Образ Христа в шедеврах русской живописи
презентация к уроку по мхк (6 класс) по теме

Черненко Ольга Сергеевна

Презентация для использования на уроках  ОРКиСЭ  или МХК на тему  «Образ Христа в шедеврах  русской живописи».  В презентации раскрывается суть образа Иисуса Христа  сквозь призму веков в русском искусстве . Цель презентации – показать обучающимся образ Христа в искусстве, рассказать о к шедеврах живописи, посвященных ему.

В презентации представлены  краткие комментарии к известным  картинам  с изображением Христа, в которых художники изображали  его  в различных проявлениях. Эта презентация поможет сформировать правильное отношение детей к культурным ценностям,  расширит их кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_hrista_v_russkoy_zhivopisi.pptx792.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ ХРИСТА В шедеврах русских художников Презентация учителя русского языка и литературы Черненко О.С. МКОУ Леснополянская СОШ

Слайд 2

Что за удивительная вещь искусство живописца! Он – чудотворец более великий, чем сама природа… искусство живописца претворило вымысел в подлинную жизнь . Христофор Митиленский (1000-1050 г.)

Слайд 3

В Россию живописное искусство пришло из Византии вместе с воспринятой оттуда православной христианской религией. Из Византии к нам пришли и выработанные иконографические стандарты, от которых отступать строго запрещалось. Лики святых, а также образ Христа изображались преднамеренно условно и схематично, с аскетическими чертами, лишенными всякой портретности .

Слайд 4

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства и русской живописи XIX в. - образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас)- это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Древнее и глубокое истолкование Евангелия ( само слово «евангелие» означает «благая весть»), которое Русь унаследовала от Византии, люди понимали заключенный в нем рассказ о великом, непостижимом Боге, «вочеловечившемся» во имя людей. Соединив со своей божественной природой всю полноту природы человеческой, он несет людям свой «завет», свою проповедь и, испытав присущие этой природе страдания, искупает человеческие грехи.

Слайд 5

Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика в южной галерее собора св. Софии в Константинополе. Вторая четверть XII в.

Слайд 6

С XV столетия, после падения Византии, оплотом Православия становится Русь. В русском иконографическом языке, достигшем определенной зрелости, появляются признаки национальной самобытности. В это время заявляет о себе выдающийся живописец раннего средневековья преподобный Андрей Рублев. Он открыл дорогу в мир русского искусства всепобеждающей силе добра и любви к ближнему, что так отчетливо проявилось в образах Христа. Лик Христа в работе Андрея Рублева предстает излучающим душевную теплоту и милосердие.

Слайд 7

Андрей Рублев. Спас, 1410-е Лик Христа в работе Андрея Рублева предстает излучающим душевную теплоту и милосердие.

Слайд 8

«Спас» Рублева - произведение, оказавшее огромное влияние на современников художника и на все последующие поколения русских людей. С именем Андрея Рублева связан принципиально новый этап в развитии русского иконостаса - становление так называемого «высокого иконостаса». Это одно из самых больших художественных чудес, которыми одарил нас XV в и именно образ его Христа стал традиционным в картинах русских художников.

Слайд 9

В XVIII веке, после того как Петр I "в Европу прорубил окно", к нам пришло искусство Запада с классическими манерами живописи. Однако сквозь "чужевластье мод" оно перерождалось в оригинальное русское национальное искусство.

Слайд 10

Над проблемой духовного возрождения человека через образ Христа в искусстве глубоко и целеустремленно работал в первой половине XIX века Александр Иванов (1806-1858 гг.). Это столь же значительная фигура для русского искусства Нового времени, как и Рублев для искусства Древней Руси. Портрет А. А. Иванова работы С. П. Постникова

Слайд 11

20 лет своей жизни живописец отдал знаменитой и грандиозной по размерам (5,40х7,50 м) картине "Явление Христа народу"

Слайд 12

Сюжет взят из 1-й главы Евангелия от Иоанна . Интересны композиция картины и запечатленное на ней действо. Левую половину картины занимает группа апостолов, возглавляемая Иоанном Крестителем, который указывает на шествующего вдали Христа-Мессию, предсказанного в библейских пророчествах .

Слайд 13

Этой группе противостоит толпа фарисеев. Между этими двумя полюсами - вереница людей, символизирующая разные сословные группы с разной реакцией на происходящее.

Слайд 14

Христос изображен один в центре картины, на освещенном холме, и люди смотрят на него снизу вверх с надеждой. Фигура Христа невелика по размерам , но она фактически является главной в картине. Интересная деталь - шаг Христа направлен к группе грешников в лице фарисеев - намек на слова Евангелия: "Я пришел не праведников, а грешников призвать к покаянию ".

Слайд 15

Суть этой глубоко философской картины - выбор пути человечества на историческом перепутье, когда на смену старым пророкам приходят новые. Иоанн Креститель жестом в сторону Христа указывает верный путь выбора в мире противоречий - путь к духовному возрождению во Христе. Как же это актуально в наше время!

Слайд 16

Повышенный интерес к евангельской тематике с образом Христа проходит через все творчество другого художника - Н.Н. Ге (1831-1894 гг.), одного из основателей передвижничества. Он искал собственный путь в изображении Спасителя Портрет художника Николая Ге. Картина Ильи Репина.

Слайд 17

Н.Н. Ге «Что есть истина?» Христос и Понтий, 1890 г. Картина написана на известный евангельский сюжет. Она изображает эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом, обвинявшемся в покушении на захват власти в Иудее. Название картины («Что есть истина?») представляет собой цитату из Евангелия от Иоанна

Слайд 18

В 1872 году, на 2-й выставке передвижников, сенсацию вызвала картина И.Н. Крамского (1837-1887 гг.) "Христос в пустыне".

Слайд 19

Эта картина завораживала зрителей, которые стояли перед ней часами. На картине изображен рассвет в пустыне. Христос погружен в глубокое раздумье. Босой, с крепко сжатыми пальцами рук, опущенных на колени, просидел Он всю ночь в думах о "не Своем горе". Его неподвижная, застывшая фигура будто вросла в камни пустыни. Посветлело небо, но Христос ничего не замечает, погруженный в мир глубоких дум.

Слайд 20

Большой евангельский цикл из 58 картин «Из жизни Христа" создал В.Д. Поленов (1844-1927 гг.) Свой долг художника он видел в концентрации сил для создания этого цикла, который представлялся ему «рядом картин и сцен, связанных между собой эстетической атмосферой.

Слайд 21

Центральной работой этого цикла является картина «Христос и грешница».

Слайд 22

Идея "добро побеждает зло" воплощена в живописном пересказе известного евангельского события с противостоянием мудрого в Своем спокойствии Христа разъяренной толпе в кульминационный момент драмы. "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень" - сказал Христос разгневанным людям, готовым забить камнями изобличенную в прелюбодеянии женщину. И люди разошлись, обличаемые совестью.

Слайд 23

Образ Христа на этой картине не соответствует ни канонам академизма, ни демократическому искусству передвижников. Христос Поленова - особый, свой, " поленовский ", выражающий авторское мироощущение, основанное на осознании необходимости истины, красоты и гармонии Божьего мира. И в этой светлой умиротворяющей благодати не может существовать зло.

Слайд 24

Илья Репин написал картину «Воскрешение дочери Иаира » в качестве дипломной работы . Именно она стала первым произведением большого масштаба, для начинающего Репина. За этот шедевр он получил звание художника, первую золотую медаль и был отправлен в заграничную командировку.

Слайд 25

Воскрешение дочери Иаира . Илья Репин 1871 г. «Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.» Евангелие от Луки

Слайд 26

Трактуя сцену евангельского чуда, картина «Воскрешение дочери Иаира » передает ситуацию, когда Христос является в дом, только что умершей девушки, Репин изобразил удивление и в то же время испуг родителей, в чьих глазах еще теплится надежда. Вся сцена изображена как важное и значительное событие. Создавая эту картину, Репин был под впечатлением «Лунной сонаты» Бетховена и по словам двоюродного брата Бетховена, по-бетховенски получилось мощной. Искусствоведы называют эту картину самой таинственной и загадочной в творчестве Репина.

Слайд 27

Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя "русского Рафаэля". Наиболее значительное место в творчестве Егорова занимают работы на религиозные сюжеты.

Слайд 28

Самая известная картина Егорова - "Истязание Спасителя" (1814). Современники воспринимали картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И. В. Буяльский , любивший демонстрировать своим ученикам анатомические погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: "Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки".

Слайд 29

Егоров Алексей Егорович Истязание Спасителя 1814 Холст, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 30

Из богатых сокровищ русского изобразительного искусства в презентации представлено лишь несколько произведений, связанных с образом Христа. Сегодня, когда наше Отечество переживает трудные времена, сохраняет свое значение обращение к произведениям евангельского содержания русских художников. Оно необходимо для нравственного и духовного обустройства людей, ищущих правильный путь. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Христа в русском искусстве XIX века.

В данном материале исследуется образ Христа в определенном   библейском сюжете  " Христос в Гефсиманком саду"  и различные канцепции этого сюжета и образа христа в целом у  из...

Литературно-музыкальная композиция .Образ женщины в русской живописи.

Литературно-музыкальная композиция .образ женщины в русской живописи можно использовать на уроках музыки, ИЗО, как интегрированное занятие, а так же првести классный час в предверии Международного Жен...

Презентация "Шедевры мировой живописи".

В данной презентации рассказывается об известных картинах и необычных историях, связанных с их созданием....

Методическая разработка интерактивной конкурсной программы «Шедевры мировой живописи»

Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации детей. Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации ...

«Шедевры русской живописи на уроках русского языка»

Эта работа приглашает учителей русского языка в мир изобразительного искусства, столь же необходимого культурному человеку, как литература, кино или театр. Она предназначена для проверки орфографическ...

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...

"Образ Христа на картинах русских художников на евангельские сюжеты"

Научная статья, представленная на XII  Международном форуме "Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения", Липецк-Задонск, 20-22 октября 2016 года....