождающиеся компьютерной презентацией, подготовленной учителем.

1 группа – архитектура.

Александрийская колонна

Александрийский столп (Александрийская колонна) возведён 30 августа 1834 года в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу императора Николая I в память о победе его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном.

Это огромная колонна из розового гранита, стоящая на квадратном пьедестале. Венчает колонну скульптура работы Б. Орловского – позолоченный ангел с чертами императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу. Высота столпа вместе со статуей составляет 47,5 м.

Пьедестал колонны с четырёх колонн украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги. Шашки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, также шлемы Александра Невского и Ермака.

Триумфальная арка в Москве.

У Поклонной горы, где " напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого кремля", высится Триумфальная арка - символ славы победителей первой Отечественной..

20 сентября 1834 года состоялось открытие каменной триумфальной арки Автор проекта -крупнейший русский архитектор Осип Иванович Бове создал яркий, выразительный образ непокорённой Москвы, восставшей «из пепла и развалин».А 6 ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.

Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн пышного коринфского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор — пилонов. Между каждой парой колонн, в образованных ими нишах, на высоких постаментах размещены мощные литые фигуры воинов с сердцевидными щитами и длинными копьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Бородатые лица витязей суровы и выразительны. Ритмичные, несколько искусственные позы воинов, их тесные, римского типа туники — дань господствовавшему в начале XIX века классическому образу.

Над фигурами воинов, в верхней части пилонов, укреплены искусно выполненные, изящные, полные динамизма горельефы. На рельефе «Изгнание французов», названном создателями «Изгнание галлов из Москвы» или «Побитие двунадесяти языков», изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой он занес меч над поверженным врагом. В словно ожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов России, поднявшихся на борьбу с завоевателем. Ужасу и обреченности врагов противопоставлена твердая уверенность и безграничная решимость русских воинов — освободителей Москвы. Выразительно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с обнаженной грудью.

Композиция решена мастерски.. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различны по размерам, а ближайшие фигуры являются почти самостоятельными скульптурами. Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страстностью и глубокой жизненностью рисунка.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед, отчетливо выделяющиеся на светлом фойе аттика. Сидящие фигуры строго ориентированы по вертикалям пилонов и как бы венчают каждую пару колонн. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Классически строгие лица оживлены легкой улыбкой.

Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднятым в правой руке лавровым венком она венчает победителей. Плотные, округлые формы ее тела дышат энергией. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия.

Триумфальная арка — это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» —писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы — лучшее тому подтверждение.

Нарвские триумфальные ворота.

Первые триумфальные ворота возвели в 1814 году. Они предназначались для торжественного прохождения победоносных гвардейских частей – победителей. 
Автором проекта был знаменитый архитектор Джакомо Кваренги. Представляли они из себя помпезную однопролётную арку, украшенную колоннами ионического ордера и увенчанную фигурой богини Славы, управляющей шестёркой коней. Всё лето 1814 года через Триумфальные ворота, приветствуемые ликующими петербуржцами, в город вступали полки, славные имена которых золотом сияли на фасадах ворот.

Но возведённые из недолговечных материалов - дерева и алебастра - временные ворота постепенно ветшали и через 10 лет уже представляли серьёзную угрозу для прохожих. Ворота собирались снести. В то же время все понимали, что столица империи не могла лишиться памятника славы и доблести Отечественной войне 1812 года.
Ворота решили возобновить. Но уже в «мраморе, граните и меди», как об этом было сказано в «высочайшем рескрипте». Новые ворота решено было возвести на новом месте - к тому времени граница города передвинулась на запад от Обводного канала, на Нарвскую заставу, а потому новые Триумфальные ворота назвали Нарвскими.

 Проектирование ворот было поручено зодчему Василию Стасову. Строгий и последовательный классицист, он в основном сохранил замысел, идею и пропорции памятника Кваренги, но в этот раз построил 30-метровую арку из прочного кирпича, облицованного медью. Величественную арку венчает колесница, запряжённая шестёркой стремительно несущихся коней. В колеснице - богиня Славы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках - символами мира и славы. Вся эта скульптурная группа выполнена из кованой меди по моделям известных русских ваятелей: кони - работы П.К. Клодта, колесница - В.И. Демут-Малиновского, фигура Славы - С.С. Пименова.

На низких пьедесталах в нишах между колоннами находятся четыре фигуры воинов в древнерусских доспехах (ск. С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский). Над ними золотом высечен список полков русской армии, которые принимали участие в войне 1812 года. На карнизе находятся восемь фигур духов славы и мира, между которыми высечен список битв, в которых участвовали эти полки. Помимо "обязательной" колесницы и русских витязей ворота украшены именем русского самодержца Александра I, освободившего Россию и Европу от наполеоновского нашествия.

Арка Главного штаба Санкт-Петербурга

На Дворцовой площади Санкт-Петербурга располагается грандиозное историческое сооружение – здание Главного Штаба. Строительство этого здания велось целых 10 лет (с 1819 по 1829 гг). Архитектором здания стал Карл Иванович Росси. К работе над строительством он пригласил также скульпторов С.С. Пименова и В.И. Демут-Малиновского.

Триумфальная Арка Главного Штаба посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года и является завершающим монументом всего ансамбля Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Открытие Триумфальной Арки состоялось 24 октября 1828 года. Открытие совпало с возвращением гвардии, которая воевала на южных подступах России с Османской империей.

Триумфальная Арка Главного Штаба состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на Дворцовую площадь со стороны Невского проспекта.

Венчающая максимально Триумфальную Арку конная скульптурная композиция видна издалека. Не заметить её можно только уткнувшись взглядом в асфальт в состоянии глубокой депрессии. Максимальной выразительности эта скульптурная группа достигает при взгляде с Дворцовой площади или с дирижабля.

Первоначальный проект Триумфальной Арки не предполагал наличия в ней колесницы. Затем на эскизе появилась квадрига (запряженная четырьмя конями древнеримская колесница) с двумя воинами. Затем коней стало шесть, но без воинов. В окончательном варианте все выглядело следующим образом: крылатая богиня Слава стоит в запряженной шестеркой коней колеснице, коней сдерживают воины-копьеносцы. В левой руке богини Славы – штандарт, в правой – лавровый венок.

Венчающая Триумфальную Арку скульптурная композиция раскрывает сущность монумента как символа воинской славы. Этот мотив продолжен и в других элементах Триумфальной арки: орнаменты на стенах сложены из венков и воинских трофеев, сложенных при входе на арку с Дворцовой площади. Победителей приветствуют статуи богини Славы, стремительно летящие на ядре и протягивающие им пальмовые ветви и лавровые венки. Завершая архитектурно-скульптурную композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.

Казанский собор

Главным памятником отечественной войны является, конечно же, Казанский собор. Но, на самом деле, памятен он только двумя  событиями: торжественным молебном, после которого Кутузов отправился командовать русской армией, и перенесением праха полководца через год в собор. А вообще собор планировался как некое подражание собору Святого Петра в  Риме, а потом стал местом хранения иконы Казанской Божьей Матери. Также собор запоминается своим потрясающим серебреным иконостасом, серебро для которого было отбито донскими казаками у французов. 

Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года. Постройка его длилась целое десятилетие по проекту архитектора А. Н. Воронихина.

Собор, стоящий на высоком гранитном цоколе, имеет в плане форму латинского креста. Центр его северного фасада отмечен многоколонным портиком, перекрытым фронтоном. Величественно выглядит и противоположный, южный, портик, кажущийся еще более внушительным из-за отсутствия здесь колоннады. Над всем этим сложным многофигурным сооружением легко возносится купол на высоком барабане, прорезанном окнами и декорированном пилястрами. Изяществом своего силуэта он заметно превосходит купола других зодчих. 

Во внешнем оформлении собора особую роль играет скульптура. На аттиках проездов, завершающих колоннаду храма, помещены барельефы.

Собор стал местом хранения многочисленных трофеев Отечественной войны — знамен и штандартов, ключей от крепостей и городов, взятых русскими войсками. В результате он приобрел характер национального мемориального сооружения.

Комментарий учителя:

С самого начала судьба Казанского собора оказалась тесно связанной с историческими событиями, всколыхнувшими Россию в начале XIX века. Под его сводами в августе 1812 года состоялся торжественный молебен, после которого фельдмаршал М. И. Кутузов отправился в действующую армию во время Отечественной войны. Под его же сводами в июне 1813 года нашло вечный покой тело полководца, скончавшегося в немецком городке Бунцлау после изгнания неприятеля из пределов России. Оно было погребено в склепе, устроенном в северном приделе храма.

Собор стал местом хранения многочисленных трофеев Отечественной войны — знамен и штандартов, ключей от крепостей и городов, взятых русскими войсками. В результате он приобрел характер национального мемориального сооружения. Подобный характер храма был еще более усилен в 1837 году установкой перед боковыми порталами колоннады памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, отлитых по моделям скульптора Б. И. Орловского.

2 группа – скульптура

Оба памятника были заложены в 1818 году по указу Александра I. Оба были созданы одним скульптором: Б. И. Орловским. Оба были открыты почти в одно и тоже время.

Кутузов был изображен в генеральском мундире с эполетами и орденами и в накинутом плаще. Левой рукой с фельдмаршальским жезлом он указывал вперед, правой опирался на обнаженную шпагу. У ног полководца лежало французское знамя с переломленным древком. Четырехметровая фигура стояла на простом постаменте красного полированного гранита. На его лицевой стороне находилась надпись: "Фельдмаршалу князю Кутузову - Смоленскому. 1812". высота памятника составляла 7,4 метра. Памятник благополучно сохранился.

 В сравнении с памятником Кутузову Барклай де Толли изображен измученным человеком.  Жезл фельдмаршала он держит в опущенной левой руке. На мужественном, суровом лице признаки печали, горечи.  Это новаторское для своего времени произведение. Орловский не только внешне правдиво изобразил  полководца, но дает ему верную историческую характеристику, достигая  также яркой психологической выразительности. На лице полководца следы горьких дум.

"Герой", служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве",
- писал Я. П. Кульнев, один из участников войны 1812 года. И те, кто с оружием в руках встал на защиту Родины в дни Отечественной войны, не могут быть забыты, как и не могут изгладиться из народной памяти дела их..

Величественный памятник Петру Багратиону появился в Москве относительно недавно, в 1999 году. Расположился он в сквере на Кутузовском проспекте, и представляет собой скульптуру героя Отечественной войны 1812 года на коне. Скульптор памятника (М. Мерабишвили) довольно точно передал образ князя Багратиона. Сидящий на жеребце, поднявший руку с клинком, Петр Багратион призывает русские войска к атаке. По мнению историков, именно таким был герой при Бородино, последним сражении в его жизни.

Комментарий учителя –

Герой, служащий Отечеству,
никогда не умирает
и оживает в потомстве.

Я.П.Кульнев

Кутузов и Барклай-де-Толли. Скульптурные образы олицетворяют два типа доблести: первый - герой действия, второй – подвижник мысли.

Барклай назван «зачинателем», так как именно он после ряда поражений начал отступление, которое было воспринято осуждающе не только со стороны руководства, но и простыми солдатами. Перед Бородинским сражением Главнокомандующим был назначен Михаил Кутузов, который продолжил отступление, даже сдал Наполеону Москву. Но после этого Кутузов смог обратить наполеоновскую армию в бегство. Таким образом, Кутузов «совершитель» того, что начал ещё полководец, военный министр,  Барклай-де-Толли.

Эти памятники одни из первых попыток реалистического изображения героев в русской скульптуре.

А Петр Иванович Багратион – это ученик и сподвижник Суворова и Кутузова, князь, стремительный и неустрашимый воин, кумир солдат.

Да, Бородинское сражение, сыгравшее важнейшую роль в ходе Отечественной войны 1812 года, получило отражение и в картинах русских художников.

3 группа – живопись.

Объектом нашего исследования стали произведения Василия Верещагина.

Наполеон I на Бородинских высотах

«Верещагин - явление, высоко поднимающее дух русского человека».И.Н. Крамской

«Шахматы поставлены, игра начнется завтра» - сказал Наполеон, возвратясь в свою палатку, после объезда Бородинского поля накануне дня великой битвы. Ночь император провел в своей палатке почти без сна, мучимый припадками жестокой болезни и в крайне угнетенном состоянии духа.

Рано утром, 26-го августа, Наполеон со свитой подъехал к Шевардинскому редуту, откуда он намеревался руководить своей шахматной партией. Здесь император и свита сошли с лошадей и заняли наблюдательный пост.

Но прежде чем начаться задуманной игре был прочитан перед войсками, как только они заняли свои места по диспозиции, знаменитый приказ Наполеона:

«Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»

Исход сражения при Бородине был нерешительный. Ни та, ни другая армия не считала себя побежденною, и если русская армия отступила с поля битвы, то это входило в расчеты Кутузова. Но чего же недоставало французам для того, чтобы в самом деле стать победителями?

Если мы взглянем на картину Верещагина, мы поймем все: армии недоставало ее вождя. Разбросанная на громадном поле в большом удалении от места, где находился Наполеон, армия не видела великого императора, своего любимого вождя; она знала, что он где-то там, что его дух незримо присутствует на поле смерти, но она его не видела, и во все продолжение кровопролитнейшего боя император ни разу не показался ей.

Посмотрите на картину: Наполеон сидит, позади столпились лица свиты, обозревая поле сражения в подзорные трубы. Известно, что Наполеон весь день провел на этом пункте, ни разу не сел на лошадь и вообще был очень мало похож на полководца, дающего решительное сражение. Наполеон был погружен в апатию в такое время, когда все его умственные силы должны были бы быть напряжены до последней степени. Как бы там ни было, но это зрелище сидящего на стуле полководца, в то время как его доблестные воины умирают тысячами, не видя своего императора, символично: победоносному орлу Франции подрезали крылья, и в дальнейшем никто не увидит больше его горделиво парящего полета в выси.

В Кремле - пожар!

«Нет. Не пошла Москва моя
К нему с повинной головою!..
Не праздник, не приемный дар —
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою»...
 А.С. Пушкин.

2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву, а на другой день, 3-го, сам император, въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремль.

Но едва только совершилось это занятие древней русской столицы неприятельской армией, как в городе начались пожары один за другим, и никакие усилия, направленные к их прекращению, не могли ничего сделать. В то время как тушили в одном месте, загоралось в другом, и так перебегая с квартала на квартал, огонь охватил почти всю Москву.

Великий полководец, не знавший страха, никогда ни перед чем не отступавший, баловень судьбы, слагавшей ему под ноги один трофей за другим, победитель целой Европы, завоеватель, мечтавший в своем могуществе сравняться с Александром Великим и уподобить свою державу древнему железному Риму, — вот он стоит в своей обычной позе на Кремлевской стене и между ее зубцов сосредоточенно вглядывается туда, где бушует огненная бездна. Кругом падают горящие куски дерева, сыплются раскаленные угли, рвутся клубы дыма.

 Смятение отчетливо рисуется во всей фигуре одного из маршалов в группе стоящей поодаль свиты, а император все недвижим, не в силах оторвать взора от страшной картины. Впервые предстало здесь то грозное, неотразимое, бороться с чем — выше сил человека, хотя бы он был во сто крат гениальние самого Наполеона.

 Стихия!.. Вот что поднялось на пути великого императора. До сих пор он знал одни победы. И что же? И вместо изъявления покорности, взамен торжественного признания себя побежденными, какой-то молчаливый протест в виде потрясающего моря огня, которое, бушуя, все разливалось шире и шире, и силою своею скоро должно было принудить отступить перед собою того, кто всегда знал одно лишь движение вперед.

Поджигатели. Расстрел в Кремле

Всякий город, очутившийся во власти неприятеля, подчиняется тому управлению, которое назначит победитель. В силу этого правила Наполеон, вступив в Москву, сейчас же избрал нескольких лиц, обязанных блюсти порядок в пределах нового французского владения.

И вот началось поддержание в Москве порядка. Его можно резюмировать кратко; все для себя — ничего для других. Бедствия от пожара еще усугублялись неслыханными грабежами, всяческими притеснениями и насилиями, творимыми французами на полной свободе, совершенно безнаказанно. Пожар Москвы необыкновенно раздражил французов и надо было на ком нибудь сорвать злобу.

 Наполеон приказал нарядить военные суды и расправляться с поджигателями без всякой пощады. У французов сложилось тогда твердое убеждение, будто жители Москвы, и только они, нарочно устраивали пожары. Никакие другие причины решительно не допускались. И вот началась по всей Москве неутомимая ловля поджигателей, причем достаточно было просто оказаться по близости от горящего дома, чтобы быть заподозренным, схваченным, приведенным на военный суд и... расстрелянным.

... Взвод, назначенный для исполнения приговора, строился в два ряда, раздавалась короткая команда, слышался гулкий треск, и... кровавый туман застилал сознание злополучных жертв «победителя».

В Успенском соборе

Прихоти войны способны достигать самых чудовищных размеров. Для победителя, занявшего чужой город, не существует ничего святого. Вглядитесь в воспроизводимую картину, и... чье сердце не содрогнется при этом зрелище! На том самом месте, где во славу Бога тихо подымался голубой кадильный дымок, и мощной волной разносились звуки торжественного песнопения, где в экстазе с благоговением преклонялись колена верующих, и жаркая молитва неслась к небесному престолу, там неприятелем была устроена... полковая конюшня

Успенский собор — конюшня... Вон в два ряда стоят расседланные лошади. Один кавалерист взобрался на так называемое место патриарха Никона и стоит в развязной позе, покуривая трубочку; с правой стороны двое других, сидя на полу, режутся в карты, и можно себе вообразить, какие при этом отпускают отборные словечки. Подальше еще один кавалерист, взгромоздившись ногами на выдвинутый из алтаря престол, обдирает золотой оклад образа; другому его товарищу показалось мало добычи внизу, он приставил лестницу и полез наверх...

 Успенский собор, переживший много веков, стоял безмолвный, запустелый; молчали его колокола, не разносился по Кремлю их торжественный звон, а внутри собора слышались только грубые окрики, ругательства солдат, да конское ржание, причем последние звуки, производимые животными, были для святости места наименее оскорбительными; мерзость запустения с каждым днем все росла и росла, все новые и новые иконы, грубо вырванные из своих драгоценных окладов, сваливались на пол в беспорядочную кучу, осквернялись все новые гробницы, где нетленными мирно почивали мощи святителей, все выше и выше вырастали горы всякого мусора и конского помета.

Поражает во всем этом деле его жестокая бессмыслица и крайняя недальновидность его совершителей, потому что все подобные поступки только еще больше ожесточили сердце русского народа, вера которого в ту пору была сильна, и он страшно отомстил французам за беспримерно дерзкое осквернение его святынь.

Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину...

К. Симонов

Комментарий учителя

Василий Верещагин. С 1887 года и до конца жизни он создаёт картины, посвящённые Отечественной войне 1812 года. Серия включает 20 полотен, запечатлевших эпизоды вторжения наполеоновской армии и борьбу русского народа. Работая над этой серией картин, Верещагин отнёсся к задаче с большой ответственностью и проделал огромную исследовательскую работу, изучив массу исторических материалов, воспоминаний современников. Он лично обследовал Бородинское поле, знакомился с многочисленными реликвиями и памятниками эпохи, создал множество этюдов и зарисовок.

Своё видение этого события Верещагин выразил через восприятие Наполеона. Характеризуя его, художник раскрывает самую главную проблему – моральную ответственность личности за гибель тысяч людей. Верещагин своими работами сумел «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесён».

По своей композиции картины наполеоновской серии удивительны жизненны и правдивы. Их отличают сильные, звучные краски, составляющие общую цветовую  гармонию и тональное единство. На фоне свободно и широко написанного пейзажа контрастно читаются тщательно проработанные исторические детали. Живописная манера – широкая, уверенная.

  1. Закрепление материала.

Перед каждой командой лежит лист ватмана. Вам нужно подвести итог работы.

Задание:

1 группе: из предложенных вам характеристик выберите главные и объедините их в названные группы.

2 группе: сравните скульптурные памятники и определите их  сходства. А так же я прошу вас ответить на такой вопрос. А. С. Пушкин после посещения мастерской Орловского написал стихотворение «Художнику», в котором есть такие строчки «Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов». Объясните, как они раскрывают суть замысла скульптора?

3 группе: ещё раз внимательно рассмотрите репродукции картин Верещагина и напишите характерные особенности, объединяющие эти произведения искусства.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Подводя итог урока, мы видим, то искусство в первую очередь прославляет русский народ.

 Если говорить об архитектурных памятниках, то они  демонстрирует его силу, мощь, единение.

По скульптурным произведениям искусства можно судить об уверенности и решительности полководцев в победе русской армии.

В живописных полотнах художники показывают крепость духа русских людей и испытания, которые выпали на их долю.

Крепость духа, доблесть войск, отвага и самопожертвование, служба Отечеству «верой и правдой»,  «по долгу и чести» - эти понятия гарантируют Отечеству безопасность. Об этом мы должны помнить.

Я благодарю вас за работу, и мне хотелось бы узнать, какое эмоциональное состояние вы сейчас испытываете. Выберите соответствующий жетон и прикрепите его на доску.


Список использованной литературы:

  1. Книга для учителя «Недаром помнит вся Россия…» Ярославль. Академия развития.2011г.
  2. Современная иллюстрированная энциклопедия. Москва. «РОСМЭН» 2007г.
  3. «Василий Васильевич Верещагин». Том 56. Издательство «Директ – Медиа» 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."

Урок изучения новых знаний. В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исто...

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

презентация к уроку "Держава славная Россия"

Восприятие Отечественной войны 1812 года русской культурой XIX века через анализ памятников архитектуры, скульптуры и живописи....

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Урок-суд "Эпоха славных дел Петра" для 7-х классов

Разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Эпоха славных дел Петра" для 7 класса. На уроке использованы элементы игры, учащимся заранее предстоит выбрать те роли, в которых они хотят себя вид...